Методы и формы воспитательной и реабилитационной работы с получателями социальных услуг с нарушением интеллекта

Анастасия Ивановна Окрушко

       Студия прикладного творчества – это территория помощи инвалидам с ментальными особенностями и трудностями социальной адаптации. Деятельность студии направлена на улучшение психофизического состояния инвалидов, на реализацию возможностей интегрироваться в общество. Занятия творчеством играют огромную адаптационную и реабилитационную роль, при этом задействуются и активизируются резервные механизмы и ресурсы инвалида. В процессе реабилитации   формируются определенные трудовые навыки при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями, формируются самостоятельность, наблюдательность. В процессе занятий происходит развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и координации движений. Творческая деятельность в студии моделирует и закрепляет позитивный опыт – чувствовать себя полноценным и востребованным человеком.

       Студия прикладного творчества Центра социальной реабилитации инвалидов - это не учебный класс, здесь не учат, как надо рисовать, а скорее, сообщество людей, которых объединяет любовь к искусству, желание заниматься творческими проектами и несомненные художественные амбиции. Отсутствие художественного образования не могут помешать человеку быть художником. Основная задача нашей студии - сохранить самобытность – аутентичность творчества инвалидов, представить их такими, какие они есть в их произведениях. Творческая деятельность наполняет жизнь инвалидов новыми впечатлениями и новым социальным опытом, позволяет общаться друг с другом и вместе творить искусство. Занятия в студии формируют отношение человека к миру и к себе, помогают принять особенности человека не как недостатки, а как средства для самовыражения, помогают проявить себя. У нас вызывают восхищение уникальные творческие способности людей с особенностями в развитии, их поразительная самоотдача и мотивация к изменениям.

         В студии инвалиды знакомятся с разнообразными видами и техниками декоративно-прикладного творчества: лепка из пластилина, основы ткачества (изготовление шнуров), декупаж, папье-маше, фелтинг (валяние шерсти). Особенно популярно изготовление изделий из художественного войлока и шерстяная акварель. Данному виду творчества даже выделены двухчасовые занятия в клубе «Войлочные чудеса».

        При помощи данного творческого процесса можно решить проблему занятости клиента в свободное время, организации его досуга, способствовать выработке определенных профессиональных навыков. "Интеграция – это возможность быть самим собой среди других", Бенгт Нирье (Бенгт Нирье - шведский врач, наиболее известный как основоположник распространения концепции нормаализации  взрослых с ограниченными возможностями в 1960-х годах в противовес помещению в лечебные учреждения. Его идеи имели большой успех в Дании и Швеции, затем в Соединенных штатах Штатах и Канаде  в 1970-х гг.  В 1969 г. он опубликовал книгу, обобщающую эти принципы.). 

            Мы стараемся делать все зависящее от нас, чтобы творческие достижения наших художников стали известны широкой публике. Работы инвалидов участвуют в творческих конкурсах, выставляются на различных арт-выставках и фестивалях.

Руководит студией прикладного творчества педагог дополнительного образования, инструктор по труду высшей категории ЦСРИДИ Невского района, член творческого союза мастеров по войлоку Анастасия Ивановна Окрушко. Занятия в студии проводятся 5 раз в неделю, продолжительность занятия от 30 до 45 минут в зависимости от состояния здоровья инвалида. Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Количественный состав групп не превышает 10 человек.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основная деятельность — максимальная социально-трудовая адаптация инвалидов и оптимальная интеграция их в здоровую социальную среду

Слайд 4

Особенности познавательных процессов лиц с нарушением интеллекта Патологическая инертность нервных и психических процессов Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему Снижение мотивации деятельности Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления Нарушение критичности мышления Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия Низкая точность и прочность запоминания Непреднамеренность запоминания Нарушения речи Низкая целенаправленность деятельности

Слайд 5

Цель образовательной среды для лиц с нарушением интеллекта создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала получателя услуг, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии

Слайд 6

Основные виды декоративно-прикладного искусства, используемые в студии лепка из пластических материалов папье-маше, декупаж, шерстяная акварель, изделия из художественного войлока, шерстяная скульптура

Слайд 7

Основные педагогические задачи Развивать пространственные представления через различные виды прикладного творчества путем целенаправленного восприятия формы, величины, цвета предметов Способствовать активизации мыслительной, познавательной деятельности, как средства развития творческих способностей Знакомить клиентов с отдельными видами и направлениями в творческой деятельности Развивать мелкую моторику

Слайд 8

Методы компенсация — метод формирования заменителей коррекция — метод устранения нарушений, подкрепление — метод сохранения достигнутого уровня.

Слайд 9

Особенности организации и методика обучения ручному труду объяснительно–иллюстративные (при объяснении нового материала); репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений); стимулирования и мотивации; самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);

Слайд 10

Методы работы раскрывают творческие способности клиента, дают ему возможность попробовать свои силы в творческой деятельности и, что немаловажно, создают ситуацию успеха

Слайд 11

Взаимодействие с родственниками получателей услуг

Слайд 12

Совместная работа с волонтерами

Слайд 13

Основные показатели интеллектуальных навыков ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ЗАДАНИИ ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ (ХАОТИЧНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ) ПЕРЕДАЧА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТЕЙ ИЗДЕЛИЯ, ИХ ЦВЕТА И ЦЕЛОСТНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Слайд 14

МАСТЕР- ФЕЛЬТМЕЙКЕР

Слайд 15

заключение Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Соответственно, обучение лиц с нарушениями интеллекта требует создания специальных педагогических условий.