Главные вкладки
Методы и формы воспитательной и реабилитационной работы с получателями социальных услуг с нарушением интеллекта
Студия прикладного творчества – это территория помощи инвалидам с ментальными особенностями и трудностями социальной адаптации. Деятельность студии направлена на улучшение психофизического состояния инвалидов, на реализацию возможностей интегрироваться в общество. Занятия творчеством играют огромную адаптационную и реабилитационную роль, при этом задействуются и активизируются резервные механизмы и ресурсы инвалида. В процессе реабилитации формируются определенные трудовые навыки при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями, формируются самостоятельность, наблюдательность. В процессе занятий происходит развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и координации движений. Творческая деятельность в студии моделирует и закрепляет позитивный опыт – чувствовать себя полноценным и востребованным человеком.
Студия прикладного творчества Центра социальной реабилитации инвалидов - это не учебный класс, здесь не учат, как надо рисовать, а скорее, сообщество людей, которых объединяет любовь к искусству, желание заниматься творческими проектами и несомненные художественные амбиции. Отсутствие художественного образования не могут помешать человеку быть художником. Основная задача нашей студии - сохранить самобытность – аутентичность творчества инвалидов, представить их такими, какие они есть в их произведениях. Творческая деятельность наполняет жизнь инвалидов новыми впечатлениями и новым социальным опытом, позволяет общаться друг с другом и вместе творить искусство. Занятия в студии формируют отношение человека к миру и к себе, помогают принять особенности человека не как недостатки, а как средства для самовыражения, помогают проявить себя. У нас вызывают восхищение уникальные творческие способности людей с особенностями в развитии, их поразительная самоотдача и мотивация к изменениям.
В студии инвалиды знакомятся с разнообразными видами и техниками декоративно-прикладного творчества: лепка из пластилина, основы ткачества (изготовление шнуров), декупаж, папье-маше, фелтинг (валяние шерсти). Особенно популярно изготовление изделий из художественного войлока и шерстяная акварель. Данному виду творчества даже выделены двухчасовые занятия в клубе «Войлочные чудеса».
При помощи данного творческого процесса можно решить проблему занятости клиента в свободное время, организации его досуга, способствовать выработке определенных профессиональных навыков. "Интеграция – это возможность быть самим собой среди других", Бенгт Нирье (Бенгт Нирье - шведский врач, наиболее известный как основоположник распространения концепции нормаализации взрослых с ограниченными возможностями в 1960-х годах в противовес помещению в лечебные учреждения. Его идеи имели большой успех в Дании и Швеции, затем в Соединенных штатах Штатах и Канаде в 1970-х гг. В 1969 г. он опубликовал книгу, обобщающую эти принципы.).
Мы стараемся делать все зависящее от нас, чтобы творческие достижения наших художников стали известны широкой публике. Работы инвалидов участвуют в творческих конкурсах, выставляются на различных арт-выставках и фестивалях.
Руководит студией прикладного творчества педагог дополнительного образования, инструктор по труду высшей категории ЦСРИДИ Невского района, член творческого союза мастеров по войлоку Анастасия Ивановна Окрушко. Занятия в студии проводятся 5 раз в неделю, продолжительность занятия от 30 до 45 минут в зависимости от состояния здоровья инвалида. Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Количественный состав групп не превышает 10 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная деятельность — максимальная социально-трудовая адаптация инвалидов и оптимальная интеграция их в здоровую социальную среду
Особенности познавательных процессов лиц с нарушением интеллекта Патологическая инертность нервных и психических процессов Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему Снижение мотивации деятельности Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления Нарушение критичности мышления Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия Низкая точность и прочность запоминания Непреднамеренность запоминания Нарушения речи Низкая целенаправленность деятельности
Цель образовательной среды для лиц с нарушением интеллекта создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала получателя услуг, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии
Основные виды декоративно-прикладного искусства, используемые в студии лепка из пластических материалов папье-маше, декупаж, шерстяная акварель, изделия из художественного войлока, шерстяная скульптура
Основные педагогические задачи Развивать пространственные представления через различные виды прикладного творчества путем целенаправленного восприятия формы, величины, цвета предметов Способствовать активизации мыслительной, познавательной деятельности, как средства развития творческих способностей Знакомить клиентов с отдельными видами и направлениями в творческой деятельности Развивать мелкую моторику
Методы компенсация — метод формирования заменителей коррекция — метод устранения нарушений, подкрепление — метод сохранения достигнутого уровня.
Особенности организации и методика обучения ручному труду объяснительно–иллюстративные (при объяснении нового материала); репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений); стимулирования и мотивации; самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);
Методы работы раскрывают творческие способности клиента, дают ему возможность попробовать свои силы в творческой деятельности и, что немаловажно, создают ситуацию успеха
Взаимодействие с родственниками получателей услуг
Совместная работа с волонтерами
Основные показатели интеллектуальных навыков ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ЗАДАНИИ ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ (ХАОТИЧНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ) ПЕРЕДАЧА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТЕЙ ИЗДЕЛИЯ, ИХ ЦВЕТА И ЦЕЛОСТНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
МАСТЕР- ФЕЛЬТМЕЙКЕР
заключение Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Соответственно, обучение лиц с нарушениями интеллекта требует создания специальных педагогических условий.