ПРОГРАММА внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества «Кубанские промыслы» Для учащихся 10-14 лет классов

Ольга Васильевна Тропезникова

Представленная программа внеурочной деятельности составлена с учетом требований актуальных тенденций и требований ФГОС. По мнению автора, содержание программы отражает конкретный круг актуальных вопросов казачьего образования с учетом необходимости дать учащемуся целостное представление о творчестве кубанских мастеров. Программа составлена с учетом дидактических принципов обучения и с учетом особенностей возраста обучающихся.

Структура программы включает: пояснительную записку, цели и задачи,  содержание курса, учебно-тематический план, предполагаемые результаты реализации программы. Срок реализации программы 3 года. Программа направлена на развитие общей культуры учащихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности. Содержание программы даёт полное представление о декоративно - прикладном творчестве как об искусстве, организует художественно - творческую деятельность учащихся, направленную на преображение окружающего среды. На занятиях используется интеграция слухового, зрительного восприятия с практической работой. Программа нацелена на обогащение духовного мира ребёнка, на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях на основе казачьих традиций. Обучение по данной программе даёт школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно - творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы, казачьем обществе), углубить знания о родном крае. Основной задачей программы является воспитание учащихся в традициях и обычаях кубанского казачества. Отсюда вытекают цели обучения. Учебно - методическое и материально - техническое оснащение, предусмотренное программой, позволяет в полной мере освоить содержание программы, организовать проектную деятельность обучающихся, отвечает современным требованиям к обучению. Программа обеспечивает единство обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №14

 имени Кавалера Ордена «Знак почета» М.И. Сошникова хутора Прикубанского

муниципального образования Славянский район

 

 

 ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества

«Кубанские промыслы»

Для учащихся 10-14 лет классов

Учитель ИЗО :  высшей категории Тропезникова Ольга Васильевна

х.Прикубанский

2022 год

Актуальность программы

В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается человеку красота произведений  традиционного искусства, воплощающего многовековой опыт ремесленников Кубани, художественного вкуса и жизненной мудрости человека.

Приобщение подрастающего поколения к различным   декоративно- прикладного искусства своей малой родины, связанного с рукоделием, что является значимой частью обучения и воспитания детей.

Занятия в кружке декоративно-прикладным творчеством дают возможности для разностороннего развития детей. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты своими руками – все это воздействует на ум, душу, обогащает духовный мир растущего человека.

Декоративно-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе со школьниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности наших предков. 

Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности «Кубанские промыслы»

 предназначена для детей 10-14 лет, проявляющих интерес к народному искусству Кубанских мастеров, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.

Цель программы –

освоения учащимися народных традиций малой родины, декоративно-прикладного искусства, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства Кубанского казачества

Задачи:

  • раскрыть истоки народного искусства Кубани, народной традиции и её роль в жизни Современного  общества;
  • расширить специфику художественной направленности народного искусства;
  • освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок народного декаративно-прикладного искусства и применению их в быту;
  • развивать самостоятельность и способность решать творческие  поставленные задачи;
  • развивать и поддерживать интерес и любовь к родному краю, народному искусству своей малой родины

Формы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок

Содержание программы

 Культура кубанского казачества вызывает особый интерес и  возможность активно изучать традиции кубанского казачества.

 В кружке «Кубанские промыслы» осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; начинается формирование любви к родной земле. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

 На занятиях используется интеграция слухового, зрительного восприятия с практической работой, - в этом заключается оригинальность и новизна данной программы.

Тематический план программы

Наименование разделов/модулей, тем

Всего час

класс

5

6

7

8

Аудиторн.

Внеаудитор.

Аудитор.

Внеаудитор.

Аудиторн.

Внеауди

Аудиторне

Внеауди

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Вводные занятия. Техника безопасности

10

2

2

2

2

Расширение информации о «малой родине»;

Получение   позитивного опыта в отношения к ценностям и традициям общества. Изготовление костюмов для кукол – живулек. Сочинение весенних стишков и песенок. Изготовление веснянок

Выполнение вышивки с пользованием кубанского орнамента,

предоставленного по образцам народных мастеров.

Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы; их роль в казачьем быту.

2.

Виды швов. Вышивка

45

7

8

2

12

2

14

3.

Традиционные праздники Кубани. Обрядовые куклы.

6

4.

Лоскутная пластика. Тряпичная кукла.

4

5.

Бисероплетение

19

8

3

6.

Изонить

9

3

6

7.

Квилинг

8

4

4

8.

Плетение из природных материалов Технология работы с природным материалом. Кукла-талашка

31

6

1

8

1

4

1

4

9.

Торцевание

5

5

10.

Соленое тесто

6

3

3

Гончарные центры России. Видео-экскурсия в музей.. Беседа о гончарном промысле на Кубани. Изготовление посуды из глины.

11.

Декорирование изделия глазурями(глазуровка)

2

12.

Гончарство как вид  ДПИ Кубани

2

2

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции. Анализ выполненных работ. Подведение итогов за год.

Знакомство с изделиями народных мастеров

.

Искусство русского кружевоплетения. Виды кружев России. Вязание крючком на Кубани

13.

Полевые исследования

8

2

1

1

1

2

14.

Народный костюм казака

2

2

15.

Ткачество на Кубани

2

2

16.

. Изделия из непряденой шерсти. Валяние

6

17.

Исскуство ковки в Древней Руси. Ковань на Кубани

1

18.

Кружево России и Кубани; знакомство с изделиями народных мастеров

2

19.

Итоговые занятия. Выставки

10

2

1

1

2

ИТОГО:

30

4

30

4

30

4

30

4

30

Предполагаемые результаты реализации программы

        Программа содержит блок занятий, ориентированных на достижение результатов определённого уровня: приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности; последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго уровня в различных видах творческой деятельности. В результате освоения программы дети получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

По окончании первого года обучения учащиеся должны

 знать :

-виды вышивок, назначение вышитых изделий;

-цветовую гамму вышивки Кубанского казачества;

- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

-природные материалы, используемые в плетении;

-исторические сведения по развитию народных промыслов;

-основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых изделий

уметь:

-выполнить образец вышивки швами « вперёд иголку», « стебельчатый»,

«тамбурный»;

- подготовить материал – соломку к плетению;

-выполнить приём плетения соломкой «полоска»

- вывязывать различные петли крючком.

По окончании второго года обучения учащиеся должны

 знать:

-роль и функции рушника в жизни восточнославянского населения Кубани;

- использование вышивки «крестом» на Кубани;

- основные приёмы плетения из  листьев початков кукурузы.

уметь:

- выполнить несложный геометрический орнамент в полосе с образца

«крестом»;

- освоить приём плетения петли из листьев початков кукурузы;

-изготовить несложное кружево для рушника.

 По окончании третьего  года обучения учащиеся должны

 знать:

-особенности орнамента вышивки юга России;

-технику безопасности при работе с соленным тестом;

-способы плетения природными материалами.

уметь:

- выполнить небольшой рушник, вышитый в технике красный-черный крест, оформить края изделия мережкой;

-подготовить соленое тесто к работе;

-изготовить « кошёлку из листьев кукурузы.

-выполнять проектные работы

Формы контроля

Основными формами отслеживания результатов по программе являются  выставки, ярмарки, анализ работ учащихся народным мастером, праздники, концерты, пополнение экспозиций классного музея, портфолио, тестирование, собеседования.

                         

Литература

1.«Н.В.Бедина «Поделки из лоскутков». Клуб семейного досуга. Харьков-Белгород.2011

2.Н.В.Бедина «Поделки из природного материала». Клуб семейного досуга. Харьков-Белгород.2011

3.« Лепим из соленного теста»Н.В.Маслова, изд. ООО« Астрель»2007г

4.И.Богатова «Квиллинг». Мартин. Москва.2011

5. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества.

Краснодар,1999.

6. Гангур Н.А.Орнамент народной вышивки славянского населения

Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.

7.Платонов И. Кубань Православная - Первозванная. Тамань-

Краснодар,2000.

8. Родная Кубань. Страницы истории. Краснодар.2004.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

п\п

Наименование разделов /мо- дулей.

Тематика занятий

Дата

Количество часов. Из них:

Фактически

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

I

Вводное занятие.

2

2

-

1

Знакомство с программой, цели и задачи программы.

1

2

Техника безопасности на занятиях кружка

1

II

Виды швов. Вышивка

7

7

-

3

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая работа

«Освоение навыков в вышивании, выполнение образца вышивки « вперёд иголку», «стебельчатый».

1

4

Практическая работа

«Выполнение несложного орнамента в полосе с применением швов «вперёд иголку» или «стебельчатый».

1

5

Виды мережек. Их декоративные качества. 

Практическая работа

« Изготовление простого вида

мережек « снопик»

1

6

Применение однотонных тканей и нитей в работе над мережками

Практическая работа

 « Изготовление простого вида мережек «враскол»

1

7

Практическая работа

« Подбор цветовой гаммы. Выполнение вышивки салфетки швом « вперёд иголку»

1

8

Практическая работа

 «Выполнение вышивки салфетки швом «стебельчатый»

1

9

Практическая работа «Выполнение вышивки салфетки швом «тамбурный»

1

III.

Изонить.

3

3

10

Понятие о композиции. Виды орнаментов.

1

11

Техника изонити.

Практическая работа

«Заполнение угла».

1

12

Техника изонити.

Практическая работа

«Заполнение окружности».

1

IV.

Квилинг.

4

4

13

Инструктаж по технике безопасности. История возникновения технологии бумагокручения – Квилинг.

1

14

Практическая работа «Выполнение основных элементов квилинга( ролл, капля, овал)»

1

15

Практическая работа

Выполнение коллективной работы «Композиция из цветов»

1

16

Практическая работа

Выполнение коллективной работы» Композиция из цветов»

1

V.

Плетение из природных материалов.

7

7

1

17

Знакомство с изделиями из соломки, листьев, початков кукурузы, лозы; их роль в казачьем быту (корзинки, плетни и др.)

1

18

Инструктаж по технике безопасности. Природный материа-соломка Практическая работа

« Подготовка материала соломки, расщепление соломинок на « полоске»

.

1

19

 Инструктаж по технике безопасности.

 

1

20

Практическая работа « Наклеивание в определённом порядке соломенных лент на картонную основу с двух сторон . Оформление подставки, плетеной полоской»

1

21

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа «Плетение полоски».

1

22

Практическая работа

« Изготовление основы изделия- декоративной подставки, оформленной полоской».

1

23

Практическая работа

«Сшивание сухарницы по кругу подставки»

1

VI.

Кружево России и Кубани; знакомство с изделиями народных мастеров

2

24

Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком.

25

Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани.

1

VII.

Торцевание.

5

5

-

25

Знакомство с техникой «торцевание». Инструменты и материалы.

1

26

Практическая работа

«Изготовление декоративных картинок методом торцевания».

1

27

 Объёмное торцевание «Цыплёнок»

Практическая работа

«Подготовка основы».

1

28

Практическая работа

«Изготовление хвоста для цыплёнка методом торцевания»

1

29

Практическая работа

«Сборка поделки»

1

VIII

Полевые исследования

2

2

30

Зарисовки, фотографирование изделий народного декоративно-прикладного искусства.

1

31

Интервьюирование, опрос местного населения, по бытовавшим ранее ремёслам.

1

32

Гончарство. Экскурсия в музей, знакомство с глиной.

1

  IХ.

Итоговые занятия.  Выставки

2

2

33

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиций .Анализ выполненных работ.

1

34

Подведение итогов за год.

1

Итого часов

34 час.

28 час.

5

Календарно-тематическое планирование

6 класс

п\п

Наименование разделов /мо- дулей.

Тематика занятий

Дата

Количество часов. Из них:

Фактически

I

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

1

Знакомство с программой, цели и задачи программы.

2

Техника безопасности на занятиях кружка

1

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

II

Виды швов. Вышивка

10

8

2

2

2

3

Посещение мастера по вышивке.

1

1

4

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая работа

«Освоение навыков в вышивке крестом».

1

5

Практическая работа

«Выполнение несложного геометрического орнамента в полосе с образцами».

1

6

Исправность по технике безопасности

Практическая работа

« Составление орнамента вышивки для рушника»

1

7

Практическая работа

«»Подготовка ткани для рушника. Перенос рисунка на ткань».

1

8

Практическая работа

 «Вышивка орнамента»

1

9

Знакомство с мережками. Посещение мастера.

1

10

Практическая работа «Выполнение образцов «мережка».

1

11

Практическая работа

 «Выполнение образцов «мережка»»

1

12

Практическая работа «Обработка края рушника мережкой «снопик»»

1

-

III.

Квилинг.

4

4

13

Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы.

1

14

Практическая работа «Создание основных элементов квилинга(ромб, лист, квадрат)»

1

15

Практическая работа

Выполнение коллективной работы«Композиция из цветов и ягод»

1

16

Практическая работа

Выполнение коллективной работы«Композиция из цветов и ягод»

1

IV.

Плетение из природных материалов

9

8

1

17

Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов к работе

1

18

Знакомство с основными приемами плетения из листьев початков кукурузы. Отбор листьев по тону.

1

19

Практическая работа «Выполнение плетения по часовой стрелки»

1

20

Практическая работа «Изготовление небольшой круглой подставки»

1

21

Инструктаж по технике безопасности.

1

22

Практическая работа «Изготовление изделия».

1

23

 Практическая работа «Изготовление изделия».

.

1

24

Практическая работа «Изготовление изделия».

1

25

Практическая работа «Закрепление приемов плетения из листьев початков кукурузы».

1

V.

Изонить.

6

6

26

Понятие о композиции. Цветоведение. Виды орнаментов.

1

27

Практическая работа

«Создание эскизов для изделия»

1

28

Практическая работа

«Подбор фона и ниток для изделия. Разметка и прокалывание элементов рисунка- основы»

1

29

Практическая работа

« Изготовление изделия « Панно»

1

30

Практическая работа

« Изготовление изделия « Панно»

1

31

Практическая работа

«Оформление изделия (шов «вперёд иголка», « петельный»)»

1

VI.

Полевые исследования

2

1

1

32

Зарисовки изделий народного декоративно-прикладного искусства.

1

33

Интервьюирование, опрос местного населения, по бытовавшим ранее ремёслам.

1

VII.

Итоговые занятия. Выставки

1

1

34

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиций. Анализ выполненных работ.

1

Итого часов

34 час.

30час.

5час.

Календарно-тематическое планирование

7 класс

п\п

Наименование разделов /мо- дулей.

Тематика занятий

Дата

Количество часов. Из них:

Фактически

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

I.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

1.

Народная вышивка юга России.

1

2.

Техника безопасности на занятиях кружка. Виды вышивки. Особенности орнамента вышивки юга России.

1

II.

 Вышивка

14

12

     2

3.

Наблюдение и анализ вышитых изделий, представленных в музее.

1

4.

Выявление характерных особенностей техники вышивки, композиции орнаментов, цветовой гаммы.

1

5.

Назначение изделий, оформленных вышивкой.

1

6.

Освоение опыта работы мастера по вышивке.

1

7.

Практическая работа

«Изготовление небольшого рушника».

1

8.

Практическая работа

 «Вышивка рушника в технике красный крест».

1

9.

Практическая работа

«Вышивка рушника в технике красный крест».

1

10.

Практическая работа

 «Вышивка рушника по музейным экспонатам».

1

11.

Практическая работа

«Оформление краёв рушника мережкой».

1

12.

Практическая работа

« Изготовление настольника».

1

13.

Практическая работа

 «Вышивка настольника в технике красный крест»

1

14.

Практическая работа

«Вышивка настольника в технике красный крест»

1

15.

Практическая работа

««Вышивка настольника по музейным экспонатам».

1

16.

Практическая работа

«Оформление краёв настольника мережкой»

1

III.

Бисероплетение.

8

8

17.

История бисероплетения. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности.

1

18.

Основные понятия о цветоведении. Создание эскизов.

1

19.

Знакомство с элементами плетения «простая цепочка», «крестик».

1

20.

Практическая работа

« Выполнение мелких изделий на проволоке».

1

21.

 Вышивка бисером.

Практическая работа

«Освоение способа вышивки « вприкреп».

1

22.

Практическая работа

« Вышивка панно»

1

23.

Практическая работа

« Вышивка панно»

1

24.

Практическая работа

« Вышивка панно»

1

IV.

Соленое тесто.

3

3

25.

История соленого теста. Основы работы с соленым тестом.

1

26.

Секреты приготовления соленого теста.Окрашивание.

1

-

27.

Практическая работа

«Лепка изделий из соленого теста»

1

V.

Плетение из природных материалов.

5

4

1

28.

Инструктаж по технике безопасности. Способы плетения из листьев початков кукурузы.

1

29.

Подготовка и обработка листьев початков кукурузы.

1

30.

Закрепление навыков плетения из листьев початков кукурузы.

1

31.

Практическая работа

«Изготовление «кошёлки»».

1

32.

Практическая работа

«Декорирование «кошёлки»»

1

-

VI.

Полевые исследования.

1

1

33.

Зарисовки, фотографирование изделий народного декоративно-прикладного.

VII.

Итоговые занятия.  Выставки.

1

1

34

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиций .Анализ выполненных работ.

1

Итого часов

34 час.

30час.

4

Календарно-тематическое планирование

9 класс

п\п

Наименование разделов /мо- дулей.

Тематика занятий

Дата

Количество часов. Из них:

Фактически

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

I.

Вводное занятие. Знакомство с народной вышивкой Центральной России.

2

-

1.

Народная вышивка центральных районов России.

1

2.

Техника безопасности на занятиях кружка. Виды вышивки(роспись, белая строчка,владимирский шов).Особенности орнамента вышивки.

1

II.

Изготовление рушника в технике счётной вышивки( гладь, крест).

6

5

1

3.

Посещение мастера по вышивке. Техника безопасности при работе с острыми и режущими предметами.

1

4.

Практическая работа

«Составление на миллиметровой бумаге орнамента вышивки для рушника».

1

5.

Практическая работа

«Подготовка ткани для рушника».

1

6.

Практическая работа

«Обработка края рушника мережкой « снопик».

1

7.

Практическая работа

«Вышивка орнамента».

1

8.

Практическая работа

 «Вышивка орнамента».

1

III.

Способы обжига гончарных изделий (в горне, печи)

2

2

9.

Правило безопасности труда и личной гигиены. Организация мастерской.

1

10.

Специфика обжига изделий в горне, печи. Температурный режим при обжиге.

1

IV.

Декорирование изделия глазурями(глазуровка).

2

2

11.

Техника безопасности с глазурями. Утилитарные и эстетические функции глазури. История возникновения глазури.

1

12.

Способы глазуровки изделий до появления глазури. Работа с глазурями.

1

V.

Оформление кружевом (крючком) воротников для женского костюма.

4

4

13.

Закрепление техники вязания крючком.

Практическая работа

«Изготовление кружева для оформления воротников женского костюма»

1

14.

Практическая работа

«Изготовление кружева для оформления воротников женского костюма»

1

15.

Практическая работа

«Изготовление кружева для оформления воротников женского костюма»

1

16.

Практическая работа 

«Окончательная отделка изделия»

1

VI.

Исскуство ковки в Древней Руси. Ковань на Кубани

1

1

17.

Ковань как один из видов декоративно- прикладного искусства. Использование предметов ковани в казачьем быту.

1

VII.

Инструменты и материалы. Техника безопасности. Изготовление из лозы корзины-

«столбушки».Выполнение круглого донышка.

5

4

1

18.

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Заготовка и дальнейшая обработка лозы.

1

19.

Практическая работа 

«Плетение донышка корзины».

1

20.

Практическая работа 

«Поднятие стенок корзины».

1

21.

Практическая работа 

« Верхний пружок»

1

22.

Практическая работа 

«Ручка»

1

VIII

Бисероплетение.

4

4

23.

Техника безопасности. Закрепление навыков плетения бисером.

1

24.

Цветоведение. Композиция. Создание эскизов.

1

25.

Элементы плетения.

Практическая работа

«Оплётка изделий»

1

26.

Элементы плетения.

Практическая работа

«Оплётка изделий»

1

IХ.

Валяние. Изделия из непряденой шерсти.

6

6

27.

Техника безопасности. Инструменты и материалы. Виды шерсти.

Практическая работа

« Определение вида шерсти из предложенных образцов»

1

28.

Цвет. Цветовой круг.

Практическая работа

« Зарисовка цветового круга»

1

29.

Практическая работа

 «Изготовление плоских изделий (панно)методом сухого валяния»

1

30.

Практическая работа

 «Изготовление плоских изделий (панно)методом сухого валяния»

1

31.

Знакомство с основами изготовления картины методом мокрого валяния.

1

32.

Практическая работа

«Выкладывание художественного войлока»

1

X.

Анализ выполненных работ.  Выставка работ.

1

1

33.

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиций

1

XI.

Полевые исследования

1

1

34.

Зарисовки, фотографирование изделий народного декоративно-прикладного искусства.

1

Итого часов

34 час.

30 час.

4