Краткосрочная программа "Волшебные мандалы"

Каримова Мунавара Валиулловна

Что такое мандала? Ма́ндала - означает  Круг, Диск, Вселенная. Элемент её построения – круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. (слайды) Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг. Традиция плетения этих мандал уходит корнями глубоко во времена индейцев Мексики.
Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз". В славянской традиции существует мандалы которые тоже назывались "Божье око". "В каждую мандалу закладывался сильнейший образ,  глубокий смысл, пожелание. А потом, подбирая сочетания цветов, накладывая узоры, каждую фразу вплетали в изделие, тем самым слово за словом, нитка за ниткой создавая мощный оберег. В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие. Мандалы были изготовлены не только из пряжи, но из шерсти, камня, песка, ткани, в виде рисунка ит.д.

Цвета, используемые при плетении оберега также имеют свои значения:

  • Красный – жизнь.

  • Желтый – солнце, луна и звезды.

  • Синий – небо и вода.

  • Коричневый – земля.

  • Зеленый – растения.

  • Черный – смерть.

В целом, мандалам предначертано приносить удачу.

  • Это очень полезное занятие для развития моторики рук.

  • Непоседы станут более усидчивыми.

  • У детей сформируется эстетическое восприятие цветовых сочетаний.

  • Это занятие очень хорошо помогает тренировать концентрацию внимания и запоминания

  • Детям с неустойчивой, агрессивной психикой плетение мандалы поможет успокоиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПЕКТР

                                             

                                                 

                                                                     

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

                                                     краткосрочная программа

                                                   «Волшебные мандалы»

Направленность: художественная

Возраст: 9-15 лет

                                                  Срок реализации: (18 часов)

                                        (01.08-19.08) очно (22.08-24.08) заочно

                                                       Автор-разработчик:

                                                      Каримова Мунавара Валиулловна

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                   МАУ ДО «Спектр»

             

                                       

                                                    Излучинск, 2022

Раздел № 1. Основные характеристики программы 

1.1. Пояснительная записка

направленность (профиль)программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Волшебные мандалы» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Нормативно-правовые акты, регулирующие программу:

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  4.  Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
  5. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

Квалификация педагога

Квалификация педагога соответствует профилю программы.

актуальность программы-

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев техниками плетения, а также комбинируя, дети получают возможность создавать свои художественные изделия. Чередование на занятиях техник плетения даёт возможность закреплять полученные знания.

отличительные особенности программы.

В содержание программы включены разнообразные виды плетения, а также техники плетения. (на ветках, карандашах, шпажках, зубочистках т.д.). Таким образом, данная программа призвана развивать творческую личность и активизировать познавательные способности.

Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся 9--15 лет.

Состав группы – постоянный, 10 человек.

Год обучения

Возраст детей

Контингент (кол-во)

Первый

9-15

10

Объем и срок освоения программы

1 месяц, 18 часов

Режим занятий

занятия проводятся на группу 1 раз в день по 1 часу, продолжительность 1 часа занятия – 40 минут.

Формы обучения

очно

Особенности организации образовательного процесса.

Форма обучения групповая

1.2. Цель и задачи программы

Цель

Формирование и развитие у обучающихся творческих умений и способностей         средствами        плетения в разных техниках.

Задачи

Личностные

формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию,

 способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее

результаты, внедрять их в жизнь.

Метапредметные:

развивать воображение, логическое и творческое мышление,

 концентрация внимания, развитие моторики рук, цветотерапия,

развитие творческих способностей.

Предметные:

 дать представление об истории возникновения и развития техники

плетения, познакомить учащихся с приемами повторного использования

материалов с минимальным затратами.

Изучить виды и техники плетения, используя в качестве сырья бросовый

 материал (остатки пряжи, старые карандаши, шпажки, сухие ветки)

1.3. Содержание программы

Содержание программы предполагает теоретические и практические занятия.

Учебный план

                   

                       

                              Название темы

теория

прак

всего

Форма аттестации/контроля

1. Введение в программу. «Занимательные нити».

1.

 Вводное занятие.

1

1

опрос

2.

Введение в тему. Знакомство с историей и технологией плетения «мандал», «оберегов».

1

1

2

опрос

3.

Мандала из ниток своими руками.

7

15

изделия

4.

Итоговое занятие.

1

1

Тест,

изделие

Итого:

3

8

18

Содержание учебно-тематического плана:

1.Вводное занятие. 1 час.

     Теория: Знакомство с содержанием программы обучения. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

      2. Введение в тему. 2 час.

       Теория: Знакомство с историей и технологией плетения «мандал», «оберегов». География плетения «Мандал», «Оберегов» и разнообразие значений. Что это такое и зачем их все плетут? 

       3. Мандала из ниток своими руками. 15 часов.

        Теория: Инструменты и материалы: ножницы, пряжа, нитки, карандаши, шпажки…  

         Практика: Орнамент в круге. Мандала рисунок                

        Практика: Плетение простого оберега из 4 лучей.

         Практика: Плетение простого оберега на 8 лучах.

     3.  Итоговое занятие. 1 час.

          Проверочное задание.

1.4. Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Обучающиеся должны уметь определять порядок действий, планировать этапы своей работы. Способность к самоконтролю и рефлексии. Способность сконцентрироваться на выполнении задания, стремиться к конечному результату.

Метапредметные результаты:  

беречь природу через использование вторичного сырья;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;  

формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

узнают виды и техники плетения на карандашах, шпажках, зубочистках.

научатся изготавливать «Мандалы» и «Обереги».

узнают различные виды декоративного творчества; работа с бросовым материалом.

Раздел 2.        Организационно-педагогические условия

2.1. Годовой учебный план.

Количество учебных недель – 3 недели, 3 дня

Учебный процесс – с 01.08- 19.08.2022 – очно, с 22.08.2022- 24.08. 2022- заочно

2.2. Условия реализации программы

Площадка Zoom, группа в Вайбере, группа ВК, эл. почта.

Материалы, инструменты и приспособления:

- пряжа, шерсть, нитки, бусы, ножницы, акрил, палочки, карандаши, шпажки, зубочистки, клей ПВА.

 Формы аттестации

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Методами контроля являются устный (опрос, наблюдение) и

практический.

Наглядными: готовые практические изделия.

Средствами контроля результатов освоения программы являются

 устные опросы, тесты.

Форма подведения итогов реализации программы: участие в выставках,

конкурсах.

Оценочные материалы

Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов:

1. Карта диагностики уровня предметных компетенций обучающихся по программе.

2. Карта диагностики уровня ключевых компетенций обучающихся по программе.

3. Карта диагностики уровня метапредметных компетенций обучающихся по программе.

Средства контроля результатов освоения программы:

Для учёта работы ведётся журнал, в котором фиксируются посещаемость занятий каждым учеником, дата проведения занятия и количество часов, содержание учебного материала, творческие достижения учащихся

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – дистанционно.

Формы организации образовательного процесса: групповая,

индивидуальная.

Формы организации учебного занятия: беседа, презентация

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение;

 Частично- поисковое обучение, здоровье сберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

2.6 Календарный учебный график

п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

 Место проведения

Форма контроля

1. Введение в программу. «Волшебные мандалы».  

    Вводное занятие. (1 час)

август

11.00-11.45

очное

1

Знакомство с содержанием

программы обучения. Организация рабочего места. Правила ТБ. Организационные вопросы.

 игры, викторины

  1. Введение в тему. (2 часа)

август

11.00-11.45

очное

1

Знакомство с историей и технологией плетения «мандал», «оберегов».

опрос

август

11.00-11.45

очное

1

География плетения «Мандал», «Оберегов» и разнообразие значений. Что это такое и зачем их все плетут, рисуют?

Вводная диагностика

3. Мандала из ниток своими руками. (15 часов)

август

11.00-11.45

очное

1

Орнамент в круге. Мандала рисунок.

Устный опрос

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы «На желание» из 4 лучей.

Беседа, консультация

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы «На желание» из 4 лучей.

Беседа, консультация

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы «На желание» из 4 лучей.

Готовое изделие

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение мандалы «Божий глаз» на 8 лучах

Беседа, консультация

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы- Амулетов из 8 лучей

Беседа, консультация

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы- Амулетов из 8 лучей

Беседа, консультация

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы- Амулетов из 8 лучей

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы- Амулетов из 8 лучей

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы- Амулетов из 8 лучей

август

11.00-11.45

очное

1

Плетение Мандалы- Амулетов из 8 лучей

3. Итоговое занятие.  Проверочное задание.

август

11.00-11.45

очное

1

Итоговое занятие

Беседа

тест

август

11.00-11.45

заочное

1

август

11.00-11.45

заочное

1

август

11.00-11.45

заочное

1

ИТОГО        

18 час

                                         

Список литературы

Литература для педагога:  

  1. 1.Дополнительное образование. Технология народных ремѐсел. В.А. Мураева, Волгоград, Издательство «Учитель», 2009
  2.  «Мандалы». Плетение из ниток. Светлова Мария
  3. Простейший способ. Плетём мандалы своими руками. Смирнова Алина
  4. Индийские мандалы. Фенина Анна
  5. Красивые мандалы в технике «зикер» Наталья Реньш

Литература для детей:

  1. 1. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль Академия, К° Академия Холдин
  2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008;

     Интернет-ресурсы:

Как нарисовать мандалу (для начинающих)

https://www.youtube.com/watch?v=bD9hn3ULP4U

Орнамент в круге. Мандала рисунок. Секрет успеха. Видео урок.

https://www.youtube.com/watch?v=sXFOFvwjK0Q

Секреты плетения мандал для начинающих

https://www.youtube.com/watch?v=7flBhxO42TQ

Мастер класс.  Мандала на карандашах

https://www.youtube.com/watch?v=RM7uApTaGpI

Арт-Мастерская - Индейская мандала

https://www.youtube.com/watch?v=war85Zw-_-U

Рисуем мандалу!

https://www.youtube.com/watch?v=OHGe6b1XMyQ

Приёмы плетения 8-лучевой мандалы

https://www.youtube.com/watch?v=EC3p_XfgTHg

Мандала. Мастер класс по плетению мандал

https://www.youtube.com/watch?v=FkSCT4i-ur0

Приложение 1

Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы «Волшебные мандалы»

___________________ год обучения

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы  обучающимися ___________ года обучения.

Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая апрель.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С -  средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с  – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

Проявляет способность к саморазвитию. Управляет своим эмоциональным состоянием. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться. Стремится к конечному результату. Проявляет силу воли, уверенность в своих силах. Самодостаточен. Способен сконцентрироваться на выполнении задания, к самоконтролю и рефлексии. Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

1.2

Информационная компетенция

Способен работать с разнообразной информацией.

Умеет использовать ИКТ-технологии.

Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

1.3

Коммуникативная компетенция

Способен высказывать свое мнение, побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Умеет публично выступать, работать в группе. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками. Эмоционально привязан к родителям и взрослым. Понимает ценность своей активности. Осознаёт ценность языкового и речевого развития. Способен проявлять чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников, гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона(изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

2.1

Социальные

Проявляет организаторские способности. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Положительно относится к сохранению традиций. Активно участвует в акциях. Способен к состраданию. Умеет договариваться в конфликтной ситуации. Соблюдает правила, общественные требования. Проявляет толерантность, тактичность. Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

2.2

Исследовательские

Умеет организовать и оформить исследовательскую работу. Способен к восприятию новых знаний. Умеет выделять главное в проектной деятельности, ставить и решать познавательные задачи, проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства. Способен выстраивать логическую цепочку. Способен к нестандартным решениям, разрешению проблемных ситуаций, Готов использовать новые идеи и инновации для достижения цели.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

2.3

Экологические

Понимает ценность природы. Стремится к улучшению экологической обстановки. Активно участвует в экологических акциях. Понимает взаимосвязь человека и природы, значимость экологических знаний. Прогнозирует свои действия и применяет экологические знания в практической деятельности. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.4

Технологические

Способен организовать рабочее место, выполнять действия по образцу, алгоритму, ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности, анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.5

Здоровьесберегающие

Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, правила личной гигиены, обихода; Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения Центра:  «День Матери», «Мой мир», фестиваль «Вдохновение»,, алкоголизма, наркомании; необходимость соблюдения техники безопасности. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов, ценность классических произведений, искусства, умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества, проявляет творчество в своей деятельности, стремится выразить себя с помощью различных средств. Способен быть оригинальным

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Средства контроля: наблюдение, тестирование, мониторинг участия, контрольное задание, самооценка. Участие в выставках, мероприятиях отдела, участие в выставках районных, поселковых фестивалей.

III. Методика оценки предметных компетенций

Предметный компонент

Показатели уровня сформированности

Осознаёт роль труда в обществе и уважает труд человека.Ответственно относится к труду, проявляет трудолюбие; Составление композиции; Выбор материала; Цветовое решение; Качество выполнения работы, самостоятельность; Новизна идеи, творческий подход к работе.

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Средства контроля: количество и качество выполненных работ; участие в акциях, выставках, конкурсах различного уровня, занятия на повторение и обобщение, самопрезентация.

Педагог дополнительного образования ________________________(М.В. Каримова)