Образ Бабы-Яги в русских сказках и в сказках других народов.Мастер-класс по созданию куклы в технике папье-маше.

•В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества.

В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baba_yaga_pape_mashe.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Бабы-Яги в русских сказках и в сказках других народов. Мастер-класс в технике папье-маше.

Слайд 2

Цели: Сделать Бабу-Ягу в технике папье-маше Зафиксировать этапы работы Сопоставить образ русской Бабы Яги с образами похожих героев в сказках других народов. Задачи: Изучить образ Бабы Яги. Проиллюстрировать образ Бабы Яги. Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги.

Слайд 3

Материалы: Вода, мука, газета, грунт, акриловая краска, нитки, винные пробки, бамбуковые палочки для рассады, ткань для костюмов

Слайд 4

Баба-Яга В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества. В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос» . И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец» . Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.

Слайд 5

Этапы создания куклы в технике папье-маше: Папье-маше - ( фр. papier mâché , букв. — «жёваная бумага») — поддающаяся формовке смесь бумаги с клеем . Из папье-маше делают муляжи , маски , учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию , шкатулки.

Слайд 6

Варим клейстер, подготавливаем бумагу для обклеивания формы. Бумага должна быть хорошо промята, так она лучше соединяется с формой

Слайд 7

Делаем 3-4 слоя. Даем высохнуть

Слайд 8

Грунтуем изделие

Слайд 9

Раскрашиваем и шьем костюм

Слайд 10

Для марионетки делаем вагу и привязываем нитки

Слайд 12

Баба-Яга может быть и пальчиковой куклой

Слайд 13

В.Пропп –фольклорист, автор работы «Морфология волшебной сказки». Ниже выдержка из книги: Еще 100−150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая , Ягишна или Егибоба , у украинцев — Баба-Язя , у поляков — Бабоендза , у чехов и словенцев — Ежибаба . В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.

Слайд 14

В образе Бабы-яги, по мнению В. Проппа , соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» .

Слайд 15

Избушка на курьих ножках

Слайд 16

Баба-Яга положительный и отрицательный персонаж: Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика. Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек », Баба Яга с огненным щитом борется с героями). Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько. Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой («Волшебная иголочка» Валентины Осеевой). Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремёсла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек »). Также она может быть волшебной помощницей волшебной помощницей. В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Слайд 17

Герои, похожие на нашу Бабу-Ягу В немецких сказках существует злая ведьма старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы . У нее костыль – средство передвижения, птичка – помощница-приманка для детей (Братья Гримм « Гензель и Гретель »). Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает по справедливости ленивых, грубых героев («Госпожа Метелица»). Немецкая сказка Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга» не похожа на все остальные сказки. В роли Бабы Яги выступает маленькая девочка, совершающая только добрые дела.

Слайд 18

В мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява »), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

Слайд 19

В цыганской народной сказке «Околдованная сиротка» присутствует похожий образ в старой колдунье-старухе, живущей на поляне в избушке на курьих ножках. Как и русская Баба Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелья, у неё нет помощников. Старуха приютила и воспитывает бедную сиротку и одаривает её красивой внешностью. Румынской народной сказке « ИлянаКосызяна » в качестве Бабы Яги выступает ведьма с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами. Внешне она отличается от Бабы Яги, но также приучает героя к труду и одаривает за работу. В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард . Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.

Слайд 20

Кахард В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард . Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.

Слайд 21

В итальянской народной сказке «Пастушок-Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.

Слайд 22

Барабаха Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Алёнка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живёт она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

Слайд 23

Убырлы Карчык В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живёт в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма УбырлыКарчык , живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Слайд 24

Хаулит Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва ». У неё, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин . Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями. А в ирландской народной сказке «Фея ручья и веретено» старуха Холле с большими длинными зубами одаривает героев за работу. И живет она тоже в избушке. В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется.

Слайд 25

Заключение Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр , который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу . С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.