урок ассоциативная композиция "Времена года"

Александрова Наталья Владимировна

урок ассоциативная композиция "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_ur_tsvet.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет по образованию Санкт-Петербурга

СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

        

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Преподавателя Александровой Натальи Владимировны

Специальность: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Дата проведения: 15.12.2022 г.

Группа 2-119Н

Курс 1

Семестр 1

Дисциплина: Цветоведение

Тема 7.Колорит

Тема занятия:

 «Выполнение ассоциативной композиции. Времена года»

Методическая тема:

«Использование различных форм активизации познавательной деятельности студентов» Презентация. Имитационные упражнения.

Тип занятия: Комбинированное 

Вид занятия: Поисково-лабораторная работа

Цель занятия: Познакомить с техникой «монотипия»

1.Образовательные цели:

 - организовать деятельность студентов по ознакомлению с  материалом;

- способствовать развитию личностно-смыслового отношения к получаемой специальности;

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

- организовать деятельность студентов по самостоятельному применению знаний при выполнении практического задания.

2. Развивающие цели:

 – способствовать развитию у студентов интереса к выбранной специальности, мотивации;

-  содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль деятельности;

  - способствовать развитию у студентов навыков художественно – декоративного оформления, умению оценивать качество выполненных работ.

3. Воспитательные цели:

 – способствовать воспитанию у студентов самоорганизации, ответственности, аккуратности, художественно-эстетического вкуса, коммуникативной культуры, творческого отношения к будущей профессии.

Задачи:

  1. Знакомство с новой техникой живописи;
  2. Применение знаний образно-эмоционального значения цветов при выполнении практического задания.            

Методы обучения:

  1. По источнику знания:

словесные,

наглядные,

практические.

      2.   По виду деятельности: репродуктивные, частично-поисковые

Материально-техническое оснащение занятия:

-телевизор, ноутбук

Инструменты и приспособления:

Кисти, палитра, стаканчики для воды, салфетка, краски (акварельные), карандаш, ластик, бумага для акварели

Дидактическое оснащение занятия:

- презентация по теме «Выполнение ассоциативной композиции»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Этапы урока

Время в мин.

Цель этапа

Приемы, методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

2 мин.

Настроить студентов на деловой ритм.

Создать мотивацию на получение знаний по теме занятия.

Методы обучения:

- словесный

 

- Приветствует студентов,  

 - объявляет тему занятия, тему изучаемого раздела,

- объявляет цель проведения занятия.

- Знакомятся с темой урока,

- знакомятся с целью проведения урока,

- включаются в деловой ритм.

Актуализация знаний и личностного опыта студентов

15 мин.

1. Выявить знания по смешению красок, живописным приемам

2. Установить взаимосвязи содержания обучения с будущей профессиональной деятельностью.

Методы обучения: 

- словесный

- наглядный

- практический;

информационно-компьютерная технология

- Организовывает выступление студентов с презентацией, дополняет ответы

- Демонстрирует различные приемы

- Слушают выступления студентов, преподавателя,

- отвечают на вопросы, дополняют ответы студентов

Практическая работа:

Выполнение изображения яблока (пуантилизм, лессировка)

 20 мин.

Выполнение ассоциативной композиции на тему: «времена года»

Методы обучения: 

- практический

- частично-поисковый

-творческий

Формы организации деятельности: 

- индивидуальная деятельность

- Инструктирует

- Сообщает нормы времени на выполнение задания.

-консультирует при выполнении практического занятия

- Оказывает помощь студентам, имеющим затруднения в процессе работы.

- Проводит промежуточный контроль на различных этапах выполнения задания.

- Самостоятельно выполняют практическое задание

 - демонстрируют работы на стенде.

Подведение итогов занятия

 3 мин.

- Оценка и анализ выполненных работ

- Оценка умения осуществлять самооценку

Методы обучения:

- словесный  

- наглядный

Формы обучения:

- индивидуальная,

в группах

- Предлагает студентам обсудить выполненное задание

и провести самооценку  

- подведение общего итога

- Студенты обсуждают выполненные работы

Ход занятия  

1.Организационный этап.

- Проверка по журналу явку студентов. Выявить отсутствующих. Проверка рабочих мест на наличие необходимых материалов и инструментов.

-актуализация знаний, сообщение темы и цели занятия.

В течение семестра  мы познакомились со всеми понятиями цветоведения. Цветовой тон (особенность цвета отличаться от других цветов спектра), светосила (напряженность цвета, отличают светлые и более темные цвета), насыщенность (интенсивность цвета). Ахроматические (белый, черный, и все оттенки серого) и хроматические цвета (все цвета спектра). Цветовой круг (содержит все цвета, видимые человеком) и контрасты цветовых сопоставлений. Знания и понимание этих терминов и тем – основа мастерства художника. Сегодня у нас последняя, очень живописная тема этого семестра, это тема «колорит» (это общий характер окраски предмета, который создает впечатление и образ от всех цветов одновременно, а содержание этого впечатления зависит от выбора художника)

 Тема занятия: «Выполнение ассоциативной композиции. Времена года»

Цель занятия: Познакомить с живописной техникой «монотипия»

2. Содержание учебного материала.

Образно-эмоциональное воздействие цветов:

- фиолетовый и бордовый;

- зеленый;

- красный и оранжевый;

- желтый;

- черный, белый, серый;

- бирюзовый;

- коричневый;

- синий, голубой;

- сиреневый.

- Техника «монотипия»

3. Практическая часть.

Студенты начинают самостоятельно выполнять практическую работу – изображение времени года (по выбору) в технике «монотипия». Преподаватель контролирует этот процесс и по мере необходимости консультирует и корректирует.

4. Подведение итогов.

Студенты выкладывают свои работы на общий стол. Проводится просмотр и обсуждение результатов. Преподаватель аргументирует оценки.

В ходе сегодняшнего урока мы познакомились с техникой «монотипия», выполнили на бумаге колористическую композицию на заданную тему. Убедились в значимости понимания, и грамотного применения цветовых сочетаний. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира и помогает художнику передать настроение картины (спокойное, радостное, тревожное, грустное).


Образно-эмоциональное значение цвета

- Фиолетовый + бордовый

Фиолетовый символизирует высший разум, мудрость. Несмотря на холодность и таинственность, благоприятно воздействует на вдохновение. Сам по себе выразительный и глубокий.

Бордовый образованный от коричневого и красного выглядит солидно. Олицетворяет силу, стойкость, внушает целеустремленность.

- Зеленый

Является промежуточным между желтым и синим. Символизирует покой, гармонию, жизнь. Вызывает ощущение свежего, живого. Действует успокаивающе, уравновешивает.

- Красный + оранжевый

Красный самый активный, обладает стимулирующим эффектом, снабжает силой, энергией. Наделён чувственностью, уверенностью.

Оранжевый- смесь желтого и красного, это любимый цвет страстных мечтателей. Символизирует легкость, благородство, праздник.

- Желтый

Самый светлый из всех цветов.

Символ солнца, цвет золота и тепла. Чистый желтый, на взгляд, радостный, легкий, теплый, яркий. Символизирует движение, радость, приятные ощущения. Ассоциируется с выразительностью, оптимизмом. При этом зеленовато-желтые оттенки обладают отталкивающим эффектом.  

Черный+серый+белый

Черный означает конец, но  вместе с этим и начинается все новое. Через черный можно выразить печаль, глубину, сложность, тайну.

Белый, как и черный и все оттенки серого являются ахроматическими. Белый символизирует невинность, чистоту, мир. Несёт в себе справедливость, через него можно выразить молодость, точность.

Серый не обладает особым эффектом, чаще является фоном. Ассоциируется со скромностью, практичностью, спокойствием.

- Бирюзовый

Несет в себе умиротворенность, прохладу морских волн. Благоприятствует общению, являясь при этом холодным оттенком.

Символизирует креативность, удачу.

- Коричневый

Символизирует традиционное представление, трудолюбие и преданность. Цвет относится к теплой гамме и вызывает ощущение надежности, устойчивости.

- Синий + голубой

Синий всегда пассивный, всегда сжат и сосредоточен в себе, вызывает атмосферу безопасности, умиротворения. Относится к холодному и символизирует вселенную.

Голубой считается цветом творчества. Символизирует легкость, воздушность, чистоту. Является прохладным и спокойным. Благоприятствует спокойствию.

- Сиреневый

Символизирует привязанность. Располагает к философским рассуждениям. Дает ощущение полета, вносит в картину романтику.