Методическая разработка: «Мониторинг результатов образовательной деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ»

Гарец Светлана Адамовна

Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением положительного образовательного результата. Однако в дополнительном образовании стандарт результата не определён, и поэтому педагоги учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с проблемами, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие формы и методы использовать при его мониторинге.

Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с обучающимися, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.

Кроме того, мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, так как в ходе мониторинга результатов производятся различные педагогические коррективы в целях, содержании и организации образовательного процесса, который длителен по времени и реализуется в конкретных организационных формах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx78.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи» Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

«Мониторинг результатов образовательной деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ»

 

Автор:

Гарец Светлана Адамовна

Методист ГБУДО «ЦРТ»

Оглавление

1. Введение        3

2. Планирование мониторинга        4

3. Способы мониторинга образовательной деятельности.        5

4. Педагогическая диагностика обучающихся детских объединений учреждения дополнительного образования.        6

5. Критерии результативности образовательного процесса        6

6. Методы и формы выявления, результатов образовательного процесса        7

8. Методы и формы фиксации результатов        8

10. Диагностика деятельности педагогов        8

11. Формы выявления и фиксации результативности деятельности педагога        9

12. Формы предъявления результатов деятельности педагога        9

13. Методы диагностики результативности образовательного процесса        9

14. Список литературы:        11

Приложение1.Методика»Образовательные потребности»        12

Приложение2.Методика «Ценностные ориентации»        14

Приложение3.Карта самооценки обучающимися и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося        15

Приложение 4.Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках разного уровня.        16

Приложение 5. Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся занятиями в творческом объединении        18

Приложение 6. Методика изучения совместной деятельности обучающихся        19

Приложение 7. Методика трудовых ценностей        20

Приложение 8. Методика «Рейтинг профессиональных ценностей»        21

Приложение 9. Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования        22

Приложение 10. Анализ состава обучающихся        24

Приложение11. Методика «Уровень программно-методического обеспечения         образовательного процесса в учреждении»        25

Приложение12. Информационная карта результатов участия в профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня для педагога        26

Приложение 13. Информационная карта освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы        27

Приложение14. Методики изучения умений и навыков, приобретённых обучающимися        28

Приложение 15.Анкета«Позиция родителей в образовательном процессе»        29

Приложение16. Исследование удовлетворительности родителей качеством образовательного процесса        30

  1. 1. Введение

Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением положительного образовательного результата. Однако в дополнительном образовании стандарт результата не определён, и поэтому педагоги учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с проблемами, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие формы и методы использовать при его мониторинге.

Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с обучающимися, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.

Кроме того, мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, так как в ходе мониторинга результатов производятся различные педагогические коррективы в целях, содержании и организации образовательного процесса, который длителен по времени и реализуется в конкретных организационных формах.

Во многих детских объединениях эффективность образовательного процесса, качество образовательных результатов педагогами учреждений дополнительного образования оценивается чаще всего «срезовыми» способами по конечным, итоговым результатам, то есть отсутствует мониторинговая система. В лучшем случае прослеживаются этапы контроля: входной, промежуточный, итоговый и предполагается, что каждый педагог отслеживает результаты своей деятельности и образовательные результаты обучающихся через анализ каждого занятия и других организационных форм работы с детьми. Такой подход к оценке образовательных результатов не отражает динамики личностного развития обучающихся, что противоречит личностно-ориентированному подходу в образовании.

 Оценка результативности в учреждении дополнительного образования чаще всего измеряется степенью обученности ребёнка в конкретной, специальной, предметной области (знания, умения, навыки) или в формализованных показателях (сохранность контингента, количество групп и детей, количество наград, званий).

Образовательный результат — это итог образовательного процесса и является, прежде всего, неким достижением в первую очередь обучающегося. Результат своей работы в объединении и результат своего взаимодействия с педагогом обучающийся всегда ощущает, но не всегда может сразу осознать, отследить, выразить словами. Но в мониторинге мнение самого ребёнка в первую очередь и педагога, который непосредственно с ним взаимодействовал, организовывал что–то для продвижения учащегося – самые важные и в большей степени объективные показатели результативности образовательного процесса. Образовательный результат всегда есть то или иное проявление успешности или не успешности ребёнка, но в конкретной деятельности, в конкретном взаимодействии, организованном педагогом – не только в учебной деятельности, но во всех социально значимых сферах, в которых пребывает растущий человек независимо от возраста.

Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления не успешности детей и подростков.

Успех или не успех каждый человек связывает со своими возможностями и когда педагоги проводят педагогическую диагностику лишь в формах яркого проявления успешности – традиционные победы на конкурсах или в соревнованиях, которые не всегда соответствуют возможностям каждого ребёнка, то это может стать «бременем не успешности» для самых разных детей. Именно поэтому параметры мониторинга, критерии оценки результатов должны быть ориентированы на каждого ребёнка - с разным уровнем развития и успешности; способы мониторинга должны быть гибкими, личностно-ориентированными; ведущим, главным субъектом мониторинга должен стать педагог, который знает своих обучающихся, их особенности, склонности.

Таким образом, мы предлагаем методику, которая поможет педагогам дополнительного образования повысить качество проведения мониторинга для определения результативности образовательного процесса, которое включает в себя:

  • прогнозируемые результаты,
  • параметры,
  • критерии и показатели определения результативности,
  • способы отслеживания и оценки результатов,
  • методы и формы мониторинга.

Цель:

Создать мониторинговую систему для определения результата образовательной деятельности в творческих объединениях.

Задачи:

  • определение критериев и параметров образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования;
  • определение методов и форм выявления фиксации и предъявления результатов образовательного процесса;
  • подбор диагностических методик определения результативности образовательного процесса.
  1. 2. Планирование мониторинга

Планирование мониторинга включает в себя следующие этапы:

  1. Сравнение показателей желаемого результата с показателями достигнутых результатов с целью выбора наиболее значимых на данном этапе деятельности объединения и реально достижимых показателей результативности.
  2. Выбор или разработка шкалы оценивания достигаемых результатов.
  3. Выбор мониторинговых способов.
  4. Выстраивание временной последовательности мониторинговых действий таким образом, чтобы эта деятельность носила системный и систематический характер.
  5. Определение критериев и формы оценки результата каждого воспитанника и оценку общего уровня подготовки всех учащихся в детском объединении. Оба параметра оценки базируются на соответствии результатам, заявленным в образовательной программе.
  6. Определение способов и форм предъявления результатов.

План мониторинга - дело сугубо индивидуальное, его форма может меняться не только из года в год, но и в течение года. Но перспективного плана недостаточно, мониторинговой деятельностью можно и нужно управлять через текущее её планирование: выбирать на конкретный период более значимый предмет, корректировать параметры и критерии, варьировать способы.

В плане важно обозначить сроки мониторинга. Прежде всего, это период первоначального среза (организационный период) и итоговый срез (обобщение образовательных результатов в конце учебного года). Очень важно определить контрольные сроки обобщения результатов. Они могут быть связаны с ключевыми мероприятиями объединений, учреждения, соответствовать этапам реализации образовательной программы.

Обобщать образовательные результаты желательно по итогам каждого полугодия, но не реже. Только тогда можно говорить о сложившейся системе мониторинга

  1. 3. Способы мониторинга образовательной деятельности.

Способы мониторинга:

1. В соответствии с задачами мониторинга:

  • методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования);
  • методы анализа и формы оценки;
  • методы и формы обобщения результатов.

Самым распространёнными методами отслеживания и фиксирования образовательных результатов являются:

  •  наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (занятия, в общении с детьми и взрослыми);
  •  устный опрос;
  •  анкетирование;
  •  конспектирование (фотографирование);
  •  хронометраж хода занятия или отдельных его компонентов;
  •  видеофиксация;
  •  ведение журналов, дневников педагогического наблюдения и самонаблюдения;
  •  книга успехов и достижений.

К аналитико-оценочным методам можно отнести:

  •  анализ и педагогический самоанализ занятия;
  •  анализ продуктов деятельности учащихся;
  •  педагогическая и самооценка учащихся;
  •  тестирование;
  •  шкалирование.

К методам обобщения можно отнести:

  •  методическое или практическое обобщение опыта;
  •  описание моделей эффективных образовательных процессов;
  •  аналитический отчёт.

К формам обобщения:

  •  матрицы;
  •  таблицы;
  •  графики;
  •  диаграммы.

2. Субъекты, непосредственно участвующие в образовательной деятельности: педагоги и учащиеся, родители (законные представители), к этому способу относятся:

Внешний мониторинг:

  •  открытые занятия;
  •  мастер – классы.

Самомониторинг:

  •  дневник самонаблюдений;
  •   коллективный анализ дела;
  •  решение проблемных ситуаций;
  •  самотестирование;
  •  взаимотестирование.

3. Способы мониторинга, которые должны быть доступны педагогам, увлекательны детям, не трудоёмки, удобны для наблюдения, фиксирования, оценки деятельности детей.

Вербальные способы:

  •  графические;
  •  письменные;
  •  технические.

Творческо-активные:

  •  подвижные игры;
  •  социальные пробы;
  •  создание проблемных ситуаций;
  •  поисково-исследовательские методы.

Способы мониторинга должны быть адекватны задачам и деятельности конкретного периода, а также выбранным параметрам и критериям оценки образовательных результатов.

Основная задача педагогического мониторинга - комплексный анализ педагогической деятельности. Педагогическая диагностика помогает оптимизировать педагогическую деятельность, повысить ее результативность и позволит в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

  1. 4. Педагогическая диагностика обучающихся детских объединений учреждения дополнительного образования.

     При проведении педагогического мониторинга многие педагоги не всегда знают, что можно и нужно проверять у обучающихся детских творческих объединений. В каждой образовательной программе, определены ожидаемые результаты обучения, развития и воспитания ребёнка на каждый год обучения, которые являются для педагога неким критерием в выявлении реальных достижений обучающихся.

Кроме традиционных параметров результативности образовательного процесса в дополнительном образовании существуют и специфические.

Традиционные:

  • усвоенные знания;
  • освоенные способы деятельности (умения и навыки);
  • опыт эмоционально-ценностных отношений;

Специфические:

  • опыт творчества;
  • опыт общения;
  • опыт самостоятельной деятельности;
  • опыт социально-значимой деятельности.
  1. 5. Критерии результативности образовательного процесса

Параметры результативности

Критерии оценивания результатов

  1. Опыт освоения теоретической информации

(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологией. Объем, прочность, глубина.

  1. Опыт практической деятельности

(практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана; навыки соблюдения правил безопасности

Степень освоения способов деятельности. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям

  1.  Опыт эмоционально-ценностных отношений

Приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы

4.Опыт творчества

Приобретён опыт творческой деятельности. Проявление креативности в процессе освоения программы. Оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата.

5.Опыт общения

Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.

Доминируют субъект-субъектные отношения

6.Опыт самостоятельной деятельности

Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности. Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела

7.Опыт социально-значимой деятельности

Приобретён опыт социально-значимой деятельности.

Устремленность к участию в различных мероприятиях.

  1. 6. Методы и формы выявления, результатов образовательного процесса

Конкурсы

Беседа

Концерты

Опрос

Соревнования

Наблюдение

Открытые и итоговые занятия

Выставки

Диагностика

Праздничные мероприятия

Анализ мероприятий

Прослушивание на репетициях

Фестиваль

Диагностические игры

Анкетирование

Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

Анализ приобретенных навыков общения

Анализ выполнения программ

Самооценка учащихся

Взаимообучение детей

        7. Методы оценки результатов.

 Проверяя уровень теоретической и практической подготовки обучающегося, требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками. В программах, каждый педагог разрабатывает контрольно-измерительные материалы (КИМы), включающие в себя формы и методы оценки результата, обучающегося: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки.

Эмпирические методы:

  • наблюдение;
  • методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);
  • изучение творческих работ учащихся;
  • изучение педагогической документации.

Методы теоретического исследования:

  • анализ;
  • синтез;

Математические и статистические методы:

  • ранжирование;
  • шкалирование;
  • определение средних величин полученных показателей.

     Зачастую при аттестации на квалификационную категорию или аккредитации учреждения педагоги не могут профессионально предъявить результаты образовательного процесса в объединениях дополнительного образования и их фиксацию.

  1. 8. Методы и формы фиксации результатов

Грамоты

Протоколы диагностики

Отзывы (детей и родителей)

Дипломы

Тестирование

Маршрутные листы

Готовые работы

Протоколы соревнований

Статьи в прессе

Учет готовых работ

Аудиозапись

Портфолио

Журнал

Видеозапись

Аналитические справки

Анкеты

Фото

Методические разработки

Дневники

Устно

9. Формы предъявления результатов

  1. Выставки
  2. Конкурсы
  3. Фестивали
  4. Зачеты
  5. Итоговые занятие
  6. Открытые занятия

Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю

Диагностические карты

Тесты

Аналитические справки

Портфолио

Защита творческих работ

При выборе форм предъявления результатов образовательной деятельности педагоги тщательно продумывают преимущества и ограничения этих форм.

Формы предъявления результатов:

Нормы предъявления результата

Преимущества

Ограничения

Выставки

 Наглядность, убедительность,

 Оценки наблюдателей,

 Дети участвуют с удовольствием,

 Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми)

 Задействованы не все дети,

 Зависимость от материально-технического оснащения,

 Нельзя сохранить надолго

Массовые

мероприятия

Яркость, зрелищность, праздничность

 Ограниченное количество детей

Зачеты

Концерты

 Наглядность, яркость, зрелищность,

 Разнообразность тематики

 Традиционная форма, наглядная, очевидная

 Стресс для ребенка

Видеозапись

 Зримость, наглядность.

 Можно хранить много лет

 Зависимость от материально-технического оснащения

  1. 10. Диагностика деятельности педагогов

Проведение мониторинга педагогической деятельности позволяет выявлять уровень профессиональной компетенции педагогов, достижения и проблемы педагогической деятельности; определять, имеют ли результаты устойчивый, закономерный характер, создавать обстановку заинтересованности всех педагогов дополнительного образования в результативности своей профессиональной деятельности.

Целями мониторинга педагогов являются:

Получение возможности детализированного анализа профессиональных успехов педагогов.

Мотивация педагогов к достижению качественных результатов в образовательном процессе, стимулировании профессионального роста, развитие творческой инициативы педагогов.

В ходе мониторинга выявляется качественный уровень учебной работы, качественный уровень воспитательной работы, личностно–профессиональное развитие и обучающая деятельность педагога.

Параметры измерения:

Уровень учебной работы

Уровень воспитательной работы

Личностно- профессиональная деятельность

Сохранность контингента

Посещаемость занятий

Результативность учебного процесса

Выполнение образовательной программы

Участие в мероприятиях разных уровней

Повышение квалификации

Уровень профессиональных умений педагога

Участие педагога в конкурсах, смотрах, конференциях

Самообразование

Портфолио

  1. 11. Формы выявления и фиксации результативности деятельности педагога ГБУДО «ЦРТ»

  • Анализ программно-методических материалов (Учебно-Методический Комплекс).
  • Анализ занятий и массовых мероприятий.
  • Анализ результатов участия детей в смотрах, конкурсах, соревнованиях (достижения учащихся).
  • Диагностические карты.
  • Анкетирование родителей (законных представителей).
  • Результаты опросов учащихся и родителей (степень удовлетворенности).
  • Сохранность контингента.
  1. 12. Формы предъявления результатов деятельности педагога

  • Портфолио педагога
  • Открытые занятия для родителей
  • Мастер-классы для педагогов
  • Выставки, концерты и т.д.
  • Участие в профессиональных и предметных конкурсах
  • Выступления на педсоветах, семинарах, методических объединениях
  • Компьютерные презентации
  • Аттестация
  1. 13. Методы диагностики результативности образовательного процесса

Для проведения мониторинга образовательной деятельности подобраны диагностические методики, направленные на выявление результативности образовательного процесса (см. приложение).

  1. Методы диагностики результативности образовательного процесса (для обучающихся):
  • Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся в творческом объединении;
  • Методика «Образовательные потребности»;
  • Методика «Ценностные ориентации»;
  • Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня;
  • Карта самооценки обучающимися и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося;
  • Методика изучения совместной деятельности обучающихся.
  1. Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов):
  • Методика трудовых ценностей;
  • Методика «Рейтинг профессиональных ценностей»;
  • Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования;
  • Анализ состава учащихся;
  • Методика «Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса»;
  • Информационная карта результатов участия в профессиональных конкурсах, фестивалях разного уровня;
  • Информационная карта самооценки освоения дополнительной общеразвивающей программы;
  • Информационная карта освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы;
  • Методики изучения умений и навыков, приобретённых обучающимися.
  1. Анкеты для родителей
  • Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе»;
  • Анкета «Исследование удовлетворённости родителей качеством образовательного процесса».

Данные методики мониторинговых исследований позволят дать конкретный и объективный анализ деятельности детских творческих объединений, образовательной деятельности и каждого конкретного педагога, что в свою очередь повлечёт повышение качества образовательной деятельности.

  1. 14. Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, 66, 75).
  2.  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)
  3. Примерная программа воспитания (утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 года)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
  6. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 12.03.2020) «Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»).
  7. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы
    креативности. – СПб., 2006
  8. Воробьева Т.П. Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.
  9. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000.
  10. Компетентностный подход в педагогическом образовании /Коллективная
    монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф.
    А.П. Тряпицыной. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.
  11. Конасова Н.Ю. Социально-педагогические проблемы учреждений
    дополнительного образования. Методический практикум. /Под О.Е. Лебедева.
    – СПб., 1997.
  12. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: «Смысл»,
    1992.
  13. Логинова А., Данилюк А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. – М: Просвещение, 2014. – 176 с.
  14. Логинова, Л. Г. Смысл и значение оценки качества в дополнительном образовании детей /Л. Г. Логинова // Воспитание школьников. – 2016. - №5. - С.49-56.
  15. Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге в 2020 году / Под ред. В. Н. Волкова, В. Е. Фрадкина, И. А. Богдановой. – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ»,2021.– 126с.
  16. Стандарты и мониторинг в образовании, 2020, № 4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1062500 (дата обращения: 15.04.2023).
  17. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования / А.И. Субетто. - СПб.; М.: ИЦ ПКПС, 2000. - 256 с.
  18. Чернавина С.А. Качество образования вУДОД: проблема определения результата // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2012. - № 1. – с. 12-57.
  19. Шинкарев А.А. Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2009. - № 4. – С. 9-17.

  1. Приложение1

Данная методика является модификацией методики «Анализ социального заказа системе дополнительного образования» Н.Ю. Конасовой и предназначена для выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных потребностей учащихся

  1. Методика

  2. «Образовательные потребности»

       

 Анкета для обучающихся 6-11 лет

Дорогой друг!

1. Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор.

Вариант ответа

Твое мнение

мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке

хочу занять свое время после школы

занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями

хочу узнать новое, интересное для себя

мне нравится педагог

хочу научиться что-то делать сам

мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое

хочу узнать о том, что не изучают в школе

занятия здесь помогают мне становиться лучше

занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в учебе

мне нравится общаться с ребятами

мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках

здесь замечают мои успехи

меня здесь любят

твой вариант

2. Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению)

Вариант ответа

Твое мнение

узнал много нового, интересного, полезного

стал лучше учиться

приобрел новых друзей

стал добрее и отзывчивее к людям

научился делать что-то новое самостоятельно

твой вариант

Напиши, пожалуйста:

Фамилию, имя ____________________________________________________

Сколько тебе лет____________________________

В каком коллективе (кружке) ты занимаешься? ________________

Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)? ______________

Анкета для обучающихся 12-16 лет

Дорогой друг!

Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе (кружке), и в какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели реализуются).

Варианты ответа

Выбор

Степень удовлетворения

Полностью

Частично

Нет

узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень

научиться какой-либо конкретной деятельности

с пользой провести свободное время

развить свои творческие способности

найти новых друзей и общаться ними

заниматься с интересным педагогом

исправить свои недостатки

преодолеть трудности в учебе

научиться самостоятельно приобретать новые знания

получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность

увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества

хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке

что еще

Напиши, пожалуйста:

Фамилию, имя ____________________________________________________

Сколько тебе лет____________________________

В каком коллективе (кружке) ты занимаешься? ________________

Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)? ______________

  1. Приложение 2

  2. Методика «Ценностные ориентации»

  3. Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных
    ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности
    личности ребенка, занимающегося в учреждении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее
    общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру,
    к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.

Дорогой друг!

Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и
стремится к ним. Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те, которые являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.

Ценности

Степень важности

Материально обеспеченная жизнь

Свобода, независимость, самостоятельность

Здоровье

Образование, общая культура

Семья

Дружба

Творчество

Работа, трудолюбие, исполнительность

Познание, интеллект (умственные способности)

Духовность

Честность, принципиальность, чистая совесть

Самодисциплина, самоконтроль

Развлечения, приятное времяпровождение

Забота о всеобщем благе

Человеческое общение

Что еще:

  1. Приложение 3

  2. Карта самооценки обучающимися и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося

Данная методика предназначена для диагностики результатов освоения учащимися образовательной программы. Кроме того, методика способствует обучению ребёнка оценивать уровень достигнутых компетентностей (теоретических знаний, опыта практической деятельности, творчества и сотрудничества), позволяет педагогу осуществлять наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося

Дорогой друг!

     Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру

(1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

4

Умею выполнить практические задания, которые дает педагог

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

  1. Приложение4

  2. Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках разного уровня.

Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, то есть для оценки «внешних» достижений.

Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений учащихся:

  • конкурсы;
  • смотры;
  • фестивали;
  • выставки;
  • соревнования;
  • конференции, семинары, круглые столы, чтения;
  • олимпиады;
  • концерты;
  • другое.

При заполнении карты целесообразно указывать названия мероприятий с указанием дат, в которых принимал участие ребенок.

Достижения фиксируются на 3-х уровнях:

  • коллектива, учреждения;
  • города (района);
  • международном и всероссийском.

Также определяются качественные показатели результата:

  • участие;
  • призовые места, дипломы;
  • победитель.

Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл.

Информационная карта

Фамилия, имя обучающегося __________________________________________________

Возраст ____________________________________________________________________

Название т/объединения ______________________________________________________

Год обучения _______________________________________________________________

Дата заполнения карты _______________________________________________________

Формы предъявления

достижений

На уровне коллектива

учреждения

На уровне города (района)

На международном и российском уровне

Участие (выступление)

Призер, дипломант

Победитель

Участие (выступление)

Призер, дипломант

Победитель

Участие (выступление)

Призер, дипломант

Победитель

1 б

2 б

3 б

2 б

3 б

4 б

3 б

4 б

5 б

1.

Конкурсы

2.

Смотры

3.

Фестивали

4.

Выставки

5.

Соревнования

6.

Конференции, семинары, круглые столы, чтения

7

Олимпиады

8

Концерты

9

Другое

Итого:

Общая сумма баллов:

  1. Приложение 5

  2. Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся занятиями в творческом объединении

Возраст________________________________________

Название объединения___________________________

Учащимся предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.На занятия в объединение я иду с радостью

                         4         3       2      1      0

2.На занятиях я узнаю много нового, интересного и приобретаю полезные умения и навыки

                               4         3       2      1      0

3.В нашем объединении хороший педагог

                               4         3       2      1      0

4.К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

                                4         3       2      1      0

5. В группе я могу всегда свободно высказать своё мнение

                                4         3       2      1      0

6. Здесь у меня обычно хорошее настроение

                         4         3       2      1      0

7.Мне нравится участвовать в делах учреждения

                         4         3       2      1      0

8. Я считаю, что здесь меня готовят к самостоятельности

                         4         3       2      1      0

9. Я считаю, что здесь созданы все условия для развития моих способностей

                         4         3       2      1      0

10. Летом я скучаю по занятиям в учреждении

                         4         3       2      1      0

  1. Приложение 6

  2. Методика изучения совместной деятельности обучающихся

Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3- привлекает очень сильно

2-привлекает в значительной степени

1-привлекает слабо

0- не привлекает совсем

Что привлекает в деятельности?

  1. Интересное дело
  2. Общение с разными людьми
  3. Помощь товарищам
  4. Возможность передать свои знания
  5. Творчество
  6. Приобретение новых знаний, умений
  7. Возможность руководить другими
  8. Участие в делах своего коллектива
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей
  10. Сделать доброе дело для других
  11. Выделиться среди других
  12.  Выработать у себя определённые черты характера.

  1.    Приложение 7

  1. Методика трудовых ценностей

В основу данной методика является модификацией методики трудовых ценностей Л.А. Ясюковой и предназначена для изучения доминирующей мотивации деятельности педагога в системе дополнительного образования.

  1. Анкета

  2. Уважаемый коллега!

  3. Прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже 15 суждений о работе и пронумеруйте их в соответствии с Вашими предпочтениями. Номер 1 следует присвоить наиболее значимой для Вас

характеристике работы и далее присваивать номера остальным в таком порядке, в каком они становятся все менее и менее важными для Вас, и так до 15-го.

№ п/п

Характеристики работы

Номер

Полная самостоятельность в работе

Гарантированная хорошая зарплата

Чистота, комфортные условия работы

Работа, позволяющая делать что-то полезное, важное для людей

Работать под началом опытного и справедливого руководителя

Возможность участвовать в экспериментах, осваивать новые методы

работы

Наличие льгот и дополнительных услуг

Работа, безопасная для здоровья

Работать с людьми, которые мне приятны

Работа с четко определенными обязанностями

Возможность реализовывать собственные идеи

Режим работы, дающий возможность иметь дополнительный

заработок

Спокойная, размеренная работа, не требующая нервного напряжения

Работа, позволяющая знакомиться и общаться с разными людьми

Работа, о которой не надо думать вне рабочего времени

  1. Приложение 8

  1. Методика «Рейтинг профессиональных ценностей»

Система профессиональных ценностей педагога является важнейшей составляющей его профессионально-педагогической культуры. С этих позиций осознается значимость методики «Рейтинг профессиональных ценностей» в системе оценки профессионализма педагога и результативности образовательного процесса.

Анкета
Уважаемый коллега!

На какие профессиональные ценности Вы опираетесь в ходе образовательного
процесса? (Из предложенных вариантов ответов выберите, по Вашему мнению, наиболее
важные и отметьте их в графе «Выбор» знаком «+». В графе «Место» проранжируйте
их по степени значимости для Вас (1 – самое значимое и т.д.):

Профессиональные ценности

Выбор

Место

- общая культура (разносторонняя образованность, широкий
спектр интересов, самообразование)

- профессиональная (в предметной области) компетентность

- психолого-педагогическая компетентность

- общение в профессиональной сфере (с детьми и коллегами)

- творчество

личность ученика (ребенок как ценность)

- позитивная «Я-концепция» в профессиональной деятельности
(самореализация, самоуважение, ориентация на результат)

- что еще, напишите:

Напишите, пожалуйста, сведения о себе:
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________________;
Направление деятельности (отдел) ___________________________________________________;
Должность _______________________________________________________________________;
Педагогический стаж ______________________________________________________________;
Возраст детей, с которыми работаете  ________________________________________________;

        

  1. Приложение 9

Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования

Методика является модификацией карты самооценки и экспертной оценки педагога, разработанной Барышевой Т.А. и предназначена для определения различных аспектов предметной и психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования. В основу методики положена трактовка компетентности как интегральной
характеристики человека, которая определяет его возможность решать профессиональные
проблемы в реальных условиях профессиональной деятельности с использованием
знаний, профессионального и жизненного опыта и достижений в профессиональной сфере

Уважаемый коллега!

Предлагаем Вам оценить уровень своей педагогической компетентности.

Оцените, пожалуйста, каждую из нижеприведенных характеристик по пятибалльной шкале (пятый — высший уровень) и отметьте знаком «+» в соответствующей графе степень выраженности данной характеристики.

Характеристика высокого уровня компетентности

5

4

3

2

1

Характеристика низкого уровня компетентности

1

Обладает психолого-педагогическими знаниями и эффективно реализует их на практике

Психолого-педагогические знания ограничены и не реализуются в практической деятельности

2

Обладает высоким уровнем знаний в предметной области и эффективно реализует их в профессиональной деятельности

Знания в предметной области ограничены и не реализуются в практической деятельности

3

Владеет спектром психолого-педагогических технологий и методов и эффективно применяет их на практике

Применяемые психолого-педагогические технологии и методы малоэффективны

4

Владеет спектром предметных (профессиональных) технологий и эффективно применяет их на практике

Используемые предметные методы и технологии малоэффективны

5

Обладает высоким уровнем знаний в области теории и технологий творческой деятельности и эффективно реализует их на практике

Знания в области теории и технологий творческой деятельности ограничены и не реализуются на практике

6

Участвует в инновационной деятельности

В инновационной деятельности не участвует

7

Является автором инноваций (проектов, программ, технологий, методик и т.д.)

Не имеет авторских работ

8

Планирует и реализует в профессиональной деятельности комплекс целей и задач (развитие, воспитание, обучение)

Планирует частные цели. Ставит главным образом обучающие задачи

9

Интегрирует в профессиональной деятельности широкий спектр информации из разных областей знаний

Профессиональная деятельность ограничена «узко предметными» знаниями

10

Умеет анализировать свой профессиональный опыт

Профессиональная рефлексия и самоанализ отсутствуют

11

Прогнозирует оперативные и долгосрочные результаты профессиональной деятельности

Прогноз отсутствует

  1. Приложение 10

  2. Анализ состава обучающихся

  3. (для педагога)


           Сохранность контингента – один из важнейших показателей результативности работы педагога. Для оценки данного показателя разработана карта анализа состава учащихся.

Данная методика позволяет оценить выполнение педагогами формальных
требований к организации образовательного процесса (наполняемость групп в
соответствии с программой и санитарно-гигиеническими требованиями) и проследить
реальный «отсев» детей в течение года (первая часть карты).

ФИО педагога        

Название т/объединения_______________________________________

1. Данные о количественном составе обучающихся

Дата

1 год обучения

2 год обучения

3-й и последующие года обучения

Всего

Кол-во групп

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

На 1 сентября

На 1 января

На 1 мая

Общий процент отсева учащихся        __________________________________

2. Данные о качественном составе обучающихся

Дата

1 год обучения

2 год обучения

Количество новых детей

%

Количество новых детей

%

На 1 сентября

-

-

На 1 января

На 1 мая

Общий процент обновления состава учащихся__________________________

  1. Приложение11

  2. Методика «Уровень программно-методического обеспечения

  3. образовательного процесса в учреждении»

Данная методика окажет помощь методистам дополнительного образования (экспертам) при анализе уровня программно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждении, как каждого педагога, так и отдела в целом. Экспертиза в соответствии с предлагаемой анкетой позволяет выявить слабые стороны программно-методического обеспечения педагога и наметить перспективы дальнейшей работы.

Анкета

        Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________

        Направление деятельности (отдел) _______________________________________

        Название образовательной программы ____________________________________

  1. Образовательная программа соответствует реальной деятельности педагога:
  1. Да
  2. Нет
  3. Нуждается в корректировке
  1. Степень соответствия образовательной программы нормативным требованиям:
  1. Соответствует в полной мере
  2. Соответствует в достаточной мере
  3. Не соответствует
  1. Наличие учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы:
  1. Есть
  2. Нет
  3. Частично
  1. Наличие авторских методик и образовательных технологий, использующихся при реализации образовательной программы:
  1. Есть авторские методики, отличающиеся новизной и актуальностью
  2. Автор модифицировал существующие методики преподавания
  3. Педагог не использует собственных образовательных методик
  1. Обобщение педагогического опыта (анализ педагогической деятельности, участие в конференциях, семинарах, педсоветах, публикации, проведение мастер-классов, открытых занятий):
  1. Проводится систематически
  2. Проводится эпизодически
  3. Осуществляется формально

  1. Приложение12

  2. Информационная карта результатов участия в профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня для педагога

Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия педагогов в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях различного уровня, то есть для оценки профессиональных и педагогических достижений.

Информационная карта

Фамилия, имя, отчество педагога ___________________________________________

Направление деятельности (отдел) __________________________________________

Дата заполнения карты ____________________________________________________

Формы предъявления

профессиональных достижений

На уровне учреждения

На уровне города (района)

На международном и всероссийском уровне

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Призер

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Призер

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Призер

1 б

2 б

3 б

2 б

3 б

4 б

3 б

4 б

5 б

1.

Профессиональные конкурсы, смотры, фестивали, выставки и др.

2.

Педагогические конкурсы

3.

Конференции, семинары, круглые столы, педагогические советы

4.

Мастер-классы, открытые занятия

5.

Методические объединения

Итого:

Общая сумма баллов:

  1. Приложение 13

  2. Информационная карта самооценки освоения дополнительной общеразвивающей программы

Анкета для учащихся 12-16 лет

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Дата заполнения____________________________________________________________________

Название программы________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога______________________________________________________

Год обучения по программе__________________________________________________________

Параметры результативности освоения программы

Самооценка результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

2.

Опыт освоения практической деятельности

3.

Опыт творческой деятельности

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

5.

Опыт социально-значимой деятельности

Общая сумма баллов

Информационная карта освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы

Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы на основе заполнения информационной карты.

Анкета для педагога

Название программы, ее длительность_________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога______________________________________________________

Фамилия, имя воспитанника__________________________________________________________

Года обучения по программе_________________________________________________________

Параметры результативности освоения программы

Оценка педагогом результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

2.

Опыт освоения практической деятельности

3.

Опыт творческой деятельности

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

5.

Опыт социально-значимой деятельности

Общая сумма баллов:

Приложение 14

Методики изучения умений и навыков, приобретённых обучающимися

Самооценка

Программа

Я знаю

Я могу

Не знаю

Немного

Уверенно

Самостоятельно

С подсказкой педагога

С помощью педагога

Практические

навыки

1.

2.

3.

4.

Теоретические

навыки

1.

2.

3.

4.

Оценка педагогом

  1. Приложение 15

  2. Анкета

  3. «Позиция родителей в образовательном процессе»

Уважаемые родители!

Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметить его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.

Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия в нашем учреждении?

Значительную.

Второстепенную.

Практически никакую.

Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?

Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка).

Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет), с преподавателем встречаетесь редко.

Вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете.

Иной вариант ________________________________________________

Дали ли бы вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (олимпиаде, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом:

Требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

 Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? А именно:

1        Помогаете педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива?

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

2        Помогаете педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса?

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

3        Посещаете текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, встречи с педагогом, консультации для родителей и т.д.)?

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

  1. Приложение 16

  2. Исследование удовлетворительности родителей качеством образовательного процесса

Анкета

Вам предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждое выражения одну цифру. Которая, означает ответ, соответствующий вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен

3 - согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Группу, в которой занимается наш ребенок, можно назвать дружной

                                4                 3                 2                1                  0

2. В среде этих ребят наш ребёнок чувствует себя комфортно

                                4                 3                 2                1                  0

3.Объединением, в котором занимается наш ребёнок, руководит хороший педагог

                                4                 3                 2                1                  0

4. Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребёнку

                                4                 3                 2                1                  0

5. Педагог справедливо оценивает достижения на занятиях ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

6. Педагог учитывает индивидуальные особенности Вашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

7. Педагог даёт Вашему ребёнку глубокие и прочные знания по выбранному виду деятельности

                                4                 3                 2                1                  0

8. Наш ребёнок не перегружен занятиями в учреждении

                                4                 3                 2                1                  0

9. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией учреждения

                                4                 3                 2                1                  0

10. В учреждении заботятся о развитии и здоровье нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

11. В учреждении проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребёнку

                                4                 3                 2                1                  0

12. Учреждение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

13. В учреждении обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

14. Учреждение по – настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни

                                4                 3                 2                1                  0

15. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0