Мастер-класс для родителей на тему "Витраж"

Щербакова Кристина Витальевна

Тема мастер-класса: «Витраж»

Цель: познакомить родителей с учебным процессом  на примере выполнения задания «Витраж»

Задачи:

образовательные: познакомить родителей с техникой «Витраж»,  формировать представление об истории создания витражей и о различных формах техники «Витраж»; 

развивающие:  сформировать навыки работы в технике «Витраж»; развивать творческую фантазию и авторскую активность, воображение и художественный вкус;

воспитательные: способствовать созданию условий для психологической разрядки родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.pptx1.5 МБ
Файл master_klass.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое витраж? Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого похожего материала, который способен пропускать свет.

Слайд 2

Древний Египет

Слайд 3

Витражи Константинополя

Слайд 6

Нотр -Дам-де-Пари

Слайд 8

Пленочная технология

Слайд 9

Технология Тиффани

Слайд 10

Технология фьюзинг

Слайд 11

Пескоструйная технология

Слайд 12

Заливная технология

Слайд 13

Контрольные вопросы Что такое витраж? Где появились первые упоминания о витраже? Как называется круглое окно в готическом соборе, расположенное в центральной части? Назовите основные современные технологии изготовления витража?



Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Конспект

мастер-класса для родителей на тему:

«Витраж»

Выполнила:                                                                                                                                                                                                 Щербакова К. В.,

преподаватель художественного отделения

г. Железногорск

2023 г.

Тема мастер-класса: «Витраж»

Цель: познакомить родителей с учебным процессом  на примере выполнения задания «Витраж»

Задачи:

образовательные: познакомить родителей с техникой «Витраж»,  формировать представление об истории создания витражей и о различных формах техники «Витраж»;  

развивающие:  сформировать навыки работы в технике «Витраж»; развивать творческую фантазию и авторскую активность, воображение и художественный вкус;

воспитательные: способствовать созданию условий для психологической разрядки родителей.

Вид мастер-класса: лекция-практикум

Форма мастер-класса:  групповая

Технологии обучения: ИК-технология, здоровьесберегающие, технология личностно-ориентированного обучения

Методы и приемы обучения: словесные, наглядные (примеры выполненных заданий, беседа, рассказ-объяснение с презентацией, демонстрация учебных пособий), практические

Оборудование и материалы: распечатка изображения, рамка А4, витражные краски.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

- Добрый день. Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

  1. Сообщение темы и задачи

- Сегодня я хочу вас познакомить с одним из видов работ, над которым трудятся ваши дети. Я предлагаю вам сделать витраж. Кто знает, что такое витраж? (ответы родителей)

Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого похожего материала, который способен пропускать свет. (Слайд 1)

История возникновения витражей покрыта многовековой тайной. Где они появились впервые, не знает никто, об этом можно только догадываться. Предположительно, первыми непрозрачное стекло стали изготавливать египтяне. Думается, что появление витражей – это просто вынужденная случайность, предпосылкой к которой было неумение египтян лить стекло больших размеров, и им приходилось буквально складывать окна из стеклянных кусочков. (Слайд 2)

Немного позже египетский секрет производства стекла разгадали и усовершенствовали ученые Византии, и окна храмов Константинополя украсились великолепными разноцветными картинами. В то время качество стекла было невысоким – оно не отличалось особой прозрачностью, получалось неровным и неравномерно окрашенным, в нем застывали пузырьки воздуха, но именно это придает старинным витражам особую прелесть. Наверное, не будет ошибкой утверждать, что настоящее витражное искусство было создано одновременно с зарождением христианства. (Слайд 3)

Наибольшее распространение, как утверждают историки и искусствоведы, витражи получили с IV по Х век. Английские церкви этого периода украшали окна из прозрачного неокрашенного стекла, собранные в виде орнамента из небольших кусочков. Игра света, созданная многократно преломленными солнечными лучами, производила незабываемое впечатление. В английском монастыре Св. Павла, построенном в VII веке, хорошо сохранился витраж с изображением Иисуса. (Слайд 4)

Примерно с Х века витражи стали неотъемлемой частью готических соборов. Особенности готической архитектуры позволяли создавать целые оконные картины высотой до 12 м, а для изображений выбирались библейские сюжеты. Церковные витражи часто выполнялись в трио-ансамбле, высокие и узкие (стрельчатые) окна символизировали Святую Троицу. (Слайд 5)

Не менее часто украшениями служили и круглые окна, расположенные в центральной части собора, которые назывались «Роза». Сюжеты, навеянные историей и Библией, позволяли старинным мастерам полностью раскрыть свой талант и проявить фантазию. (Слайд 6)

Примерно в XV веке зодчие начали украшать витражами не только окна, но и потолки. В это же время началось развитие производства стекла. Его стали делать значительно прозрачнее, ровнее и более крупным по размеру. (Слайд 7)

В Средневековье витражи получили широкое распространение, а в период Возрождения витражное искусство достигло своего апогея. Затем вошедшая в моду фресковая живопись стала постепенно вытеснять витражные украшения, что задержало развитие этого искусства на несколько веков.

Так исторически сложилось, что последующие стили, сменяющие друг друга – барокко, ампир, классицизм не проявили должного интереса к витражам, считая их «диким готическим капризом», и витражи оставались только в старинных церквях и соборах. Со временем хрупкая и эфемерная красота начала гибнуть, и уже в XIX веке назрела серьезная проблема их реставрации, которая усугубилась последующими мировыми войнами.

Только в послевоенные годы это искусство снова расцветает – полностью восстанавливаются и частично реставрируются старинные витражи, создаются новые, более современные.

В современном мире известно несколько витражных технологий:

  1. Пленочный витраж  

Пленочный витраж не выполняется из отдельных стекол, сложенных в виде мозаики, он состоит из цельного стекла, на которое накладывается декоративная металлическая лента, а поверх стекла наклеивается цветная пленка. Это своего рода аппликация. Сначала выполняется эскиз витража, затем по нему готовится шаблон, по которому на стекле лентой выкладывается металлический контур рисунка. Далее внутри контура наклеиваются цветные и фактурные пленки, укладываются хрустальные элементы. Затем контур из ленты наносится с тыльной стороны. Преимущества технологии в том, что стекло приобретает повышенную прочность, благодаря наклеенной на него пленке, получается такой своеобразный «дуплекс». Этим методом изготавливаются многие витражи большой площади, а также потолочные. Пленочная технология – одна из самых простых в выполнении. Таким образом несложный витраж можно попытаться выполнить самостоятельно. В работе используется специальная пленка Rega Led и Decra Led, а также самоклеящаяся оловянная лента. (Слайд 8)

  1. Тиффани

Этот метод изготовления витражей получил имя своего изобретателя – Луиса Тиффани, жившего в Америке в XIX веке. По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких мест. Этот метод замечателен тем, что его использование позволяет создавать объемные витражи, ведь паять фольгу можно под любым углом. (Слайд 9)

  1. Технология фьюзинг

Говоря русским языком, технология основана на спекании отдельных кусочков цветного стекла. Детали рисунка по подготовленному шаблону вырезают из цветного стекла, выкладывают из них рисунок, а затем помещают в печь. При температуре 850 градусов отдельные кусочки спекаются в единое целое. Технология позволяет создавать на стекле рельефные картины, которые могут быть четко очерченными или расплывчатыми. Фьюзинг – сложная технология, выполнение которой требует специальных знаний и оборудования расплывчатыми. Фьюзинг – сложная технология, выполнение которой требует специальных знаний и оборудования. (Слайд 10)

  1. Пескоструйная технология

Пескоструйным методом выполняется, в основном, матирование стекла и зеркал. Для работы необходима специальная пескоструйная установка, работающая на сжатом воздухе. Мельчайшие кварцевые песчинки, попадающие на стекло под давлением, деформируют его поверхность, оставляя на ней почти белые микроскопические углубления. Результат такого приема – матовая, почти завуалированная поверхность. Имея пескоструйную установку, выполнить такой витраж совсем не сложно. Под стекло подкладывается желаемый рисунок, а поверх стекла наклеивается прозрачный скотч, который обрезается по рисунку. Затем направленной струей песка матируется основная поверхность стекла, рисунок, заклеенный скотчем, остается прозрачным. Для этой технологии существует множество вариаций, все зависит только от вашего воображения. (Слайд 11)

  1. Заливная технология

Заливной витраж по виду похож на пленочный, но выполняется он не наклеиванием цветной пленки, а нанесением специальной краски на очерченный контур. Раскрашенное стекло подвергается термической обработке в специальной печи. Заливной витраж часто используется в отделке мебели. (Слайд 12)

  1. Практическая часть

Вот мы и познакомились с историей и технологией выполнения витража. Вы побудите в роли мастеров и сделаете витраж по заливной технологии.

Перед вами рамка формата А4, лист с изображением, витражные краски. Отличие детских витражных красок в том, что они высыхают при взаимодействии с воздухом, без высоких температур.

Этапы работы над витражом:

  1. Лист бумаги поместить под стекло, отогнув крепление на рамке с обратной стороны. Рамку отложить в сторону.
  2. Взять черный контур. Аккуратно обвести рисунок.
  3. Залить рисунок цветными красками.
  4. Дождаться полного высыхания.
  5. Вставить рисунок в рамку, вернув крепления в исходное положение.

В процессе изготовления выполняется индивидуальная и фронтальная работа. ( При выполнении задания играет фоновая музыка)

Сегодня на мастер-классе вы побыли в роли учеников,  познакомились с витражом, его историей и технологиями выполнения. Вы прекрасно поработали над выполнение витража в заливной технологии.  Эти работы вы забираете с собой.

А сейчас я проверю, насколько вы хорошо запомнили теорию. (Слайд 13)

  1. Что такое витраж?

Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого похожего материала, который способен пропускать свет.

  1. Где появились первые упоминания о витраже? (Древний Египет)
  2. Как называется круглое окно в готическом соборе, расположенное в центральной части? (окно «Роза»)
  3. Назовите основные современные технологии изготовления витража? (Пленочная технология, технология Тиффани, технология фьюзинг, пескоструйная технология, заливная технология)
  1. Рефлексия

Отлично, вы прекрасно усвоили материал. Я надеюсь, что вы узнали много нового для себя, получили удовольствие от рабочего процесса.

Я предлагаю вам оценить по 10 бальной школе, насколько вам понравилось занятие. (Ответы)

Спасибо за прекрасную работу. До новых встреч!

Список литературы:

  1. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» / Гигли Линетт.: Ниола-Пресс, 2007 - 98 с.
  2. Дмитриев А. Современое декоративное искусство. / А. Дмитриев. - М.: Зодчий, 1903. - 147 с.
  3. Козлова С.И. «Роспись стекла» Перевод с английского.© / С.И. Козлова, Е.Л. Козловой. - Издательство КАРТ-РОдНИК, издание на русском языке, 2004- 87 с.
  4. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» / О.В. Корчинова. -Ростов на Дону: «Феникс», 2002 - 164 с.
  5. Кьяццари Сюзи «Цвет в интерьере вашего дома». /Сюзи Кьяццари. - М.: «Кристина-Новый век», 2007 - 167 с.
  6. Криченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Витраж не сохранился. / Е.И. Криченко. - М., 1978.-21 с
  7. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. / В. Рагин, М. Хиггинс. - М., 2006.