Применение сусального золота для декорирования расписных изделий.

Галицкая Анастасия Дмитриевна

Статья на тему: "Применение сусального золота для декорирования расписных изделий в произведениях выдающихся художников Палехской лаковой миниатюрной живописи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение сусального золота для декорирования расписных изделий в произведениях выдающихся художников Палехской лаковой миниатюрной живописи

Мастера Палеха начинают свою работу по заранее намеченному белилами рисунку. Для изображения элементов они используют многослойную темперную живопись. Изначально наносятся все цветовые пятна и прорисовываются конкретные детали.

 На следующем этапе начинается работа с золотом, а также добавлением пробелов. Пробела – крайне важная часть работы, которая подразумевает увеличение количества белил или золота на основном тоне. При этом палехские мастера зачастую используют только сложные методики по типу лессировки или многослойной живописи с множеством прозрачных мазков. Данный метод позволяет нижним слоям работы просвечивать через верхние. Что дает работам палехских мастеров потрясающую яркость цвета.

Перед тем, как сделать финальную обработку золотом и серебром в работе, требуется завершить еще один важный предварительный этап – лакирование. Вся работа должна быть покрыта лаком, поскольку если этого не сделать – по краске золото может просто не лечь. Поэтому все работы, которые будут подвергаться золочению, предварительно дважды покрываются слоем копалового лака. После каждого покрытия лаком требуется просушить работу. Далее необходимо ошкурить поверхность иконы пемзой до матового состояния, иначе золото не пристанет к лаку. Излишки пемзы мастера смахивают при помощи гусиного пера.

Также важно соблюдать принципы работы с листовым сусальным золотом. В «твореном золоте» важно тщательно измельчить его частички и растереть пальцами. В качестве связывающего материала чаще всего используют прозрачную смолу акаций - Гуммиарабик. При этом для росписи золотом важно использовать самую тонкую кисточку, чтобы добиться тонкости в работе с орнаментами или пробелами.

Аналогичным способом может наноситься серебро или пудра из алюминия. Серебро, также, как и золото, используется для создания пробелов в тех местах, где это не было сделано при помощи красок или не будет смотреться. По тёмным тонам — золотом, по светлым — серебром.  Существуют различные виды росписи с использованием металлов, которые отличаются стилем нанесения: инокопью, пробел «в щетинку», пробел «в перо» и орнамент.

После того, как процесс нанесения золота и серебра будет окончен, требуется отполировать работу для придания ей блеска. А также проверить не слезет ли с работы метал. С этой целью палехские мастера использовали волчий зуб, поскольку именно он обладает невероятно гладкой поверхностью. Но также использовались и агаты.

Палехские мастера трепетно относились к использованию золота в собственных миниатюрах, поскольку оно отражало их мировоззрение и восприятие вещей. Золото – является символом святости и причастности к божественному, поэтому и работать с ним требуется соответствующе.

Данный вид работ относится к духовным работам, поскольку палехский стиль – виток развития иконописных традиций. Нельзя создать качественную миниатюру, если на ней будет запечатлена побед сила зла, либо если все будет иметь чрезмерно реалистичный, не стилизованный вид. Каждая миниатюра палехских мастеров, прежде всего, это маленький уютный мир, где добро сумело восторжествовать над злом, и каждый может ощущать себя здесь спокойно и комфортно. Поддержка и победа добра – есть суть и смысл этих лаковых миниатюр. По этой причине палехская миниатюра может быть отнесена к высокому духовному искусству.