Формирование культуры ресурсо- и энергосбережения у обучающихся

Каримова Мунавара Валиулловна

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Если спросить, слышал ли ты о том, что в ближайшем будущем перед миром реально станет проблема нехватки пресной воды, то многие подумают: «Разве в нашей стране, «где много рек и озёр», такое возможно? Вряд ли это затронет лично меня”. Ведь мы привыкли, открыв водопроводный кран, получать неограниченное количество воды для бытовых и прочих нужд в любое время. Так, может быть, пришла пора изменить свое отношение к пользованию ресурсами и начать их беречь? Беречь цветок под ногами, беречь воздух и воду, тепло и энергию, беречь свой дом и город, беречь друг друга. Именно в младше школьном возрасте возникают многие привычки, переходящие позже в образ жизни. Однако современная ситуация такова, что все виды деятельности человека, связанные с затратами энергии и под его воздействием, приводят к серьёзным изменениям на планете, а с ними и к глобальным проблемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Формирование культуры ресурсо- и энергосбережения у обучающихся

                                                                               

                                                                                 Каримова М.В. педагог

                                                                                 дополнительного образования

                                                                                 МАУ ДО «Спектр»        

         

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Если спросить, слышал ли ты о том, что в ближайшем будущем перед миром реально станет проблема нехватки пресной воды, то многие подумают: «Разве в нашей стране, «где много рек и озёр», такое возможно? Вряд ли это затронет лично меня”. Ведь мы привыкли, открыв водопроводный кран, получать неограниченное количество воды для бытовых и прочих нужд в любое время. Так, может быть, пришла пора изменить свое отношение к пользованию ресурсами и начать их беречь? Беречь цветок под ногами, беречь воздух и воду, тепло и энергию, беречь свой дом и город, беречь друг друга. Именно в младше школьном возрасте возникают многие привычки, переходящие позже в образ жизни. Однако современная ситуация такова, что все виды деятельности человека, связанные с затратами энергии и под его воздействием, приводят к серьёзным изменениям на планете, а с ними и к глобальным проблемам.

Энергосбережение – это одна из самых актуальных тем для человека любого возраста, живущего на нашей планете и пользующегося благами цивилизации. С проблемами экономии и бережливости каждый из нас сталкивается в современной жизни. Экономические знания нужны всем: и взрослым, и детям. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Выработку привычки рационально использовать электроэнергию в быту, формирование основ экономической культуры важно начинать с раннего детства и продолжать в процессе всей жизнедеятельности человека.

На занятиях в объединении «Игрушка своими руками», «Поделка своими руками», «Дарите радость» нацелены на формирование и развитие у обучающихся творческих умений и индивидуальных способностей через изготовление игрушек в разных техниках, а также изготовление тематических панно, сувениров. Каждая сделанная игрушка своими руками изготавливается из вторичного сырья.  Обучающиеся знают, что это приводит к минимум затрат материала, а также ведёт к чистоте нашей планеты.

С целью признания детского творчества и дальнейшей мотивации к созданию новых работ, организована целенаправленная работа по участию в конкурсах различной направленности:

участие в окружном конкурсе «Радуга Югры», «Благословляю вас леса»,  

конкурс «Марш – парков», обучающиеся заняли призовые 1 места – Калашникова Дарья, Азизян Татев, Исмагилова Злата, Приходько Арина, Абдрахманова Индира. В конкурсе «День земли» отвечая на вопросы викторины Бирюкова Софья, Калашникова Дарья, Саитова Арина так же заняли призовые места.

Программы естественнонаучной направленности «Экология», «Юный эколог», «Эколята», направлены на формирование экологической культуры учащихся через изучение основ экологии и создания условия для творческого развития, формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы через природоохранную и творческую деятельность. Эти программы объединяет то, что в них через творчество дети узнают свой край, учатся любить свою Родину, передавать в картинах и поделка красоту Природы. А самое главное рационально и бережно относиться к её богатствам. В течение учебного года обучающиеся прошли обучение в «Зелёной школе» с мультяшным персонажем мистером Крысом. Он очень в доступной форме рассказал о том, где производиться и как появляется в наших домах электрическая энергия. Как правильно пользоваться электроприборами чтобы меньше расходовать электроэнергию.

Работа по энергосбережению, начатая в начальных классах, имеет продолжение и в среднем звене. Многие родители в своих домах заменили обычные лампочки накаливания на энергосберегающие. В классе учащиеся пристально следят за экономией электричества. Всё вместе создаёт экономию бюджетных средств для семьи.

Энергосбережение — это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ. И одно из таких решений — это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. Это достигается в процессе обучения, социализации и воспитания, обучающихся через: