Модель внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы

Маканова Мадина Миннебаевна

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами.  Состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы.

На наш взгляд, подход к решению проблемы эко кризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой.

  В проекте представлена модель  внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение управления и экономики образования

Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы

«Организация воспитательного процесса в кадетской школе в условиях реализации  ФГОС

Модель внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы

                                                                                          Авторы  проекта:

                                                                                         Ганиев Ф.Р.,

                                                                                         Маканова М.М.,

                                                                                         Гайсина Л.Р.,

                                                                                         Гилязова Ф.Ф.

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                         Зиннатуллина Г. Ф.

 

                                                                                Куратор: Зиннатуллина Г. Ф.

                                                                               Проект допущен к защите:

                                                                                 «_8_»  апреля 2016 г.

Казань,2016

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………..…..3
  2. Актуальность проекта……………………………………………...3-6
  3. Цель и задачи проекта…………………………………………….6-7
  4. Проектное решение……………………………………………………7
  5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта………………….8-12
  6. Бюджет проекта…………………………………………………….13
  7. Ожидаемые результаты реализации проекта…………………..13-14

7.1 Прогнозируемые социальные эффекты……………………..14

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления…………………15

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта……………………………………………………………………..16-17

10.  Заключение………………………………………………………17-18

11. Список использованных документов и источников информации..19

12. Глоссарий……………………………………………………………20

13. Приложения ………………………………………………….…21-23


  1. Введение

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами.  Состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы.

На наш взгляд, подход к решению проблемы эко кризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой.

  В проекте представлена модель  внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы.

  1. Актуальность проекта

В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. У современного населения очень низок уровень экологической культуры. Возникает вопрос: кто и когда должен формировать у человека экологическую культуру?  На наш взгляд, формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к своему здоровью и окружающей среде. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в Республике Татарстан и в стране в целом. Формирование экологической культуры выступает как сложный  педагогический процесс.

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Разбиты аллеи, клумбы, имеется спортивная площадка. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желания изменить облик школы. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.

Самым главным украшением школьной территории и классных  кабинетов являются растения, цветы, деревья. Растения – украшение нашей жизни. Даже самое неуютное, тусклое помещение становится живым, более уютным, если в него поставить пусть даже несколько горшочков с растениями. Всю нашу жизнь нас окружают цветы и растения. Они везде – дома, в наших садах, школах, на работе. Растение радует нам глаз, а значит, повышает настроение, особенно важно это у нас в России, в суровом климате, где так долго длится зима, где осенняя слякоть нагоняет скуку… Вполне закономерно, что современные жители огромных мегаполисов, уставшие от бешенного ритма цивилизации обращают свой взор к естественной красоте и тянутся к вечному зеленому лету, выращивая у себя в домах и в квартирах любимые растения.

        Многие не подозревают, что комнатные растения это не только украшение декора помещения, но еще и кладовая полезных микроэлементов, а также они, как и все живые существа, обладают мощной энергетикой. Цветы обеспечивают психологический комфорт, благоприятно влияют на здоровье. Растения очищают воздух, оказывают стимулирующее воздействие на органы чувств. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению колорит и создают определенный комфорт. Но нужно помнить, что мало просто купить красивые растения, их необходимо разместить так, чтобы подчеркнуть их красоту и одновременно с этим создать им благоприятные условия.

Экологическое воспитание школьников – основное направление проекта. Организаторы проекта считают необходимым сделать окружающую школьную территорию и классные кабинеты частью воспитательной и образовательной системы. Данная программа станет эффективным средством в формировании экологической культуры молодого поколения, которое будет выполнять ряд функций: духовно - нравственную, развивающую, познавательную. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие будет развивать школьная территория и классные кабинеты, открывая путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я в окружающем мире. 

Таким образом, можно выделить основные задачи, которые ставит перед собой наш проект «Модель внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы»

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

     Разработка и использование модели  внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы с учетом требований ФГОС.

Задачи проекта:

1. Изучить требований ФГОС  к достижению и оценке результатов модели  внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы ;

2. Реализовать программу озеленения школьной территории и классных кабинетов в условиях Икшурминской кадетской школы-интерната имени Байкиева К.С.» Сабинского муниципального района;

3. Привить воспитанникам элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4. Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, бережное отношение к растениям.

Целевая группа проекта: 

 Воспитанники  кадетской школы.

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну) 

Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Практическая возможность применения материала на уроках биологии, географии, экологической тропы; привлечение общественности к  значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Новизна и актуальность проекта заключается в разработке современной системы внеклассной оздоровительной работы в школе, объединяющая детей, их родителей и педагогов.

РӘСЕМ КИРӘК

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Сентябрь – октябрь 2015года.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Ноябрь 2015 года - август 2017 года.

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Сентябрь – декабрь  2017 года.        

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы.  Внеклассное мероприятие по теме проекта.

Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Сроки

проведения

Ответственный

I этап

1

Собрание кружка «Юный эколог», создание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Каб. биологии

Сентябрь, 2015

Инициативная группа

3

Социологический опрос обучающихся, работников школы, жителей данной территории (приложение №1)

Актовый зал

Сентябрь, 2015

Члены объединения «Юный эколог», инициативная группа

4

Проведение оценки экологического состояния школьной территории и классных кабинетов (приложение №2)

Каб. биологии

Сентябрь, 2015

Учитель биологии, члены объединения «Юный эколог», инициативная группа

5

Классный час «Я – гражданин России»

Кабинет географии

Сентябрь, 2015

Классные руководители

6

Старт конкурса «Копилка идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории  и классных кабинетов».

Защита ученических проектов.

Актовый зал

Октябрь, 2015

Педагог-организатор

7

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты», «Наш любимый кабинет»

Школьный холл

Октябрь, 2015

Учитель изобразительного искусства

II этап

1

Разработка коллективного проекта школьного двора:

составление плана озеленения и благоустройства школьной территории и классных кабинетов;

Кабинет биологии

Ноябрь, 2015-февраль, 2016

Администрация школы, инициативная группа

2

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Школьный двор

Апрель, 2016

Учитель биологии, химии.

3

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Школьный двор

Апрель, 2016

Завхоз школы

4

Строительство беседки, скамеек

Каб. технологии

Апрель-июль, 2016

Учитель технологии

5

Благоустройство и укладка дорожек школьной территории

Школьный двор

Май, 2016

Завхоз школы

6

Разбивка новых клумб на территории школы

Школьный двор

Май-июнь, 2016

Учитель биологии, члены экологического объединения

7

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Школьный двор

Июнь-август, 2016

Учитель биологии, члены экологического объединения

8

Организация  работы по созданию и  расширению зеленых уголков в кабинетах

Кабинеты

Октябрь, 2016 -февраль, 2017

Учитель биологии, члены экологического объединения

9

Благоустройство

зоны отдыха на территории школы

Школьный двор

Август, 2017

Учитель технологии

10

Приобретение семян и выращивание рассады

Каб. биологии

Февраль, 2017

Учитель биологии, 5-9 классы

11

Трудовой десант «Школа – оранжерея» по благоустройству классных кабинетов.

кабинеты

Февраль, 2017

Заместитель директора по ВР

12

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Школьный двор

Май, 2017

Учитель биологии, члены экологического объединения

13

Уход за посаженными цветочными культурами.

Школьный двор

Май-август, 2017

Учитель биологии, члены экологического объединения

III этап

1

Экспресс-опрос «Проект в моей жизни»

Каб. биологии

Сентябрь, 2017

Инициативная группа

2

День урожая «Дары осени». Подведение итогов проекта, награждение участников.

Актовый зал

Сентябрь, 2017

Администрация школы, учитель биологии

3

Организация работы факультатива «Цветочный дизайн».

Каб. биологии

Октябрь, 2017

Учитель трудового обучения

4

Изучение технологии газонного озеленения и зеленых уголков кабинета.

Каб. географии

Ноябрь, 2017

Учитель трудового обучения, учитель биологии

5

Представление отчета о реализации проекта

Актовый зал

Декабрь, 2017

Инициативная группа

6. Бюджет проекта

Статья расходов

Источник финансирования

Объем собственных средств (руб.)

Объем запрашиваемых средств (руб.)

Семена цветочных культур, 50 пачек

Благотворительное пожертвование преподавательского состава

1000

Приобретение

агрохимических  добавок для окультуривания

почвы школьных клумб и «живых» уголков,

12 кг

Спонсорская помощь

1000

Кирпичи , 1000 шт.

Спонсорская помощь

7000

Доски, 0,5 м3

Спонсорская помощь

1500

Саженцы деревьев,

20 шт.

Муниципальный бюджет

2000

Рассада цветов, 50 шт.

Благотворительная помощь преподавательского состава

1500

Щебень, 3 м3

Спонсорская помощь

1050

Транспортные расходы

Спонсорская помощь

1000

Поливочный шланг, 30 м

Муниципальный бюджет

2400

Садово-огородный инвентарь, 10 шт.

Муниципальный бюджет

1000

Итого

2.500

16.950

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории и классного кабинета;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

5.  Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

7. Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;

8. Улучшение эстетического вида школьной территории двора и классных кабинетов, создание благоприятной экологической обстановки;

9. Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

7.1 Прогнозируемые социальные эффекты

1

2

Обучающиеся

повышение  общей и экологической культуры обучающихся;

полезная занятость детей;

повышение уровня знаний в области экологии;

Родители

повышение  общей и экологической культуры родителей, а также жителей дерени.

Педагогический коллектив

Повышение уровня заинтерисованности учащихся в области экологии;

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях программы

Активная работа с родителями

Разработка системы стимулов

Рыночные

дефицит финансовых средств

Привлечение внебюджетных средств

Организационные:

  • Непрофессиональный подход исполнителей
  • Неблагоприятные природные условия

Повышение ответственности кадров через проведение совещаний при директоре школы

Юридические:

Противоречия в нормативной базе

Отслеживание  и строгое следование изменениям  в нормативно-правовых актах

Решение возникших проблем на договорной основе

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Единица измерения (%)

Измеритель

Повышение качества знаний

50%

Исследовательская работа

Повышение уровня воспитанности

70%

Совместная работа на участке, классный час

Повышение деятельностной мотивации

70%

Объекты деятельности

Повышение уровня сотрудничества, доверия

70%

Совместная работа

10. Заключение

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников  не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта  «Модель внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы» позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

  1. Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников  достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3. Несмотря на активные работы по формированию экологической

культуры, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Все ясно осознают важность вопроса эстетического оформления пришкольной территории и классных кабинетов. Мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты,  получены новые знания в области экологии, у обучающихся  активно развивается креативное мышление. При творческой и созидательной работе  на пришкольной территории  прививается любовь  к  природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Проект  «Модель внеурочной деятельности по благоустройству школьной территории и классных кабинетов в условиях кадетской школы» дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся  и является кладезем полезных материалов для работников школы. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям   приносит радость и пользу.

11. Список использованных документов и источников информации

  1. «Приусадебное хозяйство». ВО «Агропромиздат», приложение к журналу «Сельская новь», №1, 1990. 
  2.  «Приусадебное хозяйство». ВО «Агропромиздат», приложение к журналу «Сельская новь», №3, 1992. 
  3. Береснева Н.Б., Михайлова А.А. Ландшафтное проектирование пришкольного участка. //Первое сентября, Биология. 2007. – №8, 9.
  4. Дроган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1983.
  5.  Ландшафтный дизайн (журнал) 1999, №4.
  6. http://bks-school.my1.ru/index/proekt_quot_shkolnyj_dvor_quot/0-19
  7. http://sychevka2.edusite.ru/p46aa1.html 
  8. http://www.kalinovo.gvarono.ru/metod/raboty_uchit/tjatyh-lg/blagoustrojstvo.pdf 
  9. https://docs.google.com/presentation/d/1w18XwenV0XM4Ti5xCN9sN8E1OjVqR5Zect0hut2f744/edit?pli=1#slide=id.p14 

12. Глоссарий

Дизайн – (англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, художественное конструирование предметов, интерьеров.
        Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.
        Ландшафт – (нем. Landshaft) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж.
        Ландшафтный дизайнер – человек, обладающий умением благоустраивать территорию приусадебного участка: разбивка клумб, дорожек, цветников и т.д.
        Бордюры - узкие и длинные посадки цветов, образующие живой ковер.

13. Приложения

Приложение № 1

  1. Социологический опрос на исследуемую тему

Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?

Хотели бы вы принять участие в благоустройстве школьного двора?

  1. Отметьте кабинеты, которые Вы считаете самыми уютными в школе.

Место по комфорту

№ кабинета

Кол – во баллов

Кол – во %

I

Химия, биология

51

22

II

Русский язык

31

14

III

География

17

7

IV

Начальные классы (1 класс)

15

6

Результаты показали, что лидерами стали именно те кабинеты, в которых много цветов:

Приложение №2

Проведение оценки экологического состояния школьной территории и классных кабинетов

  1. Состояние загрязненности воздуха на   пришкольном участке можно определить по росту лишайников, то есть лихеноиндикация.

Лишайники Китова Оля1

Результаты показали, что самый чистый воздух около места  скопления деревьев.