Тематическая композиция «Масленица»

Урюпина Елена Анатольевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" для детей 3 "А" класса детской школы искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oig_3_a_kl.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

предмет

тема

дата

класс

преподаватель

Основы изобразительной грамоты и рисование

Тематическая композиция «Масленица»

06.04.17г.

3 «А»

Урюпина Е.А.

Цель: создание композиции на тему праздника.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с главным русским народным праздником, его символическим значением и местом в жизни наших предков, формировать умение и навыки композиционного решения;

- воспитательные: воспитывать любовь к Родине и ее истории, бережное отношение к народному творчеству, аккуратное ведение работы, дисциплинированность;

- развивающие: развивать творческую фантазию, логическое мышление, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Материалы:

- для обучающихся: бумага формата А 4, карандаши, ластик;

- для преподавателя: бумага формата А 4, карандаши, работы учащихся прошлых лет из фонда школы, репродукции картин Б. Кустодиева, композиционные схемы.                                                     Форма занятия: практикум.                                                    Тип занятия: объяснение нового материала.                                 План занятия:

- орг. момент – 5 мин.;

- объяснение нового материала – 15 мин.;

- самостоятельная работа учащихся – 50 мин.;

- подведение итогов  – 10 мин.;

- завершение занятия – 10 мин.

Структура занятия:

деятельность преподавателя

деятельность обучающихся

Орг. момент

приветствие, установка дисциплины

организация рабочего места, подготовка к работе

постановка цели и задач

постановка цели, объяснение задач с использованием наглядного пособия

слушают преподавателя, просматривают работы из фонда школы по данной теме

вводная беседа

объяснение и показ последовательности выполнения работы

задают вопросы, касающиеся выполнения задания

критерии оценки предстоящей работы

объяснение требований к работе, которые будут учитываться при выставлении оценки

слушают преподавателя, приступают к выполнению работы

самостоятельная работа

контроль за выполнением задания и (если требуется) помощь

выполнение задания

оценка результатов

просмотр работ, оценка результатов

просматривают работы, задают вопросы

подведение итогов

анализируем, вместе выбираем лучшие работы

завершение занятия

контроль за наведением порядка на рабочих местах

уборка рабочих мест

Ход занятия:

1. Орг. момент.

2. Постановка цели и задач.

3. Вводная беседа.

Преподаватель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. Противоположность будней - праздник!                             Праздники - это не только веселье. В том, как проводится праздник, - в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках ярко проявляется душа народа, его характер. Праздник раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему стремиться. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?                                -Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение.

Преподаватель. Какие ассоциации вызывает у вас само слово «праздник»?  Учащейся высказывают свои предположения.                                     - Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Нарядные люди. Маски.                                                                  Преподаватель. Праздники на Руси имеют древнее происхождение. Они всегда были связаны с какими-то значительными событиями в жизни простых людей, например с приходом весны, концом страды, с мечтой о хорошем урожае, достатке, благополучии. Одним из таких праздников на Руси была Масленица. Ученик.  Праздник проводов зимы и встречи весны назывался Масленицей.  Масленица приходилась на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну и копило силы, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни - и веселье да удаль людская в помощь ему.         Символом масленицы стали блины. Блин круглый, поджаренный, снятый с «пылу», напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далёкие предки, древние славяне, особо почитали Ярилу - бога солнца.                                                                 Каждый день Масленичной недели имеет и особое название: понедельник - «встреча»; вторник «заигрыш»; среда «лакомка»; четверг «разгул»; пятница «тёщины вечёрки»; суббота «золовкины посиделки»; воскресенье «проводы», «прощание», «прощёный день».                                                   В воскресенье, во время проводов Масленицы, её чучело сжигали с радостными криками и песнями, изгоняя тем самым Зиму.

Внимание! Внимание!                                                      Сообщаем всем заранее:                                                           К нам нынче пришла,                                                                  В гости Маслена-краса!                                                                  Русская, старинная,                                                                 Славянская да чинная,                                                                     Весёлая, былинная,                                                               Румяная да блинная!                                                                Простим Зиме её капризы,                                                         И погодные сюрпризы.                                                               Проводим Зиму на покой,                                                         Веселись и пой,                                                                       Народ честной!

Преподаватель. Ну как не встретить приход Масленицы, если ее ждут с таким нетерпением! Начинается праздничное гуляние. Представим себе шумную ярмарку в белокаменном русском граде. (Показ репродукций Б. Кустодиева)

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.                                                                Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.   Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

 Картина №1. Картина Кустодиева Масленица - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.                                                                            Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.  

Картина №2. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И. Бродского.

Картина №3. В 1920 году из - под кисти Кустодиева выходит еще одна картина «Масленица» - это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто - то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами. На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной, но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.                В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.        Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье. А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка. Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

Преподаватель. Художники передают в картинах атмосферу праздника, веселья яркими жизнерадостными красками. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье. Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания. Преподаватель. Сначала вам надо нарисовать эскиз, где вы изобразите событие праздника (где будет происходить праздник, что будет происходить, кто будет принимать участие, какие будут гости так далее…). Для этого вам надо найти композиционный центр. Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, пирамида и т.д.).  (Рассматривание  композиционных схем в картинах художников).                                                       Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции: формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр, равновесие, контраст, динамика (статика), симметрия (асимметрия), открытость (замкнутость), целостность.                                                 Вниманию детей предлагается несколько готовых рисунков, выполненных на тему праздника, затем преподаватель на личном примере показывает последовательность работы.                                                          4. Объяснение критерий оценки предстоящей работы.                          5. Самостоятельная работа                                                             - придумывают сюжет композиции;                                                         - выбирают формат;                                                                          - выполняют эскиз многофигурной композиции карандашом.

В процессе работы преподаватель следит за тем, чтобы части композиции были уравновешены, передача взаимосвязей персонажей и характера, нахождение сюжетно-композиционного центра.

Домашнее задание: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

6. Оценка результатов.

Просмотр работ, выставление оценок.

7. Подведение итогов.

Преподаватель вместе с детьми выбирает наиболее интересные работы.

8. Завершение занятия.

Дети проводят уборку рабочих мест, преподаватель осуществляет контроль за наведением порядка в кабинете.

Литература, источники:

1.Барбер Б. Полный курс рисования. - М.: РИПОЛ классик, 2014.

2.Голобева О.П. Основы композиции. – М.: Изобразительное искусство, 2001. 3.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.            4. Орлова Е.  Б.М. Кустодиев. – М.: РИПОЛ классик, 2014.