Палитра детского дизайн-образования в системе дополнительного образования

Захарова Галина Валерьевна

Детский дизайн, что это такое? 

Это, прежде всего, широкий простор детского творчества.

 

Я хочу поделиться своим опытом работы в направлении детского дизайн-образования. В моем творческом объединении «Юный дизайнер» занимаются дети в возрасте 7-9 лет. В результате нашей работы накопилась настоящая палитра детского творчества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palitra_detskogo_dizayn.docx494.95 КБ

Предварительный просмотр:

Палитра детского дизайн-образования

В системе дополнительного образования

Введение

Детский дизайн, что это такое?

Это, прежде всего, широкий простор детского творчества.

Детский дизайн - деятельность сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которое сегодня невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний и умений в образовательный процесс детского творчества.

Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на мой взгляд, детская дизайн-деятельность.

Палитра детского творчества

Я хочу поделиться своим опытом работы в направлении детского дизайн-образования. В моем творческом объединении «Юный дизайнер» занимаются дети в возрасте 7-9 лет. В результате нашей работы накопилась настоящая палитра детского творчества.

Темы наших занятий условно можно разделить на тематические блоки:

  1. Геометрические фантазии

  2. Графический дизайн

  3. Стиллизованные формы

  4. Печатки-отпечатки

1                        2                        3                                4

Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных тематических блоков.

Геометрические фантазии

Работа направлена на усвоение обучающимися геометрических форм и их творческое преобразование.

В результате такого творчества дети получают новые интересные геометрические формы, выразительные графико-геометрические фактуры, творческие композиции;  учатся делить фигуры на части и преобразовывать одну геометрическую фигуру в другую. Например, получают из квадрата множество треугольников, а треугольники преобразуют в ромбы и т.д. Геометрические фигуры выстраивают в причудливые узоры и создают орнаменты.

Графический дизайн

В данном тематическом блоке обучающиеся знакомятся со средствами графической выразительности: линией, штрихом и пятном; учатся сочетать эти средства между собой. Отрабатывают приемы получения различных штрихов и линий. Знакомятся с изобразительными возможностями тех или иных художественных материалов. Композиции могут выполняться тушью, маркером, гелиевыми ручками, масляной пастелью, фломастерами.

Данная работа является пропедевтической. Для поиска красивых сочетаний и отработки графических приемов и техник работы с художественными материалами на первых порах лучше взять простые и понятные формы, такие как, к примеру, рука, сердце, яйцо.

Стилизованные и трансформированные формы

Данную работу лучше проводить с детьми второго года обучения, которые уже владеют навыками  и средствами графической выразительности.

В отличии от графического дизайна, в данном блоке работа начинается с изучения оригинальной формы предмета, его характерных особенностей, специфических свойств. Прежде чем приступить к приемам стилизации проводится работа по зарисовкам с натуры или с использованием наглядного материала исследуемого предмета.

Когда предмет становится понятен для восприятия, а передача его формы уже не составляет сложностей, можно приступить к приемам стилизации этого предмета и его трансформации. В результате такого творчества получаются интересные и красивые графические решения, которые могут в дальнейшем использоваться для создания символов, знаков.

Печатки-отпечатки

Детям очень нравится создавать оттиск или, если сказать иначе – отпечаток.

В данном процессе содержится определенная магия: результат может быть непредсказуемым. Могут получиться четкие, яркие формы, или наоборот -  нежные и размытые. И то и другое по-своему интересно и привлекательно. Именно это и держит интерес детей до последней секунды.

Для получения печатной формы и создания интересной фактуры при оттиске можно использовать текстурные обои, ткань и кусочки картона. При создании композиции данный материал может быть скомбинирован между собой.

Какой материал лучше использовать и в какой пропорции, решают сами дети, ведь это их творчество!

Космический пейзаж

Формы организации дизайн-деятельности

Дизайн-деятельность обучающихся удобно  проводить в форме творческой мастерской, при которой приветствуется свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости, отдавая себе отчет в том, что непременным условием организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества.

Учитывая, что дети могут работать в разном темпе, не требую, чтобы закончили работу именно сегодня, договариваясь, что можно отложить ее на завтра, но обязательно довести начатое дело до конца.

Заключение

Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Именно детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.