Статья "Технологии обучения и контроля качества подготовки выпускников в условиях цифровизации профессионального образования"

Бокшицкая Елена Николаевна

В информационный век, в котором живет современное общество, междисциплинарная интеграция происходит в различных областях знаний. Для этого необходима новая система обучения в условиях цифровизации образования. В данной статье рассматривается вопрос о подходе к цифровизации образования на специальности Дизайн в нашем колледже СПб ГБПОУ "Колледж отраслевых технологий "Краснодеревец". 

Хочется отметить, что данная статья послужила толчком для улучшения цифровизации на специальности Дизайн в нашем колледже, за что хочется выразить особую благодарность нашему руководству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsifrovizatsiya_professionalnogo_obrazovaniya.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Герб СПб-2

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий

«Краснодеревец»

Технологии обучения и контроля качества подготовки выпускников в условиях цифровизации

профессионального образования

Подготовила

Бокшицкая Елена Николаевна

Преподаватель, председатель методической комиссии

специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Санкт-Петербург

2022

Технологии обучения и контроля качества подготовки выпускников

в условиях цифровизации профессионального образования

В информационный век, в котором живет современное общество, междисциплинарная интеграция происходит в различных областях знаний. Для этого необходима новая система обучения в условиях цифровизации образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования выдвигают требования к будущим выпускникам практически всех направлений подготовки в части освоения и применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Цифровое образование обеспечивает баланс между навыками преподавания и стимулирует студентов к инновациям. Творческое развитие личности напрямую связано с цифровым образованием. Цифровое образование должно позволить им понять и принять различные ценности развития информации и глобальных цифровых изменений. Движущей силой цифрового мира в XXI в. станет способность человека к самообразованию и самообразованию «через всю жизнь», что позволит постоянно улучшать наш творческий потенциал и наше инновационное мышление.

Учебными планами колледжа в соответствии с ФГОС предусмотрено изучение дисциплин, напрямую связанных с применением современных средств информационных технологий: ОДБ.04. Информатика и ИКТ, ЕН.03. Информационное обеспечение профессиональной деятельности, МДК.01.02.02. Основы компьютерной графики.

Направление компьютерной графики должно развивать у студентов навыки пространственного воображения, обучать их использованию программного обеспечения для рисования, проектирования и моделирования в избранной отрасли дизайна, обучать их разработке инновационных проектов.

Но есть и другие общепрофессиональные дисциплины и МДК, которые должны преподаваться с применением информационных технологий. Так на дисциплинах ОП.05. История дизайна и ОП.06. История изобразительного искусства в качестве самостоятельной работы студенты готовят не только рефераты, но и выполняют презентации в программе Power Point. Междисциплинарные связи пронизывают дисциплины общепрофессионального цикла и МДК, а компьютерные технологии очень помогают быстро и качественно выполнить работы. Так на уроках по МДК.01.01. Дизайн-проектирование (композиция, макетирование, современные концепции в искусстве) студенты выполняют технические задания – дизайн-брифы в программе Word, коллажи мудборды и дизайн-борды в программе Adobe Photoshop, трёхмерные изображения проектируемых объектов и визуализации в программе PRO100. На уроках по МДК.02.02. Основы конструкторско-технологического обеспечения дизайна чертежи тех же проектов выполняются сначала вручную, а затем на компьютере в программах CorelDRAW и PRO100. На занятиях по МДК 02.01. Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале обучающиеся начинают обучение с выполнения макетов проектируемых интерьеров, а заканчивают визуализациями в трёхмерной графике PRO100 и онлайн 3d-модуляторах.

Следует отметить, что в большинстве студенты мотивированы на работу в компьютерных программах.  Когда есть выбор – сделать чертёж или коллаж вручную или в графической программе, подавляющее большинство выбирает второе.

Компьютерные технологии применяются при подготовке курсовых и дипломных работ: пояснительная записка, оформление графической подачи проекта, презентации.

Во время пандемии и дистанционного обучения, которые невозможны без цифровых технологий, дифференцированные зачёты проводились в форме дистанционного тестирования на Гугл-диске, учебная и производственная практика также проводилась с использованием цифровых технологий в онлайн-программах.

Но у цифровых технологий есть и свои особенности, которые в нашем колледже сейчас не учитываются:

  1. Печать работ, выполненных на компьютере, недешева и многие студенты не могут себе этого позволить. В колледже такой возможности нет. Проверка работ происходит непосредственно на мониторах. Студентам рассказывается, как готовить файл к печати, но посмотреть результат непосредственно на уроке мы не можем, так как нет соответствующей техники.
  2. Количество ноутбуков катастрофически недостаточно и не покрывает нужды даже одной полной группы. Учитывая, что в следующем учебном году групп будет больше, и ноутбуки будут нужны не на одной, а на подавляющем большинстве предметов, требуется срочная закупка компьютерной техники.
  3. В колледже отсутствует лицензионное программное обеспечение, приходится работать на сильно усечённых демоверсиях, которые имеют ограниченные возможности, часто слетают, их приходится переустанавливать.
  4. Системный администратор отказывается работать с настройкой программного обеспечения, ссылаясь на то, что оно нелицензионное. В результате преподаватель вынужден заниматься работой, в которая не входит в его должностные обязанности, отнимает огромное количество личного времени и по которой у него нет достаточной компетентности.
  5. Количество изучаемых графических программ ничтожно мало. Те компьютеры, что установлены на данный момент в учебной аудитории, еле тянут Adobe Photoshop, а с 3ds-MAX и Corona Render они не справятся. А это основные программы визуализации и требования к компетенциям WorldSkills.
  6. В кабинете отсутствует интернет для студентов, обучающиеся вынуждены пользоваться раздачей интернета со своих телефонов, а это в корне неправильно. Есть студенты, которые не имеют такой возможности, и колледж должен им эту возможность обеспечить.
  7. Хочется отметить, что работать с группой в полном составе 26 человек на уроках компьютерной графики очень сложно и недостаточно эффективно. Особенно при выполнении практических заданий, когда нужно понять, какие затруднения произошли у студента, и в чём проблема, и при этом контролировать всю группу. Часто за один урок невозможно даже проверить задания у всех студентов, когда надо и понять, что студент сделал не так, и показать, как делать, а остальные сидят и ждут своей очереди. В результате качество образования страдает. Ведь на дисциплинах ОДБ.04. Информатика и ИКТ, ЕН.03. Информационное обеспечение профессиональной деятельности группу разделяют на подгруппы. В других учебных заведениях СПО и ВУЗах также на занятиях по компьютерной графике и проектированию есть разделение на подгруппы, но в нашем колледже такая практика не предусмотрена. В результате страдает качество подготовки студентов.
  8. Дистанционное обучение, как бы оно не спасло нас во время пандемии, невозможно при обучении творческим профессиям, где нужно «зажечь» студента, объяснить, показать наглядно, скорректировать ошибки при выполнении задания, проверить выполненную работу. Но по фото или скану проверить качество выполненных вручную графических работ или макетов невозможно. Тестирование же показывает только теоретические знания, но практические умения и навыки оно проверить не в состоянии, в то время как именно практические навыки в нашей специальности являются приоритетными.
  9. Не все студенты имеют дома компьютеры и графические программы. Конечно можно делать визуализации и чертежи в графических приложениях на телефоне, но это программы для любителей, а не профессиональные. И их проверка, и распечатка также вызывает большие затруднения.
  10. Необходима организация курсов подготовки преподавателей по компьютерной графике и дистанционному обучению. Огромное количество времени тратится на самостоятельное освоение тех основ, которые могли бы быстро объяснить на специализированных курсах.  

Для успешного развития цифровых технологий на специальности Дизайн необходим обязательный мониторинг потребностей современного производственного рынка. Сегодня цифровизация образования должна сфокусироваться на одном из следующих направлений: подготовка студентов и преподавательского состава к применению новых цифровых технологий в процессе обучения, увеличение вовлеченности студентов в образовательный процесс. И хотя переход к кардинально новой модели обучения – дистанционной – сейчас актуален, если мы не будем принимать во внимание потребности творческой профессии, а стричь всех под одну гребёнку, то навряд ли наши выпускники смогут быть конкурентно способными на рынке труда.

Работодатель заинтересован в том, чтобы получить специалиста с реальными практическими навыками. Выпускники должны иметь очевидные конкурентные преимущества и приобрести во время обучения компетенцию специалистов высокого уровня. Таким образом, цифровизация должна предполагать качественное изменение содержания и обеспечения очного образовательного процесса, которое приведет к удовлетворению потребностей студентов, преподавателей, работодателей, что обеспечит колледжу достойное место в рейтингах.

Использованные источники

Герасимова А.Г. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 136-140;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38148 (дата обращения: 16.05.2022).