Оценка результативности на занятиях дизайна и макетирования в системе дополнительного образования

Захарова Галина Валерьевна

Оценка результативности
на занятиях дизайна и макетирования в системе дополнительного образования

Оценка педагогом  результатов учебной деятельности на занятиях и защита проектов как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного  технического и художественного образования. Педагог должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев. Индивидуально и в проектных группах выявлять степень мастерства при достижении поставленных целей и задач.

В педагогической практике применяю следующие критерии.

  1.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_rezultativnosti.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка результативности
на занятиях дизайна и макетирования в системе дополнительного образования

Оценка педагогом  результатов учебной деятельности на занятиях и защита проектов как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного  технического и художественного образования. Педагог должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев. Индивидуально и в проектных группах выявлять степень мастерства при достижении поставленных целей и задач.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

  1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;
  2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, создателя проектов, художника- дизайнера мастера, читателя;
  3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на занятии);
  4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;
  5. активное сотрудничество с одногруппниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению; Создать проектную творческую группу.
  6. степень усвоения знаний, умений, навыков;
  7. выполнение конкретных заданий, проектов, презентаций, макетов и пр.;
  8. участие в конкурсах, выставках и др.

Позиции 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае – одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идёт о знаниях, умениях и навыках, использую традиционные формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках макетирования и дизайна, оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.

Специфика предметов практического технического и художественного цикла предполагает свои формы учебной деятельности. Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. 

I. Творческая деятельность.

Создание творческих объемно- пространственных композиций и макетов.

1. Начиная с первых занятий в группах первого года обучения, практикую представление и защиту творческой работыДети не только высказывают своё мнение о работе, но и выслушивают мнения других (одногруппников, педагога). Обсуждение работ происходит разными способами:

По организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление.

По форме обсуждения:

  • «Что нравится в проектах».
    У кого получилось лучше та или иная композиция, проект.  Например, в заданном проекте: у кого самая удачная композиция, самый лучший подбор материалов, цветовое и объемно-пространственное решение.
  • «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.                                                                                                                                2. Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Например, в группе 3 года обучения ученики выполняют творческую композицию «Сложный макет из нестандартных материалов». Знакомлю их с критериями оценивания и практикую защиту и обсуждение работ.                              

Критерии и показатели оценки результатов творческого проекта                     

«Сложный макет из нестандартных материалов».  3 год обучения


 

Критерии

Показатели

Самооценка

Оценка

1.

Грамотность

Композиционная организация изображения в листе (эскиз. чертеж, размер, расположение)

 

 

Построение формы, композиционное решение объема в пространстве.

 

 

Умение использовать различные материалы, цвет при создании композиции

 

 

2.

Выразительность

Умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел проекту и в дальнейшем макету.

 

 

Оригинальность композиции. Подбора материалов.

 

 

Всего:

 

 

Оценка:

 

 

Заполнение матрицы. Работа оценивается в трёхбалльной системе:

3 балла – качество ярко выражено;

2 балла – качество выражено удовлетворительно;

  • 1 балл - качество слабо выражено;
  • 0 баллов – качество не выражено.

Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Количество баллов

Оценка

0-5

неудовлетворительно

6-9

удовлетворительно

10-12

хорошо

13-15

отлично

При выполнении итоговых творческих проектов и объемно-пространственных композиций объявляю конкурс на лучший проект. Разработанная матрица помогает определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто, субъективизм сводится к минимуму. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки, чертежи, эскизы, проекты.

3. Разновидностью предыдущей формы является лист самоконтроля. 

В  группах 2 и 3 годов обучения работая  над проектом дети получают лист самоконтроля:

Лист самоконтроля.  3 год обучения Тема: «Творческий проект»

Критерии

+ -

 Соответствует ли мой проект особенностям и требованиям композиционных законов, технологии изготовления?

Закомпонованность в пространстве.

 

Грамотный подбор материалов и инструментов

 

Качество исполнения

 

Описание

 

Технологические особенности

 

 Цветовое решение

 

Оригинальность

 

Декоративность

 

Использование компьютерных технологий

 

Композиция

 

Выразительность

 

Оригинальность технологии

 

Всего баллов:

 

Матрица оценивания:

0-5 баллов – оценка «2»;

 6-8 баллов – оценка «3»;

9-10 баллов – оценка «4»;

11-13 баллов – оценка «5».

Лист самоконтроля даёт возможность саморегулировать процесс творческой деятельности

В группах 2 и 3 годов обучения в теме «Работа над проектом» перед началом практической работы дети знакомятся с критериями оценки. Поэтому они не только оценивают степень усвоения знаний, умений, навыков, но и сами контролируют процесс выполнения работы. Практикуется метод проектирования разноуровневых заданий.