Главные вкладки

    Методика преподавания предмета "Ритмика и танец" в ДШИ в первом году обучения

    Кашпык-оол Оксана Санчановна

       Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми на начальном этапе обучения хореографии. Методическая разработка включает три раздела: элементы музыкальной грамоты, танцевальные элементы, этюды и  музыкально-ритмические игры. Методическая работа разработана из своего собственного опыта работы на основе своей рабочей программы составителем  является сама автор, Приведен пример урока на тему "Строение музыкального произведения".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дополнительное образовательное  учреждение детей

             Детская школа искусств имени Дамба Хуреш-оола с.Тээли

                                            Республика Тыва

                Методическая  разработка на тему:

                «Методика преподавания предмета    

                           «Ритмика и танец»

                  в ДШИ в первом году обучения»

           Методика преподавания ритмики в детской школе  искусств

                                     в первом году обучения        

    Описание работы: «Методика преподавания предмета  «Ритмика и танец» в детской школе искусств»- данная методическая разработка предназначена для работы с детьми на начальном этапе обучения хореографии. Темы широко охватывают и раскрывают основные моменты занятий ритмикой, которые формируют музыкально – слуховое восприятие через движение. Методическая работа разработана  из своего собственного опыта работы на основе своей рабочей программы,  составителем является сама автор. В работе приведён пример  урока на тему: «Строение музыкального произведения» .

    Цель:

    - развитие музыкально-ритмических способностей детей через овладение основами музыкально-ритмической культуры.

    На уроках ритмики решаются следующие задачи:

    - осуществление развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности;

    -формируется метроритмический слух, дети переходят от интуитивного к осознанному восприятию слуховых представлений (музыкальная грамота);

    -движения воспроизводятся согласно построению музыкального произведения (части, фразы, вступления);

    -развивается творческая активность ребенка;

    -развивается пластичность, свобода движения, умение контролировать смену ощущений в процессе напряжения и расслабления мышц, улучшается осанка и координация движений.

    Содержание работы

    1. Введение.

    Раздел 1.Элементы музыкальной грамоты

    1.1. Воспитания восприятия характера музыки

    1.2. Темп

    1.3. Динамика.

    1.4.Метроритм.

    1.5.Строение музыкального произведения.

    Раздел 2. Элементы  танцевальных движений.

    Раздел3. Этюды и музыкально-ритмические  игры.

     Введение

        Ритмика – специальный предмет, музыкально - педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

       К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Основной задачей ритмики в школе искусств является развитие у учащихся общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных ими на уроках по специальности.

    Дети младшего возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Неслучайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому как двигаются дети под музыку педагог может проверить прочность приобретённых ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, выявить их творческие возможности.

       Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

       Занятия ритмикой оказывают на детей и не малое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют чёткого взаимодействия всех участников, повышают у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества. Кроме того у детей развиваются память и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность и инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работы школы, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.

           В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности которые наиболее естественно могут быть отражены в движении. Этот темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения. Настоящая методическая работа предназначается для преподавания ритмики в детской школе искусств на первом году обучения.

    Раздел 1.Элементы музыкальной грамоты

    1.1. Воспитания восприятия характера музыки

        Музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определённые настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

         В соответствии с характером музыки - то весёлым, живым, бодрым, решительным, волевым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным – выбирается и характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, в других - мягкими, плавными, сдержанными, непринуждёнными. Изменение характера музыки влечёт за собой и изменение характера движения. Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям и легко поддаются отражению в движении. Характер музыки создаётся целым комплексом музыкально- выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения.

     1.2. Темп

         Знакомство с темпами и их названиями происходит на уроках по специальности. Педагог закрепляет эти понятия у детей в движении. Для учащихся  первого года обучения  удобны для движения следующие темпы : быстро, довольно быстро, умеренно, не торопливо. На конкретных примерах преподаватель может показать детям что в быстром темпе легче и удобно двигаться, выполняя лёгкие и мелкие движения, а в более медленном темпе – более крупные, широкие, плавные. Это в первую очередь пьесы, имеющие различный темп, которые дети учатся передавать  в различных по характеру и темпу движениях.  Весьма существенно при этом научится и удерживать найденный темп. Так с прекращение звучания дети должны продолжать движение в заданном темпе. Или: музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить  с ней темп не прекращавшихся движений.

        Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением.

    1.3. Динамика.

         С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и динамика- сила, или громкость звучания. Детям нетрудно уяснить, что например, торжественный марш исполняется громко, а колыбельная песня - тихо и т.д. Поначалу учащимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов.

        Двигательной основой темы «Характер музыки, темп, динамика» являются главным образом основные движения. Одним из самых доступных видов движения является ходьба. Поэтому на уроке много используется маршевой музыки. Дети учатся ходить бодрым шагом, спокойным, торжественным, высоким шагом (с высоким подъёмом ног), пружинящим шагом, шагом на носках.

        Дети осваивают разные виды бега: лёгкий бег, пружинящий, широкий бег, бег с высоким подъёмом ног. Характер исполнения бега, как и ходьбы находится в прямой зависимости от музыки, её характера, темпа, динамики. Все перечисленные движения ходьба, бег. Подскоки, относящиеся к основным движениям, - начинают осваиваться в теме 1,2,3 в других же темах они закрепляются и совершенствуются.

    1.4. Метроритм

       Метр – непрерывное чередование опорных (акцентируемых ) и не опорных ( без акцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам - дыханию, сердцебиению,- музыка как бы равномерно пульсирует, в ней сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а не акцентируемые -слабыми.

       Ритм - последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок.  Вне ритма мелодия не может существовать, её звуки организованы ритмически. Ритм обладает большой выразительной силой. Он настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать по про хлопыванию ритмического рисунка.

       Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчёркивается в теории музыки понятием метроритм. Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразная. В первое время дети исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху. Преподаватель предлагает детям прохлопать, а затем пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Иногда это делается в игровой форме. Музыкальный материал для подобных заданий следует подбирать так, чтобы ритмический рисунок пьес создавал удобный и естественный рисунок движения. Поэтому для начала используются такие музыкальные примеры, в которых имеется ряд однообразных ритмических фигур.

       С большим удовольствием дети исполняют хороводные игры, танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.

       Определение размеров 2/4, ¾ не представляет для детей особого труда. Можно, раскрыв перед детьми ноты, показать, в каком размере написано данное произведение. Но возможен и другой путь : определение размера по слуху, не заглядывая в ноты. Для этого необходимо очень внимательно вслушиваться в музыку, прислушиваться к сильной доли - равномерно повторяющемуся метрическому акценту. При знакомстве с размером 4/4 надо научиться слышать относительно сильную долю такта, и это представляет для детей определённую трудность. Учащимся предлагается на первую, сильную долю хлопнуть в ладоши, а на относительно сильную – ударить пальцем о палец.

        Когда дети овладеют дирижёрским жестом, ритмические рисунки воспроизводятся в движении одновременно с дирижированием. В работе над дирижёрским жестом на уроках ритмики уделяется серьёзное внимание. Необходимо знакомить детей с различной манерой дирижирования в зависимости от характера, темпа, динамики  музыки. Необходимо, чтобы движения рук при дирижировании было акцентированным на сильную долю, поскольку она совпадает  с метрическим ударением. При индивидуальном и коллективном определении размера возможны различные варианты.

    1. Дети стоят  по кругу, спиной к центру. Самостоятельно начинают дирижировать и поворачиваются лицом к центру круга, когда правильно определят размер.

    2. Двое учеников, повернувшись спиной друг к другу определяют размер. Все остальные держат руки за спиной и начинают дирижировать только тогда, когда будут  уверены что оба вызванных дирижируют верно.

    Работа над освоением длительностей, ритмического рисунка, размеров необходима для успешного овладения детьми основами музыкальной грамоты.

    1.5. Строение музыкального произведения

        В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. На первом году обучения закрепляются представления о следующих элементах музыкальной формы: вступлении, частях, фразах.

       Структура музыкального произведения рассматривается с детьми в тесной связи с развитием и сменой художественных музыкальных образов. Ещё в теме « Характер музыки, темп, динамика» внимание учащихся сразу же привлекалось к музыкальному вступлению. Педагог объясняет, что тема звучит не сразу, что вступление подготавливает наш слух к восприятию произведения, служит сигналом к началу движения. Постепенно дети приучаются начинать движение точно после вступления. Одновременно происходит знакомство и со строением произведения в целом, делением его на части, музыкальные фразы. При прослушивании музыки к тому или иному движению педагог старается вместе с учащимися проследить, везде ли музыка звучит одинаково или она меняется. Повторяется ли музыкальная мысль или происходит её смена, развитие. Дети легче различают более крупные элементы музыкальной формы ( части, разделы пьесы), чем более мелкие (музыкальные фразы).

       При разборе музыкального произведения дети быстро устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику.  При закреплении у учащихся представления о музыкальной фразе следует подбирать музыкальные произведения с простой и ясной фразировкой. Вначале даются упражнения, включающие музыкальные фразы, одинаковые по длине, далее - упражнения с чередованием длинных и коротких музыкальных фраз. Дети приучаются начинать и заканчивать движение точно в соответствии с музыкальной фразой.

       Осваивая тему « Строение музыкального произведения», преподаватель использует разнообразные методические приёмы. Так, детям предлагается хлопнуть в ладоши на конец музыкальной фразы или на начало новой. Наглядным оказывается так же изображение музыкальных  фраз дугообразным движением руки. Учащиеся поднимают правую руку перед левым плечом и как бы описывают дугу слева направо, отмечая тем самым первую фразу. К концу фразы рука приостанавливается перед правым плечом. На следующую музыкальную фразу дуга описывается в воздухе справа налево. В зависимости от длины музыкальных фраз дуги, напоминающие лиги, будут длиннее или короче.

    Раздел 2. Элементы  танцевальных движений.

        Большое внимание на уроках ритмики уделяется изучению элементов танца. Эти движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Таковы упражнения в танцевальной форме и музыкальные игры в которых дети свободно пляшут, выбирая танцевальные упражнения по своему желанию. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Приобщение детей к творчеству - одна из важнейших задач ритмики.

        На первом году обучения на уроках ритмики изучается основные танцевальные шаги, различные упражнении для головы, плеч и корпуса , притопы, полуприседание с выставлением ноги на пятку, элементы русского и тувинского танца, бальных танцев ( боковой галоп, шаг польки, выставление ноги вперёд на пятку или на носок, прыжки с поочерёдным выбрасыванием ног вперёд, некоторые положения рук в танцах), упражнении на ориентировку в пространстве, построение и перестроение. Педагог может – на своё усмотрение - разучить только часть их, выбрав наиболее доступные для данного состава детей.

      На уроке ритмики может быть отведено несколько минут на разучивание того или иного танцевального элемента или на его повторение. Для этого подбираются разнообразные русские народные плясовые мелодии ( «Я Сережке подойду», « Ах вы, сени», «Два веселых гуся»). Педагог показывает детям движения, подробно разъясняя технику его исполнения, обращает внимание учащихся на детали. Движение может разучиваться целиком или по частям.

    Раздел3. Этюды и музыкально-ритмические  игры.

        Образные упражнения, этюды  и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих возможностей детей- проявления фантазии, выдумки, активности. Обучение двигательными навыками проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д.  Игры заставляют детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования ( кто скорее, лучше, более чётко выполнит то или иное задание, кто явится более ловким,  смелым). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.

       Яркое, эмоциональное слово педагога побуждает мысль, направляет в определённое русло детскую фантазию. Иногда педагог использует и метод показа, уточняющего отдельные детали. К показу привлекаются и дети, нашедшие наиболее интересные и убедительные движение для воплощения образа. Коллективное творчество сплачивает детей, доставляет им большую радость.

       Особой любовью у детей пользуются музыкальные игры. Увлекательные игровые задачи, поставленные в них ( например: с концом пьесы «заплести плетень»; первым добежать до бубна и ударить в него чтобы стать ведущим; быстро перестроиться в звенья; найти себе партнёра; отгадать по характеру музыки, какой зверь выходит на поляну), обогащают процесс обучения, будят и развивают в детях актёрские задатки.

    Пример  урока на тему: «Строение музыкального произведения».

    Цель урока: Привить основные навыки и умении слушать музыку, развить эмоциональное восприятия музыки и выразительно передать ее в движениях. Показать свободу исполнения движений, красивую осанку, координацию движений. Развить эстетическое и культурное развитие детей.

    Задачи урока: Заинтересовать детей во время урока с музыкально-ритмическими упражнениями, песнями, игрой. Научить необходимым двигательным навыкам и освоение новой темы.

    Ход урока:

    Поклон.

    Подготовительная часть урока: танцевальная  разминка под музыку детской песни «Утренняя гимнастика».

    Повторения упражнений из пройденных тем:

    Музыкально-ритмические упражнении:

    1. Торжественный марш.
    2. Стирка
    3. Ой, ля-ля.
    4. Бабушки и внучки.
    5. Сережка.
    6. Зайчики.

    Элементы танца «Полька».

    Основная часть урока:

    Новая тема: Строение музыкального произведения.

          Ознакомление с понятиями вступление, музыкальная фраза и куплетной формой. Умение определить характер музыкальных фраз и двигаться в характере музыки.

         Познакомить детей с понятием «вступление».  После прослушивания музыки детям следует объяснить, что в ней есть вступление, которое готовит их к движению. На вступление нет движений.

        Музыкально-ритмические упражнении:

    1. Мячики.

    Цель упражнения: Действовать согласно музыкальным фразам всей группой.

    Фраза 1. На каждую долю такта дети легко пружинят ноги в коленях.

    Фраза 2. Подпрыгивают на месте на обеих ногах.

    Фраза 3.Повторение движений первой фразы.

    Фраза 4. Шагают на месте с высоким подъемом ног.

    1. Еж (игровой вариант).

    Цель упражнения: познакомит детей с понятием «куплет».

    Куплет 1. Дети идут по кругу вправо и поют песенку «В лесу родилась елочка», а Еж бежит в обратную сторону в середине круга.

    Куплет 2. Все останавливаются, а Еж поет.

    Куплет 3. Дети идут по кругу вправо, а Еж бежит, изображая, что он ищет червяка или жука.

    Музыкально-ритмическая игра: « Музыкальная ручка».

    Домашнее задание:

    1. Выучить, что такое вступление.
    2. Повторить музыкально-ритмическую упражнению: «Мячики», определить музыкальные фразы.

    Выставление оценок. Поклон.

         Список использованной литературы

    1. Андреева М, Конорова Е. Первые шаги в музыке. М; 1979.
    2. Ветлугина Н. музыкальный букварь, Л; Музыка 1985.

          3. Устинова Т.А. Русский народный танец М., «Искусство», 1976 г.

          4. Г.Франио, И. Лифиц  Методическое пособие по ритмике. Москва «Музыка» 1987 г.

          5. Рассохина В.  Александрова Н.Г. и ритмика Далькроза в нашей стране 1982 г.

          6. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий М; 1961 г.