Развитие одаренности детей на уроках хореографии в ДШИ

Акимова Людмила Васильевна

      Одаренность или общая одаренность – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Работая с детьми на уроках хореографии, создавая творческую атмосферу, мы закладываем фундамент для развития одаренности. Искусство хореографии — явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку, В обучении важен не результат, а процесс. Каким бы не был результат, педагогу важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности. Необходимо помнить, что детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_odarennosti.docx22.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

а

 Развитие одаренности детей  дошкольного возраста на уроках хореографии в ДШИ.

     Одаренность или общая одаренность – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном: ранее проявление способностей говорит об одаренности. Б.М.Теплов определяет одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения  большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности, немаловажное значение имеет творческая среда, окружающая человека. И чем раньше человек попадает в такую среду – тем  лучше. Работая с детьми – дошкольниками на уроках хореографии, создавая творческую атмосфер, мы закладываем фундамент для развития одаренности.

       Искусство Хореографии — явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку, особенно у детей.

       Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.    

     Физическое воспитание и здоровье, организация тренировочного процесса в хореографии зависят от правильного подхода к обучению детей на начальном этапе. В подходе к обучению необходимо учитывать возрастные особенности. Педагогические воздействия, направленные на развитие ребенка, дают наибольший эффект, если их начинают систематически применять в уже в дошкольном возрасте. Перед педагогом стоит целый ряд образовательных и развивающих задач, одна из которых заключается в умении сделать процесс обучения танцу интересным и увлекательным. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка.

       Промежутки отдельных возрастных периодов в какой-то степени приблизительны, т.к. развитие происходит непрерывно, и трудно установить четкую грань, когда начинается один возрастной период и начинается другой. Морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно: периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Особое значение для характеристики возраста имеет «ведущая деятельность», в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и той деятельностью в коллективе, в которой осуществляются основные изменения его психики. Переход от элементарных к более сложным видам деятельности в ходе возрастного развития увеличивает возможность усвоения качественно нового, более сложного опыта.

  В работе с детьми разного возраста есть своя специфика. Для ребенка-дошкольника (5-6 лет) характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Процессы познания и приобретения знаний опираются на систему не полностью осознаваемых ощущений и носят чувственный характер. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Мышление преобладает конкретно-образное. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

       Основная деятельность дошкольника – игра. Поэтому занятия по хореографии строятся в игровой форме, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, направленных на развитие первоначальных ритмических навыков, музыкального восприятия образа, навыков координации движений, формирование правильной осанки. Через игру происходит творческое самовыражение детей, развивается воображение и фантазия.

       Начальный процесс обучения танцу строится на активном взаимодействии педагога и детей. На протяжении всего занятия педагог играет и выполняет движения вместе с детьми, создавая тем самым позитивную, непринужденную атмосферу. После наглядного, точного показа очередного задания, которое непременно должно вызывать у детей яркие эмоциональные чувства, педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. Активность ребенка должна быть направлена на то, чтобы с каждым повтором задание выполнялось лучше, исправляя возможные ошибки, на которые указывает педагог. Помня о том, что дети этого возраста не защищены и ранимы, педагогу нужно избегать окриков и одергиваний, даже если у них что-то не получается. Главным здесь становится опора и закрепление положительного опыта. Ребенок очень отзывчив на похвалу, высшая награда для него – демонстрация выполнения упражнения перед другими детьми. Педагог должен помнить, что он несет ответственность за формирование самооценки ребека.

       При изучении различных танцевальных поз, шагов, движений педагогу нужно широко использовать метод аналогии с животным и растительным миром, который активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление. Педагог выстраивает танцевальный мини-комплекс, основанный на имитации движений и повадок зверей и птиц. Большое значение на уроках с дошкольниками имеет музыкальное сопровождение. Музыка должна носить четкий ритмический характер и отвечать эмоциональной окраске конкретного движения. Для развития ритмичности хороший эффект имею упражнения с ярко выделенными ритмическими акцентами, так называемые хлопы, шлёпы, топы. Они помогают концентрировать внимание, объединить детей, снять излишнее эмоциональное возбуждение.

      Особое место на занятиях с дошкольниками занимает партерная гимнастика – упражнения на полу. Она поднимает мышечный тонус, дает представление об основах грамотного движения, развивает мышечный аппарат. Первоначально детям с трудом даются упражнения на полу, т.к. мышцы их в этом возрасте развиты слабо, а позвоночник подвержен изменениям и деформации. Поэтому педагогу важно не перегрузить и не переутомить детей излишней мышечной работой. Упражнения усваиваются лучше, если преподносятся педагогом в игровой форме. Дети с удовольствием выполняют «лодочку», «рыбку», «корзинку», «кошечку», «книжечку» и др. Дополнять и усложнять упражнения на полу следует постепенно и дозировано.

      Танцы дошкольников служат источником эмоциональной энергии, развивают изящество, грацию, чувство красоты. Они не должны быть сложными, чтобы дети могли их быстро усвоить и протанцевать в свое удовольствие. В этом возрасте не нужно уделять слишком большого внимания оттачиванию движений. Главное – чтобы был схвачен общий рисунок танца. Если танец будет исполняться детьми на сцене, педагогу нужно настроить и подготовить детей к выступлению заранее, обязательно пройти танец на той сцене, на которой они будут его исполнять. Немаловажно подготовить и родителей, чтобы они не ожидали от первоначальных выступлений детей слишком многого и смогли оказать своим детям должную поддержку.

         Уже в этом возрасте педагогу нужно воспитывать у детей самостоятельность. Следует начинать с очень простых и одинаковых для всех заданий. Например, самим придумать игру, движение для передачи какого-то конкретного образа; давать домашние задания различного содержания. Самостоятельную деятельность можно начинать тогда, когда накоплены определенные умения и навыки. На открытых занятиях для родителей важно, чтобы ребенок сам без особой помощи педагога сумел показать усвоенный им материал. Самостоятельный ребенок утверждает себя как личность, ему легче дается переход к дальнейшему обучению.

Хочется выделить основные правила для педагога-хореографа в работе с дошкольниками:

- активно применять принцип наглядности, основной педагогический прием- показ;

- речь педагога – образная, эмоционально-выразительная; объяснения – краткие, точные, ясные;

- форма организации урока – игровая;

- избегать однообразия, чаще менять темп и ритм урока;

- прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины;

- избегать чрезмерных физических нагрузок.

      Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением пережить их содержание. В обучении важен не результат, а процесс. Каким бы не был результат, педагогу важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности. Необходимо помнить, что детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

      Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», Я.Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что «впитывает он в себя в юном возрасте».

Список литературы:

  1. Игуменова М.А. Статья «Общепедагогические технологии»
  2. Концепция одаренности
  3. Тамбова Е.И. «Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей»
  4.  Бекина С.И. и др. Играем и танцуем. М., 1994.
  5. Бырченко Т., Франио Г., Хрестоматия по сольфеджио и ритмике.        М.,1991.
  6. Ветлугина Н. и др. Музыка в детском саду. М., 1989
  7. Дубянский Е.М. Нашим детям. Ленинград, 1971