Здоовьесбережение обучающихся средствами хореографического творчества

Берсенева Ирина Александровна

Я – это душа, разум и тело. И только гармония этих трех составляющих позволяет развивать личность и быть счастливым. Мы существуем и физически, и духовно. И чтобы развиваться в духовном плане, нам нужно очищать свои мысли от негатива. Получать как можно больше полезной и наполненной смыслом информации. Чтобы развиваться на физическом уровне, нам нужны физические упражнения, здоровый сон, полноценное правильное питание, и здоровый образ жизни. Проблемы в духовной сфере порождают проблемы в физическом теле, вызывают различные болезни. И наоборот, проблемы с физическим телом не дают возможности развиваться духовно, так как забирают очень много энергии. Моя задача, как педагога, - наполнить внутренний мир обучающихся любовью, добром и позитивом; развить физические данные, согласно индивидуальным особенностям каждого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

Здоровьесбережение обучающихся средствами

хореографического творчества

Волошина Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

ст.Калининская

2016 год

Введение

Рассуждения… Я – это душа, разум и тело. И только гармония этих трех составляющих позволяет развивать личность и быть счастливым. Мы существуем и физически, и духовно. И чтобы развиваться в духовном плане, нам нужно очищать свои мысли от негатива. Получать как можно больше полезной и наполненной смыслом информации. Чтобы развиваться на физическом уровне, нам нужны физические упражнения, здоровый сон, полноценное правильное питание, и здоровый образ жизни. Проблемы в духовной сфере порождают проблемы в физическом теле, вызывают различные болезни. И наоборот, проблемы с физическим телом не дают возможности развиваться духовно, так как забирают очень много энергии. Моя задача, как педагога, - наполнить внутренний мир обучающихся любовью, добром и позитивом; развить физические данные, согласно индивидуальным особенностям каждого.

Проблемы XXI века: растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки. Причины ухудшения здоровья: экология, статичные формы организации образовательного процесса, питание, психологические нагрузки, малоподвижный образ жизни, повышенная утомляемость.

Актуальность проекта: «Здоровье — утверждал академик И.П. Павлов — это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек».

         Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для детей младшего школьного возраста, так как у ребенка происходят кардинальные изменения в привычном укладе жизни, он осваивает новую социальную роль «ученик».

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. К сожалению, мы замечаем, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается.

В настоящее время только 10% школьников можно назвать здоровыми.
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
Как следствие - отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

Для того чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность. Плохое состояние здоровья у слабоуспевающих детей - главная причина отставания в учебе. Из-за болезни часто пропускаются уроки, ощущается недомогание и во время занятий, повышается утомляемость, теряется интерес к происходящему на уроке.

Поэтому, если не мы, педагоги дополнительного образования, то кто заложит фундамент для формирования у молодого поколения необходимости ведения здорового образа жизни, научит делать первые шаги для укрепления их здоровья и повышения успешности обучения.

Практическая значимость опыта заключается в создании единого  здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в объединении.

Факторы, определяющие результативность работы:

- предоставление обучающимся здоровьесберегающего пространства;

- взаимодействие всех участников здоровьесберегающего педагогического процесса.

Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе: 1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:- Соблюдение теплового режима; Поддержание в помещениях школы чистоты; Соблюдение нормативов освещенности в классах; Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы; Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся; 2 этап - условия для здоровья на уроках: Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека: Формирование правильной осанки; правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.; Физкультминутки ; Использование мебели, соответствующей росту обучающихся; Морально-психологические: Деловая, деятельная атмосфера; Уверенность в успехе; Доброжелательность; Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»). 3 этап - формирование социально-психологического климата в классе отвечающего следующим требованиям - Перспективность, оптимистичность; Жизнерадостность; Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности; Защищенность обучающихся; Дух сотрудничества; Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик. 4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях: - Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков; Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста; Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры, Увеличение доли времени на улучшение осанки. 5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями: Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма; Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и второклассников; Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной; Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры); Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. 6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя: Творческую активность; Поддержание благоприятного морально-психологического климата; Организацию здорового досуга; Занятия физической культуры и спортом; Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

7 этап - пропаганда здорового образа жизни: - Формирование физиологии здоровья; - Обучение способам оздоровления организма; - Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой. 8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: - Проведение медосмотров врачами комплектующего центра; -Профилактика инфекционных заболеваний; - Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками; Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи. 9 этап - работа с родителями: - проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка; - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; - включение родителей в воспитательный процесс; - привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

Цель: Продемонстрировать целостную систему работы на занятиях хореографией в доме детского творчества станицы Калининской с учетом использования здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления всех компонентов здоровья обучающихся, коррекции некоторых недостатков физического развития.

Задачи:

  • создать организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения;
  • «обучить здоровью» - сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые для укрепления собственного здоровья;
  • «сформировать здоровье» - сохранить и укрепить здоровье обучающихся;
  • воспитать у обучающихся культуру здоровья и устойчивый интерес к двигательной деятельности;
  • обосновать целесообразность использования здоровьесберегающих технологий;
  • продемонстрировать специфику использования технологий;
  • выявить влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и коррекцию имеющихся некоторых недостатков в физическом развитии обучающихся.

30% 29% 41% высокий уровень средний уровень низкий уровень Уровень физического развития обучающихся на занятиях хореографией дома детского творчества станицы Калининской на сентябрь 2014 года (1 год обучения) Исследования с сентября 2014 по май 2015

7. КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

8. «Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой» На занятиях хореографией в доме детского творчества станицы Калининской вместе с обучающимися мы находим положительные точки соприкосновения друг с другом, а также укрепляем собственное здоровое социальное поведение. Благодаря массовым мероприятиям учреждения достигается развитие чувства коллективизма, что формирует у обучающихся чуткое и трепетное отношение друг к другу и к окружающим. Социальное здоровье

9. Духовно-нравственное здоровье На занятиях хореографией у обучающихся формируются культурно- гигиенические навыки и нравственные качества личности: вежливость, деликатность, чуткость, отзывчивость, честность, толерантность, дисциплинированность, трудолюбие и коммуникабельность. Воспитываются интерес к традициям и обычаям своего народа, чувство уважения старшего поколения; создается эмоционально благополучная атмосфера в объединении, где взаимоотношения построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок чувствует себя желанным и защищенным, благодаря привлечению обучающихся к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, школы, дома детского творчества.

10. Интеллектуальное здоровье Обучающиеся на занятиях хореографией приспосабливаются правильно понимать поведение окружающих людей и друг друга. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Интеллект - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с окружающими людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Уровень интеллекта у обучающихся повышается за счет употребления профессиональной терминологии на французском и английском языках. Также и физическая активность способствует повышению работоспособности головного мозга.

11. Психическое здоровье Чтобы укрепить психическое здоровье обучающихся на занятиях хореографией дома детского творчества станицы Калининской я проявляю интерес к делам обучающихся; не заставляю что-то делать, а советую, как лучше поступить; поощряю физическую активность, учитывая интересы каждого; прививаю стремление к здоровому образу жизни; даю возможность реализовать себя творчески; провожу беседы о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

12. Физическое здоровье Здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно исходить из возрастных и физиологических особенностей обучающегося, учитывать состояние здоровья. Нагрузки должны быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.

13. Формы работы с родителями ¬родительское собрание (групповая консультация); ¬индивидуальная консультация; ¬открытое занятие; ¬взаимодействие через интернет («Сетевой город. Образование»); ¬памятки для родителей; ¬консультации по телефону.

14. Структура занятия Подготовительная Основная Заключительная Начальная организация, сосредоточение внимания, эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма обучающихся к работе в основной части занятия. Основная часть делится на этапы: обучение – проработка – закрепление - контроль. Результат - формирование новых знаний, умений, навыков. Снижение физической нагрузки и рефлексия занятия.

15. Здоровьесберегающие технологии Музыкотерапия Дыхательные практики Развитие мелкой моторики Ритмопластика Сказкотерапия Психогимнастика Игрогимнастика Стретчинг Релаксация

16. Музыкотерапия Занятия хореографией проводятся под аккомпанемент фортепиано. В свою очередь, классическая музыка сочетает в себе ритмическое и волновое воздействие. Она помогает гармонизировать внутренние ритмы. Кроме физического воздействия, музыка вызывает в душе бурю чувств и эмоций, также музыка способна влиять на настроение, частоту дыхания, артериальное давление, улучшает работу внутренних органов, избавляет от стресса и переутомления, служит профилактикой различных заболеваний, укрепляет иммунитет, нормализует работу нервной системы. А также музыка развивает чувство ритма. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Классическая музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание, кровообращение. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно – психических заболеваний ( по данным психотерапевта С. Мамулова). На занятиях звучат произведения следующих классиков: П.Чайковский, Е.Глинка, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Л.Бетховен, И.-С.Бах, И.Штраус, В.А.Моцарт, Л.Минкус и многих других.

17. Дыхательные практики Являются неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствуя развитию и укреплению грудной клетки. На занятиях хореографией ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Благодаря тому, что каждая комбинация сопровождается правильным, размеренным дыханием, предупреждаются простудные заболевания, укрепляется дыхательная мускулатура, очищается слизистая оболочка дыхательных путей, улучшается самочувствие обучающихся. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для увеличения выносливости.

18. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук Является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет совершенствование тонкой моторики кистей и пальцев рук.

19. Ритмопластика На занятиях хореографией используются двигательные и коррекционные упражнения, благодаря которым происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция, произвольность движений и поведения. Это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

20. Метод, использующий сказочную форму для развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказка многогранна, как и сама жизнь, она несет в себе культуру, мировоззрение своего народа. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок воспринимает учебный материал легче и быстрее, учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности. Сказкотерапия

21. Психогимнастика Один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, поведенческих расстройств. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

22. Данная технология служит основой для освоения различных видов движений, таких как: строевые, общеразвивающие, а также на расслабление мышц и на укрепление осанки. Очень важно давать точные инструкции обучающимся для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Игрогимнастика

23. Стретчинг Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Также стретчинг на занятиях хореограией применяется в качестве реабилитационной программы после различных травм. Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными. Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего увеличивается гибкость. Также стретчинг служит профилактикой против отложения солей. Сосредоточенное, глубокое дыхание во время стретчинга благотворно влияет на головной мозг.

24. Релаксация Система приемов, способствующих глубокому мышечному расслаблению и внутреннему состоянию покоя. Релаксация экономит силы, которые обычно обучающийся тратит на напряжение мышц и которые нет нужды задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к созданию «мышечного панциря»: гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи.

25. Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств Мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся Тестирование в начале года Оценка уровня физического развитие Ежемесячное тестирование Отслеживание изменений показателей Итоговое тестирование Анализ результатов

26. Исследования с сентября 2014 по май 2015 Уровень физического развития обучающихся на занятиях хореографией дома детского творчества станицы Калининской на май 2015 года (1 год обучения) 55% 25% 20% высокий уровень средний уровень низкий уровень

27. Антропометрическое исследование позвоночника Лордоз шеи – норма от 1,2 до 1,4 см. (измеряют в сантиметрах на уровне пятого шейного позвонка а5). Грудной кифоз – норма 2,5 см. (измеряют в сантиметрах на уровне седьмого грудного позвонка б7). При кифозе лопатки торчат назад и удаляются от средней линии. Поясничный лордоз – норма 5 см. (измеряют в сантиметрах на уровне 3-4 поясничного позвонка в3-4).

28. Согласно антропометрическому исследованию позвоночника обучающихся хореографией дома детского творчества станицы Калининской было выявлено за период первого года обучения: 0% 20% 40% 60% 80% 100% начало учебного года конец учебного года обучающиеся без нарушений осанки обучающиеся с нарушениями осанки

29. Плантографическое исследование по И.М.Чижину По контуру отпечатка стопы необходимо провести следующие линии: ¬ касательную (г-в) к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы; ¬ линию (а-б) через основание второго пальца к середине пятки; ¬ линию (д-ж) через середину продольной оси стопы (а-б), перпендикулярно ей, до пересечения с касательной (точка ж) и наружным краем отпечатка (точка д). ¬Далее рассчитывается индекс стопы, который равен отношению ширины опорной части середины стопы (д-е) к отрезку (е-ж). Индекс стопы в норме колеблется от 0 до 1. Величина индекса от 1 до 2 свидетельствует об уплощенности стопы. Для плоскостопия характерна величина индекса стопы более 2. б

30. Согласно плантографическому исследованию сводчатости стопы по И.М.Чижину у обучающихся хореографией дома детского творчества станицы Калининской было выявлено за период первого года обучения: 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% начало учебного года конец учебного года обучающиеся без нарушений сводчатости стопы обучающиеся с нарушениями сводчатости стопы

31. Результаты реализации представляемого опыта ϖ Создана организационно-методическая и материально- техническая база для внедрения различных здоровьесберегающих технологий. ϖ Организована комплексная работа по коррекции физического развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся дома детского творчества станицы Калининской на занятиях хореографией. ϖ Удалось добиться положительной динамики показателей состояния здоровья детей, занимающихся хореографией. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получит навыков здорового образа жизни.