Ритмические особенности музыкального сопровождения в классическом экзерсисе на примере battement frappe

Фроликова Лариса Александровна

Музыкальное сопровождение определенных движений в классическом экзерсисе напрямую зависит от ритма. Важно это знать,понимать и применять на практике. Без этого, в том числе, не возможно полноценное освоение и  исполнение учащимися движений, требующих четкости и определенного ритмического построения - для выработки силы ног, а также слуха, чувства ритма, музыкальной и мышечной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx22.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Ритмические особенности музыкального сопровождения в классическом экзерсисе на примере battement frappe

                                                                                                                                                                                    Путь начинающего хореографического концертмейстера тернист и извилист. Ведь работа концертмейстера в классе хореографии имеет определенную специфику и часто подчинена заданному педагогом-хореографом упражнению, состоящему из определенного набора логически сочетающихся движений. И начинающему концертмейстеру, особенно играющему по нотам, необходимо постичь все премудрости аккомпанемента для движений классического экзерсиса. Выразительная мелодии, пронизанная модуляциями гармония и определенный ритм- вот «три кита», на которых базируется искусный аккомпанемент.                                                                                                                                 Фраза, сказанная педагогом, «концертмейстер играет «в ноги», является одной из определяющих профессионализма концертмейстера и в его работе будет не мало «проб и ошибок», прежде чем он услышит эту фразу.

 Я начала работать с педагогом, который смог объяснить мне, начинающему концертмейстеру, логику ритмического построения движения, в частности, в battement frappe. Ведь здесь, в комбинации, часто используется и double frappe и petit battement. «Вы играете хорошо, но неправильно»,- говорил он и стал насчитывать ритмические формулы, а я их сначала записывала,  а потом пыталась играть. (И в какой-то момент перестала записывать и стала играть легко, получая удовольствие от своей работы). Можно же играть любую мелодию, главное – уловить ритм движения и тогда аккомпанемент не будет «мешать», а станет незаменимым «помощником» танцору -  это и есть игра «в ноги». Необходимые умения и навыки нарабатываются и оттачиваются за годы работы. И когда пересматриваешь старые записи своих уроков, или слушаешь игру других концертмейстеров, то иногда невольно вырывается фраза: «Ах, а вот здесь бы я сыграла по -другому!» Да, никогда не останавливаться на достигнутом, вечный поиск новых, подходящих для движений экзерсиса произведений, вечное стремление к совершенству при освоении техники игры экзерсиса и развитии импровизационных навыков.

                                                                                                                                                                                                    Не так уж сложно сыграть упражнение, не требующее определённой ритмической формулы. Например, для исполнения Adagio, Rond de jambe par terre ритмический рисунок не имеет особого значения (здесь важнее темп: очень медленный, медленный или с движением в зависимости от размера 4/4, 3/4 (6/8) и уровня подготовки учащихся и непременно с лирической мелодией).                                                                                                                   Для исполнения battements tendus важен четкий ритмический рисунок, возможен синкопированный ритм, а в музыкальном сопровождении должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (муз. размер 2/4 или 4/4).                                                                                                                                                          Для исполнения petit battement (пти батман) «маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги -очень хороши тарантеллы. Например, «Тарантелла» Ф. Бюргмюллера (сборник Н.Ворновицкой «Музыка для уроков классического танца для фортепиано» Москва, «Советский композитор» 1989, стр. 35). В ней импульс движению придаёт стремительная мелодия из трёх восьмых на каждую долю такта.

 А вот сразу сыграть аккомпанемент для упражнения, состоящего из разных по характеру движений, например, battement fоndus + battement frappe или со сменой ритма в близких по характеру движениях? (ритмическая перестановка в battement frappe от упражнения к упражнению – в зависимости от заданного педагогом движения). И чтобы правильно сыграть комбинацию на battement frappe важно запомнить заданный педагогом ритм движения.

На мой взгляд, очень удачный учебный вариант музыкального сопровождение для комбинации, где сочетаются разные по характеру исполнения и ритму движения: «тающего» battement fоndus («таить» здесь помогает и нисходящая поступенная мелодия) и энергичного, с акцентами на сильных долях, battement frappe, представлено в сборнике Л.И. Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца», 1 раздел. Стр. 29. Здесь вся комбинация исполняется на 16 тактов (муз. размер 4/4): по 2 battement fоndus кругом (8 тактов), 8 battement frappe в сторону (4 такта) и 8 double frappe- 4 в сторону и 4 кругом (4 такта)

Зная ритмический рисунок для каждого движения, в отдельности их сыграть не сложно: battement frappe (удар ноги о другую и возвращение ее в исходное положение) исполняется, как шестнадцатая в затакте и восьмая на сильную долю такта    

                                                                                                                                                                                   double frappe -две шестнадцатых  в затакте и восьмая на сильную долю такта                                                                                                                                            petit battement (одна восьмая  в затакте и восемь шестнадцатых в полном такте).                                                             А когда в сочетании? Например, педагог задает движение: 4 battement frappe, 4 double frappe и 7 petits battements и т. д…

 Чтобы в дальнейшем не возникало сложностей при исполнении в различных сочетаниях battement frappe с double frappe или double frappe с petits battements, например, очень удобен «Венгерский танец» № 7 И.Брамса из вышеупомянутого сборника Н.Ворновицкой (сост.) «Музыка для уроков классического танца для фортепиано», стр.90. Его можно начать как с battement frappe, так и с double frappe и наоборот. Важно правильно расставить акценты- на сильные доли такта во frappe и четко играть каждую ноту в double frappe. Когда, что называется, «набита рука», можно играть любое произведение в размере 2/4 в различных ритмических сочетаниях. Или, зная метроритмические особенности того или иного движения, сыграть для него свою импровизацию.

Умение легко и непринужденно облечь мелодию в определенную ритмическую формулу - вот формула успеха любого концертмейстера, играющего классический экзерсис.