Конспект занятия "Русский народный танец"

Варзумова  Екатерина Анатольевна

Знакомство учащихся с историей русского народного танца, повышение интереса к культуре русского народа. Упражнение  в технике исполнения экзерсиса ранее разученного, разучивание у станка движения народного танца, изучение движений на 1/8, координация во время переменного хода вперед и назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_russkiy_tanets.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

ПЛАН УРОКА

Цель: познакомить учащихся с историей русского народного танца, повышая интерес к культуре русского народа.

Задачи: упражнять в технике исполнения экзерсиса ранее разученного, разучивать у станка движения народного танца, изучение движений на 1/8, координация во время переменного хода вперед и назад.

                                                    ХОД  УРОКА

        С незапамятных времен на Руси основным трудом было земледелие, в связи с которым в течение многих веков возникали и складывались народные празднества, забавы и игры. Обычно они приурочивались к началу сева или сбору урожая. Во время жатвы наряжались снопы, иногда придавая им человеческий облик, и разукрашенными носили по деревне.         В весенний праздник 25 марта со всех концов деревни собирались девушки. В руках у них были ветки жаворонки, сделанные из тряпок и ленточек. Девушки перекликались, подражая хору птиц, что знаменовало приход весны. Семейные праздники – смотрины, сватовства, девичники, свадьбы тоже сопровождались определенными обрядами, в которые органически вливались песни и игровые хороводы. Древнейший вид русской пляски – хоровод. Хороводы очень многообразны по своему содержанию, видам и танцевальному рисунку. Наиболее типичен вид хороводов, в которых песня и пляска соединены с драматическим действием. Все участники хоровода составляли круг, в середине которого находилась девушка или парень или двое девушек и двое парней, разыгравших содержание песни. Остальные участники хоровода пели песни и танцевали, повторяя иногда движения находившихся к кругу.         В вопросно-ответном хороводе танцующие стоят в две линии, одна против другой, «стена на стену». Первая линия подходит с вопросом ко второй и отходит назад, затем вторая линия подходит с ответом и возвращается на место. Такое построение характерно для хороводов с песнями «Просо», «Бояре», «Кто с нами на пашеньку пахати». (детям предлагается прослушивание народных музыкальных произведений ).         После Октябрьской революции постепенно меняется тематика хороводов, создаются новые песни и пляски.         Известно, что во Владимирской области рабочие водили летом хороводы возле фабрики еще в 20-е годы, а в Пермской области создали новый игровой хоровод «Сосенка», в котором молодежь представляет, как выращивают лес для новых советских строек.         Помимо хороводных плясок, большое место в народных русских танцах занимали парные и сольные, которые исполнялись внутри и вне хоровода.         Особенность русской парной пляски заключалась в том, что танцующие не держали друг друга за руки, парень не обнимал девушку за талию, и она не опускала своих рук ему на плечи. Они танцевали друшг перед другом или один вокруг другого.

        В старину женской пляски были присущи большая плавность и певучесть движений, величавость походки, горделивость и скромность, а иногда задор и лукавство. Мужская пляска отличалась широтой, плавностью Проходки, ловкостью присядок и различных притопов, повадками «удалого молодца».         В наше время русская пляска, парная или сольная, в том числе и перепляс технически усложнились. Появились всевозможные проходки, бесконечно разнообразные дроби и притопы, сложные лихие присядки, замысловатые «хлопушки».

РАЗМИНКА

(экзерсис у станка)

        Музыкальное сопровождение – русская плавная мелодия. Музыкальный размер 2/4. темп медленный исходное положение: ноги в шестой позиции.

  1. плие (в размере русского лирического танца).

Музыкальный  размер 2/4. темп умеренный. Исходное положение: ноги в пятой позиции. Упражнения выполняются поочередно  правой, затем левой ногой по 4 креста.

  1. батман тандю.
  2. батман жэте.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Растяжки ног у станка (плие, гранд плие).
  2. В паре друг на против друга (перетягивание), сидя на колене, стоя у стены.
  3. Шпагаты (продольный на левую и правую ногу, поперечный).
  4. Вращения (по диагонали, на средине зала)
  5. Разучивание переменного хода вперед назад (темп умеренный.И.П.: ноги в шестой позиции, кисти рук лежат на талии «кулачками» или ладонями).
  6. «Ковырялочка».
  7. Тройной притоп.
  8. Дробь.
  9. Припляс (типа «падебаск»)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Женский поклон («малым обычаем» - в пояс). Упражнения на восстановление дыхания.