Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр. Балет"

Диониз Юлия Сергеевна

На уроке ученики 5 класса продолжают знакомство с темой "балет", на примере балетов П.И.Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Деятельность обучающихся на уроке заключается как в знакомстве с новым материалом под руководством учителя, так и самостоятельном анализировании музыкального образа. Используется также работа в парах и фронтальный опрос.Материал урока соответсвует образовательным потребностям и психологическим особенностям обучающихся этого возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

ФИО учителя Диониз Юлия Сергеевна

Класс: 5     Школа: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №44»    Дата проведения: 12.03.2018

Тема урока

«Путешествие в Музыкальный театр. Балет»

Цели урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится 

- общаться со сверстниками, корректно отстаивая свою точку зрения в процессе обсуждения проблемы, показывая свою убежденность в вопросах значения знаний об искусстве в повседневной жизни, уважение к чужому мнению;

- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

- определяться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;

- развивать навыки творческого подхода в решении различных задач.

Ученик получит возможность научиться

- формировать художественно-эстетическую, духовно-нравственную культуру и развивать творческий потенциал, как фактор становления личности;

- понимать необходимость личного участия в формировании своей мировоззренческой позиции;

- воспитывать этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообучению и мн. др.

Ученик научится

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с творческой деятельностью;

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли;

- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий в соответствии со своими умениями и возможностями.

Ученик получит возможность научиться

- выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

- работать в команде на основе согласования различных позиций, уметь разрешать конфликты и разногласия, находить компромиссы и общие решения;

- воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью музыкального искусства, литературы, сценического искусства и мн. др.

 

       

Ученик научится:

- различать особенности выразительных возможностей в создании музыкального образа в балете;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнавать отдельные произведения музыкального и сценического искусства, а также литературы;

различать основные средства художественной выразительности и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

Ученик получит возможность научиться:

- развивать творческую фантазию и воображение;

- навыкам художественного восприятия предметов искусства; передаче художественного образа в рисунке;

- анализировать произведения искусства;

- видеть общее и различное в средствах художественной выразительности;

- видеть взаимосвязь средств художественной выразительности в создании художественного образа в различных видах искусства; достигать соотнесение содержания произведения искусства с духовным мироощущением учащихся; развивать эмоциональное отношение к действительности и мн. др.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель»

Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель»

2. Мотивационный этап

Звучит музыкальный отрывок, «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Вопрос для учеников: Послушайте музыкальный отрывок. Расскажите о нем, какой он, какие у вас ассоциации с этой музыкой?

Слушание музыкального отрывка, участие в диалоге

Обучающиеся 5 класс уже довольно хорошо знакомы с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского, поэтому они, при помощи наводящих вопросов учителя, без труда определят название звучащего отрывка, его автора, и сформируют тему урока.

3. Актуализация, закрепление пройденного материала

Учитель: Сегодня мы говорим о балете! Расскажите мне, в чем особенность этого танцевального искусства?

Учитель: Что же помимо танца помогает нам понять чувства и мысли героев, характер происходящего и создать особую атмосферу?

Учитель: Действительно, музыка позволяет создать индивидуальный образ, даже в одинаковых жанрах. Давайте приведем пример, внимание на экран.

Ученикам представлена возможность увидеть отрывки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Вальс цветов» и «Вальс снежных хлопьев».

Учитель: Сейчас я попрошу вас объединиться в пары и провести музыкальный анализ «Вальса цветов» и «Вальса снежных хлопьев». Для этого мы составляем таблицу в тетради, в которой сравниваем произведения: описываем образ, сравниваем, ищем сходства и различия, в том числе средств музыкальной выразительности: темп, тембр, ритмический рисунок, и другие особенности. Те, кто справятся с работой быстрее, могут оформить свою работу иллюстрациями, нарисованными цветными карандашами.

Ученики: Все действие происходит на сцене, изображается с помощью движений, пластики, мимики, без слов.

Ученики: Музыка – одно из главных действующих лиц балета. Она позволяет создать нюансы настроения, особенности образов и т.д.

Просмотр балетных отрывков, коллективное обсуждение созданных на сцене образов и того, как музыка позволяет создать особый сценический образ.

Проведение музыкального анализа в парах, затем обмен мнениями со всеми учениками класса.

4.  Обобщение знаний изучение нового материала

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что такое музыкальный образ в балете и какое влияние он оказывает на сценический образ. А скажите, без какого искусства еще не может обойтись балетное искусство?

Учитель: Как называется сюжетное содержание в опере или балете?

Учитель: Нужно ли знать либретто, если идешь в театр на балет?

Учитель: Какие балеты, например, Чайковского вы знаете, кроме балета «Щелкунчик»?

Учитель: А знаете ли вы либретто балета «Лебединое озеро»? Внимание на экран.

Показ видеоролика «Либретто «Лебединое озеро П.И.Чайковского»

https://www.youtube.com/watch?v=T8tld08_8Tg&t=179s

Учитель: Заинтересовал вас сюжет балета «Лебединое озеро? Тогда давайте погрузимся в атмосферу этого великолепного балета. Мы посмотрим, почему же этот балет является одним из самых популярных во всем мире.

Показ видеоролика «Детям о балете. Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

https://youtu.be/YK6zsCC7Lgg

 

Ученики: Литература, так как ни один балет не может обойтись без сюжета.

Ученики: (с помощью учителя вспоминают) Либретто.

Ученики: Обязательно, иначе многое в балете будет непонятным.

Ученики: «Лебединое озеро»

 Ученики: Нет

Просмотр, обсуждение

Ученики: Да

Просмотр, обсуждение

5. Рефлексия

Учитель: Сегодня вы знакомились с балетной музыкой П.И.Чайковского, и его балетами «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». А если бы у вас был выбор, на какой из этих балетов пойти в театр, какой бы вы выбрали? Почему?

Ученики высказывают свое мнение и обосновывают его личными предпочтениями и впечатлениями

6. Домашнее задание.

Закрепление понятия «либретто»

Познакомить класс с либретто какого-либо балета (в виде презентации, 5-мин)

Требования к уроку (критерии)

Показатели

1

Тип, форма, содержание, структура урока

Урок обобщения и систематизации знаний; интегрированный урок, соответствует программе изобразительного искусства и музыки в 6 классе; структура урока оптимальна возрастным особенностям обучающихся, цели урока соответствуют возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста. На уроке используется групповая, индивидуальная и фронтальная форма работы.

2

Инструментарий учителя (технология, методы, приемы) Дидактическое оснащение урока.

На уроке применяется метод мозгового штурма, исследовательский метод, проблемное обучение; информационно-рецептивный, коллективная творческая деятельность, постановка познавательных задач; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности; эвристическая беседа. Межгрупповое, групповое, парное взаимодействие. Методы и приемы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени Разнообразие заданий различного типа помогает достичь целей урока и активизировать творческую деятельность обучающихся.

ИКТ используется для наглядной информации, создания творческой атмосферы урока (музыкальный материал, презентация). Использование ТСО на уроке оптимальны и целесообразны для организации урока.

3

Формирование и развитие УУД Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей

Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям обучающихся 6 класса, а работа направлена на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных.

 Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока:

1. Взаимодействие, создание доброжелательной атмосферы урока.

2. Формулирование темы урока, мозговой штурм. Создание положительной мотивации для анализирования материала урока, совместной творческой и учебной деятельности.

3. Создание условий для развития коммуникативных и регулятивных УДД, активация мотивации к получению знаний о средствах выразительности, создающих художественный образ в предметах и объектах искусства. Групповая работа, направленная как на получение новых и обобщенных знаний, так и на способность обучающихся к совместной творческой и аналитической работе.

4. Обобщение полученных знаний, соотнесение этих знаний с представлениями об искусстве и жизни, полученная как в индивидуальной и парной, так и фронтальной форме деятельности, через обсуждение и совместный анализ предметов искусства.

5. Создание классного портрета в виде галереи автопортретов. Выражает самооценку обучающихся в контексте заданной темы. Творческая деятельность, направленная на раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся и развитие способности к самовыражению в искусстве. Развивает как личностные, познавательные УДД, так и коммуникативно-регулятивные.

6.Домашнее задание: самостоятельный поиск информации по теме, создание собственного образного ряда, выражающего внутренние интересы и устремления ребенка.

                                (подпись учителя)_______________/____________________/