Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе ДШИ.

Хайруллина Гульназ Бахромовна

Знания, навыки и правила концертмейстера,подбор музыкальной литературы,обязанности концертмейстера.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА        

               

           

«Особенности работы концертмейстера  в хореографическом классе ДШИ».

 

                        Выполнила:

                                                                 Хайруллина Гульназ Бахромовна

                                                                 преподаватель, концертмейстер

                                   ДШИ №3 г.Уфа

           

                                        2018г

                                     

                                   Содержание:

1.Введение.

2.Задачи концертмейстера.

3. Знания, навыки и правила концертмейстера

4. Подбор музыкальной литературы.

5. Обязанности концертмейстера.

6. Взаимодействие педагога – хореографа и концертмейстера.

7. Танец и музыка, как средство эстетического развития ребенка.

8.Заключение.

                             

                                        1.Введение.

 Работа  концертмейстера хореографии имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования, сталкиваются с большими проблемами, когда они попадают на работу в хореографический класс. Концертмейстер, только начинающий свою деятельность в классе хореографии, сталкивается с проблемой принципа подбора музыкального сопровождения к хореографическим движениям, поскольку, обучаясь в средних и высших учебных заведениях, он не получает никакой информации по данной теме. Пианист прекрасно знает, как взаимодействовать в классе концертмейстерского или камерного ансамбля, но совершенно не имеет представления о специфике работы в классе хореографии. Здесь, как и в музыкальной среде, существует своя терминология и специфика исполнения каждого движения, которую концертмейстеру придётся изучить. Как следствие, ему придётся подбирать музыкальный материал, соответствующий характеру каждого хореографического па (pas), так как звучание концертмейстерской партии призвано помогать  развитию техники  танца,  формированию  выразительности  движений и умения передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния. Концертмейстеру следует абсолютно точно понимать, какого темпа, ритма, характера должно  быть  музыкальное  оформление,  для  чего  оно предназначено  и каким конкретным творческим и техническим задачам служит. Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений , их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определенных методических знаний.

   

                                2. Задачи концертмейстера.

Работа  начинающего  концертмейстера    хореографии делится на две части:

освоение  музыкального  материала, связанного с преподаванием той или

иной дисциплины и ее хореографической специфики. Освоение музыкальной

специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении

специфики хореографического искусства.

Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать

о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского

происхождения,  а хореографические – французского. Поэтому

концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно

подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.

Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется.

Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать

акцент, динамическими оттенками помогать движению .

В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в

том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить

учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения

танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на

котором основывается все хореографическое искусство, необходимо знать специфику историко –бытового танца  

В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная

работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество.

Работа концертмейстера помогает глубже проникнуть в эмоциональную

структуру танца, способствовать развитию активности музыкального

восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

   Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно

распределятся не только между двумя собственными руками, но и

относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как

делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что

требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.

Во время исполнения нужно учитывать и разные физические способности

учащихся. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение учащиеся

выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия

хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У

каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими

причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика

устойчивость. У другого - наоборот, великолепный апломб (равновесие),

природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они

не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и

звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно

играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть

неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в

отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых

градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что в

огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами

прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого

художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо

воспринимаемых ребенком. Здесь есть еще одно обстоятельство – ребенок

внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под «ту самую»

музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими

мастерами нашего балета. Это сознание стимулирует в нем желание к

глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.

               

                3.Знания, навыки и правила концертмейстера.

Перечислим знания и навыки, необходимые концертмейстеру хореографии

для начала профессиональной деятельности в детской школе искусств:

  • умение читать с листа;
  • знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях, умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
  • умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на народные темы, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;
  • знание истории музыкальной культуры.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является

способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным

концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике

ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для

предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие

репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей не

создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по

нотам. От концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном

тексте.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа, музыкант должен мысленно

охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки,

определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала

является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа.

Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в

процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их

исполнению.

Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает

желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими

умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная

импровизация вступления, проигрышей, заключения.

Концертмейстеру умение играть по слуху дает возможность освободить

внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения

танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и

необходимостью постоянного зрительного контроля за двигающимся

коллективом, концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху,

частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения,

что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту.

Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения

(для моментов выхода, перестройки танцевальной группы), в характере

исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного

проведения занятий хореографии. 

   Также пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на

уроке классики очень важно.

  1.  Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже

если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило ,

полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдет во благо никому.

Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.

  1. Урок  классики – это живое взаимодействие музыки и пластики.

  1. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а так же осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.

  1. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения       музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности исполнения их в экзерсисе.

  1.  Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу. На этом базируется артистизм артиста балета. Никакая техника, не поможет, если танцовщик не музыкален.

  1.  Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.

  1.    Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.

                        4.Подбор музыкальной  литературы

Главным принципом подбора музыкальной литературы является

соответствие музыки учебным задачам урока. Далеко не все ( даже очень

хорошие ) музыкальные произведения можно включать в урок классического

танца. Подбор таких примеров – тщательная и кропотливая работа.

Содержание музыки должно быть понятно детям. Поэтому обязательно

нужно учитывать возраст учащихся.

Рассмотрим деятельность концертмейстера, работающего с детьми разных

возрастных групп на занятиях хореографии.

В младших классах музыка должна быть более простой по содержанию. Это

отвечает и особенностям детского восприятия, и учебным задачам. В данном

случае можно обращаться к фортепианной литературе, написанной

специально для детей, а также  к отдельным номерам из детских балетов.

Детской музыке свойственны яркая жанровость, простота фактуры,

лаконичность  формы – как раз то, что необходимо на первых порах

обучения классическому танцу. Несомненно, всегда можно обращаться к

многочисленным фортепианным миниатюрам русских, западных и советских

композиторов, жанровая природа которых отвечает требованиям урока

классического танца.

В средних и особенно в старших классах музыкальное сопровождение

усложняется. Сложнее и многообразнее становится фактура, появляется

возможность использования более развитого голосоведения. К этому

времени дети уже имеют определенный слуховой музыкальный опыт, в связи

с чем исчезает необходимость подчеркнутого выделения каждой доли такта и

становится возможным обращение к более сложным и разнообразным

ритмическим рисункам. В отношении формы, в старших, как и в младших

классах, господствует главный принцип – наличие квадратности. Однако

внутреннее содержание форм может быть более масштабным и развернутым.

При подборе музыки для средних и старших классов можно также

обращаться к фортепианным миниатюрам самых разных композиторов,

однако содержание и образный строй их должны соответствовать возрасту

учащихся.В старших классах для музыкального оформления медленных

движений можно рекомендовать использование адажио из некоторых

балетов, а также медленных частей из сонат или балетных сюит

композиторов XIX века.

Не следует приспосабливать к уроку музыку известных репертуарных

балетов классического  наследия, так как она связана с определенной

образностью и определенным хореографическим текстом. В обширной

музыкальной литературе всегда можно найти нужный  музыкальный пример.

     Не следует также использовать популярную вокальную музыку (романсы

или современные песни), так как они ассоциируются с определенным

текстом, что может отвлекать учеников  от основного содержания урока.

      Эстрадная, джазовая музыка не соответствует стилевой направленности

урока классического танца, и поэтому  использовать ее на уроке также не

следует.

              Концертмейстер должен постоянно обновлять музыкальный

материал, исполняемый на уроке. Музыкальные темы нельзя заигрывать, так

как у учащихся в этом случае притупляется эмоциональное восприятие

музыки. Поэтому работа по подбору музыкальной  литературы и обновление

репертуара должна стать постоянной для педагога и концертмейстера..

            5. Обязанности концертмейстера хореографии.

  В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

  -репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное

расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных

особенностей;

- изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей

в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;

 - знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;

 - систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что

музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

 К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

 - характеру;

 - темпу;

- метроритму (размер, акценты и

ритмический рисунок);

 - форме музыкального произведения (одночастное,

двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).

   Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо

постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими

критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках

одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не

эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и

другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает

внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими

движений. Насущная проблема любого концертмейстера — обилие

разнообразнейшего нотного материала, который нужно не только принести

из дома, но и уместить на рабочем месте, а потом еще быстро найти нужные

страницы во время занятия. А ведь как не хочется играть одну и ту же

музыку из урока в урок, тем более что желание познакомить учеников с как

можно большим количеством музыкального репертуара продиктовано

самыми высокими педагогическими целями. От мастерства концертмейстера

зависит многое, его вдохновение и приподнятое настроение обязательно

передается ученикам, и тяжелый балетный труд становится легче, приносит

радость от общей слаженной работы.

   

      6.Взаимодействие концертмейстера с педагогом - хореографом.  

Немаловажным фактором в работе концертмейстера  является  

взаимодействие концертмейстера с педагогом - хореографом на уроках

классического танца.  Часто в  хореографический класс приходят пианисты,

не имеющие, за редким исключением, опыта работы в этой области

искусства. Педагогу-хореографу придется набраться терпения  и  помочь

концертмейстеру разобраться в построении урока, объяснить смысл и

характер каждого «pas»  классического танца. Безусловно, это мешает

проведению урока, тормозит его. Однако, если перед вами умный,

творческий и не очень ленивый человек, ваши усилия попадут на

благодатную почву. Выигрывает же от этого ваше общее дело.

Концертмейстер должен не только знать, но и понимать терминологию, и

представлять структуру упражнения, правильно делать акцент,

определенными динамическими оттенками помогать исполнителям

движений и комбинаций, которую дает хореограф на уроках классического

танца. Самое важное ориентироваться концертмейстеру в нотном  материале,

так как во время занятия, хореограф может в любой момент остановить

выполнение движения или комбинации и начать отрабатывать какой-либо

«кусок» упражнения отдельно. В соответствии нужно знать, с какого места

нотного материала проигрывать отрывок для отработки того, или иного

движения.

Кроме того, могут происходить, как мы сейчас любим говорить, «форс

мажорные ситуации», и в данном случае, когда обучающиеся

овладевают знанием и исполнением всех хореографических

упражнений, а концертмейстер знает, как выполняются комбинации,

движения и полностью знает терминологию, то он может провести

полноценное занятие в отсутствие педагога.

 

Педагог-хореограф и концертмейстер решают различные задачи по

обучению в классе классического танца, но цель у них общая – культурное и

эстетическое воспитание обучающихся.

 Важно учитывать и такие факты, что на занятиях концертмейстер и

педагог хореограф, должны взаимодействовать так, чтобы занятия проходили

как на улучшение качества исполнения обучающихся, так и на развитие не

только хореографических способностей, но и на получение развития

активности их музыкального восприятия.

В соответствии, концертмейстер может помочь педагогу-хореографу

находить правильные, вытекающие из характера музыки решения. При

музыкальном оформлении педагогу не нужно считать вслух, так как это

может притуплять музыкальное восприятие воспитанника. В таком случае

нужно объяснить детям, в каком темпе делается определенное упражнение, и

предоставить им возможность вслушаться в музыку и выполнять движения

сообразно ей.

Выполняя свою профессиональную деятельность, в процессе подготовки к

занятию совместно с педагогом-хореографом применяются

следующие методы работы:

          1.Наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом).

          2.Словесный (педагог-хореограф помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности).

3.Практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений под различный музыкальный темп).

      Подбор музыкального материала осуществляется в соответствии с

программными требованиями хореографа. Поэтому педагог и

концертмейстер являются членами  единого, целостного творческого

музыкального организма – обучающихся хореографией. Изучение любого

танца как народного, так и классического, начинается с экзерсиса. Например,

экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых

предъявляются свои определенные музыкальные требования .

     Совместно с педагогом-хореографом создаются художественные образы, а

движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия

музыки, что в последствии, помогает раскрыть и выявить индивидуальные и

творческие способности обучающихся, а также формирование их

эстетического вкуса.

     Основная особенность музыкального сопровождения уроков классической

хореографии – музыкальное оформление, которое прививает обучающимся

эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению –

умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере

музыки, ритмическом рисунке и динамике. Каждый переход от упражнения к

упражнению, либо переход с середины, к станку, диагонали, должны

сопровождать музыкальным оформлением, чтобы обучающийся привыкали

организовывать свои движения, согласно музыки.

 

Основная задача концертмейстера  с педагогом-хореографом – воспитать у

учащихся умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с

музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно

двигаться под заданную композицию музыки, пробуждать в них творчество.                                             

                       

              6.Танец и музыка, как средство для полноценного                  

эстетического развития  ребенка.

Танец рождается из музыки, поэтому велика роль тех, кто эту музыку творит.

Среди    множества форм художественного воспитания подрастающего

поколения,   хореография занимает особое место. Занятия танцем не только

учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное

мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также

помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в

творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для

полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного

духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и

творческой одаренности. Уроки хореографии от начала и до конца строятся

на музыкальном материале. Поэтому  музыкальное оформление урока

должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному

произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в

характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку,

ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их

выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов,

составляет общее представление о структуре произведения, определяет его

характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На

занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной,

классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их

музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное

мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать

музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей

отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

. 

Танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в

хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и

концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и

музыкальное. Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное

сопровождение, являющееся основой проведения каждого урока. Успех

работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно и

выразительно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание  до

детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям

услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Концертмейстер

– полноправный участник творческого процесса, соавтор

педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер

хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь

учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в

пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Музыка и танец

в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития

эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. 

                                   

                                   7.Заключение

Работа  концертмейстера   хореографии очень специфична , интересна и

многогранна.  Его роль в процессе обучения в детских школах искусств  

неоспоримо велика. Концертмейстер должен владеть большим репертуаром,

уметь импровизировать, подбирать по слуху, знать и постоянно пополнять

свой репертуар, уметь читать с листа, знать основы хореографии. Всегда

быть в содружестве с педагогом. Есть ещё одна необходимая составляющая

для успешной работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен

любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом хореографом

создавать ту неповторимую  атмосферу  урока, которую невозможно

передать словами.

 Хореографический класс – это особый мир. Начиная от  полов, зеркал и

станка и заканчивая таинственным языком хореографических терминов,

понятным только посвященным. В этом мире должна царить

доброжелательность и взаимопонимание. Хороший концертмейстер

понимает педагога хореографа ещё до того, как тот произнёс Changement de

pieds (перемена ног) и сыграет лишние такты между периодами. Он дышит

вместе с классом, держит в поле зрения всех и всегда готов помочь акцентом,

замедлением или просто весёлой зажигательной полькой, чтобы снять

усталость.  Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония,

эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и

концертмейстера – все это помогает выполнять урок  танца с максимальной

отдачей.

             

                       

             Список использованной литературы:

1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001.

 2. Волынский А.Л Книга Ликований: Азбука классического танца. - Планета музыки, Лань 2008 г.

3. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М., Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2.

4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.: Гос. муз. изд-во, 1961.

5. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. / Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.

 6. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин,, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979. – 230 с.

7. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.

8. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. - М.: 1996.

9. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Издательство: Музыка Ленинградское отделение, 1968 год. Интернет ресурсы: http://www.tchaikov.ru/ballet.html