Индивидуальная образовательная программа "Музыка и движение"

Петрова Светлана Викторовна

индивидуальная рабочая программа «Музыка и движение» для обучающихся по индивидуальному учебному плану для слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_marshrut.docx83.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

  1. Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

  1. Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения);
  2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб,

2011);

  1. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка и танец. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки и танца помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться музыкой и движениями под неё.

Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Задачи:

  1. Организация музыкально-речевой среды;
  2. пробуждение речевой активности учащихся;
  3. пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
  4. формирование музыкально-ритмические движений;
  5. развитие музыкального вкуса.

Помимо образовательных задач в обучении данному предметы следует применять следующие коррекционные задачи:

  1. развивать способность к коллективной деятельности;
  2. воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;
  3. расширять круг общения;
  4. совершенствовать средства общения.


Содержание предмета «Музыка и движение» представлено следующими разделами: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.

При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилению, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых и пространственных компонентов движений. Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкций педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.

Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

Учебный предмет «Музыка и движение» входит в образовательную область «Искусство» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.

Оценка результативности учебной деятельности.


Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В 1 классе работа учеников поощряется качественной оценкой, в этот период оценивается появление значимых предпосылок учебной деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

Оценочное

Баллы

Содержание

суждение

11-8

Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.

Усвоил

7-5

Знает, усваивает и применяет с помощью.

4-2

Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.

Не усвоил

1

Не знает, не усваивает, помощь не принимает.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.

Материал предмета «Музыка и движение» представлен следующими содержательными линиями:

Педагогические

№ п/п

Содержательна

Коррекционно - развивающие задачи

средства,

технологии

я линия

решения

коррекционных задач

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца

Каждый

урок

звучания  музыки.  Слушание  (различение)  быстрой,  умеренной  и  медленной  музыки.

планируется

в

Слушание  (различение)  колыбельной  песни  и  марша.  Слушание  (различение)  веселой  и

соответствии

с

Слушание

грустной  музыки.  Узнавание  знакомой  песни.  Слушание  (различение)  высоких  и  низких

основными

1

звуков.  Определение  характера  музыки.  Узнавание

знакомой  мелодии,  исполненной  на

дидактическими

разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения

требованиями:

произведения.

Определение

музыкального

стиля

произведения.   Узнавание   оркестра

постепенное

повышение

(народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное

нагрузки

и

переход

в

произведение.

Соотнесение

музыкального

образа

с   персонажем   художественного

конце

урока

к


произведения.

успокоительным

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание

упражнениям;

2

отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций

чередование

различных

Пение

припева  песни. Пение  слов  песни  (отдельных  фраз,  всей  песни). Выразительное  пение  с

видов

упражнений,

соблюдением  динамических  оттенков.  Пение  в  хоре.  Различение  запева,  припева  и

подбор

упражнений,

вступления к песне.

соответствующих

Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую.

возможностям учащихся.

Начинать  движение  под  музыку  вместе  с  началом  ее  звучания  и  останавливаться  по  ее

окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться,

приседать). Выполнять под музыку действия с предметами  (наклонять  предмет  в разные

стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и

т.п.). Выполнять  движения разными частями  тела под музыку («фонарики»,  «пружинка»,

Движение

под

наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений.

3

Передавать простейшие движения животных. Выполнять движения, соответствующие словам

музыку

песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при

инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и

быстром  темпе.  Ритмично  ходить  под  музыку.  Изменять  скорость  движения  под музыку

(ускорять,  замедлять).  Менять  движения  при  изменении  метроритма  произведения,  при

чередовании   запева   и   припева   песни,   при   изменении   силы   звучания.   Выполнять

танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного

образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах.

Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию,

Игра

на

сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих

звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой

4

музыкальных

на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном

инструментах

инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;


  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

предметные

  • способность к коллективной деятельности;

  • навык слушания произведения;

  • развитие артикуляционного аппарата при пропевании;

  • воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

  • совершенствовать средства общения.

сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Группа БУД

Учебные действия и умения.

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

1. Подготовка ребенка к нахождению и

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

обучению   в   среде   сверстников,   к

парты и т. д.);

эмоциональному,

коммуникативному

- организовывать рабочее место;

взаимодействию с группой обучающихся.

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:

-

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-

умение выполнять инструкции педагога:

-

использование по назначению учебных материалов:

-

умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

3.   Формирование

умения   выполнять

2) от начала до конца:

-

при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до

задание:

конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;


переходить от одного задания (операции,

-  выстраивает  алгоритм  предстоящей  деятельности  (словесный  или  наглядный  план)  с  помощью

действия)  к  другому  в  соответствии  с

педагога.

расписанием

занятий,

алгоритмом

действия и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые знания и умения учащихся:

Учащиеся должны уметь:

-петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; -правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; -различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; -различать песню, танец, марш;

-передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).

Учащиеся должны знать:

-характер и содержание музыкальных произведений;

-музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).


Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Кол-

Основные виды учебной деятельности

Виды

п/п

во

контроля

По

По

плану

факту

часов

I.Слушание (8ч.)

1

5.09

Музыка вокруг нас.

1

Музыка  и

ее  роль  в  повседневной  жизни

Текущий

человека.  Показать,  что  каждое  жизненное

контроль.

2

6.09

Разнохарактерная музыка.

2

обстоятельство

находит  отклик

в

музыке.

Знакомствоснароднымипесенками-

3

12.09

Разнохарактерная музыка.

попевками.

Определение

характера,

настроения

песенок,

жанровой

основы.

4

Краски осени.

1

13.09

Ролевая   игра   «Играем   в   композитора».

Развитие умения слушать и слышать музыку,

5

Что ты рано осень в гости к нам

2

19.09

выражать

свои

впечатления.

Начать

пришла?

знакомство

с

некоторыми

музыкальными

понятиями,

терминами,

фамилиями

6

Что ты рано осень в гости к нам пришла

20.09

композиторов.

7

26.09

Инструментальная музыка

2

8

27.09

Инструментальная музыка

II. Движение под музыку (9ч.)

9

Ритмико – гимнастические упражнения

3

Ритмично

выполнять

несложные

движения

Текущий

3.10

руками и ногами. Соотносить темп движений с

контроль.

10

4.10

Ритмико – гимнастические упражнения

темпом

музыкального

произведения.

Выполнять  игровые  и  плясовые  движения.

11

10.10

Ритмико – гимнастические упражнения

Выполнять   задания   после   показа   и   по

словесной инструкции учителя.

12

Танцевальные элементы (галоп,

2

11.10

хороводный шаг, притопы)

13

17.10

Танцевальные элементы (галоп,

хороводный шаг, притопы)

14

18.10

Танец «Зеркало»

3

15

24.10

Танец «Зеркало»

16

25.10

Танец «Зеркало»

17

Обобщение.

1

Текущий

7.11

контроль.

Ш. Игра на музыкальных инструментах (7ч.)

18

На чем играют музыку?

1

Слушание

произведений.

Знакомствос

Текущий

8.11

музыкальными инструментами.

контроль.

Слушание

19

О чем рассказывает музыка?

1

Музыка  и  ее  роль  в  повседневной  жизни

Текущий

14.11

человека.  Показать,

что

каждое

жизненное

контроль.

20

15.11

Характеры людей в музыке.

1

обстоятельство

находит

отклик

в  музыке.

Знакомство

с

народными

песенками-

21

21.11

Музыка и движение.

1

попевками.

Определение

характера,

настроения

песенок,

жанровой

основы.

22

«Детский альбом» П.И. Чайковского.

1

22.11

Ролевая   игра   «Играем   в   композитора».

Развитие умения слушать и слышать музыку,

23

«Зима в музыке».

2

28.11

выражать

свои

впечатления.

Начать

знакомство

с

некоторыми

музыкальными

24

29.11

«Зима в музыке».

понятиями,

терминами,

Фамилиями  

композиторов.

IV. Пение (3ч.)

25

5.12

Игровые песни.

2

Подражание

характерным

звукам

Текущий

животных во время звучания знакомой песни.

контроль.

26

6.12

Игровые песни.

Подпевание  отдельных  или  повторяющихся

звуков,слоговислов.Подпевание

27

12.12

Мы – исполнители.

1

повторяющихся  интонаций  припева  песни.

Пение  слов  песни  (отдельных  фраз,  всей

песни). Выразительное пение с соблюдением

динамических   оттенков.   Пение   в   хоре.

Различение  запева,  припева  и  вступления  к

песне.

V. Движение под музыку (4ч.)

28

13.12

Парная пляска

1

Ритмично выполнять несложные движения

Текущий

руками и ногами. Соотносить темп движений с

контроль.

29

19.12

Новогодние игры и пляски

3

темпом музыкального произведения.

Выполнять игровые и плясовые движения.

30

20.12

Новогодние игры и пляски

Выполнять задания после показа и по

словесной инструкции учителя.

31

Новогодние игры и пляски

26.12

VI. Пение (4ч.)

32

Песенное дыхание.

2

Подражание характерным звукам животных во

Текущий

27.12

время  звучания  знакомой  песни.  Подпевание

контроль.

33

Песенное дыхание.

отдельных или повторяющихся звуков, слогов

16.01

34

17.01

Как спеть музыку?

2

и слов. Подпевание повторяющихся интонаций

припева песни. Пение слов песни (отдельных

35

23.01

Как спеть музыку?

фраз,  всей  песни).  Выразительное  пение  с

соблюдением динамических оттенков. Пение в

хоре. Различение запева, припева и вступления

к песне

V. Слушание.(5ч.)

36

24.01

Разные виды музыки.

2

Слушание  (различение)  тихого  и  громкого

Текущий

звучания музыки. Определение начала и конца

контроль.

37

Разные виды музыки.

звучания   музыки.   Слушание   (различение)

30.01

быстрой,

умеренной  и  медленной  музыки.

38

«Кит» - танец.

1

Слушание (различение) колыбельной песни и

31.01

марша.

Слушание  (различение)

веселой  и

39

«Кит» - марш.

1

6.02

13.02

грустной музыки. Узнавание знакомой песни.

Слушание  (различение)  высоких

и  низких

40

«Кит» - песня.

1

звуков. Определение характера музыки.

7.02

14.02

VI. Игра на музыкальных инструментах. (3ч.)

41

Веселые ложки.

1

Слушание (различение) по звучанию

13.02

13.02

музыкальных инструментов (контрастные по

Текущий

42

14.02

Знакомство с бубном.

звучанию, сходные по звучанию). Освоение

1

приемов игры на музыкальных инструментах,

контроль.

43

Урок-концерт. Музыкальный ансамбль.

20.02

не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра

на музыкальном инструменте. Сопровождение

1

мелодии игрой на музыкальном инструменте.

Своевременное вступление и окончание игры

на музыкальном инструменте. Освоение

приемов игры на музыкальных инструментах,

имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии

ритмичной игрой на музыкальном

инструменте. Игра в ансамбле.

VII. Движение под музыку(7ч.)

44

21.02

Построение в пары

1

Ритмично выполнять несложные движения

Текущий

руками и ногами. Соотносить темп движений с

контроль.

45

27.02

Танец «Весёлые дети»

2

темпом музыкального произведения.

Выполнять игровые и плясовые движения.

46

28.02

Танец «Весёлые дети»

Выполнять задания после показа и по

словесной инструкции учителя.

47

Танец «Хлопки»

2

6.03

48

7.03

Танец «Хлопки»

49

13.03

Итоговое занятие, повторение танцев

2

50

14.03

Итоговое занятие, повторение танцев

VIII. Пение(3ч.)

51

20.03

Веселые и грустные мотивы.

Подражание характерным звукам

Текущий

животных во время звучания знакомой песни.

контроль.

52

21.03

Игровые запевы.

Подпевание отдельных или повторяющихся

звуков, слогов и слов. Подпевание

53

Повтори за мной.

повторяющихся интонаций припева песни.

3.04

Пение слов песни (отдельных фраз, всей

песни). Выразительное пение с соблюдением

динамических оттенков. Пение в хоре.

Различение запева, припева и вступления к

песне

IХ. Движение под музыку (4ч.)

54

Элементы русской пляски

Ритмично выполнять несложные движения

Текущий

4.04

(переменный шаг)

руками и ногами. Соотносить темп движений с

контроль.

темпом музыкального произведения.

55

Элементы русской пляски

10.04

Выполнять игровые и плясовые движения.

(переменный шаг)

Выполнять задания после показа и по

словесной инструкции учителя.

56

11.04

Элементы русской пляски (движения

с платочками)

57

17.04

Урок – концерт «Мы любим

танцевать»

Х. Слушание. (9ч.)

58

18.04

Элементы музыкальной речи.

1

Слушание (различение) тихого и громкого

звучания музыки. Определение начала и конца

Текущий

59

Природа просыпается.

2

звучания музыки. Слушание (различение)

24.04

контроль.

быстрой, умеренной и медленной музыки.

60

Слушание (различение) колыбельной песни и

25.04

марша. Слушание (различение) веселой и

61

.

Мелодия – сердце музыкального

1

грустной музыки. Узнавание знакомой песни.

произведения

8.05

Слушание (различение) высоких и низких

звуков. Определение характера музыки.

62

Тембры, окраски в музыке.

1

15.05

63

16.05

Музыка в мультфильмах.

3

64

Музыка в мультфильмах.

22.05

65

Музыка в мультфильмах.

23.05

По программе необходимо провести 68 часов. Будет проведено 65 часов, т.к. 1.05, 2.05, 9.05 – выходные дни.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Слушание: И.-С.Бах «Прелюдия до мажор» из «Хорошо темперированного клавира, ч.1; К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»; Е.Крылатов, сл.Ю.Энтина «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето»; Д.Б.Кабалевский «Клоуны»; М.П.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; И.-С.Бах «Шутка» из 2-й оркестровой сюиты; А.Вивальди «Аллегро» из концерта для скрипки с оркестром ля минор; М.И.Глинка «Полька»; П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»; Б.Савельев, сл.А.Хайта «Неприятность эту мы переживем» их м/ф «Лето кота Леопольда»; Б.Савельев, сл.А.Хайта «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»; Б.Савельев, сл.А.Хайта «На крутом бережку» из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»; В.Шаинский, сл.З.Александровой «Бескозырка белая»; В.Шаинский, сл.Л.Яхнина «Белые кораблики».

Пение :А.Филипенко, Т.Волгина «Урожай собирай»; Русская народная песня «Во поле береза стояла»; Белорусская народная песня «Савка и Гришка»; Украинская народная песня «Веселые гуси».