Формирование личности на занятиях хореографии

Малеева Александра Юрьевна

Формирование личности на занятиях хореографии. Значение занятий для развития творческих способностей детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика и анализ освоения программы по Хореографии в системе дополнительного образования.

Введение

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах. Занятия хореографией показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания, которое обеспечивает более полное развитие индивидуальных творческих и физических способностей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.

 Хореография – искусство любимое детьми. Оно является одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств и гимнастики.  Занятия танцами способствуют как развитию физических данных ребенка, так и и формированию его внутреннего мира.

Ещё в самые давние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и увеличивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, способствует социализации личности. Хореография способствует улучшению физических качеств (гибкости, ловкости, выносливости) и укреплению всего организма.

 Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную и образовательную работу.

 В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, улучшая физические качества, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

 Таким образом, занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, социализации, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления разнообразных воспитательных и образовательных  задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Объект исследования данной  работы:

 Хореографическое искусство - как средство эстетического воспитания, обучения и физического развития детей в системе дополнительного образования.

    На основе изучения и анализа литературы по данной теме,  практического опыта, собственного взгляда на проблему исследования была определена цель работы.

Цель:  Обосновать значимость и необходимость занятий хореографией для детей и подростков, обобщить возможности воспитательной работы и обучения детей  в танцевальном коллективе.

    Задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. - определить роль хореографического искусства в воспитании   детей;
  2. - описать средства и приемы воспитательной работы в танцевальном коллективе;
  3.  - раскрыть значение танцевального искусства в социализации детей и подростков;
  4. -  изучить принципы обучения в танцевальном коллективе и формы проведения занятий;
  5. -  изучить возрастные и индивидуальные особенности  детей, занимающихся  хореографией;
  6. -   показать особенности организации занятий в танцевальном коллективе.

Методы исследования – анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения  и обобщение материалов по теме.

     Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания и социализации детей, используя возможности  хореографии,  в рассмотрении средств и приемов воспитательной работы, в решении образовательных задач. А также в описании примера организации обучения в танцевальном коллективе.

Структура курсовой работы. Курсовая работа представлена введением, четырьмя главами, заключением и списком использованных источников.

1. Формирование личности на занятиях хореографии.

  1. Хореографическое искусство - как средство эстетического и  культурного воспитания.

Основными составляющими воспитательного процесса на занятиях   хореографией являются: эмоциональное развитие и воспитание, обогащение внутреннего духовного мира; знакомство с историческими и культурными традициями; снятие психологических стрессов и нагрузок, воспитание культуры общения и поведения; разумные и рациональные физические нагрузки на организм ребенка, которых так не хватает современным детям. Также следует отметить и глубокое чувство радости, которое доставляет ребенку движение в танце.

Танцевально-музыкальное воспитание – это процесс развития личности, которая способна не только понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, так чтобы она надолго осталась в эмоциональной памяти ребенка, сказывалась на его мироощущении и поведении. Только при таком восприятии искусство танца раскрывает свою художественно-этическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи, хорошо сформулированные Л.С.Выгодским в его работе "Психология искусства": "Искусство есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед". [ ]

 Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. [6]. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Телосложение и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [23, с. 112]. В российском дополнительном образовании уроки хореографии играют большую роль. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.[12].

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Ребенок, имеющий  балетную осанку, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих усилий от детей и педагога.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащает ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [8, с. 110].

Воспитание творческой личности - важнейшая цель как всего процесса обучения в танцевальном коллективе, так и образования в целом. Без него невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [7, с. 34].

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир  хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Занятия в хореографическом коллективе  снимают некоторые отрицательные психологические факторы у детей:  закомплексованность в движении, в походке, поведении.  Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, выражать свою точку зрения,  воспитывать  порядочность, долг и честь в человеческих отношениях.

Каждый добросовестный педагог любит своих учеников,  замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств.  Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [13, с. 178].

Таким образом, на основе изучения указанных литературных источников, можно сделать вывод, что занятия хореографией  являются средством эстетического и  культурного воспитания детей и подростков.

1.2 Средства и приемы воспитательной работы в танцевальном коллективе

Средства   воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2, с. 94]. Их можно условно разделить на основные, дополнительные и  художественно-эстетические. К основным средствам относятся: уроки, лекции, беседы педагога с учащимися,  концерты, конкурсы и фестивали, просмотры фото- и видео- материалов, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные средства включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.

Рассмотрим некоторые средства и приемы воспитательной работы:

1. Лекции об искусстве.  (Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно).

2.  Беседы.  (Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей ).

3. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.

4. Поддержание традиций.  (Большую роль играют  традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в танцоры, и переход из младшей группы в старшую, и т.д).

5.  Воспитание дисциплины. (Дисциплина прививает навыки организованности в процессе занятий, воспитывает активное отношение к нему. Педагог  должен воспитывать в детях уважение к общему делу, способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи). Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский [16, с. 345]. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми в классе.

Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогу ничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятий и оценок учеников.

6.   Постановки номеров на современные темы. (Они подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.).

7.  Концертная деятельность. (Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу).

8. Проведение вечеров отдыха. (Совместное участие детей и родителей  в «капустниках» и «огоньках»).

9. Занятость в репертуаре. (Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне).

10. Изучение народной культуры. (Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов, воспитание толерантности).

11. Изучение танцевального и музыкального наследия. (Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.

Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей).

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасной возможностью для их воспитания, так как:

1. Танцевальная деятельность организует и воспитывает детей, расширяет их художественно-эстетический кругозор, приучает к аккуратности, подтянутости.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело, учатся четко распределять свое свободное время, организованно продумывать свои планы.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые, возможно, в дальнейшем посвятят свою судьбу  профессиональному искусству.

5. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики обучения, когда детям сообщается «готовая» информация, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. Причем обучение и воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии, однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Это и художественный педагогический уровень репертуара, и планомерные и систематические учебные занятия, и взаимоотношения с педагогом, с окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют  человека, развивают в нем чувство прекрасного. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

Таким образом, изучая научно - методическую литературу и анализируя практический опыт, можно выявить средства и приемы воспитательной работы в танцевальном коллективе.

1.3 Роль танцевального искусства в социализации детей и подростков.

Немаловажную роль в обучении играет воспитание гражданина и патриота, способного к эстетическому самоопределению, раскрытие талантов молодых россиян, которые дают возможность реализоваться творческой личности, а также подготовка их к жизни в многонациональном государстве, с культурным,  этническим и религиозным  многообразием. И, главное это  предоставление свободы культурного выбора - что и является условием развития стабильности и гражданского согласия в нашем обществе. Обучение  искусству в объединениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности  является важным шагом социализации в жизни школьника. Российская  педагогическая система  проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело «чувство прекрасного».

Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным.

Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности.   Социализация любого образовательного процесса опирается на  образовательно-воспитательные функции педагогики искусства.

Сложно переоценить их роль в становлении человека, который должен стать полноценным  членом общества, культурной личностью. Уровень культуры определяется  приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Одним из факторов успешной социализации является комплексное образовательное пространство. С точки зрения педагогики искусства оно определяется как коллективно-культурные, нравственно-этические, художественно-эстетические и духовные условия существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности.

Дополнительное образование - это ключевое звено в системе внеурочной  работы, так как именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщения к миру прекрасного.

 Социализация в дополнительном образовании направлена на социальную подготовку детей и отражает многообразие направлений предметно-практических занятий, связанных с правом выбора.

Федеральный Государственный стандарт [1]  отводит дополнительному образованию в школе немаловажную роль. В частности, художественно-эстетическому творчеству. Воспитание искусством дает духовно-нравственное развитие личности, укрепляет социальную солидарность, толерантность, доверие к согражданам, обществу, государству.

Именно в объединениях дополнительного образования сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося: это воспитание гражданина и патриота, способного к эстетическому самоопределению, раскрытие талантов молодых россиян,  реализация  творческих способностей, подготовка к жизни в многонациональном государстве, которое имеет культурное,  этническое и религиозное  многообразие.

      Хореография, будучи синтетическим искусством, соединяет в себе пластику, гимнастику, музыку, актерское мастерство и, несомненно, влияет на развитие художественного вкуса, воспитание ребенка, а также удовлетворяет необходимые потребности в движении.

 Занятия  направлены на оздоровление и общее физическое развитие детей, улучшение и коррекцию физических качеств, воспитание актерских навыков, освоение танцевальных стилей. Они дают детям опыт взаимодействия с окружающим миром, творческую самореализацию, помогают понять общечеловеческие ценности  и национальные особенности, обеспечивают совместное продуцирование художественных ценностей и, конечно показывают значимость российской культуры. Это достигается следующими средствами: изучением танцев народов мира и народного костюма, освоением современных стилей танца, совместными выступлениями на конкурсах и фестивалях, посещениями концертов. Правильно организованная танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям. Танец развивает уверенность и самоуважение, улучшает восприимчивость, понимание, способность к оценке других. Во главу угла  ставится задача формирования высокого эстетического вкуса детей и укрепления их физического состояния. Занятия танцами является эффективным средством организации досуга детей и подростков. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед.        

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Давая определение содержанию, будь то, музыкальная пьеса, живописная картина, стихотворение, танец и т.д., школьник неизбежно ассоциирует все с кругом человеческих эмоций, в частности тех, что были осознаны им самим. Происходит очень важное в художественном воспитании постижение: установление ассоциативных соотношений музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных, театральных явлений с собственным социальным жизненным опытом.

Таким образом, обучение в объединениях дополнительного образования - это процесс социализации ребёнка, который определяется общением со сверстниками, педагогами, родителями. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, мотивации на познание, обретает индивидуальность, добивается признания, чувствует себя социально значимым.  Именно в самых разнообразных видах деятельности и занятиях искусством человек может творчески раскрыть в себе те социальные качества, которые он приобрел в процессах своей социализации.

Обобщая педагогический опыт, анализируя  жизненные ситуации, опираясь на научно – методическую литературу, следует отметить что, занятия детей в танцевальном коллективе являются важным средством социализации личности.

  1. Особенности обучение двигательным навыкам на занятиях хореографией.

2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагог-руководитель хореографического коллектива постоянно следит за физическим развитием и эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к танцевальной деятельности. В основе этого педагогического подхода лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других [7, с. 37].

Принято считать [1, с. 38]:

от рождения до года - младенческий возраст,

от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,

от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,

от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,

от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст

(подростковый),

от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст

(юношеский).

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива. Хореография, будучи синтетическим искусством, соединяет в себе пластику, гимнастику, музыку, актерское мастерство и, несомненно, влияет на развитие художественного вкуса, воспитание ребенка, а также удовлетворяет необходимые потребности в движении.

Возрастной рубеж 8-9 лет, – один из самых ценных этапов в жизни детей. Чрезвычайная подвижность, подражательная активность, сенситивность ребенка этого возраста говорят о колоссальных потенциальных возможностях его развития. В то же время, дети младшего школьного возраста отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью. Они плохо владеют своим телом, у них не развита координация. Необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста, чтобы  программа усваивалась успешнее. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще недостаточна, остаются еще "лишние", неосознанные движения. Дети недостаточно хорошо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения; дифференцируют их по основным параметрам управления хуже, чем в более старшем возрасте. Затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков то, что в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания  находятся еще в развитии. В этот период необходимо работать над точностью, ловкостью и координацией движений, чтобы в процессе интенсивного роста ребенка не возникло диспропорции в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка. В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки. Большое значение для коррекции таких детей имеет коллективная деятельность. Ее главное содержание заключается в постепенном, личностно-ориентированном, гуманистическом освоении танцевального искусства в условиях группы.

В 10-12 летнем -  возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера. Дети 10-12 лет,- ранний подростковый возраст. В этот период происходит становление личности, ее взросление. Происходят гормональные изменения в организме. В то же время, ребенок способен понимать более серьезные проблемы и учиться адекватно реагировать на них, самостоятельно принимать решения. Дети умеют слушать музыку, более быстро запоминать движения. Танцевальная деятельность – это приобщение участников танцевального коллектива через живое исполнительство к культуре движений, гармоничности, пластической выразительности, динамике, темпу, ритму движения. Последовательное обучение искусству классического и народного танца способствует освоению разнообразных танцевальных умений, навыков, художественной выразительности и развитию творческих способностей. Кроме того, в коллективе формируется толерантность друг к другу, высокая мотивация к исправлению своих недостатков, развитие самовоспитания, самообразования. Коллективные требования к каждому участнику совместного труда закладывают базовые свойства личности.

В возрасте 13-14 лет -  происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности -оно исходит из желания быть и считаться взрослым.

Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра подлости» [11, с. 45]. Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы. Подростки 13-14 лет,- обладают глубокой восприимчивостью и повышенной чувствительностью. Здесь является очень важным помочь и направить развитие личности, дать правильные жизненные ориентиры. Детям нравятся быстрые ритмы, современные направления танца. На этом этапе обучения танцевальные импровизации под музыку, сюжетно-ролевые, музыкально-танцевальные игры являются важнейшими формами работы, так как развивают творческую фантазию и двигательную активность детей. Большое  значение имеют концерты, которые объединяют детей, создают атмосферу праздника и радости, способствуют повышению самооценки и социализации личности. 

Возраст 15-17 лет - в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

Занятия  в танцевальном коллективе – важная часть в жизни ребенка. Он оказывается в новой, интересной сфере общения. Значительными для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками, которые строятся на основе занятий общим делом – танцевальным искусством.

Работая с детьми в танцевальном коллективе, изучая методическую литературу, можно сделать вывод, что на каждом этапе обучения следует  учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2.2. Принципы обучения в танцевальном коллективе.

 Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности и улучшения качества обучения из многообразия общеобразовательных принципов образования можно выделить следующие:

  1. Принцип доступности - «от простого к сложному», так как, у начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают [7, с. 39].

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [17, с. 49].

  1. Принцип сознательности и активности. Педагог должен уметь убедить детей в необходимости регулярных, целенаправленных занятий. Это требует  огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого принципа. У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [7, с. 39].
  2. Принцип наглядности. Преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот имеет решающее значение в обучении и воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят  движения своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
  3. Принцип индивидуализации. Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей. Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результаты, впоследствии представляют интерес. При анализе записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность ученика при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитие профессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей поможет преподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.

К принципам, отражающим идейные основы воспитания и образования, относятся общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества. ( теория и методика .стр. 52)  

  1. Принцип всестороннего развития личности. К одному из основных факторов, обеспечивающих активное развитие детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здоровой атмосферы в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. Это воспитывает чувство ответственности, дисциплинированность, приносит детям большое удовлетворение и, естественно, повышает самооценку. Для придания стабильности, повышения роли коллектива необходимо его включение в более широкий круг общения с другими ансамблями, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это поможет детям в творческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Этому поможет установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами не только внутри учреждения, но и в районе, округе, городе. Увлекаясь хореографией и музыкой, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.
  2. Принцип прикладности. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.
  3. Принцип оздоровительной направленности. Занимаясь в танцевальном коллективе, дети улучшают свои физические качества, приобретают новые двигательные навыки. Тем самым, происходит оздоровление и общее укрепление организма. Особенно следует отметить, такие качества как: выносливость, гибкость, кординационные способности, а также музыкальность и актерское мастерство. Выполнение танцевальных упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Под воздействием танцевальных и гимнастических упражнений можно существенно менять формы телосложения. Занимающийся учится управлять своими движениями, овладевает новыми, может выполнять их под музыку, а также художественно передавать и переживать музыкальные образы в пластике.

Следует отметить и специфические принципы обучения в хореографии. Стр 58.

  1. Принцип непрерывности занятий. Сущность этого принципа заключается в целостной системе занятий, в которой предусматривается последовательность в проведении уроков. А также, необходимо обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено раннее в процессе обучения.  При обучении танцевальным движениям эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих уроков с тем, чтобы в конечном итоге произошло суммирование этих эффектов. В практике хорошо известна малая эффективность обучения при длительных перерывах между занятиями
  2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе обучения танцевальным движениям является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятия. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха.
  3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Прогрессирующее развитие танцевальных умений и навыков возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма. Для совершенствования танцевальной техники характерна не только отработка деталей приема исполнения, но и наращивание силы и скорости. Поэтому необходимо усложнять требования и задания к исполнению, при этом закрепляя достигнутые результаты.
  4. Принцип циклического построения занятий. Данный принцип позволяет осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования эффекта занятия, общего развития и специальной подготовленности.
  5. Принцип возрастной адекватности. Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность занятий в соответствии  с возрастными особенностями развития детей. Это является основополагающим    в процессе обучения хореографии.    

       

Все перечисленные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса обучения танцевальным  навыкам. Они взаимно дополняют друг друга и составляют единство методических положений.  Стр 64

Таким образом, изучив литературу по теории и методике  физического воспитания, на основе педагогического опыта, были показаны принципы обучения в танцевальном коллективе.

2.3. Формы организации занятий в танцевальном коллективе.

Существует большое количество форм и способов организации и построения занятий в танцевальном коллективе. В Центрах Дополнительного Образования Детей существуют урочные и неурочные формы. К урочным формам относятся занятия хореографией, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся по определенным дням недели. К неурочным – выступления, конкурсы и фестивали, а также самостоятельные занятия учащихся.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по хореографии, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом занятия, с относительно постоянной по составу группой. При этом соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе. Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств. Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия. Стр.143.

По признаку основной направленности различают занятия ритмической гимнастикой, партерной гимнастикой, классическим танцем, народным танцем, современным танцем, а также уроки- репетиции.

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.

Ритмическая гимнастика - это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат,  сердечно-сосудистую,  дыхательную и нервную системы организма человека. Она способствует нормальному функционированию, как отдельных органов, так и организма в целом.

Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям детей, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения. У детей улучшается музыкальный слух и эмоциональное восприятие музыки.

Ритмическая гимнастика развивает внимание, жизнерадостность, находчивость, самостоятельность, она придает движениям естественную непринужденность и уверенность. Занятия ритмической гимнастикой не только физически развивают детей и повышают их физическую подготовленность, но и играют огромную роль в их воспитании. Одним из главных результатов занятий ритмической гимнастикой — это воспитание нравственных качеств, сознательной дисциплины, трудолюбия, опрятности, доброжелательного отношения к окружающим.

            Классическая хореография  включает в себя  занятия классическим экзерсисом (изучение позиций рук и ног классического танца, основных движений у станка и на середине ).
Такие занятия вырабатывают правильную постановку корпуса, рук и ног для танца, развивают координацию движений, музыкальность, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, красоту поз,  одухотворенность.
Термином
"классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.

Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой. Классическая хореография -  это хороший фундамент для изучения любых танцевальных направлений. Специфической особенностью занятий балетной хореографией является медленное поступательное вовлечение в физическую нагрузку всех мышц организма. Это приводит к улучшению осанки и координации, гармонизации работы всего организма.  Благодаря определенным законам классического танца – выворотности ног, крепкой спине, координации движений, определенной  работе головы и рук,  ученики способны выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности, заложенные в человеке природой. Все эти законы впитываются на уроке классического танца, который состоит из 2-х частей: упражнения у станка (экзерсис), направленные на гармоничное развитие тела танцующего. Те же упражнения в танцевальном варианте переносятся на середину зала, затем идут упражнения прыжкового характера (аллегро), упражнения – вращения (туры),  класс заканчивается упражнениями на растяжку и гибкость.

Занятия народными танцами - одно из самых интересных направлений. Обучаясь народным танцам, ученики узнают танцы разных национальностей, обычаи, традиции, культуру. На уроках изучаются позиции рук и ног народного танца, основные движения русского народного танца, украинского танца, белорусского и другие. Урок состоит из упражнений у станка в разных национальных характерах, танцевальных этюдов на середине, отработки технических элементов. Занятия народным танцем увлекают детей и обогащают духовно.

Современный танец – это совокупность многочисленных направлений эстрадного и джаз танца, брейк танца, танца модерн и другие. Эти виды  танцевального искусства очень интересны подросткам.
У каждого из этих стилей свои особенности. Современный танец развивает координацию движений, быстроту, силу, способствует улучшению всех физических качеств.

Партерная гимнастика— это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Занятия позволят предотвратить растяжения мышц, сухожилий и связок, способствуют скорейшему восстановлению мышц после нагрузок, улучшают снабжение мышц кислородом и питательными веществами.
Растяжка улучшает координацию движений и повышает качество выполнения упражнений. Детям легче удерживать равновесие, следить за осанкой.   Улучшение растяжки помогает выполнять движения с большей амплитудой и размахом,  гибкость  способствует улучшению координации и дает возможность использовать в танце более сложные движения.

Уроки - репетиции необходимы в танцевальном коллективе для создания репертуара. Они строятся следующим образом: постановка и разучивание танцевальных номеров, закрепление и совершенствование танца. Постановки должны быть эмоционально окрашены и передавать настроение музыки, поэтому актерскому мастерству  также уделяется большое внимание на репетициях.

Таким образом, изучив литературу по преподаванию хореографии, на основе профессионального опыта, были перечислены некоторые формы занятий  в танцевальном коллективе.

3.Результаты педагогических наблюдений.

 Педагогические наблюдения были проведены на базе танцевального коллектива ГБОУ СОШ № 375 «Маленькая страна». (Руководитель: Малеева А.Ю.)  Наблюдения проводились в течение 6-лет.

Объектом наблюдения были  дети - участники коллектива.

Занимаясь в танцевальном коллективе «Маленькая страна» по программе "Хореографическая подготовка", ребенок проходит три этапа обучения: подготовительный, основной, углубленный.

Данная образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 12 лет, принятых в хореографический коллектив без специального отбора. Программа рассчитана на три этапа, при этом предусмотрено обучение на каждом этапе по – 2 года. Занятий проводятся  2 раза в неделю по 1 часу на первом этапе и по 2 часа на втором и третьем этапе. Таким образом, ребенок занимается в коллективе в течение 6- лет.

--------------------------------------------------------------------------

  1. Ход и порядок педагогического наблюдения.

  1. Характеристика физических качеств и музыкальности  детей при приеме в танцевальный коллектив.
  2. Результаты выступления на открытом уроке и на отчетном концерте по годам обучения.
  3. Участие в районных конкурсах.
  4. Участие в окружных конкурсах.
  5. Участие в городских фестивалях.

  1. Характеристика физических качеств и музыкальности  детей при приеме в танцевальный коллектив.

Этап обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Характеристика при приеме в коллектив

1 этап

6-7 лет

Специальной подготовки нет

  1. детей

  1. Результаты выступления детей 1-го этапа обучения на открытом уроке и на отчетном концерте.

Этап обучения

Год обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Выступление на открытом уроке

Выступление на отчетном концерте

1

1

6-7 лет

15

2

7-8 лет

15

Результаты выступления детей 2-го этапа обучения на открытом уроке и на отчетном концерте.

Этап обучения

Год обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Выступление на открытом уроке

Выступление на отчетном концерте

2

1

8-9 лет

15

2

9-10 лет

15

Результаты выступления детей 3-го этапа обучения на открытом уроке и на отчетном концерте.

Этап обучения

Год обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Выступление на открытом уроке

Выступление на отчетном концерте

3

1

10-11 лет

15

2

11-12 лет

15

  1. Участие в районном конкурсе «Гольяновские дарования»

Этап обучения

Год обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Выступление на районном конкурсе «Гольяновские дарования»

2

1

8-9 лет

12

2

9-10 лет

12

3

1

10-11 лет

10

2

11-12 лет

10

  1. Участие в окружном конкурсе ВАО «Хрустальная капелька»

Этап обучения

Год обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Выступление на окружном конкурсе «Хрустальная капелька»

3

1

10-11 лет

10

2

11-12 лет

10

  1. Участие в городском фестивале «Красота.Мода.Музыка.» и городском фестивале Российской Общественной Организации Любителей Хореографического Искусства.

Этап обучения

Год обучения

Возраст

Уровень подготовки

Количество участников

Выступление на Московском городском фестивале «Красота. Мода. Музыка.»

Выступление на городском фестивале Российской Общественной Организации Любителей Хореографического Искусства.

        

  1. Общие выводы по проведенным наблюдениям.

----------------------------------------------------------------------------------------

  1. Практические рекомендации. Пример организации  занятий хореографией.

Можно дать практические рекомендации по применению результатов данного исследования на занятиях с детьми и построению процесса  обучения в танцевальном коллективе.  Учитывая опыт практической работы, и проведя анализ научно-методической литературы, целесообразно разделить обучение хореографией на несколько этапов, согласовав их с возрастными особенностями обучающихся, так как практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены такие болезни, как сколиоз, косолапие, плоскостопие, нарушение координации движений, нервной системы.

 На первом этапе (подготовительном) ребенок  овладевает основами хореографии. То есть, знакомится с понятиями: ритмическая гимнастика, партерная гимнастика,  классический танец (например, позиции рук и ног, поклон, элементы классического урока).  Осваивает музыкальную грамоту, азы актерского мастерства. Учит танцевальные номера из репертуара коллектива. На занятиях с помощью специальных гимнастических упражнений у детей улучшается осанка, координация и другие физические данные.

На втором этапе (основном), используя имеющиеся знания и подготовку, дети осваивают азы народного танца, знакомятся с его многообразием, разновидностями, народной музыкой и обычаями. Также, продолжая заниматься классическим танцем и гимнастикой. Упор на данном этапе делается на воспитание толерантности, уважения к другим культурам, изучении русской народной традиции, любви к Родине.

На третьем этапе (углубленном) ребенок, продолжая занятия классическим, народным танцем и гимнастикой, изучает направления современного спортивного танца, его стили и виды, совершенствует спортивную подготовку. Упор на данном этапе делается на  социализацию личности, адаптации к современным условиям и темпам жизни, на раскрытие актерских способностей, воспитание открытого, позитивного образа мышления.

На всех этапах обучения дети активно принимают участие в концертах, конкурсах, фестивалях. К концу обучения воспитанники имеют представление о классическом танце; имеют представление о народном танце; имеют представление о современном спортивном танце; становятся восприимчивыми к художественным, пластическим, музыкальным образам и эмоционально сопереживают им; понимают взаимосвязь музыки и танца, влияние музыки на характер танца; принимают участие в беседах о танцевальном искусстве; улучшает физические качества. В процессе обучения у детей раскрываются творческие способности, формируется художественный вкус, воспитывается интерес к танцевальному искусству, формируется культура общения, воспитывается терпимость, уважительное отношение к другим детям в танцевальном коллективе.

На занятиях необходимо отслеживать результаты освоения учебного материала, проводить педагогические наблюдения. Педагог судит о результатах обучения по повышению уровня общей, танцевальной и физической культуры; по отношениям в коллективе; по результатам конкурсных мероприятий; по способности передать образ в танце и качеству исполняемых движений. Проводятся наблюдения за детьми на каждом занятии, а также в виде открытых занятий, выступлений на детских утренниках и других досугово-массовых мероприятиях учреждения и в виде итогового концерта в конце каждого учебного года.

Возможно, существуют и другие примеры построения занятий хореографией, но и они имеют похожие элементы и формы.

Заключение. -----------------выводы---------------- точно и конкретно

Таким образом, на основе изучения обширной литературы и собственного опыта педагогической работы, можно подвести итоги и сделать следующие выводы:

- Занятия хореографическим искусством – это прежде всего, великолепное средство воспитания детей. Педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии. Исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том,  как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку, овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

- Занятия хореографией способствую социализации личности. ------------------------------------------------------------- Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

- Так же, можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

 «Пусть люди прижмут руки к своим сердцам и прислушаются к своим душам — тогда они поймут, как надо танцевать», — говорила Айседора Дункан, считая, что самые большие горести и печали покидают человека в танце. Во время танца легко снимается не только мышечное напряжение — проясняется сознание, улучшается эмоциональное состояние и интеллектуальные способности.

Обучение танцам - это интересно и полезно!
Значение танцев в нашей жизни невозможно переоценить по той причине, что, сколько существует человек, столько существует и танец.

 С древнейших времен люди танцевали, танцуют сегодня, и будут танцевать всегда. Неважно, какой стиль танцев выбирает ребенок, ясно что занятия танцами – это простое и одновременно удивительно эффективное средство развития, которое работает сразу по нескольким направлениям. Что дает обучение танцам детям? В процессе занятий танцующий не только учиться владеть своим телом и хорошо двигаться, он еще улучшает физическую форму и свое здоровье: исчезает лишний вес, мышцы и суставы укрепляются, позвоночник выпрямляется, кожа тела подтягивается, становится упругой и красивой, уходят телесные зажимы и напряжения. Любая вид танца развивает  гибкость, пластичность и грациозность, что в целом ведет к внешнему преображению.
Помимо чисто физической пользы занятия танцами ощутимо меняют характер, психологию ребенка. Благодаря занятиям  нередко  происходит обновление отношений с окружающими, он начинают более продуктивно общаться с людьми, т.к. во время обучения танцам  прорабатываются и исчезают многие психологические проблемы и комплексы. Порой язык тела гораздо более уместен и эффективен, особенно в тех случаях, когда человеческий – бессилен. Танец – язык, который понимает весь мир. Танцы – это удовольствие для тела и души, занятия танцами – приносят пользу всему организму. Поэтому, в наше время, обучение танцам  так популярно среди детей и молодежи.

Движение – это жизнь. Тогда танец – это жизнь в движении, в комплексном развитии всех граней личности. Жизнь в движении – это настоящая жизнь, полная красоты, гармонии, творчества, здоровья, радости, азарта и приключений. Жизнь, которую интересно жить. Жизнь, которую хочется жить.

В любом случае, ребенок, который приходит на занятия в хореографический коллектив выбирает развитие, выбирает активную жизнь. Он – уже победитель, потому что сумел побороть  сомнения, комплексы и перешагнуть порог танцевального зала. Это заслуживает уважения и восхищения.

Список использованных источников

  1.        Баглай В.Д. Этническая хореография народов мира. – М.: Феникс. 2007 г.
  2.        Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных студий и школ. – СПб «Люкс». «Респекс».1996 г.
  3.          Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. – М. Искусство. 1987 г.
  4.          Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М. Искусство. 1981 г.
  5.          Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
  6.           Выготский Л.С. «Психология искусства». М., Академия. 2000г.
  7.          Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс 2010 г.
  8.          Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М.: Владос. 2007 г.
  9.          Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. – М. Советский спорт.1990 г.
  10.          Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – М.: Лань. Планета музыки. 2007 г.
  11.          Климов А.П. Основы русского народного танца. – М.: Феникс. 2007 г.
  12.          Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
  13.          Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
  14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
  15. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
  16. Поляков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону.2006 г.
  17. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
  18. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
  19. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
  20. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
  22. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
  23. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
  24. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
  25. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
  26. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
  27. Станиславский КС. Этика. М., 1981.
  28. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
  29. Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.
  30. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
  31. Тобаас, М. Стюарт. Расстягивайся и расслабляйся. М.: Феникс. 1994 г.
  32. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
  33. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
  34. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. М., 2013г.
  35. Холфина С. Воспоминания мастеров московского балета. – М.: Искусство. – 1990. С. 39.
  36. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
  37. Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика.- М.: Либроком. 2012 г.
  38. Шипилина И.А. Хореография в спорте. -  М.: Спорт. – 2011.
  39. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. 2007 г.
  40. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
  41. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с

Список использованных источников

1.      Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.

2.      Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.

3.      Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

4.       Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

5.       Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.

6.      Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

7.      Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

8.      Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

9.      Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.

10.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.

11.    Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

12.     Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

13.     Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

14.    Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.

15.    Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

16.     Станиславский КС. Этика. М., 1981.

17.     Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.

18.    Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.

19.    Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

20.    Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.

21.    Ухтомский А. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.

22.    Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. – М.: Искусство. – 1990. С. 39.

23.    Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.

24.    Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.

25.    Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.