Специфика музыкального сопровождения урока классического танца в рамках детской студии балета на базе дополнительного школьного образования

Статья посвящена особенности работы концертмейстера балетной студии в рамках дополнительного образования в общеобразовательной школе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волкова Галина Ивановна,

концертмейстер детской студии классического балета «Радость» (руководитель Сайдалиева Майя Мамедовна) при «Александринской гимназии» №628.    

Специфика музыкального сопровождения урока классического танца

в рамках детской студии балета

на базе дополнительного школьного образования.

                                                                        2019 г.

   

  Танец неразрывно связан с музыкой и не существует без неё. Танец рождается из музыки. Характер музыки определяет характер танца. Поэтому  музыкант, который сопровождает занятия детского хореографического коллектива, выполняет ответственную задачу.

        

      Концертмейстер хореографии должен иметь не только высокий уровень владения музыкальным инструментом, но также обладать специфическими способностями и навыками. Концертмейстер балета должен иметь врожденноё чувство пластики,  движения

и координации. Даже очень талантливый и образованный музыкант не всегда может аккомпанировать занятиям хореографии. Музыкант как бы должен сам двигаться на чувственном уровне (сам танцевать вместе с танцующими или занимающимися упражнениями у станка -мысленно). Музыкант должен стать помощником педагога-хореографа и полноправным участником творческого процесса.

     Следует рассматривать музыкальное сопровождение занятий балетным искусством как ансамблевое исполнительство, где «сольная партия» ведётся средствами танца. Основной исполнительский принцип здесь: чувствовать и представлять движения танца или хореографического упражнения.

     Аккомпанирование хореографии имеет прикладной характер, поэтому, как и какой – либо другой жанр, вид прикладного творчества может и должен носить творческий характер. Многие музыканты считают такой вид музыкантской деятельности, как аккомпанирование танцу скучным, тапёрным, рутинным (высказывание одного пианиста, студента консерватории: « никогда бы не хотел играть «под ноги») . На самом деле в аккомпаниаторской деятельности большое поле приложения творческих проявлений, композиторского таланта (главным образом в импровизационных моментах), в подборе музыкальных примеров для сопровождения  урока классического танца, да и владение музыкальным инструментом должно быть на высоте.

 Работа концертмейстера детской балетной студии имеет два раздела:

  1. Музыкальное сопровождение экзерсиса (упражнения у палки, упражнения на середине зала, прыжки ), который является уроком классического танца, а также сопровождение марша, бега, приветствия.

  1. Сопровождение репетиций танцев.

     Сопровождение урока классического танца –

основная деятельность  концертмейстера детской хореографической студии.

     Главная задача педагога детской балетной студии заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте. Исходя из этих задач, на концертмейстера балетной студии возлагается ответственная роль в целенаправленном музыкальном воспитании учащихся. Он должен озвучивать уроки танца музыкой высокого класса. Используются отрывки из классических балетов, а также оперные и инструментальные примеры, дансантные по своей природе, из обширной сокровищницы классической музыки. Большое распространение имеют также музыкальные композиции дидактического применения, то есть специально сочиненные примеры для определенных упражнений классического балета, соответствующие задачам данного упражнения и созданные на основе и по законам классической  музыки, классической гармонии.

      Сопровождение урока следует строить так, чтобы добиться возможно большего разнообразия в чередовании и перемене  примеров музыкального материала. В этом смысле следует найти золотую серединку: нельзя часто менять используемый музыкальный материал, но в тоже время чередование музыкальных примеров должны контрастировать друг другу в характере музыки, в тональном плане. Желательно играть не гладя в ноты, чтобы не терять из виду то, что делается у станка или на середине зала.

      Взаимодействия музыки и танца в учебном процессе являются более простыми, дидактическими видами взаимосвязей.

Основой взаимодействия музыки и хореографии как видов искусства существующих во времени являются метр и ритм.

     На уроках классического танца должна осуществляться временная организация музыкально-хореографического единства, синхронизация действий педагога, танцоров и концертмейстера. Музыка и движения должны располагаться в одной временной конструкции.

Во время показа движений экзерсиса педагог проговаривает названия движений и одновременно ведет счет. Концертмейстер запоминает материал с учетом его ритмических особенностей и затем отображает всё заданное в музыкальном сопровождении. Метрический счёт как чередование временных единиц определяет, таким образом, основу музыкально-хореографического соответствия.

Акцентная сторона музыкального метра, проявляющаяся в виде сильных долей, выступает в качестве ориентира для хореографического отсчёта времени «четвертями». Отсчёт условных четвертей по четыре демонстрирует теснейшую связь с квадратной структурой музыкального периода. Иногда музыканту приходится нарушать естественное чередование сильных и слабых долей в связи с тем, нужно помочь танцорам   скоординировать движения. Поэтому возникают акценты  не только на сильных и относительно сильных долях такта, а и на слабых долях. Аккомпаниатор в таком случае уступает желанию и видению процесса педагога-хореографа.

     Каждое упражнение урока предваряется коротким вступлением, которое должно подготовить учащегося к восприятию последующего музыкального материала, а также обозначить время для подготовки корпуса, стоп и кистей рук. Оно не должно быть небрежным, суетливым, а должно исполняться в неторопливом  темпе, так как ученик должен мысленно подготовиться к упражнению.

Список литературы:

  1. Донченко Р.П.,«Музыка на уроках классического танца», «Союз художников»,СПб,2001г.
  2. Новицкая Г.П., «Урок танца», «Композитор», СПб, 2004г.
  3. Ярмолович Л., «Классический танец», «Музыка», Москва, 1986г.
  4. Ревская Н.Е., «Классический танец. Музыка на уроке», «Композитор», СПб,2004г.
  5. Безуглая Г.А., «Концертмейстер балета», Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой, 2005г.