Доклад на тему: "Творчество Бориса Эйфмана - основателя театра современной хореографии".

Луганская Екатерина Николаевна

Данная методическая работа познакомит с творчеством Бориса Эйфмана, создателя своего театра, своего стиля, которого называют "одним из ведущих хореографов мира". Работа будет интересна как учащимся хореографического отделения, так и всем, кто связан танцевальным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._doklad_na_temu_tvor-vo_b._eyfmana.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

Методический доклад на тему:

«Творчество Бориса Эйфмана –

основателя театра современной хореографии»

Выполнила:

преподаватель хореографических дисциплин

Луганская Екатерина Николаевна

Инта 2020

«Сегодня работающих аналогично нам, театров нет» – считает Борис Эйфман – театров, в которых «так мощно была бы задействована психология танца, открыты новые возможности философского осмысления сегодняшних проблем через хореографию… Я не говорю, что наш театр лучший. Он, может быть, и не лучший в мире, но другого такого нет».

Б.Я. Эйфман – Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" (1995, 1996, 1997), премии Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России – ордена "Мира и Согласия" по номинации "Новое слово в хореографии". Кавалер ордена «За заслуги перед Отечестовом».

Родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Отец – Эйфман Янкель Борисович (1906 г. р). Мать – Курис Клара Марковна (1918 г. р). Супруга – Морозова Валентина Николаевна (1953 г. р). Сын – Эйфман Александр Борисович (1995 г. р).

Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в тринадцать лет. Он даже завел по этому случаю тетрадь, где на первой странице вывел: «Мои первые спектакли». С тех пор его успели полюбить и разлюбить, превознести и осмеять. Театр Эйфмана объездил всю Европу, покорил Америку и достиг мирового признания.

С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году он окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Его первые постановки – балеты "Жизни навстречу" (1970, муз. Кабалевского), "Икар" (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, муз. М. Глинки), "Фантазия" (1972, муз. А. Аренского)

– вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков.

Дипломная работа молодого хореографа – балет "Гаяне" на музыку А. Хачатуряна (1972) – был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути.

С 1971 по 1977 год Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) и продолжал ставить на сцене Ленинградского Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. После "Гаянэ" им были созданы балеты: "Русская симфония" (1973, муз. В. Калинникова), "Встречи" (1975, муз. Р. Щедрина), "Жар-птица" (1975, муз. И. Стравинского), "Прерванная песня" (1976, муз. И.Калныньша), "...Души прекрасные порывы" (1977, муз. Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене Ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Помимо театральных постановок в эти годы Эйфман стал автором фильмов-балетов: "Вариации на тему рококо", "Икар", «Три сочинения», «Кровавое солнце», "Блестящий дивертисмент".

В 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой авторский театр, который получил название "Новый балет", а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Авторский театр даже несмотря на отсутствие постоянного помещения был для того времени в Советском Союзе явлением уникальным, а постановки с использованием современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "Только любовь" (муз. Р. Щедрина), "Искушение" (муз. Р. Уэйкмана), "Под покровом ночи" (муз. Б. Бартока), "Прерванная песня" (муз. И. Калныньша), "Двухголосие" (муз. Д. Баррета – из репертуара "Пинк Флойд"). Камерный балет "Двухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потрясение.

В последующие годы Б.Я. Эйфман поставил спектакли "Жар-птица" (1978, муз. И. Стравинского) и "Вечное движение" (1979, муз. А. Хачатуряна).

Переломным моментом в отношении к своему театру Эйфман считает 1987 год, когда он поставил «Мастера и Маргариту» по мотивам романа М. Булгакова. Он решил забыть о цензуре, не надеясь даже, что его постановку вообще пропустят. Но времена изменились. И, по его воспоминаниям, в глазах комиссии он «вдруг из «диссидента» превратился в лидера искусства новой России. С 1987 года линия судьбы пошла вверх». Театр получает свою репетиционную базу, звание государственного, а художественный руководитель – первую серьезную награду. У труппы постепенно появляется возможность показать своё искусство на ведущих площадках мира.

К концу 1980-х годов театр выезжает на гастроли в Нью-Йорк, которые со временем становятся ежегодными. Репертуар театра отличается чрезвычайным жанровым разнообразием, включает спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты.

Б.Я. Эйфманом создано более 40 балетных постановок, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения. Среди них: «Поединок» (1980) по рассказу А.И. Куприна на музыку А. Хачатуряна, «Покорение стихии» (1981) на музыку Д.Д. Шостаковича, «Автографы» (1981), «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А.Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена, «Познание» (1981) на музыку Томазо Альбинони, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1982) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана, «Легенда» (1982) на музыку Т. Когана, «Композиция» (1982) на музыку Антона Веберна, «Художник» (1983) на музыку Франца Шуберта, «Метаморфозы» (1983): «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса, «Каприс» (1983) на музыку Гектора Берлиоза, «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1984) на музыку Гаетано Доницетти, «Поединок» (1986) по рассказу А.И. Куприна на музыку В. Гаврилина, «Интриги любви» (1986) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана, «Мастер и Маргарита» (1987) на музыку А. Петрова, «Пиноккио» (1989) на музыку Жака Оффенбаха, «Человеческие страсти» (1990) на музыку Х. Сарманто, «Убийцы» (1991) на музыку И.С. Баха, Густава Малера и А.Г. Шнитке, «Реквием» (1991) В.А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году), «Иллюзии» (1992) на музыку К. Пети, «Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина, «Идиот» по мотивам Ф.М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского, «Чайковский» (1993), «Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994) на музыку Л. Минкуса, «Карамазовы» (1995) по роману Ф.М. Достоевского на музыку С.В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М.П. Мусоргского, «Красная Жизель» (1997) на музыку П.И. Чайковского, Жоржа Бизе и А.Г. Шнитке, «Мой Иерусалим» (1998) на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка), «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»), «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО» на музыку И.С. Баха и Четвёртой симфонии П.И. Чайковского, «Мусагет» к столетию Джорджа Баланчина, «Анна Каренина» по Л.Н. Толстому (2005), «Чайка» по А.П. Чехову на музыку С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина (2007) и другие.

Театр Б.Я. Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. Становление Театра балета под руководством Эйфмана связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя. Репертуар театра поражает своим многообразием: трагедия и буффонада, библейская притча и психологическая драма, рок-балет и детская сказка... Велико и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты и хореографические миниатюры.

В своих спектаклях Эйфман обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится проникнуть в тайны человеческой психики. Философская направленность – характерная черта его творчества. Каков бы ни был сюжет спектакля, хореограф всегда вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремится понять и отразить противоречия жизни, духовного мира человека. В его спектаклях напряженность драматических коллизий, кажется, достигает предела. Однако, показывая жестокое устройство мира, автор этим не ограничивается, проникая вглубь человеческой души. Стремление Эйфмана к драматизации и высшему напряжению проявляется в создании массовых сцен, которым придается особое значение: почти всегда это кульминации спектаклей, где кордебалет принимает активнейшее участие и несет важную смысловую нагрузку.

В России сегодня это единственный театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми построениями. Создавая свой стиль, Эйфман прорабатывает разные пластические системы, театр является для него своеобразной лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками чисто балетного спектакля, ибо для него главное – театральность. Его постановки – синтетическое зрелище, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действия.

На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета, прежде всего как духовный процесс. Еще в конце 1980-х годов театральная критика отмечала, что хореография Бориса Эйфмана – явление "наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи – уже хореография XXI века". А несколько лет назад один из лучших критиков New York Times писал, что балетный мир может прекратить поиски «хореографа номер один», потому что он уже есть – это Борис Эйфман.

Творчество Эйфмана, конечно, необычно. Не разрушая классических канонов танца, он смог создать новое направление, которое органично впитало в себя драму, мистерию, глубокий психологический анализ и саму философию своего автора. В его хореографии перемешано всё – высокое и низкое, классика и элементы современного танца, акробатика, художественная гимнастика, драма, кино, цвет, свет и даже слово. В 1980-х Борис Эйфман уже считался новатором и властителем «балетных дум». Он первым стал переводить на язык танца русскую классику. Он наполнил свои спектакли эротикой и страстью, воспитал новый тип танцовщика-универсала, который умеет всё, создал редкий по синхронности, выразительности и отточенности движения кордебалет.

Притягательность балетов Эйфмана кроется в его умении выразить невыразимое, в превращении танцевального дивертисмента в серьезное, глубокое, даже философское искусство. Каков бы ни был сюжет спектакля, хореограф каждый раз вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремится понять и отразить противоречия жизни и духовного мира человека. В его спектаклях напряженность драматических коллизий, кажется, достигает последнего предела, а трагедийность становится тканью, основой языка тела…

Узнаваемой особенностью, «брендом» хореографии Эйфмана является то, что практически все его постановки сюжетны и часто имеют литературную основу. Обращения Эйфмана к творениям писателей и судьбам гениев, перевод литературных произведений и биографий великих исторических личностей на язык балета – погружение через физику в психику, через тело в дух, через слово в мысль. Его уникальная лексика и концептуальные авторские трактовки – это прорыв в ту запредельную область, где воплощается бесконечность внутренних миров.

Творчество Бориса Эйфмана вызывает постоянные ожесточенные дискуссии между его поклонниками и противниками, но главное, что оно не оставляет равнодушным ни одного человека, которому однажды посчастливилось побывать на его спектакле.

Пресса о Борисе Эйфмане:

  • «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман». (Anna Kisselgoff, The New York Times)
  • «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман – удивительный театральный волшебник... Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться, это является ли он последним ведущим хореографом XX века или первым хореографом века XXI-го». (Clive Barnes, New York Post)
  • «Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового». (Le Figaro)
  • «Из всех хореографов, ставящих сюжетные спектакли для ведущих театров, российский романтик Борис Эйфман, в сущности, единственный, кто полностью соответствует XXI веку... Эйфман опережает эпоху».(Lewis Segal, Los Angeles Times)
  • «Самые сложные жизненные коллизии и философские проблемы Эйфман умеет разрешить с помощью пластики и танца, захватывающей дух динамики и «мертвых» статических пауз». (Игорь Ступников, «Санкт-Петербургские ведомости»)
  • «Борис Эйфман – феномен. Это хореограф, которого любят ненавидеть циничные и упрямые балетные критики и которого бесконечно обожает аудитория». (Paula Citron, The Globe and Mail)

Сегодня хореограф преподает в Академии танца, открытой в Санкт-Петербурге по его инициативе в 2013 году и по-прежнему остается художественным руководителем Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Список литературы:

1. Лисовец М. Борис Эйфман: «Я заполняю пустое пространство эмоциями, идущими от пластики тела». Интервью с Б. Эйфманом. // Невское время. 2004. - № 178. - С. 11.

2. Столярова Г. Борис Эйфман: Хореограф не политик. Он имеет право на фантазию. Интервью с Б. Эйфманом. // Невское время. -1998. -№54.- С. 2.

3. Федоренко Е. Борис Эйфман: «Только в Петербурге я могу сочинять.» Интервью с Б. Эйфманом. // Культура. 2004. - №5.1. С. 16.

4. Целобанова В. Балетная империя Б. Эйфмана // Нева. 1997.- № 9. - С. 201.

5. Эйфман Б. Что останется будущим поколениям. Дискуссия: «Современное и современность на хореографической сцене // Советский балет. 1987. - № 2. - С.10.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.liveinternet.ru/users/3251944/post186610209/ (Борис Эйфман –основатель современного русского балета).

2. https://spbspecials.rbc.ru/eifman-75 (Волшебник театра балета. Путеводитель по творческой веселенной Бориса Эйфмана).

3. https://www.eifmanballet.ru/ru/ (Театр балета Бориса Эйфмана).