методическое сообщение "Теоретические основы музыкального оформления урока классического танца"

Буракова Неля Алексеевна

Музыкальное оформление урока классического танца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_konts.docx24.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКУ ДО «Детская школа искусств»  АЦРМО РК

Методическое сообщение на тему:

«Теоретические основы музыкального оформления урока классического танца»

Выполнила:

Концертмейстер Буракова Н.А.

с. Троицкое, 2019г.

Содержание:

    Введение

1. Задачи музыкального воспитания

2.Обязанности концертмейстера

3. Подбор музыкального материала

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

Введение

Педагоги классического танца предпочитают работать с пианистом-импровизатором. Многие профессионалы, глубоко интересуясь проблемой взаимосвязи музыки и танца, отстаивают идею импровизационного музыкального сопровождения как идею полноценного, естественного существования музыки и учебных форм танца. Великие композиторы - Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист - были прекрасными импровизаторами. Конечно, они творили, импровизировали совсем в иных формах, однако забывать о такой традиции нельзя. Деятельность пианистов-импровизаторов высокого уровня является необходимым условием для появления крупных художников. Когда каждый профессиональный музыкант реализует свои, даже скромные, импровизационные возможности, тогда на их фоне достигаются вершины мастерства.

Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой (классический вокальный репертуар исключает широкое использование импровизации). Рассмотрим деятельность концертмейстера, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии. Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Задачи музыкального воспитания

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

1. Развитие музыкального восприятия метроритма;

2.Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

3.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

4.Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

5.Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;

6.Расширение музыкального кругозора детей.

Обязанности концертмейстера

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений - народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один - постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

- Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей.

 -Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;

 -Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;

 -Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Подбор музыкального материала

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

характеру;

темпу;

 метро - ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);

форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное,   вступление, заключение)

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

1.наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом); 2.словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности); 3.практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

 Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки - ритм. Так же характерная особенность - чередование тяжелых звуков с более легкими - это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр - в совокупности составляют язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению «команд»: начало мелодии - начало движения, окончание мелодии - окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами:

1.Квадратность.

2.Определенный ритмический рисунок и темп.

3. Наличие затактов.

4.Темповые и метрические особенности.

5.Метро - ритмические особенности.

( Примеры   приведены в Приложении)

Мы выяснили, что музыкальный материал, использованный на уроках классического танца, должен быть тщательно продуман, грамотно подобран в плане стилевого  жанрового разнообразия, только тогда он будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро - ритмические, темпо - динамические и структурные компоненты учебно-танцевальный заданий. Концертмейстер должен добиться истинной этнической и стилевой манеры звучания и гармонической связи интонационных, метро - ритмических, темповых и динамических выразительных средств музыки и танца. Музыка, выполняя по существу вспомогательные функции в хореографическом учебном процессе, занимает важное место в профессиональной подготовке студентов- хореографов.

Главные принципы музыкального оформления классического танца:

-принцип соответствия этапу обучения ( возраст обучающегося)

- принцип соответствию виду танца

- соответствие характеру учебно -танцевальной  или танцевальному материалу

( приемы исполнения, амплитуда)

Заключение

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Список использованной литературы

1. Бриске И. Э, Народно-сценический танец и методика его преподавания: учебное пособие / ЧГАКИ.- Челябинск 2007.- 92с

2. Базарова Н. П., Мей В. П. ,Азбука классического танца: учебное пособие / Ленинградское издание,1983.- 206с

3. Блок Л. Д, Классический танец: История и современность / Л. Д. Блок.- Москва: Искусство, 1987.- 556с.

4. Ваганова А. Я, Основы классического танца. 1934.-190с

5. Валукин М. Е, Эволюция движений в мужском классическом танце: Учебное пособие. М., Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007. 248с

6. Нарская Т. Б, Классический танец: учебное методическое пособие / ЧГАКИ. – Челябинск 2007.- 192с

7.Тарасов. Н, Классический танец, школа мужского исполнительства / Москва.- 1971. 492с

8. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И, Основы характерного танца: 2-е изд./ Издательство "Лань",2006г.-334с

9. Хореография в зеркале издательской продукции: материалы международной научно-практической конференции /- Челябинск,2007.-264с.

Интернет ресурсы:

10. Бычков Ю.Н, социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики // Цифровая библиотека по педагогике.- Режим доступа: [http://yuri317.narod.ru/ped/imp_00.htm]

11. Методика обучения на музыкальных инструментах.- Режим доступа: [http://www.yamuzykant.ru/struktura-muzykalnosti]

12. Мухаметзянов А. К., творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера. - Режим доступа:[http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3 2010/11_09_ivanova.pdf]

13.[http://www.avtorminus.ru/newblog/page/zadachi-i-specifika-raboty-koncertmejstera], задачи и специфика работы концертмейстера.

14. [http://www.workchild.30nar-s2.edusite.ru/musika/001.htm] / в мире музыки, что такое музыка и музыкальные формы.

15.[ http://karavanmusic.ru/?p=173] / музыкальные произведения.

16. [http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/]

17.[ http://ru.wikipedia.org.]

18. [http://www.belcanto.ru/muzykalnost.html]/ музыкальные функции.

19.[http://corpuscul.net/shkola/postanovka-golosa/texnika-peniya/razvitie-muzykalnosti/] / развитие музыкальности

20.[http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/102-klass-tanec]/уроки теории, уроки хореографии.

21. [http://slovari.yandex.ru]/ понятие концертмейстер.

Приложение

1.9 Пример музыкального оформления

Название упражнения

Год обучения

Автор и название используемых музыкальных фрагментов

Plie

V год обучения

Ф.Бах "Пробуждение весны"- мелодия спокойная, подходит под комбинацию, минорная , пиано.

Battement tendu

IV год обучения

В. Моцарт "Рондо в турецком стиле", мелодия ритмичная, мажорная тональность, форте.

Battement tendas jetes

VI год обучения

Д. Шостакович "Полька", мажорная тональность, мелодия быстрая, ритмичная, форте.

Rond de jambe parterre

VI год обучения

Ф. Шопен " Весенний вальс", мелодия спокойная, тональность минорная, пиано.

Battement fondas

IV год обучения

А. Адан "Танец Виллис", пиано, тональность минорная.

Battement frappes

V год обучения

В. Моцарт " Финальное рондо", ритмичная мелодия, тональность мажорная, форте.

Adagio

IV год обучения

И. Штраус " Медленный вальс", пиано, тональность минорная.

Grand battemet jetes

V год обучения

Р. Шуман фрагмент из цикла "Карнавал", подходит для комбинации, ритмичная, форте.