Философско-психологические основы йоги, как путь к здоровью.

Глазкова Вероника Сергеевна

Йога восстанавливает духовные качества человека и, это самая большая вещь, которую она делает. Она не мешает вашей религии. Она не противоречит вашей религии. Она говорит: «Попробуйте найти Бога там, где вы находитесь, стараться жить благородной жизнью. Очистите себя от низшей природы. Создайте в себе божественные качества и пробудите божественное внутри вас, идите к Богу ". Это есть основная идея йоги. Она может быть гармонично включена в любую религию и религиозную жизнь любого человека, любой веры. В настоящее время, все больше и больше людей интересуются этой древнейшей системой физического и духовного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №110

Выборгского района  г.Санкт- Петербурга

Отделение дополнительного образования детей

Методическая разработка

Философско-психологические основы йоги,

как путь к здоровью.

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории:

Глазкова Вероника Сергеевна

г. Санкт- Петербург

2022 г.

Философско-психологические основы йоги, как путь к здоровью.

Йога и христианская религия. Все люди во что то верят, кто то верит, что Бог есть, кто то, что его нет.Среди людей, исповедующих или принадлежащих к христианскому направлению, так же есть некие различия - многие очень набожны и четко исполняют религиозные ритуалы, другие, считают себя христианами, только потому, что они рождены в христианской среде, некоторые из них ходит в церковь один, два раза в месяц, некоторые не ходят вообще. Христианство, в свою очередь делится на протестанство, католицизм, методизм и другие направления. Но, независимо от принадлежности к тому или иному направлению религии, эти люди считают себя христианами.

Какая же связь учения Йоги и Христианства? Одни говорят, что йога является индуистской религией, и спрашивают: «Какая может быть связь между какой-то  незнакомой мне индуистской верой и моей религией?» Некоторые, наверняка, испытывают некое чувство вины и даже беспокойства. " Могу ли я, как христианин, принимать одновременно и учение йоги? Может быть, я не имею права или просто не должен так поступать?»

В первую очередь нужно сказать, что, действительно, йога возникла на платформе и основе индуистской религии. Йога берет свое начало в Индии и является частью индуистской религии но, она не принадлежит исключительно индусам. Это универсальная наука, которая возникла из индуистской религиозной науки и поднялась выше всякой религии. Это универсальный метод. Йога не говорит, что вы должны поклоняться Раме или Шиве, медитировать на Кришну, вы не найдете в йоге таких указаний. Йога не говорит, что вы должны постоянно повторять какое-то конкретное Имя Бога. Обратите внимание, что Йога говорит, что повторения одного из Имен Бога (например ОМ) является одним из способов концентрации ума. Вы можете повторять имя Бога, вы можете повторять молитву Иисусу, вы можете молиться Аллаху, вы можете повторять имя Шивы или Рамы, вы можете произносить другое имя, если вы исповедуете другую религию. В йоге не указывается какое имя произносить, а также кому вы должны поклоняться.

Йога, так же, как и христианство говорит, что все вокруг создано совершенным божественным существом, свободным от всех недостатков. Вы можете назвать это существо любым именем, Верховный Пуруша, Всемогущий Отец Небесный, Аллах, Иегова, это не имеет значения. Йога говорит, что это существо - свободное существо, оно не связано и не привязано ни к каким чувствам -  ему неведомы ни скорбь ни радость, а тот кто свободен от скорби, тот достигает Абсолюта, Абсолютного Сознания, что и является объектом медитации, то есть целью йоги.

Таким образом, система йоги не ставит перед нами никаких целей, кроме целей йоги. Она не заставляет нас отрекаться от наших верований, нашей религии. Она не указывает, что ее Бог отличается от того в которого вы верите. Вам не приходится менять богов. Выйдя из индуизма, йога выходит за рамки религии.

Итак, несмотря на то, что это своего рода религия, она выходит за рамки религии, и имеет универсальные характеристики. Во-вторых, йога это учение для человека. Это не наука для человека Востока или Запада. Йога – учение для человека на земле. Она была дана, чтобы смертный человек на этой земле рождения, боли и смерти. Это учение было дано человеку, живущему на Земле, независимо от того, что он или кто он, и она дана человеку на все времена. Она помогает человеку выйти за рамки рабства и заблуждения, помогает преодолевать  горе, боль и страдания и, если человек принимает этот путь, он приводит его к месту Верховного опыта. Йога - наследие человечества. Она не вмешивается ни в какую религию. Разве есть в истории примеры религиозных войн, целью которых было бы насаждение учения Йоги? В свою очередь, примеров войн и других насильственных методов навязывания чужой веры в истории предостаточно.

Йога выше религий и, в то же время она замещает и дополняет религию. Посмотрите вокруг. Сколько людей потеряли веру во все?  Человек должен верить во что то. Без веры человек страдает, его мучают неразрешимые проблемы и вопросы. Утрата веры может быть продиктована целым рядом причин и условий. Например, это связано с тем, что в обществе царит всеобщее пренебрежение к религии, отрицается религия как таковая, ее учения и ее мудрость. Примеры таких обществ мы все прекрасно знаем и последствия этой пустоты ужасны – например, последствия развала СССР.

Может быть совсем наоборот, религия становится господствующей властью, она становится огромной безличной структурой и теряет живой контакт с человеком. В обоих таких случаях в обществе царит бесплодный дух. Религия превращается набором догм и ритуалов.

Человек говорит: «Я верю в спасение через кровь Христа». И ему отвечают - «Ты добрый христианин, так что иди своей дорогой. Делай, что хочешь, пей, кури, можешь даже переступить через все десять заповедей, но ты христианин. Ты же ходишь в церковь! Религия говорит нам просто принимать некоторые вещи, факты. Не нужно думать об истоках тех или иных событий, не нужно спрашивать почему это так, а это вот так. Поражается самое сердце религии - она становится набором догм, но если вы говорите, что согласны со всем этим то, Вы религиозный человек. Но, то, это не религия. В каждой религии есть определенное духовное содержание, которое имеет прямое отношение к той вашей части, вашего внутреннего ощущения сущности бытия, которое является вашей внутренней реальностью. Все мы знаем примеры из школьных учебников советских времен – крестьяне платят десятину церкви. Только тогда это было, как бы плохо, сейчас об этом просто не говорят. Человек вправе сам определять во что ему верить, но существует объективная реальность, которая влияет и, часто определяет направление духовного развития человека.

Йога ставит своей целью совершенствование личности человека, воспитание терпимости к ближним., ведение правильной жизни в социуме. Она помогает человеку, для начала задать себе простой вопрос «Какова цель моей жизни? Зачем я пришел сюда? Что такое истинный смысл моей жизни?»

В основных религиозных направлениях на эти вопросы есть конкретный ответ – «На все воля Божья, воля Аллаха и т.д. Главное верь и не задавай вопросов». Попробуйте сами задайте вопрос служителю церкви! Человеку не нужно беспокоиться, все станет само собой. Йога же заставляет наш ум РАБОТАТЬ! Человек начинает ощущать некую духовную реальности внутри себя, возникает цель достижения духовной цели (изменение себя, своей сущности к лучшему) Простой пример – если вы занимаетесь йогой достаточно регулярно вы, непременно, должны заметить, что вам не хочется ругаться, кричать и выяснять отношения. Налаживаются отношения с близкими, детьми. Появляется время на осмысление своих действий…  Разве не этому учит христианство – Возлюби ближнего своего, как самого себя? Йога, в отличии от многих религий, прямо помогает найти способ этого добиться.

Да, церковь - это огромный дом, сотни домов, дворцов. Только для кого построен этот дворец. Это пустынный дворец. Религия становится просто продолжением структуры. Йога приходит на помощь, теряющим веру людям, помогает им удержаться в собственной вере, будь он христианин, католик, протестант, иудей или мусульманин. Йога приходит как живительная сила. Она оживляет веру и это говорят многие люди. После Йоги многие приходят к вере, в частности к христианской, начинают ходить в церковь, читать Библию пытаются понять слова Иисуса, начинают понимать смысл многих вещей, которые делаются во имя христианства. Многие вещи, которые были бессмысленными, обрели смысл. Йога духовно восстанавливает людей независимо от религии, к которой они принадлежат. Она восстанавливает людям внутреннее содержание духовной своей религии. Йога может сосуществовать с христианством и с любой другой религией.

Чем же она отличается?

Во-первых, она отличается отказом принять учение о "первородном грехе". Она не называет человека грешником. Можно назвать человека глупым, но нельзя назвать его грешником. Человек, это Бог (по образу и подобию своему Бог создал человека), играющий роль глупца, человек есть Бог, который потерял свой путь домой, спотыкается и бегает по кругу. Йога проясняет путь, дает свет и ставит человека на путь истинный и говорит: «идти вперед, иди прямо к своему дому. Я не хочу, чтобы вы считали себя грешниками».

Во-вторых, Йога отвергает понятие Ада. Многие из христиан, к сожалению, к сожалению, озабочены тем, чтобы избежать ада. То есть пытаясь избежать ада, так или иначе попасть в рай. Йога говорит: «Это Я отвергаю ад». Йога отвергает также и рай. «Зачем ставить своей целью попасть на небеса? Почему небеса? Я хочу познать Бога, Высшее Существо» Йога призывает познать абсолютное, Бога и не заботится об аде или рае.

Йога не заставляет бояться Бога, не говорит о неизбежном наказании за грехи. Она учит человека не совершать эти грехи. Самый простой пример – посредством асан и пранаям человек получает возможность контролировать свои сексуальные позывы и, в итоге, избегает нарушения одной из заповедей «Не прелюбодействуй». Это лишь некоторые из различий, чем отличается от христианства.

Йога восстанавливает наиболее ценную часть религии ее сердцевины и целостности, которой, к сожалению, по большому счету, нет. Это, своего рода клей, укрепляющий веру. В большинстве из основных религий мира, за исключением микроскопических слоев населения, которые вступают в монастырь на всю жизнь, монахинь и монахов и которые, так или иначе, сосредотачивают всю свою жизнь на этом духовном содержании. Как правило, духовное содержание теряется в суете жизни, религия становится неспособна в одиночку восполнить пробел.

В настоящее время, все больше и больше людей интересуются этой древнейшей системой физического и духовного воспитания.  Йога восстанавливает духовные качества человека и, это самая большая вещь, которую она делает. Она не мешает вашей религии. Она не противоречит вашей религии. Она говорит: «Попробуйте найти Бога там, где вы находитесь, стараться жить благородной жизнью. Очистите себя от низшей природы. Создайте в себе божественные качества и пробудите божественное внутри вас, идите к Богу ". Это есть основная идея йоги. Она может быть гармонично включена в любую религию и религиозную жизнь любого человека, любой веры.

Разновидности йоги

Учение йоги многогранно. Хатха, Раджа, Джняна, Бхакти, Крия – это лишь наиболее известные направления в йоге. В каждом из них ставятся определенные цели, которые должен достичь практикующий йогу. Но для всех направлений йоги свойственна и одна единственная цель, к достижению которой ведут всякого адепта того или иного направления йоги. Цель эта — разрыв сансары (повторяющегося цикла рождения и индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями) и достижение нирваны (полное слияние творения со своим Творцом).

Хатха-йога
Это духовная практика, которая через работу с телом и дыханием позволяет вывести сознание человека на более высокий уровень. Психика и физическое тело взаимосвязаны. Если человек освобождается от мышечных закрепощений и энерегетических "блоков" – нарушений естественного течения тонкой энергии ("праны") в теле, это в свою очередь гармонизирует его сознание, делая его более ясным, уравновешенным, способным к точной концентрации и глубокому расслаблению, отсутствию постоянного потока надоедливых мыслей и беспокоящих эмоций. Это дает возможность укрепить здоровье и развить осознание, чтобы в дальнейшем перейти к более сложным практикам работы с тонкой энергией и энергетическими центрами (чакрами), то есть к практике раджа йоги (без освоения хатха-йоги реально осуществлять более "тонкие" практики невозможно, если энергетические каналы загрязнены, а ум беспокоен, это будет просто бессмысленное фантазирование и самообман). Конечная цель традиционной практики йоги – духовная самореализация, просветление. Однако даже если человек не ставит перед собой духовных и мистических целей, он вполне успешно может заниматься хатха-йогой просто для обретения физического и ментального здоровья и жизненной энергии. "Сильное тело, спокойный ум" – как любит говорить о результатах практики йоги один из известных современных учителей, Шри К. Паттабхи Джойс.

Аштанга – виньяса йога.
Традицию Шри Т. Кришнамачарьи в наши дни продолжает Шри К. Паттабхи Джойс (род. в 1916). Он обучает Аштанга-виньяса йоге так, как делал это его гуру. Аштанга-виньяса йога – это мощный динамический стиль, в котором выполнение асан неразрывно связано с движением и дыханием, а также концентрацией сознания на определенных точках. Йогические позы, асаны, перемежаются динамическими связками – виньясами, отсюда и название. Паттабхи Джойс описал основы стиля в своей книге "Йога Мала" (первое издание – 1958 год, в 1999 книга переведена на русский язык). Многие отмечают, что эта интенсивная практика как нельзя лучше подходит современным людям, живущим в быстротечном урбанизированном мире. Известно, что аштанга-виньясу практикуют такие популярные певцы как Мадонна и Стинг, актер Том Круз, фотомодель Кристи Тарлингтон.

Первые западные ученики Паттабхи Джойса, которые пришли к нему учиться еще в начале 1970-х, сейчас сами стали ведущими мировыми учителями аштанги – это американцы Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Эдди Штерн, итальянец Лино Миеле и другие. Паттабхи Джойс до сих пор преподает в своей школе в Майсоре, и даже выезжал с семинарами в США. Его преемником является его внук Шарат Рангасвами, помогающий ему проводить занятия в Индии и на Западе.

Практика аштанга-виньясы приносит очень эффективные результаты на всех уровнях, однако для успешного освоения традиционных комплексов необходимо изначально иметь неплохую физическую форму. Это может быть и природная гибкость, и привычка вести активный образ жизни. Если же человек давно не занимался элементарной физкультурой, то практика даже 1-го (самого начального) уровня Аштанга-виньяса йоги может стать для него непосильным "вызовом", который приведет к ненужной перегрузке, а если быть торопливым и неосторожным, то даже к травмам. Поэтому в тех центрах, которые ориентируются на классическую Аштанга-виньяса йогу, в начальных группах, как правило, проводятся занятия в приближенном к традиционному, но более простом режиме.

Йога Айенгара.
Другим направлением хахта йоги, которое так же популярно на Западе, является статическая йога Шри Б. К. С. Айенгара (род. в 1918). Он также был учеником Кришнамачарьи, который направил его в Пуну для развития йоги в этом городе. В последствии в Пуне Айенгар одним из первых столкнулся с необходимостью обучать европейцев и американцев, которые в начале 60-х годов начали проявлять стабильный интерес к йоге. Шри Б.К.С. Айенгар является автором классических книг по хатха-йоге – "Прояснение Йоги" (первое издание 1964 год, в книге описания и фотографии около 600 асан) и "Прояснение Пранаямы" (обе книги выходили на русском в начале 1990-х годов) Несмотря на то, что сам он достиг замечательных результатов в практике асан благодаря мощному, динамическому стилю Аштанга-виньясы (сохранился даже кинофильм 1938 года, где молодой Айенгар вместе со своим учителем выполняют "продвинутые" комплексы) для негибких западных учеников он разработал свою, статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, "кирпичей", "одеял", "валиков". >Кроме того, в системе Б. К. С. Айенгара используются более простые асаны, которые дольше удерживаются, и даже самый неподготовленный человек может заниматься йогой Айенгара не боясь получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной "отстройке" асаны, буквально "выставляется" чуть ли не каждый палец ноги и т.п. Несмотря на преклонный возраст, Айенгар до сих пор преподает в своей школе йоги в Пуне, вместе с дочерью Гитой Айенгар. Для тех, кого заинтересовал этот стиль, в Москве можно рекомендовать Центр Йоги Айенгара, есть подобные центры и в некоторых других городах России и СНГ. Кроме того, известны не столь широко популярные в западном мире, но весьма уважаемые в самой Индии, школы Дхирендры Брахмачари и Свами Шивананды.

Школа Дхирендры Брахмачари.
Свое начало эта школа ведет от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, который по преданию прожил около 300 лет. Именно он передал одному из своих учеников - Дхирендре Брахмачари - свои познания в искусстве йоги: крийях, асанах и сукшма-вияме. Линию ученической преемственности хатха-йоги стиля Дхирендры Брахмачари (1925 - 1994) в наши дни представляет мастер Бал Мукунд Сингх, йогашала которого находится в Дели. В этой школе большое внимание уделяется очистительным упражнениям (в разных масштабах они существуют во всех школах йоги), которые называются "крийи" и подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Это и промывание носоглотки водой, "заглатывание" бинта для очищения пищевода, промывание кишечника и т.п. Сами же позы удерживаются в этой системе довольно длительное время, как в йоге Айенгара, но используются так же и динамические упражнения, ("сукшма вьяма") – это всевозможные быстрые вращения руками и ногами, которые помогают разогреть тело и "размять" суставы, чтобы в дальнейшем более глубоко войти в асану. Этот стиль запоминается некоторым количеством "необычных", порой очень сложных, асан, которые не встречаются в других школах.

Школа Свами Шивананды.
Свами Шивананда (1887-1963), йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще одного пустившего корни на Западе направления хатха-йоги, часто его называют "шивананда йога". Выходец из тамильской брахманской семьи, в молодости Свами работал врачом в Малазии, помимо лечения пропагандируя йогу и аюрведу, а также организовал много благотворительных клиник для бедных слоев населения. Затем он отправляется странствовать, ведет суровую жизнь аскета, получает посвящение в мистический орден Сарасвати, путешествует по Южной Индии и Гималаям. В 1940-х годах он организовал в Ришикеше "Лесную академию Йоги и Веданты". На Запад, в США, этот стиль привез его ученик и преемник Свами Вишнудевананда (род. в 1927), написавший известную "Полное иллюстрированное руководство йоги", в которой описаны и изображены около 140 асан. Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс "Сурья Намаскар" (приветствие солнцу), однако такой тщательной "остройки" асан, как в айенгар-йоге, нет. Обычно в школах направления Свами Шивананды, как в США, так и в Индии, изучается "Пурна Йога" (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги.

Бихарская школа йоги.
Другим знаменитым учеником Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках йоги и тантры у разных Мастеров. В 1963 году он основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик йоги и тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников. Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих книг по хатха и кундалини йоге, тантре и медитации, некоторые из которых переведены на русский язык. Известен своими исследованиями и успешным применением тантрической практики "йога – нидры" (йоги психического сна). Хатха-йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. Стиль практики асан в основном не отличается от школы Шивананды, и больший интерес вызывают работы по медитативным, тантрическим системам, кундалини йоге и т.п, которые, однако, без непосредственно руководства авторитетного учителя, могут служить большей частью как ознакомительная литература, а не пособие для самостоятельной практики. В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, готовясь к уходу в махасамадхи, и общаяясь только с близким кругом учеников.

Санкхья-йога (классическая йога) — учение о дисциплинировании тела и сознания, приобщения к высшей реальности, обретению духовной свободы и нирваны.

Раджа-йога — делает ставку на дисциплину тела, чувств и сознания, которые подчиняются контролю духа для осуществления высших целей йоги. Раджа-йога предполагала высокий аскетизм, уход от мирской жизни и наставничество авторитетного гуру. Это был элитарный вид йоги, доступный в силу эзотеризма и аскетизма далеко не многим. Практика раджа-йоги включает в себя работу с астральным и ментальным телами человека.

Кундалини-йога — йога пробуждения мистической энергии Кундалини Шакти для раскрытия высшего осознания. Иногда считается высшим этапом Хатха Йоги.

Символически Кундалини изображается в виде змеи, свернутой спиралью в три с половиной оборота, спящей в основании позвоночника (в нижней чакре), располагается приблизительно в области крестца.

Карма-йога - это направление в йоге, которое учит человека правильному образу жизни. Высшая цель карма-йоги — научить человека отработке кармы, путем правильного отношения к людям и правильного действия во всех жизненных обстоятельствах. Карма-йога учит человека управлению своей судьбой. Согласно основной идеи этой школы йоги, материя есть отражение духа, или, иными словами, физическое проявление энергетических структур: хочешь изменить свою судьбу — измени прежде всего самого себя.

Джняна-йога — это йога знания. Джняна-йога ведет человека к истине посредством изменения его знаний относительно самого себя и окружающего мира. Эта йога освобождает человеческий ум от оков иллюзорной картины мира и направляет его к истинному знанию, раскрывая основные законы вселенной. Высшей целью джняна-йоги является достижение состояния просветления (пробуждения).

Бхакти-йога — это йога религиозного пути. Данное направление в йоге учит человека культуре отношений человека с Богом. Поэтому основными задачами бхакти-йоги являются: богопознание, постановка правильной веры в человеке, искусство молитвы, трансформация отрицательных эмоций и чувств, если они есть, в положительные, достижение нирваны (спасения). По мере очищения сознания пробуждается дремлющая любовь в сердце и практикующий Бхакти-йогу открывает себя милости Бога, он чувствует столько любви, что даже не может дышать.

Мантра-йога — йога, использующая энергию звуковой и световой (через визуализацию) вибрации для достижения духовного опыта.

Аштанга-йога — йога восьми ступеней (ашта). Состоит из Хатха-йоги и Раджа-йоги.

Тантра-йога — система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств). Путь напряженного чувственного наслаждения, которое используется в йогических целях.

Крия-йога — динамическая йога, йога действия, это единение с Бесконечным через определенный обряд или определенное действие (крия). Йог, следующий с верой ее методу, постепенно освобождается от кармы, или универсальной цепи причинности.

Сахаджа Йога - это уникальный метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека. Сахаджа Йога основана на опыте Самореализации, доступном каждому человеку с рождения. По сути, Самореализация — это энергетическая трансформация человека. Она создана Шри Матаджи Нирмалой Деви (на фото) в 1970 и с тех пор распространилась в более чем 80 странах мира. Знание Сахаджа Йоги очень древнее, но оно всегда было доступно лишь очень немногим, существовало в разрозненном состоянии и, обычно, передавалось непосредствено от гуру к ученику. В прошлом было крайне сложно получить Самореализации. В современное время Шри Матаджи сделала это знание доступным всем. С другой стороны есть мнения, что Сахаджа Йога — это типичный образчик тоталитарной секты с жёсткой структурой и запретом любой критики.

Агни-йога — имеет также второе равнозначное название — живая этика, йога космического огня — философско-этическое учение, затрагивающее все стороны бытия — от космологических вопросов до повседневной жизни простого человека, принесённое в мир в первой половине XX века супругами Рерихами. Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Прежде всего Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы.

Китайская-йога — йогические методики, получившие развитие в даосизме и различных разновидностях китайского буддизма. Даоские мудрецы уделяли большое внимание космическому миропорядку и месту человека в нем. Вместе с тем, даосизм впитал в себя древние китайские магические практики и алхимическое знание. Даоская йога в большинстве своем была направлена на укрепление здоровья, продление жизни и развитие скрытых сил человеческого тела и духа. Достигалось это через специальные диеты и физические упражнения, сексуальное воздержание и методы управления внутренней энергией ци. Однако высшей целью даоской йоги являлись не сверхфизические феномены, а обретение бессмертия. Но вовсе не физического, а духовного. Деление на виды в какой-то мере условно, поскольку все эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. К тому же перечислить все направления и течения йоги практически невозможно. Просто существуют различные школы, направления или линии приемственности, где по-разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно это определяет название школы.

Силовая йога (power yoga) - интенсивный вид йоги. В отличие от Аштанга йоги, в силовой практике упражнения выполняются не в закрепленной последовательности, но с такой же интенсивностью. Силовая йога отлично подходит для людей с хорошей физической подготовкой, желающих увеличить гибкость и выровнять мышечный дисбаланс, что часто встречается у спортсменов. Энергичная смена поз схожа с танцевальным ритмом и требует большой концентрации.

В заключение следует отметить, что идеи йоги можно встретить во всех ортодоксальных индийских философских школах, а также в джайнизме, буддизме, сикхизме, даосизме не говоря уже многочисленных направлениях в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и индийские мыслители, популяризующие учение йоги.Философская основа йоги, распространяемой на Западе, не претерпела серьезных изменений, но в ней наметились тенденции к сочетанию духовности йоги и достижений западной науки, а также к синтезу различных религиозных учений.

В современном мире йога становится все более популярной. Про нее снимают телевизионные передачи, ею занимаются в фитнес-клубах, о ней рассказывают известные артисты. Однако, став общедоступной, йога во многом утратила свою эзотерическую часть, и люди сегодня стремятся жить лучше в этом мире с помощью методов йоги, не стремясь к миру запредельному, к сокровенной сути философии йоги.

Список литературы.

1. А.А. Левшинов Космическая йога / А.А. Левшинов. - М.: АСТ, 2010. - 700 c.
2. Б. К. С. Айенгар Айенгар Свет жизни. Йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе / Б. К. С. Айенгар Айенгар. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 222 c.
3. Б.К. Айенгар Практика йоги и аюрведа / Б.К. Айенгар. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2013. - 803 c.
4. Бхарат Тхакур Йога. Простые способы исцеления тела и духа / Бхарат Тхакур. - М.: Мой Мир, ГмбХ & Ко. КГ, 2003. - 128 c.
5. Г.Е. Лахманчен Эта замечательная йога / Г.Е. Лахманчен. - Москва: СИНТЕГ, 1992. - 174 c.
6. Джордж Фойерштайн Йога для "чайников" / Джордж Фойерштайн , Ларри Пейн. - М.: Вильямс, 2005. - 416 c.
7. Йог Рамачарака Наука жить. Йогическая философия физического благополучия / Йог Рамачарака. - М.: Старклайт, 2010. - 288 c.
8. Йога Васиштха. Практическая философия йоги и Веданты. - М.: Амрита, Амрита-Русь, 2014. - 720 c.
9. Кришнамачарья Кулапати Эккирала Уроки по йоге Патанджали / Кришнамачарья Кулапати Эккирала. - М.: Амрита-Русь, 2016. - 128 c.
10. Лу Куань Юй Даосская йога алхимия и бессмертие / Лу Куань Юй. - М.: Орис, 1993. - 368 c.
11. Мария Николаева Основные школы хатха-йоги / Мария Николаева. - М.: АВТОР, 2014. - 931 c.
12. Мирча Элиаде Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и йога / Мирча Элиаде. - М.: Ладомир, 2013. - 560 c.
13. С.В. Кукалев Опыты йоги. Пособие по развитию таланта / С.В. Кукалев. - М.: Наука, 1998. - 240 c.
14. Свами Вивекананда Карма-йога. Практическая веданта / Свами Вивекананда. - М.: Амрита-Русь, 2011. - 224 c.
15. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога побеждает болезни. Книга авторитетных рекомендаций. - М.: Ника-Центр, 2006. - 240 c.
16. Тендзин Вангьял Ринпоче Тибетская йога сна и сновидений / Тендзин Вангьял Ринпоче. - М.: София, 2013. - 705 c.
17. Теос Бернард Небеса внутри нас / Теос Бернард. - М.: АБВ, 2016. - 240 c.
18. Ф. Вольф Йога путешествия во времени. Как разум может преодолеть время / Ф. Вольф. - М.: Весь, 2013. - 745 c.
19. Шанк-пракшалана. Древний индийский метод омоложения, эффективный путь избавления организма от интоксикаций, регулирование обмена веществ. - М.: Реверс, 1991. - 281 c.
20. Шри Свами Шивананда Кундалини Йога / Шри Свами Шивананда. - М.: Культ-информ-пресс, 1993. - 184 c.