Учебно-методическое пособие "Элементы русского народного танца на начальном этапе обучения в Детской школе искусств"

Инкина Елена Владимировна
2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc646 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

Автор-составитель:

Инкина Елена Владимировна

преподаватель хореографического искусства

г. Нефтеюганск

Содержание

  1. Введение
  2. Цели и задачи
  3. Методы и принципы обучения
  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
  5. Планируемые результаты обучения
  6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  7. Русский народный танец:
  • русский народный костюм;
  1. Основные элементы русского народного танца:
  • позиции и положения ног;
  • позиции и положения рук;
  • поклон;
  • элементы русского народного танца;
  • упражнения с трещотками;

9. Заключение

10. Список литературы

1. Введение

       Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

       Учебный предмет «Танец» является одним из основных предметов программы дополнительного предпрофессионального образования в области хореографического искусства «хореографическое творчество», в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Он направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения русского народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетическое воспитание. А также совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению и развитию мышечного аппарата.

       «Народный танец», один из древнейших видов народного искусства, который складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Это бесценное сокровище, благодаря которому мы знакомимся с традициями, национальными особенностями жизни разных народов.

       Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

       Большое значение придаётся патриотическому воспитанию, поэтому в работе с учащимися делается непосредственный акцент на изучение «русских народных танцев».

       Актуальность темы обусловлена тем что, современное поколение теряет связь с истоками русской национальной культуры. И остро стоит вопрос просветительства и воспитания подрастающего поколения в данном направлении.

       Данное методическое пособие - это теоретический и практический материал к рабочей программе по предмету «Танец». При подготовке материала я опиралась на богатейший опыт известных мастеров танца, педагогов-практиков: Т.С. Ткаченко, А.А. Климова, А.А. Борзова, Т.А. Устиновой, В.И. Уральской, а также на собственный опыт работы и знания в области русского народного танца.

       Методическое пособие адресовано преподавателям хореографических дисциплин Детской школы искусств и начинающим хореографам для использования в качестве материала составления программы по предмету «Танец» при изучении раздела: «Элементы русского народного танца».

2. Цель: Формирование у учащихся основных двигательных умений и навыков русского народного танца, личностных качеств, необходимых для занятий народно-сценическим танцем.

Задачи:

       Обучающие:

  • обогатить знание учащихся разнообразием ритмов и пластики с учетом особенностей русского народного танца;
  • выучить танцевальные комбинации, этюды на основе движений русского народного танца;
  • выучить танцевальные шаги в русском народном танце;
  • выучить элементы русского народного танца на середине зала.

       Развивающие:

  • развивать танцевальность, выразительность исполнения движений;
  • развивать чувство ритма, слух, память, внимание;
  • развить познавательный интерес к русскому народному танцу.

   Воспитывающие:

  • воспитать личностные качества: чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, эмоциональной выразительности и художественного вкуса;
  • формирование чувства ансамбля, навыков коллективного общения;
  • расширение кругозора.

3. Методы обучения.

       Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения);
  • словесный (объяснение, беседа, разбор, анализ, терминология, историческая справка);
  • практический (исполнение движений, комментирование, инструктирование, корректирование);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • информационно-коммуникационных технологий (показ видеоматериала танцевальных композиций известных балетмейстеров, разбор ошибок по видеозаписи, дистанционное изучение движений, презентации движений);
  • индивидуальный подход (мелкогрупповые занятия позволяют уделить внимание каждому ребенку).

       Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.

Принципы обучения:

  1. Принцип последовательности построения урока;
  2. Принцип развития от простого к сложному;
  3. Принцип распределения физической нагрузки с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся;
  4. Принцип учета психофизиологических особенностей младшего школьного возраста.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

       Мелкогрупповая форма занятий (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

      Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Планируемые результаты обучения.

        Результатом освоения раздела «элементы русского народного танца» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных элементов русского народного танца;
  • знание сценической площадки, рисунков танца, культуры исполнения танца;
  • умение исполнять простые танцевальные этюды;
  • умение ориентироваться на сценической площадке;
  • умение грамотно выполнять упражнения с музыкальным инструментом - трещотками;
  • владение навыками перестраивания из одной фигуры в другую;
  • владение навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
  • навыки ансамблевого исполнения, сценической практики;
  • умение воспроизводить ритмический узор народной музыки средствами русского народного танца и элементарных хореографических средств;
  • уметь определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей.

6. Описание материально-технических условий реализации урока.

        Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

        Для проведения занятий необходимо иметь балетные залы площадью не менее 40 кв.м. (на 10-12 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трёх стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене.

       При изучении предмета «Танец» классы оснащаются: фортепиано, звукотехническим оборудованием, компьютером и интернетом, учебной мебелью (столами, стульями, шкафами).

7. Русский народный танец.

       Изучение «Элементов русского народного танца» входит в программу по предмету «Танец».

       Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов творчества русского народа. Он даёт возможность почувствовать свою национальную принадлежность. Русский танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

       Русский народный танец отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых движений, выразительных положений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

       Русские танцы очень разнообразны и входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров. Они отличаются сочетанием талантливой импровизации с народной традицией, богатством хороводов, кадрилей, импровизированных плясок.

       В арсенале русского танца очень много различных танцевальных движений, элементов, сочетаний движений. Один и тот же элемент танца может иметь множество оттенков в зависимости от характера и музыки, от колорита танца. В этом многообразии и заключается богатство фольклорного творчества.

       Русский народный костюм (женский)

Описание: Купить русский народный костюм "настенька" взрослая синяя по цене 3 100 ₽ в  Москве

       Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, яркостью, эстетичностью и роскошью. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Русский женский костюм был богато украшен вышивкой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Красный цвет на Руси считался символом огня, власти и плодородия.

       Отличительная особенность русского народного костюма – большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду одевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу.

       Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. В вышивке использовались изображения птиц, животных и растений, знак солнца, ключа. Вышивка делала костюм не только красивее и богаче, но и должна была приносить счастье, оберегать от всякого зла и беды, сближать с окружающей средой.

       Основой женского народного костюма являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их также украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона.

       Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка. Сарафаны дополнялись передниками.

       Основные детали женского русского народного:

  • женский головной убор русского народного костюма;
  • русский народный платок;
  • русская народная женская рубаха;
  • русский народный сарафан;
  • русская народные женские сапожки, туфли.

       Женский головной убор русского народного костюма

       Разнообразие женских головных уборов было ещё одной отличительной чертой традиционного убранства. Именно с его помощью ансамбль смотрелся завершённым и гармоничным.

       Замужние женщины и незамужние девушки носили разные головные уборы. Между собой они отличались не только кроем, но также наличием разного количества декоративных элементов и вышивки. Незамужние девушки повязывали ленты, повязки, венцы.

       Русская народная женская рубаха

       Это основа традиционного наряда. Хлопковые и льняные, а также более дорогие шелковые. Мастерицы украшали их различной вышивкой, лентами, тесьмой, блёстками, аппликацией. Часто вся нагрудная часть была расшита красивой вышивкой, узоры и цветовая гамма которой отличались в разных губерниях.

Описание: Рубаха девичья.-1920 г. | Этнические наряды, Наряды, Одежда

       Русский народный сарафан

       Русские красавицы носили сарафаны прямого кроя, а также распашные и глухие модели. Чаще всего встречались изделия зелёного, красного и тёмно-синего цветов. Также девушки имели праздничные сарафаны, для пошива которых использовались шелк или парча.

Описание: Русский народный сарафан (68 фото): льняные, старинный, косоклинный,  современные, в народном стиле, национальный

       Русские народные женские сапоги.

       Туфли без каблука из цветной кожи женщины носили в праздничные дни. Повседневной обувью были сапоги и башмаки, для пошива которых использовали не только натуральную кожу, но также бархат и парчу, а также лапти. С конца XVI века в моду вошла обувь на каблуках: сапоги, туфли.

Описание: русские народные сапожки

8. Освоение основных элементов русского народного танца.

       Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации нужно только на середине зала. В русском творчестве испокон веков бытовал свой метод разучивания танца. Практика показала, что работа без станка на первом году обучения дает возможность заложить фундамент важнейших исполнительских качеств. Движения на середине зала дает учащимся полное раскрепощение, создаёт большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Отсутствие технических сложностей помогает педагогу в этих условиях уделить главное внимание выработке умения двигаться по площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувство позы, культуры общения с партнером, начальные навыки коллективного исполнения, умение передать в движении стилевые особенности народного танца.

       Руки и корпус учащихся при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент.

       На основе отдельных элементов, движений постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые в дальнейшем усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса, головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

       Танцевальные комбинации складываются в этюды. Интересно и правильно сочиненная танцевальная комбинация не только передает содержание, заключенное в ней, но и создает определенный образ. Не следует увлекаться соединением большого количества элементов в одну комбинацию, особенно на музыкальную фразу с небольшим количеством тактов. Чаще всего танцевальные комбинации исполняются на музыкальные фразы, состоящие из 6, 8, 12, 16 тактов. Постепенно, по мере роста обучающихся, можно увеличивать количество тактов и количество элементов, составляющих те или иные комбинации, которые потом соединяются в танцевальный этюд.

       Важно от занятия к занятию логично переходить от одного движения к другому, усложняя и развивая технику исполнения, танцевальность, музыкальность, пространственную координацию и выразительность. Лишь при условии постепенности и последовательности в обучении вырабатывается сила, выносливость учащихся, а также приобретаются навыки и умения, позволяющие передавать характерные особенности русского народного танца.

       Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру и стилю танцевального движения.  

       Мы остановимся на общерусской танцевальной культуре исполнения. Перед началом изучения основных движений русского народного танца, стоит обратить внимание обучающихся на лексику. Жесты, мимика, позы, движения ног, рук, головы, корпуса составляют танцевальную лексику, которая является наиболее выразительным средством в любом хореографическом произведении.

       Позиции ног в русском народном танце.

       Обучение элементам русского народного танца начинается с изучения позиций и положений рук, ног, головы.

       В настоящее время основными позициями ног в русском танце являются пять открытых позиций. От основных позиций происходят пять положений «свободных», пять положений «прямых» и два «закрытых».

       Точность, правильность постановки ног в позициях и различных положениях, чистота переводов и переходов - это не только эстетическое требование, но и техническая необходимость, так как от правильности работы всех звеньев костно-мышечного аппарата зависит свободное и координированное владение искусством танца, секретами его красоты.

       Позиции ног

       Пять открытых: I, II, III, IV, V открытые позиции народно-сценического танца соответствуют пяти позициям классического танца (рис. 1).

I позиция – пятки сомкнуты, носки разведены в стороны.

II позиция – ноги находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, носки разведены в стороны.

III позиция – пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога).

IV позиция – одна нога находится впереди другой на расстоянии одной ступни, носки разведены в стороны. Носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади (впереди может быть правая или левая нога).

V позиция – пятка одной ноги приставлена к носку другой. Носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога).

       Пять прямых:

I прямая (или VI позиция) – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II прямая – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от

друга.

III прямая – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой.

IV прямая – ноги поставлены по одной линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V прямая – ноги поставлены по одной линии друг перед другом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой (рис. 2).

Рис. 2. Прямые позиции

       Пять свободных позиций

       Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

       Две закрытые позиции:

I закрытая – носки повернуты внутрь, пятки разведены в стороны (рис. 3).

II закрытая – носки повернуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга, пятки разведены в стороны.

Рис. 3. Закрытые позиции

       Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

      Основные положения ног:

Нога вытянута – нога вытянута в колене и подъеме (рис. 4, а).

Нога присогнута – положение на полуприседании (б).

Подъем вытянут – нога вытянута в подъеме. Пальцы вытянуты (в).

Подъем сокращен – нога сильно сокращена в подъеме. Носок поднят (г).

Положение скошенного подъема – вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь (д).

Нога на ребре стопы – положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стороны стопы (е, ж).

Нога на ребре каблука – согнутая в подъеме стопа касается пола ребром каблука (з).

 

Рис. 4. Положения ноги

       Основные позиции рук.

       Особое место в кругу выразительных средств русского танца занимают руки. Они особенно ярко передают национальный характер, колорит танцев. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела в целом и на музыкальность, чувство ритма, координацию движений.

       В русском танце руки поистине «глаза тела», и движения их чрезвычайно разнообразны.

       Обучение движениям рук позволяет осваивать особую, присущую русским танцам координацию и проникать в самую глубинную кладовую танца - манеру исполнения. Каждое движение рук, выученное отдельно, тут же соединяется с движением ног, головы и корпуса, так, как только в целом узнается многообразие русского танца.

       Позиции рук:

I позиция – закругленные в локтях руки подняты впереди корпуса на уровне груди (рис. 5).

II позиция – руки разведены в стороны, кисти направлены вперед и чуть вверх.

III позиция – округленные в локтях руки подняты вверх.

IV позиция – согнутые в локтях руки лежат ладонями сбоку на поясе (талии): большой палец кисти сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Локти отведены в стороны.

V позиция – руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу.

Пальцы, собранные вместе, лежат поверх плеча разноименной руки, чуть

выше локтя (рис. 5).

VI позиция – руки согнуты в локтях и заведены ладонями за голову, как бы

поддерживая головной убор.

VII позиция – руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной кисти за спину на пояс: одна кисть – тыльной стороной на поясе, другая – на ладони первой. Локти разведены в стороны.

Рис. 5. Позиции рук

       

       Положения рук:

Подготовительное положение – руки свободно опущены (рис 6, а).

I положение – руки раскрыты в стороны ладонями вверх. Пальцы собраны

и вытянуты (б).

II положение – руки вытянуты в локтях и раскрыты в стороны на высоте

между II и III позициями. Ладони повернуты вверх. Собраны и вытянуты (в).

Рис. 6. Положения рук

       Русский танец не может быть без работы над движениями головы, шеи, корпуса, особенно плеч, которые являются основой для свободного владения жестом и правильной осанки.

       Своеобразные движения корпуса и головы придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает дать наиболее полную характеристику танцующим, раскрыть содержание танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам.  

       Корпус у девушек в танцах обычно прямой, стройный, величественный, хотя в плясках может и наклоняться, и отклоняться в любую сторону.

       Конечно, при этом немаловажную роль играют глаза, которые раскрывают настроение, состояние исполнителя или образа. От выразительности глаз зависит передача мысли, чувства, состояние танцующего.

       

       Поклоны в русском танце - это обычай приветствовать людей дошедший до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Значение поклонов в русском танце может быть самое разнообразное - это поклоны приветствия, благодарности, прощания, уважения, приглашения на танец и

т.д. Почти все бытовые поклоны перешли в танец и были дополнены и украшены движениями рук и ног.

       Существует несколько видов поклонов:

  • Маленький поклон - с легким наклоном корпуса вперед происходит плавный кивок головы с возвращением в исходное положение.
  • Поясной поклон - верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Правая рука поднимается впереди по корпусу или со стороны, прикладывается к левой стороне груди и в этом положении делался наклон головы и корпуса вперед.
  • Поклон ниже пояса - глубокий низкий поклон до земли. Чем ниже поклон, тем больше проявлялось уважение. Иногда при глубоком поклоне рука касалась земли. Правая рука поднималась тыльной стороной и, не сгибаясь вместе с сильным наклоном корпуса опускалась вниз почти касаясь пола.

       Элементы русского народного танца:

  • притопы в разных ритмах на месте;
  • притопы с хлопками;
  • «ковырялочка»:
  •  с хлопушками,
  •  с наклонами корпуса к работающей ноге и от нее,
  •  с изменением ритма и темпа движения,
  • «гармошка»;
  • «ёлочка»;
  • выдвижение ноги в сторону и вперёд с переводом «носок-каблук»;
  • выдвижение ноги в сторону и вперёд с переводом носка на каблук с полуприседанием на опорной ноге.

       Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби могут быть громкими или тихими, но всегда четкими по ритму. Чем мельче удары в дробях, тем замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Этому способствовало ритмическое богатство русских народных мастеров танца.

       Дробь состоит из сильных и резких ударов ногами об пол полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно: то правой, то левой ногой, двойными - два удара одной ногой и даже тройными - по три удара одной ногой.

       Каждая пляска может иметь свои неповторимые, оригинальные дроби. Часто про дробь можно услышать такие выражения: « рассыпал горохом», «дробь горохом». В народе дробь называют «топотухой», «топотушки» и т.д.

       дробь:

  • одинарная дробь;
  • двойная дробь;
  • одинарная дробь с притопами.

       Танцевальные шаги - наиболее характерный элемент в народной хореографии. Они являются основой всех русских танцев, как старинных, традиционных, так и современных. Шаги являются составной частью некоторых движений. Они играют большую роль в соединении отдельных элементов между собой.

       В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг с носка, каблука, переменный шаг, с притопом и т.д. Окрашивая простой танцевальный шаг различными элементами, поворотами, ритмическими рисунками притопов, прихлопов, движениями рук, можно получить бесконечное разнообразие танцевальных шагов, ходов и проходок.

       Танцевальные шаги:

  • «топающий» шаг;
  • шаг с притопом;
  • два шага с притопом;
  • три шаг с притопом;
  • три шага с выставлением ноги на пятку;
  • шаг с приставкой с каблука;
  • боковой приставной шаг;
  • боковой приставной шаг с выставлением ноги на каблук;
  • танцевальный бег с захлестом назад;
  • переменный шаг.

       Упражнения с русским народным шумовым инструментом – трещотками. Упражнения с музыкальным инструментом используются на уроках для развития у учащихся ритмичности и координации движения рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью музыкальных, шумовых инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, моторика рук, ловкость, представление о звуковысотности, особенности звучания инструмента, расширяются знания о музыкальных инструментах. 

Трещотки.

       Это русский народный ударный музыкальный инструмент. Трещотки состоят из тонких дощечек. Раньше изготавливались из дуба. Дощечки между собой соединены прочной нитью. Для разделения дощечек раньше вставлялись небольшие пластины, сегодня современные производители используют деревянные или пластиковые бусины. Трещотки использовались при исполнении песен, плясок и хороводов.

       Держась за нее руками на уровни груди, учащиеся производят резкие или плавные движения, издавая различные звуки. Трещотку необходимо держать двумя руками. При игре нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать.

       Упражнения:

  • различные ритмические удары трещотками;
  • три притопа – хлопок ;
  • два притопа – хлопок;
  • «ковырялочка»;
  • боковой приставной шаг;
  • боковой приставной шаг с выставлением ноги на каблук;
  • одинарная дробь на месте;
  • танцевальный бег с захлестом назад с ударом в трещотки;
  • дробь одинарная с ударом в трещотки;
  • шаг с притопом с трещотками.

8. Заключение

       Данные рекомендации определяют лишь основной подход к процессу преподавания русского народного танца. Руководствуясь основными изложенными принципами, педагог может уменьшить или увеличить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава возможностей обучающихся.

       Прежде чем разучить поклоны, руководитель работает над раскрыванием и закрыванием рук: одной руки, двух рук, поочередным раскрыванием, переводы в различные положения, т.е. над координацией движения.

       Важнейшей задачей всех лет обучения русскому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры исполнения. При этом не следует преждевременно навязывать детям «взрослую» манеру исполнения, заставлять их «наигрывать» темперамент и утрировать мимическую игру. Исполнение должно быть «естественным», прилагаемый материал - соответствовать не только техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.

       Для детей младшего возраста желательно чаще использовать разнообразные рисунки, при изучении какого-то определенного движения. Возьмем, к примеру, русский «топающий» ход. Будет очень утомительно для детей, если они будут ходить только по кругу в одну и другую сторону. Именно здесь появляется возможность знакомства детей с основными фигурами русских танцев. Затем эти рисунки: круг, два круга рядом, круг в круге, линии, «улитка», «змейка», «колонна», «воротца», можно включать в этюды и композиции, построенные на основных движениях русского танца, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля и созданием сценического образа.

       К концу года обучения у учащихся углубляются чувства и интересы, которые связываются теперь не только со стремлением танцевать, но и с познавательным стремлением к занятиям, к самому процессу ознакомления с фольклорным и сценическим русским танцем.

       Чтобы полностью и подробно изучить русский народный танец, все его виды - хороводы, пляски, переплясы – потребуется ни один год. Поэтому на предмете «народно-сценический танец» учащиеся продолжают изучать русский народный танец с областными особенностями.

       Руководствуясь общими принципами дидактики, можно сформировать основные требования, которым должны отвечать занятия по хореографии и в том числе по русскому народному танцу:

  1. Каждое занятие должно иметь определенную дидактическую (учебную) цель, исходя из учебной программы, возрастных особенностей.
  2. Единство образовательных и воспитательных задач. Образовательная задача занятий заключается в том, что они должны обогащать учащихся новыми знаниями в области хореографии, а также умениями и навыками танца. Воспитательная задача занятий заключается в том, что они решают целый ряд задач: воспитание эстетического чувства, доброжелательности, искренности в передаче танцевального образа, музыкальности, эмоциональной отзывчивости.
  3. Целесообразный отбор учебного материала и методов обучения для каждой части занятий.
  4. Сочетание коллективной и индивидуальной работы с детьми. Например, участниками коллектива, которым трудно дается разучивание того или иного движения, необходимо всегда держать в поле зрения педагога. На середине зала процесс обучения будет всегда результативным, если также дети будут находиться в первой линии.
  5. Особое значение и смысл в условиях хореографического коллектива приобретает требования дифференцированного подхода. Только хорошо зная воспитанника и учитывая его готовность к занятиям, можно добиться активности, которая позволит провести занятия с пользой и вызовет у него эстетическую реакцию (отзывчивость).
  6. Организованная четкость знаний педагога. Педагог должен быть организатором и руководителем, умело направлять активность и настойчивость в осуществлении своей цели.

        Таким образом, специфика проведения занятий с детьми по русскому народному танцу предусматривает реализацию комплекса образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения.

       В результате работы над темой «Элементы русского народного танца», была обоснована актуальность вопроса связи современного поколения с истоками русской национальной культуры, необходимость работы просветительства и патриотического воспитания.

       Используя русский народный танец, как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства любви к своей родной земле, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества.

Список литературы:

  1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
  2. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца» часть 2, 2004
  3. Захаров Р. П. Радуга русского танца. – М.: Искусство, 1999
  4. Климов А.А. Основы русского народного танца. М., 1981
  5. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. - СПб: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010
  6. Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975
  7. Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство», 1976