Главные вкладки
Обобщение педагогического опыта в сфере наставничества в дополнительном образовании детей.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом Детского Творчества «Олимп»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Обобщение педагогического опыта в сфере наставничества в дополнительном образовании детей.
Авторы работы:
Глазкова Вероника Сергеевна (педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории ГБУ ДО ДДТ «Олимп»)
Санкт – Петербург
Я убедился, что, как бы человек успешно
не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом;
я сам учился у более старых педагогов…
А. С. Макаренко
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Все получают базовые знания в школе, но как правило в классе, где по тридцать учащихся, преподаватель не может охватить всю информацию у него стоит задача дать знания всем, но нет возможности работать с каждым индивидуально. К сожалению школа не нацелена на развитие одаренных детей. Выходом из ситуации является дополнительное образование. Родители отдают детей на в ОДОД.
В ОДОД педагоги дают возможность найти себя, помогают раскрыть способности и помогают овладеть навыками различных профессий.
Все мы сегодня наблюдаем изменения, происходящие в системе образования. И перед учреждениями дополнительного образования стоят сейчас новые задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров. И сегодня огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях.
Одним из приоритетных направлений, отраженном в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является создание благоприятных условий для раскрытия способностей и талантов каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию и предполагает вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Необходимость становления и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и развития творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию учащихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценной организации свободного времени.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Задачи:
1.Выявить проблемы психологической адаптации обучающихся в системе дополнительного образования.
2.Создать условия для профессиональной адаптации педагога и обучающегося в коллективе.
3.Помочь обучающемуся и педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения, приобретенные ранее, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
В настоящее время наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации и может рассматриваться как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в дополнительном образовании.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося: подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе; одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации; ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.
Мы определили требования, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.
1.Компетентность и опыт в сфере работы с людьми и в педагогической среде.
2.Знание особенностей своего образовательного учреждения, характера межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе.
3.Наставник – человек, пользующийся доверием руководства школы и коллег по работе, признанный всеми «профессионал».
4.Умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства.
5.Способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности.
6.Педагогическая рефлексия – способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
Условия назначения педагогов – наставников:
Как правило, назначение педагогов-наставников осуществляет администрация школы. Однако нельзя пренебрегать советом психолога, который поможет правильно сформировать пару «наставник – обучающийся» на основе их психологической совместимости (это можно сделать с помощью элементарного тестирования). Стоит прислушаться и к мнению наставляемого педагога. Кроме того, при назначении наставника необходимо учитывать следующие показатели:
1.Общность интересов. если наставник и подопечный проявляют интерес к одним и тем же вещам, имеют одинаковое хобби, это превращает их в сплоченную пару единомышленников;
2.Общая увлеченность конкретной педагогической проблемой.
Существует три формы наставничества:
1.Педагог – педагог
2.Ученик – ученик
3.Педагог – ученик
Наставники детей: выстраивают траекторию развития одарённого ребёнка; способствуют повышению уровня мотивации и творческой активности детей; побуждают к поиску уникальных решений; вдохновляют ребёнка на новое дело и участвуют в его реализации от планирования до воплощения идеи; осуществляют психолого-педагогическую поддержку.
Инструменты в наставничестве:
1. Беседа
2. Личностно – ресурсные карты
3. Наблюдение
4. Практика: проведение совместных репетиций
На последнем инструменте мы остановимся более подробно. На сводные репетиции приходит огромное количество ДТО и педагогов. Тут все как на ладони. Видно насколько хорошо педагог смог объяснить материал обучающимся, правильно ли поставил задачи. Здесь всегда видно, кто уделяет внимание воспитанию, а кто не очень. Здесь видно, где не дотягивает педагоги.
Наставники анализируют ситуацию и проводят беседу сразу после репетиции с педагогами.
На репетиции также видно особенно одаренных детей и видно, способных обучающихся, которые могли бы выдать больше на сцене, но педагог где-то не дотянул. В этом случае подключаются все. Начинается индивидуальная работа с ребенком. Обязательно составляется индивидуальная карта и план работы.
В итоге, на сегодняшний день, в нашем ОДОД есть обучающиеся, которые и на музыкальном инструменте может сыграть, и в кадре не растеряется и в этюде сыграет хорошо. Наша задача раскрыть в ребенке его способности и развить навыки разных творческих профессий и весь коллектив работает на это.
Выявляя недоставки и недоработки, наставники не предъявляют этот как укор педагогу, а лишь предлагают варианты развития в работе, рекомендуют на что необходимо обратить внимание, делятся своим опытом и педагогическими секретами.
Для того, чтобы так слажено работали наставники и наставляемые, необходимо, чтобы сотрудники ОДОД обладали гибкостью мышления. Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действий на другой. На МО с педагогами всегда проводятся тренинги, которые помогают педагогу воспринимать критику безболезненно, развивать гибкость мышления и не выгорать на работе.
Анализируя деятельность наставничества в нашем ОДОД. Можно прийти к выводу, что Опытным, как и начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей педагога.
Критерии оценки работы наставника:
1.Достижение целей и задач наставничества.
2.Свидение к минимуму профессиональных ошибок и конфликтов.
3.Хорошо организованный процесс обучения и воспитания.
4.Высркий уровень профессиональной деятельности педагога.
5.Своевременное распространение педагогического опыта.
6.Своевременная реакция на проблемы и гибкость мышления.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает педагогу, молодому специалисту, обучающемуся достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим педагогом, а обучающимся получить весь объем навыков.
Используя накопительные знания в области наставничества, мы делимся опытом работы с коллегами на методических объединениях школы и педагогических советах ОУ.
Мы, являемся педагогами дополнительного образования и наставниками педагогов и обучающихся в художественной направленности. Вносим свой личный вклад и педагогический опыт в повышение качества дополнительного образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.
Постоянно занимаемся самообразованием, принимаем активное участие в вебинарах, конференциях, семинарах различного уровня, где публикуем статьи и выступаем с докладами.
Список используемой литературы:
1. Барыбина, И. А. Организация наставничества в школе / И. А. Барыбина // Школа. – 2012. – № 7.
2. Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. – 2009. – № 7.
3. Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам : методические рекомендации / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2020.
4.Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2011
5. Бестужев-Лада Н.Б. Прогнозированное обоснование социальных нововведений. - М.: Наука, 2010
6.Бизнес и менеджер. - М.: Азимут-Центр, 2010
7.Бляхман Л.С., Сидоров В.А. Качество работы: роль человеческого фактора. - М., 2010
Приложение№1
Диагностическая карта оценки навыков педагога
Педагог: _____________________________________
(Ф.И.О.)
Наставник: ______________________________________________
(Ф.И.О.)
Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.
Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.
№ | Критерии | Оценки | ||
1 | 2 | 3 | ||
Прогностические навыки | ||||
1 | Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО | |||
2 | Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО | |||
3 | Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО | |||
4 | Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей | |||
5 | Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка | |||
Организаторские и коммуникативные навыки | ||||
1 | Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана | |||
2 | Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия | |||
3 | Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО | |||
4 | Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками | |||
5 | Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО | |||
6 | Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества | |||
7 | Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним | |||
Аналитические навыки | ||||
1 | Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО | |||
2 | Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков | |||
3 | Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе | |||
4 | Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами | |||
Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы
полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.
Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________навыки, в особенности навыки__________________.
Приложение №2
Индивидуальный план осуществления наставничества
1. Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется наставничество: ____________________________________________________
2. Наименование должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество: ____________________________________________________
3. Фамилия, имя, отчество наставника: _____________________________
4. Наименование должности наставника: ___________________________
5. Период наставничества: ______________________________
с «01» сентября 2022 г. по «31» мая 2023 г.
№ п/п | Наименование | Период выполнения | Примечание | Вывод |
1. |
| Сентябрь | ||
2. |
| Октябрь | ||
3 |
| Ноябрь | ||
4. |
| Декабрь | ||
5 |
| Январь | ||
6. |
| Февраль | ||
7 |
| Март | ||
8 |
| Апрель | ||
9 |
| Май |
Рекомендации наставника по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая и практическая помощь в приобретении навыков
для выполнения должностных обязанностей
____________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» __________ 20____ г.
______________/_____________
(подпись / фамилия и инициалы куратора)
