ЛЕПКА
Программа “ЛЕПКА” адаптированная, является частью комплексной программы художественного отделения “Твори на радость себе и людям”; реализуется на начальном уровне обучения (дети 7-12 лет), рассчитана на 3 года обучения, 1 раз в неделю по 2 часа. Программа ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Приоритетные направления деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Цели программы – развитие элементарных навыков и умений в работе с различными пластическими материалами, знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_osnovnaya_gorbunova_z.r._2015-16uch.god_gotovo.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«УИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Одобрено на заседании методического совета протокол №___ от ___._____2015г. ___________/___________/ | Утверждаю: Директор МБОУ ДОД «Уинская детская школа искусств» _______________/Е.И.Сивковская/ «__»____________2015г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛЕПКА
художественного отделения детской школы искусств
срок обучения – 3 года,
возраст обучающихся - 7-12 лет
ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
«ТВОРИ НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ!»
Автор-составитель:
Горбунова Земфира Расимовна
преподаватель изобразительного искусства МБОУ ДОД
«Уинская детская школа искусств»
Уинское, 2015
Программа “ЛЕПКА”
часть комплексной программы художественного отделения
“Твори на радость себе и людям!”
Составитель:
Горбунова З.Р. преподаватель изобразительного искусства
МБОУ ДОД “Уинская детская школа искусств”
Программа составлена
на основе базовых программ
«ЛЕПКА»
Примерная программа для художественных школ и художественных отделений детских школ искусств (утверждена Министерством образования РФ) // М.: Просвещение, 1992.
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Программа для общеобразовательных школ /Сост. Б.М.Неменский (одобрена Министерством образования РФ), 2003
«ЛЕПКА»
Авторская программа Д.Н. Колдиной для художественных школ и художественных отделений детских школ искусств // 2012
Пояснительная записка
Программа “ЛЕПКА” адаптированная, является частью комплексной программы художественного отделения “Твори на радость себе и людям”; реализуется на начальном уровне обучения (дети 7-12 лет), рассчитана на 3 года обучения, 1 раз в неделю по 2 часа. Программа ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Приоритетные направления деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Цели программы – развитие элементарных навыков и умений в работе с различными пластическими материалами, знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.)
Задачи программы:
- научить владеть различными материалами: пластилином, глиной, соленым тестом, стекой;
- обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки;
- сформировать умение использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, а также различные приемы лепки;
- способствовать проявлению фантазии ребёнка в изображении лепных композиций;
- развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление;
- воспитать творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств различных пластических материалов и т.п).
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.
Лепка в младшем школьном возрасте – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того детям доступно выполнять небольшие украшения и сувениры. Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Для успешного овладения навыками лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. Чем раньше дети будут знакомиться с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.
В программе используются элементы таких учебных предметов, как декоративная, рельефная, предметная и сюжетная лепка.
Формы и режим занятий.
Основная форма проведения учебных занятий: групповая (численностью от 8 до 10 человек – 1-2 год обучения; от 6 до 8 человек –3 год обучения). Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, а также индивидуальной работы с каждым учащимся.
Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа: 1 класс – 64 часа в год; 2 класс - 66 часов в год, 3 класс - 66 часов в год. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Темы и задания уроков предполагают создания игровых и сказочных ситуаций. Процесс обучения на уроке характеризуют:
- сотворчество учителя и ученика;
- диалогичность;
- созидательной творческой практической деятельности ученика по теме;
- четкость поставленных задач и варианты их решения.
Также занятия совмещаются с просмотрами видеофильмов о народном искусстве, наглядных пособий и образцов, экскурсиями в краеведческие, художественные музеи.
Ожидаемые результаты:
- умение применять все приёмы лепки;
- умение пользоваться стеками и пластическими материалами;
- умение украшать и расписывать свои работы;
- самостоятельное создание интересных, красивых и декоративных предметов из различных пластических материалов;
- приобретение художественного вкуса, развитие фантазии и воображения.
Формы контроля успеваемости и подведения итогов.
Формой контроля является проведение отчетных выставок в четверти и за год, а также участие в различных выставках и конкурсах.
I год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводная беседа | 1 | 1 | 2 |
2. | Композиция на свободную тему | 1 | 1 | 2 |
3. | Основные приемы лепки | 2 | 2 | 4 |
4. | Лепка предметов простой формы | 1 | 2 | 3 |
5. | Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы | 1 | 2 | 3 |
6. | Лепка посуды способом кругового налепа | 2 | 3 | 5 |
7. | Декоративные композиции «Торт», «Пряник», «Поднос» | 2 | 10 | 12 |
8. | Декоративные композиции «Птица», «Рыба» | 2 | 10 | 12 |
9. | Декоративные композиции по литературным произведениям | 1 | 6 | 7 |
10. | Лепка по представлению «Забавные зверюшки» | 1 | 7 | 8 |
11. | Орнаментальный рельеф | 4 | 5 | |
12. | Обобщающий урок | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 15 | 49 | 64 час. |
Содержание предмета
- Вводное занятие
Введение в тему «Лепка». Многоликий мир искусства. Знакомство с кабинетом, материалами и инструментами; с общими правилами техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места для работы.
- Композиция на свободную тему
Задачи: Выявить наклонности у детей и уровень их подготовки.
Материалы: пластилин, стеки или палочки, рабочая дощечка.
- Основные приемы лепки.
Задачи: Познакомить детей со свойствами материала, научить детей формообразующему движению – раскатыванию, скатыванию, сплющиванию, оттягиванию, отщипыванию, вдавливанию, присоединению.
Материалы: пластилин, рабочая дощечка.
- Лепка предметов простой формы. Овощи, фрукты, грибы, гусеница и т.д.
Задачи: Познакомить с понятием объемности предметов; представление о пропорциях и характере предметов.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
- Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы
Задачи: Научить детей делать сосуд путем выбирания пластилина стекой из шарообразной и цилиндрической формы; украшение узором.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
- Лепка сосудов способом кругового налепа.
Задачи: Познакомить с новым способом изображения посуды – из колец; научить передавать особенности формы, творчески подходить к выполнению задания. Самостоятельно придумать форму посуды. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживать поверхность изделия.
Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки.
7. Декоративные композиции «Торт», «Пряник», «Поднос»
Задачи: Научить ритмично украшать округлую плоскую форму, дать понятие о декоративном рельефе.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
8. Декоративные композиции «Птица», «Рыба»
Задачи: Декоративная переработка форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Материалы: пластилин, стеки, глина, дощечки.
9. Декоративные композиции по литературным произведениям
Задачи: Освоение рельефной лепки на картоне.
Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки.
10. Лепка по представлению «Забавные зверюшки»
Задачи: Учиться самостоятельно изображать животных, пользуясь знакомыми способами лепки: скатывание, вдавливание, присоединение.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.
11. Орнаментальный рельеф
Задачи: Дать понятие о рельефе, развить способность создавать цельную композицию; познакомить учащихся с русскими изразцами. Выполнить растительный или геометрический орнамент на глиняной плитке.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
12. Обобщающий урок.
II год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Композиция по летним впечатлениям | 1 | 1 | 2 |
3. | Декоративная композиция «Сказочная птица» | 1 | 2 | 3 |
4. | Декоративная ваза с фруктами, овощами | 1 | 4 | 5 |
5. | Декоративная композиция «Орнамент» | 1 | 4 | 5 |
6. | Лепка декоративных пластин с последующей росписью | 1 | 5 | 6 |
7. | Композиция «Волшебная фантазия» | 1 | 5 | 6 |
8. | Этюд животного с натуры | 1 | 4 | 5 |
9. | Этюд фигуры человека с натуры | 1 | 4 | 5 |
10. | Сюжетная лепка | 1 | 4 | 5 |
11. | Композиция «Сувенир» | 1 | 4 | 5 |
12. | Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью | 1 | 6 | 7 |
13. | Композиция «Человек и животное». Итоговая работа. | 1 | 9 | 10 |
14. | Обобщающий урок | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 14 | 52 | 66 час. |
Содержание предмета
- Вводное занятие
Знакомство с планом занятий на учебный год. Закрепление тем 1 года обучения.
- Композиция по летним впечатлениям
Задачи: Развитие наблюдательности, образной памяти, умения выразить то, что особенно заполнилось.
Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки.
3. Декоративная композиция «Сказочная птица»
Задачи: Научиться самостоятельно придумывать образ сказочной птицы, передавать форму, пропорции и характерные детали, умение создать образ, используя знания и умения при украшении предмета налепами и росписью стекой.
Материалы: глина, пластилин, мокрые тряпочки, стеки, кисти, гуашь или акриловые краски.
4. Декоративная ваза с фруктами, овощами
Задачи: Учить детей проявлять самостоятельность в выборе темы и творчество при выполнении ее. Использовать опыт в отборе форм, украшений и способов лепки.
Материалы: глина, пластилин, стеки, мокрые тряпочки.
5. Декоративная композиция «Орнамент»
Лепка пластины (10*10*2), орнаментальная роспись гуашью.
Задачи: Пояснения понятия «орнамент», подбор гармонического сочетания цветов.
Материалы: глина, пластилин, стеки, гуашь, кисти.
6. Лепка декоративных пластин с последующей росписью
А) Лепка пластины путем наложения формы на основу.
Задачи: Научить новому способу лепки, путем наложения формы на основу.
Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.
Б) Лепка пластины путем выбирания пластины с основной формы.
Задачи: Научить новой технике лепки путем выбирания пластилина стекой.
Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.
- Композиция «Волшебная фантазия»
Задачи: Найти большую форму изображаемого, развить фантазию, освоить художественные приемы декора.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, гуашь или акриловые краски, кисти.
- Этюд животного с натуры
Задачи: Развить у детей наблюдательность, умение подмечать характерное движение, позу; навык быстрой прокладки фигуры животного, пластического решения наброска с учетом кругового обзора.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.
- Этюд фигуры человека с натуры
Задачи: Дать понятие о пропорциях человека; первоначальные навыки передачи движения.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки, мокрые тряпочки.
- Сюжетная лепка
«Курочка и цыплята», «Маша и медведь», «Конь с наездником».
Задачи: Научить учащихся задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета.
Материалы: пластилин, глина, стеки, картон, мокрые тряпочки.
- Композиция «Сувенир»
Изготовление небольшого размера декоративных фигурок людей или животных, с последующей росписью.
Задачи: Дать понятие о декоративности. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, добиться завершенности проработки формы.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, глина, дощечки, гуашь, кисти.
- Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью.
Задачи: Вписать орнаментальный мотив в квадрат, освоить технические приемы лепки рельефа и росписи.
Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти, мокрые тряпочки.
- Композиция «Человек и животное». Итоговая работа.
Задачи: Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний и умений, полученных за два года обучения.
Материалы: пластилин, соленое тесто, глина, стеки, дощечки.
- Обобщающий урок
Итоговая выставка. Анализ работ.
Занятие может пройти в форме праздника, ярмарки и т.п. с приглашением родителей.
III год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. | 1 | 2 | 3 |
3 | Порадуем себя и мам. Бусы. | 1 | 6 | 7 |
4 | Фантазия на кухне. Изготовление корзинки из соленого теста | 1 | 6 | 7 |
5 | Поиграем в зоопарк. Ежик. Крокодил. Слон. Черепаха | 1 | 5 | 6 |
6. | Насекомые. | 1 | 5 | 6 |
7. | Идеи для интерьера. Фоторамка. Ваза с розами. | 1 | 6 | 7 |
8. | Панно «Полевые цветы» | 1 | 6 | 7 |
9. | Изготовление сувенира из соленого теста «Домовой» | 1 | 7 | 8 |
10. | Изготовление магнита. | 1 | 5 | 6 |
11. | Талисманы своими руками | 1 | 6 | 7 |
12. | Итоговая выставка. Анализ работ. | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 11 | 55 | 66 час. |
Содержание предмета
- Вводное занятие
Знакомство с планом занятий на учебный год. Летние впечатления. Закрепление тем 2 года обучения.
- История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста.
Задачи: Знакомство с техникой лепка из соленого теста. Виды соленого теста. Рабочее место техника безопасности при работе с соленым тестом.
Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.
- Порадуем себя и мам. Бусы.
Задачи: Знакомство с историей бус. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов бус. Привлечение жизненного опыта детей. Форма бус. Изготовление бус из соленого теста.
Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.
- Фантазия на кухне. Изготовление корзинки из соленого теста.
Задачи: Виды корзинок. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением различных видов корзин. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз корзинки. Изготовление корзинки из соленого теста.
Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.
- Поиграем в зоопарк. Ежик. Крокодил. Слон.
Задачи: Дикие и домашние животные. Повадки животных. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, слайдов с изображением животных. Привлечение жизненного опыта детей. Чтение стихов и рассказов о животных. Изготовление животных.
Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки, вода.
- Насекомые.
Задачи: Насекомые. Беседа о разнообразии насекомых. Виды насекомых. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Рассматривание частей тела насекомого.
Лепка насекомых (божья коровка, пчела, жук).
Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки. вода.
- Идеи для интерьера. Фоторамка. Ваза с розами.
Задачи: Рамка для фотографий. Рассматривание разных видов рамок для фотографий. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Изготовление рамки для фотографий по выбранному эскизу. Изготовление фоторамки. Лепка букета роз.
Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки, вода.
- Панно «Полевые цветы».
Задачи: Полевые цветы. Беседа о разнообразии полевых цветов. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением полевых цветов.
Лепка полевых цветов.
Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки, вода.
- Изготовление сувенира из соленого теста «Домовой».
Задачи: Кто такой домовой? Рассматривание рисунков, игрушек с изображением домового. Эскиз домового по представлению. Лепка домовенка из соленого теста.
Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.
- Изготовление магнита.
Задачи: Изготовление из пластики магнитов на холодильник по собственному эскизу. Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.
- Талисманы своими руками.
Задачи: История возникновения талисманов. Талисман по своему замыслу.
Материалы: пластика, досочка, инструменты для лепки, вода.
- Итоговая выставка. Анализ работ.
Занятие может пройти в форме праздника, ярмарки и т.п. с приглашением родителей.
Ожидаемые результаты
В течение курса обучения дети накапливают теоретические и практические знания, приобретают практические умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
- как изготовить солёное тесто для лепки
- правила организации рабочего места
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, стеки, скалка и т. д.), правила безопасного труда при работе с указанными инструментами
- основные способы и приёмы лепки (разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание, оттягивание и др.)
Учащиеся должны уметь:
- подготовить материалы и инструменты для лепки из солёного теста
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями
- использовать в лепке известные способы и приёмы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами
- создавать объёмные лепные фигуры и сюжетные композиции
- расписывать вылепленные изделия
- применить в быту навыки изготовления изделий
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу, схеме, рисунку
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование:
Столы, халаты, фартуки, нарукавники, сушильный шкаф, распылитель для покрытия работ лаком или аэрограф, лампы индивидуального освещения, ведро для мусора, аптечка.
Материалы и инструменты:
- Пластилин
- Соленое тесто
- Инструменты для лепки
- Доска
- Стеки разной формы
Наглядные и раздаточные пособия:
- папки с образцами готовых изделий;
- иллюстрации по народным промыслам России;
- папка с этапами выполнения каждого изделия;
- подборка открыток и фотоматериалов;
- видеофильмы о народных промыслах России;
- методическая литература
Список литературы
- Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
- Горичева В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль, «Академия и Ко», 2000 г.
- Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение», 2000 г.
- Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
- Диброва А. «Поделки из соленого теста» - М.: Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга", 2008 г.
- Дмитриева К. «Подарки: Техники. Приемы. Изделия» - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
- Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» М., «Айрис – Пресс», 2012 г.
- Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008 г.
- Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
- Изольда Кискальт «Соленое тесто» М. «АСТ-Пресс»
- Михайлова И. «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
- Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТ-Пресс», 2008 г.
- Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.
- Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». - М., 1990.
- Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах». - М. «Просвещение» 1985
- Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». - М., 1985.
- Попова О. С. « Русские художественные промыслы». - М. 1984
Интернет – ресурсы
- Соленое тесто форум М. Антипова http://www.booksiti.net.ru/books/6232675
- Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры http://www.sprinter.ru/books/lepim-iz-solenogo-testa-ukrasheniya- suven…
- Соль, мука, вода - вот и все дела! http://funny-family.biz/hobbies/sol-muka-voda.html
- Лепка из солёного теста для детей: мастер – классы из журналов http://ejka.ru/blog/plastilin/765.html
- Лепка из соленного теста http://rudocs.exdat.com/docs/index-335967.html
- Магнитики на холодильник из соленого теста http://www.darievna.ru/home/next/1057
- Поделки из теста для лепки http://vmzkirov.ru/js/include/podelki-iz-testa-dlya-lepki
- Лепка: глина, пластика, соленое тесто http://mastera-rukodeliya.ru/index.php?start=2100
- Рождественский декор из соленого теста. Идеи, мастер-классы. http://idea-fx.blogspot.com/
- Поделки из солёного теста - Поделки
- http://podelkihandmade.ru/razdeli/podelki/podelki-iz-solnnogo-testa.ht…