ЛЕПКА

Горбунова Земфира Расимовна

Программа “ЛЕПКА” адаптированная, является частью комплексной программы художественного отделения “Твори на радость себе и людям”; реализуется на начальном уровне обучения (дети 7-12 лет), рассчитана на 3 года обучения, 1 раз в неделю по 2 часа. Программа ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Приоритетные направления деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Цели программыразвитие элементарных навыков и умений в работе с различными пластическими материалами, знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_osnovnaya_gorbunova_z.r._2015-16uch.god_gotovo.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«УИНСКАЯ  ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ»

Одобрено на заседании

методического совета

протокол №___

от ___._____2015г.

___________/___________/

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД

«Уинская детская школа искусств»

_______________/Е.И.Сивковская/

«__»____________2015г.

М.П.

                                                                                                   

                                                                                               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЛЕПКА

художественного отделения детской школы искусств

срок обучения – 3 года,

возраст обучающихся -  7-12 лет

ЧАСТЬ  КОМПЛЕКСНОЙ  ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ОТДЕЛЕНИЯ

«ТВОРИ  НА  РАДОСТЬ  СЕБЕ  И  ЛЮДЯМ!»

Автор-составитель:

Горбунова Земфира Расимовна

преподаватель изобразительного искусства МБОУ ДОД

«Уинская детская школа искусств»                                                                              

Уинское,  2015

Программа “ЛЕПКА”

часть комплексной программы художественного отделения

“Твори на радость себе и людям!”

         Составитель:

Горбунова З.Р.      преподаватель изобразительного искусства

                                 МБОУ ДОД “Уинская детская школа искусств”

Программа  составлена  

на  основе  базовых  программ

«ЛЕПКА»

Примерная программа для художественных школ и художественных отделений детских школ искусств (утверждена Министерством образования РФ) // М.: Просвещение, 1992.

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ  ИСКУССТВО

В  ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА»

Программа для общеобразовательных школ /Сост. Б.М.Неменский (одобрена Министерством образования РФ), 2003

«ЛЕПКА»

Авторская программа Д.Н. Колдиной для художественных школ и художественных отделений детских школ искусств // 2012

Пояснительная записка

Программа “ЛЕПКА” адаптированная, является частью комплексной программы художественного отделения “Твори на радость себе и людям”; реализуется на начальном уровне обучения (дети 7-12 лет), рассчитана на 3 года обучения, 1 раз в неделю по 2 часа. Программа ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Приоритетные направления деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Цели программы – развитие элементарных навыков и умений в работе с различными пластическими материалами, знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.)

Задачи программы:

  • научить владеть различными материалами: пластилином, глиной, соленым тестом, стекой;
  • обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки;
  • сформировать умение использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, а также различные приемы лепки;
  • способствовать проявлению фантазии ребёнка в изображении лепных композиций;
  • развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление;
  • воспитать творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
  • исследовательские (исследование свойств различных пластических материалов и т.п).

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

Лепка в младшем школьном возрасте – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того детям доступно выполнять небольшие украшения и сувениры. Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Для успешного овладения навыками лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. Чем раньше дети будут знакомиться с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

В программе используются элементы таких учебных предметов, как декоративная, рельефная, предметная и сюжетная лепка.

Формы и режим занятий. 

Основная форма проведения учебных занятий: групповая (численностью от 8 до 10 человек – 1-2 год обучения; от 6 до 8 человек –3 год обучения). Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, а также индивидуальной работы с каждым учащимся.

Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа: 1 класс – 64 часа в год; 2 класс - 66 часов в год, 3 класс - 66 часов в год. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Темы и задания уроков предполагают создания игровых и сказочных ситуаций. Процесс обучения на уроке характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;
  • диалогичность;
  • созидательной творческой практической деятельности ученика по теме;
  • четкость поставленных задач и варианты их решения.

Также занятия совмещаются с просмотрами видеофильмов о народном искусстве, наглядных пособий и образцов, экскурсиями в краеведческие, художественные музеи.

Ожидаемые результаты:

  • умение применять все приёмы лепки;
  • умение пользоваться стеками и пластическими материалами;
  • умение украшать и расписывать свои работы;
  • самостоятельное создание интересных, красивых и декоративных предметов из различных пластических материалов;
  • приобретение художественного вкуса, развитие фантазии и воображения.

Формы контроля успеваемости и подведения итогов.

Формой контроля является проведение отчетных выставок в четверти и за год, а также участие в различных выставках и конкурсах.


I год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводная беседа

1

1

2

2.

Композиция на свободную тему

1

1

2

3.

Основные приемы лепки

2

2

4

4.

Лепка предметов простой формы

1

2

3

5.

Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы

1

2

3

6.

Лепка посуды способом кругового налепа

2

3

5

7.

Декоративные композиции «Торт», «Пряник», «Поднос»

2

10

12

8.

Декоративные композиции «Птица», «Рыба»

2

10

12

9.

Декоративные композиции по литературным произведениям

1

6

7

10.

Лепка по представлению «Забавные зверюшки»

1

7

8

11.

Орнаментальный рельеф

4

5

12.

Обобщающий урок

-

1

1

ИТОГО:

15

49

64 час.

Содержание предмета

  1. Вводное занятие

Введение в тему «Лепка». Многоликий мир искусства. Знакомство с кабинетом, материалами и инструментами; с общими правилами техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места для работы.

  1. Композиция на свободную тему

Задачи: Выявить наклонности у детей и уровень их подготовки.

Материалы: пластилин, стеки или палочки, рабочая дощечка.

  1. Основные приемы лепки.

Задачи: Познакомить детей со свойствами материала, научить детей формообразующему движению – раскатыванию, скатыванию, сплющиванию, оттягиванию, отщипыванию, вдавливанию, присоединению.

Материалы: пластилин, рабочая дощечка.

  1. Лепка предметов простой формы. Овощи, фрукты, грибы, гусеница и т.д.

Задачи: Познакомить с понятием объемности предметов; представление о пропорциях и характере предметов.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

  1. Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы

Задачи: Научить детей делать сосуд путем выбирания пластилина стекой из шарообразной и цилиндрической формы; украшение узором.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

  1. Лепка сосудов способом кругового налепа.

Задачи: Познакомить с новым способом изображения посуды – из колец; научить передавать особенности формы, творчески подходить к выполнению задания. Самостоятельно придумать форму посуды. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживать поверхность изделия.

Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки.

7. Декоративные композиции «Торт», «Пряник», «Поднос»

Задачи: Научить ритмично украшать округлую плоскую форму, дать понятие о декоративном рельефе.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

8. Декоративные композиции «Птица», «Рыба»

Задачи: Декоративная переработка форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.

Материалы: пластилин, стеки, глина, дощечки.

9. Декоративные композиции по литературным произведениям

Задачи: Освоение рельефной лепки на картоне.

Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки.

10. Лепка по представлению «Забавные зверюшки»

Задачи: Учиться самостоятельно изображать животных, пользуясь знакомыми способами лепки: скатывание, вдавливание, присоединение.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.

11. Орнаментальный рельеф

Задачи: Дать понятие о рельефе, развить способность создавать цельную композицию; познакомить учащихся с русскими изразцами. Выполнить растительный или геометрический орнамент на глиняной плитке.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

12. Обобщающий урок.

II год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Композиция по летним впечатлениям

1

1

2

3.

Декоративная композиция «Сказочная птица»

1

2

3

4.

Декоративная ваза с фруктами, овощами

1

4

5

5.

Декоративная композиция «Орнамент»

1

4

5

6.

Лепка декоративных пластин с последующей росписью

1

5

6

7.

Композиция «Волшебная фантазия»

1

5

6

8.

Этюд животного с натуры

1

4

5

9.

Этюд фигуры человека с натуры

1

4

5

10.

Сюжетная лепка

1

4

5

11.

Композиция «Сувенир»

1

4

5

12.

Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью

1

6

7

13.

Композиция «Человек и животное». Итоговая работа.

1

9

10

14.

Обобщающий урок

1

1

ИТОГО:

14

52

66 час.

Содержание предмета

  1. Вводное занятие

Знакомство с планом занятий на учебный год. Закрепление тем 1 года обучения.

  1. Композиция по летним впечатлениям

Задачи: Развитие наблюдательности, образной памяти, умения выразить то, что особенно заполнилось.

Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки.

3. Декоративная композиция «Сказочная птица»

Задачи: Научиться самостоятельно придумывать образ сказочной птицы, передавать форму, пропорции и характерные детали, умение создать образ, используя знания и умения при украшении предмета налепами и росписью стекой.

Материалы: глина, пластилин, мокрые тряпочки, стеки, кисти, гуашь или акриловые краски.

4. Декоративная ваза с фруктами, овощами

Задачи: Учить детей проявлять самостоятельность в выборе темы и творчество при выполнении ее. Использовать опыт в отборе форм, украшений и способов лепки.

Материалы: глина, пластилин, стеки, мокрые тряпочки.

5. Декоративная композиция «Орнамент»

Лепка пластины (10*10*2), орнаментальная роспись гуашью.

Задачи: Пояснения понятия «орнамент», подбор гармонического сочетания цветов.

Материалы: глина, пластилин, стеки, гуашь, кисти.

6. Лепка декоративных пластин с последующей росписью

А) Лепка пластины путем наложения формы на основу.

Задачи: Научить новому способу лепки, путем наложения формы на основу.

Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.

Б) Лепка пластины путем выбирания пластины с основной формы.

Задачи: Научить новой технике лепки путем выбирания пластилина стекой.

Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.

  1. Композиция «Волшебная фантазия»

Задачи: Найти большую форму изображаемого, развить фантазию, освоить художественные приемы декора.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, гуашь или акриловые краски, кисти.

  1. Этюд животного с натуры

Задачи: Развить у детей наблюдательность, умение подмечать характерное движение, позу; навык быстрой прокладки фигуры животного, пластического решения наброска с учетом кругового обзора.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.

  1. Этюд фигуры человека с натуры

Задачи: Дать понятие о пропорциях человека; первоначальные навыки передачи движения.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки, мокрые тряпочки.

  1. Сюжетная лепка

«Курочка и цыплята», «Маша и медведь», «Конь с наездником».

Задачи: Научить учащихся задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета.

Материалы: пластилин, глина, стеки, картон, мокрые тряпочки.

  1. Композиция «Сувенир»

Изготовление небольшого размера декоративных фигурок людей или животных, с последующей росписью.

Задачи: Дать понятие о декоративности. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, добиться завершенности проработки формы.

Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, глина, дощечки, гуашь, кисти.

  1. Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью.

Задачи: Вписать орнаментальный мотив в квадрат, освоить технические приемы лепки рельефа и росписи.

Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти, мокрые тряпочки.

  1. Композиция «Человек и животное». Итоговая работа.

Задачи: Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний и умений, полученных за два года обучения.

Материалы: пластилин, соленое тесто, глина, стеки, дощечки.

  1. Обобщающий урок

Итоговая выставка. Анализ работ.

Занятие может пройти в форме праздника, ярмарки и т.п. с приглашением родителей.

III год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста.

1

2

3

3

Порадуем себя и мам. Бусы.

1

6

7

4

Фантазия на кухне. Изготовление корзинки из соленого теста

1

6

7

5

Поиграем в зоопарк. Ежик. Крокодил. Слон. Черепаха

1

5

6

6.

Насекомые.

1

5

6

7.

Идеи для интерьера. Фоторамка. Ваза с розами.

1

6

7

8.

Панно «Полевые цветы»

1

6

7

9.

Изготовление сувенира из соленого теста «Домовой»

1

7

8

10.

Изготовление магнита.

1

5

6

11.

Талисманы своими руками

1

6

7

12.

Итоговая выставка. Анализ работ.

-

1

1

ИТОГО:

11

55

66 час.

Содержание предмета

  1. Вводное занятие

Знакомство с планом занятий на учебный год. Летние впечатления. Закрепление тем 2 года обучения.

  1. История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. 

Задачи: Знакомство с техникой лепка из соленого теста. Виды соленого теста. Рабочее место техника безопасности при работе с соленым тестом.

Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Порадуем себя и мам. Бусы.

Задачи: Знакомство с историей бус. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов бус. Привлечение жизненного опыта детей. Форма бус. Изготовление бус из соленого теста.

Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Фантазия на кухне. Изготовление корзинки из соленого теста.

Задачи: Виды корзинок. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением различных видов корзин. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз корзинки. Изготовление корзинки из соленого теста.

Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Поиграем в зоопарк. Ежик. Крокодил. Слон.

Задачи: Дикие и домашние животные. Повадки животных. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, слайдов с изображением животных. Привлечение жизненного опыта детей.  Чтение стихов и рассказов о животных. Изготовление животных.

Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Насекомые.

Задачи: Насекомые. Беседа о разнообразии насекомых. Виды насекомых. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Рассматривание частей тела насекомого.

Лепка насекомых  (божья коровка, пчела, жук).

Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки. вода.

  1. Идеи для интерьера. Фоторамка. Ваза с розами.

Задачи: Рамка для фотографий. Рассматривание разных видов рамок для фотографий. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Изготовление рамки для фотографий по выбранному эскизу. Изготовление фоторамки. Лепка букета роз.

Материалы: пластилин (соленое тесто, глина),  досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Панно «Полевые цветы».

Задачи: Полевые цветы. Беседа о разнообразии полевых цветов. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением полевых цветов.

Лепка полевых цветов.

Материалы: пластилин (соленое тесто, глина), досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Изготовление сувенира из соленого теста «Домовой».

Задачи: Кто такой домовой? Рассматривание рисунков, игрушек с изображением домового. Эскиз домового по представлению. Лепка домовенка из соленого теста.

Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Изготовление магнита.

Задачи: Изготовление из пластики магнитов на холодильник по собственному эскизу. Материалы: соленое тесто, досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Талисманы своими руками.

Задачи: История возникновения талисманов. Талисман по своему замыслу.

Материалы: пластика, досочка, инструменты для лепки, вода.

  1. Итоговая выставка. Анализ работ.

Занятие может пройти в форме праздника, ярмарки и т.п. с приглашением родителей.

Ожидаемые результаты

        В течение курса обучения дети накапливают теоретические и практические знания, приобретают практические умения и навыки.

Учащиеся должны знать:

- как изготовить солёное тесто для лепки

- правила организации рабочего места

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, стеки, скалка и т. д.), правила безопасного труда при работе с указанными инструментами

- основные способы и приёмы лепки (разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание, оттягивание  и др.)

Учащиеся должны уметь:

- подготовить материалы и инструменты для лепки из солёного теста

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями

- использовать в лепке известные способы и приёмы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами

- создавать объёмные лепные фигуры и сюжетные композиции

- расписывать вылепленные изделия

- применить в быту навыки изготовления изделий

- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу, схеме, рисунку

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

“4” («хорошо»)  -  в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование:

Столы, халаты, фартуки, нарукавники, сушильный шкаф, распылитель для покрытия работ лаком или аэрограф, лампы индивидуального освещения, ведро для мусора, аптечка.

Материалы и инструменты:

  • Пластилин
  • Соленое тесто
  • Инструменты для лепки
  • Доска
  • Стеки разной формы

Наглядные и раздаточные пособия:

  • папки с образцами готовых изделий;
  • иллюстрации по народным промыслам России;
  • папка с этапами выполнения каждого изделия;
  • подборка открыток и фотоматериалов;
  • видеофильмы о народных промыслах России;
  • методическая  литература

Список литературы

  1. Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко»,  1998 г.
  2. Горичева В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль, «Академия и Ко»,  2000 г.
  3. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»  М. «Просвещение», 2000 г.
  4. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
  5. Диброва А.  «Поделки из соленого теста»  - М.: Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга", 2008 г.
  6. Дмитриева К. «Подарки: Техники. Приемы. Изделия» - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
  7. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» М., «Айрис – Пресс», 2012 г.
  8. Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008 г.
  9. Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
  10. Изольда Кискальт  «Соленое тесто»  М. «АСТ-Пресс»
  11. Михайлова И.  «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
  12. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТ-Пресс»,  2008 г.
  13. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.
  14. Бардина  Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». -  М., 1990.
  15. Конышева  Н. М. «Лепка в начальных классах».  - М. «Просвещение» 1985
  16. Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». - М., 1985.
  17. Попова О. С. « Русские художественные промыслы». - М. 1984

Интернет – ресурсы

  1. Соленое тесто форум М. Антипова http://www.booksiti.net.ru/books/6232675
  2. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры http://www.sprinter.ru/books/lepim-iz-solenogo-testa-ukrasheniya-  suven…
  3. Соль, мука, вода - вот и все дела! http://funny-family.biz/hobbies/sol-muka-voda.html
  4. Лепка из солёного теста для детей: мастер – классы из журналов http://ejka.ru/blog/plastilin/765.html
  5. Лепка из соленного теста http://rudocs.exdat.com/docs/index-335967.html
  6. Магнитики на холодильник из соленого теста http://www.darievna.ru/home/next/1057
  7. Поделки из теста для лепки http://vmzkirov.ru/js/include/podelki-iz-testa-dlya-lepki
  8. Лепка: глина, пластика, соленое тесто http://mastera-rukodeliya.ru/index.php?start=2100
  9. Рождественский декор из соленого теста. Идеи, мастер-классы. http://idea-fx.blogspot.com/
  10. Поделки из солёного теста - Поделки
  11. http://podelkihandmade.ru/razdeli/podelki/podelki-iz-solnnogo-testa.ht…