Конспект занятия по изобразительному искусству "Летние цветы"

Кукушкина Елена Николаевна

Конспект занятия в изостудии по теме  «Летние цветы» будет интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ и родителям. Занятие направлено на освоение способов работы с художественными материалами и инструментами, развитие воображения, воспитание бережного отношения к природе.  Учебные задания даются в виде игры с художественными средствами. «Метод комбинаторных игр» (разработала Т.В. Калинина), позволяет создавать интересные и неповторимые изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.letnie_tsvety.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия в изостудии по изобразительному искусству.

По теме: «Летние цветы»

Занятие направлено на освоение способов работы с художественными материалами и инструментами, развитие воображения, воспитание бережного отношения к природе.          

Продолжительность занятия – 2 пед. часа

Возраст детей – 5-6 лет

Год обучения – 1-ий

Тип занятия – усвоение новых знаний

Тема – «Летние цветы»

Цель: создать условия для изображения «Летних цветов».

Задачи:

  1. Познакомить с изобразительными возможностями гуаши, с  выразительными возможностями пятна и линии передавать формы окружающего мира, учить использовать полученные знания при работе;
  2. развивать внимание, воображение, координацию движений и мелкую моторику рук;
  3. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: 

  • компьютер;
  • аудиозаписи: Балакирев М.А. «В саду», Дебюсси К. «Сады под дождем», Римский-Корсаков опера «Снегурочка. Тема Весны», Чайковский П.И. «Времена года. Апрель – Подснежник» и «Щелкунчик. Вальс цветов»;
  • видеоизображения летней природы, полевых цветов (ромашки, васильки);
  • гаушь; бумага А3; кисти № 3 и 6; тряпочки для вытирания кистей; стаканчики для воды, подкладные листы, образец работы.

Литература:

  1. Калинина Т.В. «Цветы и травы», СПб.: РЕЧЬ, 2009
  2. Лопатина А., Скребцова М. «Природа – глазами души», М.: Сфера, 1999

Пояснительная записка

Занятия в изостудии проходят  1 раз в неделю по 3 пед. часа.

Главная задача занятий – помочь ребенку почувствовать себя творцом. Обучение рисованию в изостудии –  это средство для изучения предметного мира, развития образного мышления, воображения и наблюдательности.

Прием в студию происходит без конкурсного отбора, начальный уровень подготовки детей разный. Есть дети, которые не умеют работать красками и правильно держать кисть. Поэтому на первых занятиях работа с материалами направлена не на достижение результата, а на процесс, вызывающий эмоционально-положительную реакцию.

Учебные задания даются в виде игры с художественными средствами. Выполняя их, дети  знакомятся с выразительными возможностями художественных средств (цвет, линия, пятно, ритм), учатся работать красками и другими материалами, полностью осваивать пространство белого листа (формат А3). В ходе собственной практики, ребята начинают замечать совпадение изображаемых форм с формами реального мира. Этот метод,  «метод комбинаторных игр» разработала Т.В. Калинина, позволяет создавать интересные и неповторимые изображения.

Ход занятия:

  1. Организационный этап

Приветствие, создание позитивного настроя на занятие. Организация рабочего места.

  1. Мотивация деятельности, постановка цели и задач

Сегодня мы совершим путешествие во времени, вернемся в теплое, солнечное лето.

Под звуки музыки, идет показ слайдов с изображениями летней природы, цветущих лугов и полян.

«О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему — вот высший подвиг цветка!»  Мацуо Басе.

   Любите ли вы цветы? Что вы испытываете, когда смотрите на цветы? Что произойдет с сорванными растениями? Какой стала бы земля, если бы не стало деревьев, растений и цветов? Как мы можем помочь сохранить природу?

   Нужно помнить о том, насколько хрупок  окружающий мир и беречь его. Главное в природе – ее удивительная неповторимая красота. И эту красоту мы с вами можем нарисовать сами. С помощью кисточек, бумаги и

краски – гуашь нарисуем летние цветы (ромашки и васильки), растущие на поляне.

  1. Актуализация знаний

Какая краска нам поможет изобразить летнее тепло? Перед вами стоит коробка с красками. Достаньте желтую краску. Затрудняетесь? В коробочке есть еще один цвет, похожий на желтый – охра. Достаньте краски.

Какой цвет поможет изобразить траву и листья? Какие цвета пригодятся для изображения ромашек и васильков?  Достаньте их.

Вспомните приемы работы кисточкой. Как необходимо обращаться с кисточкой?

Вспомните правила техники безопасности при работе.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Работу начнем большой кисточкой. Вспомните, как прыгает зайчик, покажите.

Наберите краску только на волоски кисточки. Сейчас наша кисточка превратится в зайчика и будет прыгать по листочку сначала желтой краской, а затем охрой.  (Прием примакивания всей поверхностью кисти)

Старайтесь, чтобы ваша кисточка-зайчик

 прыгала по всему листу.

 Посмотрите, какие солнечные зайчики оказались у вас на листочке.

 Теперь наша кисточка-зайчик будет прыгать зеленой краской, заполняя свободное (белое) пространство бумаги, постарайтесь не закрашивать желтых и охристых зайчиков.

При смене краски, мы не смываем предыдущий цвет, чтобы появились новые оттенки.

Кисть вымыть только после заполнения всего листа цветом и протереть тряпочкой.

Физминутка.

  1. Первичный контроль

Работа в парах. Проверка выполнения задания. Анализ причин затруднения (большие пробелы – работа выполнена только кончиком волосков кисточки, мало набирали краски на кисточку, практически все покрыто зеленой краской – очень много набирали зеленой краски).

  1. Обобщение, закрепление новых знаний и способов действий

Просмотр слайдов с изображением ромашек и васильков. Анализ формы цветков, структуры и  размера, анализ формы лепестков.

Работу продолжим тонкой кисточкой. Вспомните правила техники безопасности при работе.

Сначала «вырастим» ромашки. Найдите на листе желтое или охристое пятнышко – это будет сердцевинка цветка. Аккуратно примакивая белой краской вокруг, нарисуйте лепестки. «Вырастите» несколько ромашек.

Кисть во время работы не мыть. Некоторые лепестки получатся с желтым, охристым или зеленым оттенком – это сделает наши цветы живыми. Следить за направлением кисти во время работы: к себе, вправо, от себя, влево.

«Выращивать» васильки будем на свободных местах, где нет ромашек.

У василька рисуем пять лепестков, которые растут из одной точки-

 серединки (примакиваем кистью всей поверхностью волосков). На конце каждого лепестка добавляем три маленьких лепестка (примакиваем только кончиком кисти). 

Во время рисования лепестков васильков, можно считать (повторение счета в пределах десяти). Следить за тем, чтобы дети лепестки примакивали, не вытягивали слишком длинными. При рисовании цветка к синему цвету можно добавить белый, получится новый оттенок цветка.

Дети работают в разном темпе. Ребята, которые быстро справились

с заданием, могут добавить на полянку насекомых – божьих коровок. Указательный пальчик обмакнуть в красную краску и нарисовать туловище

насекомых: на цветах или рядом с ними. Черной краской с помощью тонкой кисти нарисовать голову и точечки на спине.

  1. Рефлексия, подведение итогов занятия.

Анализ проделанной работы, экспресс-выставка работ. Уборка рабочих мест.

Самостоятельная работа детей проходит с аудио- и видео- сопровождением. Несмотря на наличие образца рисунка, все работу поучаются разными, неповторимыми, так как каждый ребенок выполняет задание в соответствии со своим внутренним мироощущением.


 

Комментарии

Зуева Анастасия Николаевна

Какие красивые цветы! Неужели, детки так красиво смогут нарисовать?

Кукушкина Елена Николаевна

Да, Анастасия Николаевна, дети так смогут. Учебное задание дается в виде игры с художественными средствами. «Метод комбинаторных игр» позволяет выполнять интересные, качественные работы. Автор представленной работы - Андреева Ярослава, ей 6 лет. Подобная работа (автор Тайшина Елизавета, 6 лет) участвовала в III Международном интернет-конкурсе рисунков "Портрет живого слова" получила Диплом III степени.

Зуева Анастасия Николаевна

Удивительно! Я сама-то атк не анрисую, а уж детки... Успешного, Вам, творчества!

Кукушкина Елена Николаевна

Спасибо, Анастасия Николаевна. Я уверена, у Вас получится тоже очень хорошо, стоит попробовать!