Мастер класс

Певцова Нина Евгеньевна

Мастер – класс на тему «Обучение детей графическим навыкам и умениям.

 

Создать изображение ребёнок может при условии, что он представляет себе предмет, который он хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти проводятся под контролем зрительного восприятия. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем, чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное восприятие детьми предмета называется обследованием. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения. В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. Поэтому, организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру выделяет форму предмера, но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Перед тем как дети начнут рисовать, педагог просит всех жестом в воздухе показать, какое нужно сделать движение, чтобы изобразить этот предмет. Итак, в процессе обследования ребёнок видит сначала движение по контуру в воспроизведении педагога, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Младшему дошкольнику для образования первых графических навыков путём подражания требуется большое количество повторений. Объясняется это тем, что хотя дети 3 – 4 лет внимательно следят за действием педагога, но ограниченность их двигательного опыта, отсутствие зрительно-моторной координации приводят к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают ещё соответствующих движений. Очевидно, надо искать более простой путь. Отечественная психология указывает, что это – путь «механического руководства», к которому относится метод пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребёнка). Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Дети этого возраста уже способны воспроизвести рисовальное движение, внимательно посмотрев показ воспитателя. Сложные двигательные навыки усваиваются путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы рисования. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимым для формирования технических навыков. В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий – вертикальных и горизонтальных, различные способы работы кистью (всем ворсом, примакиванием, тычком, мазком и т. д.), способы создания различных форм и др. В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков (во второй младшей группе – много шариков, разноцветные колечки, разные лесенки и т. д., в старших группах – «Зайчиха с зайчатами», «Дома на улице», «Машины едут по улице», «К нашему окошку прилетела стайка птиц» и т. д. Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом.

                          ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КАРАНДАШОМ.

1.     Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2.     Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3.     Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получится неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4.     Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5.     Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, не останавливаясь.

6.     Закрашивать рисунок карандашом нужно непрерывным движением руки туда – обратно.

7.     При закрашивании рисунка штрихи нужно накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8.     При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9.     Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10.                        Закрашивания рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать , если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

 

                       ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КРАСКАМИ.

1.     Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2.     При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.     При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4.     Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5.     При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).

6.     Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7.     Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

 

 

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировачно – исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания, проведение упражнений в целях отработки движений руки, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил, и регуляции с их помощью движений руки.Мастер – класс на тему «Обучение детей графическим навыкам и умениям.

 

Создать изображение ребёнок может при условии, что он представляет себе предмет, который он хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти проводятся под контролем зрительного восприятия. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем, чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное восприятие детьми предмета называется обследованием. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения. В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. Поэтому, организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру выделяет форму предмера, но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Перед тем как дети начнут рисовать, педагог просит всех жестом в воздухе показать, какое нужно сделать движение, чтобы изобразить этот предмет. Итак, в процессе обследования ребёнок видит сначала движение по контуру в воспроизведении педагога, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Младшему дошкольнику для образования первых графических навыков путём подражания требуется большое количество повторений. Объясняется это тем, что хотя дети 3 – 4 лет внимательно следят за действием педагога, но ограниченность их двигательного опыта, отсутствие зрительно-моторной координации приводят к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают ещё соответствующих движений. Очевидно, надо искать более простой путь. Отечественная психология указывает, что это – путь «механического руководства», к которому относится метод пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребёнка). Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Дети этого возраста уже способны воспроизвести рисовальное движение, внимательно посмотрев показ воспитателя. Сложные двигательные навыки усваиваются путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы рисования. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимым для формирования технических навыков. В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий – вертикальных и горизонтальных, различные способы работы кистью (всем ворсом, примакиванием, тычком, мазком и т. д.), способы создания различных форм и др. В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков (во второй младшей группе – много шариков, разноцветные колечки, разные лесенки и т. д., в старших группах – «Зайчиха с зайчатами», «Дома на улице», «Машины едут по улице», «К нашему окошку прилетела стайка птиц» и т. д. Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом.

                          ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КАРАНДАШОМ.

1.     Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2.     Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3.     Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получится неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4.     Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5.     Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, не останавливаясь.

6.     Закрашивать рисунок карандашом нужно непрерывным движением руки туда – обратно.

7.     При закрашивании рисунка штрихи нужно накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8.     При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9.     Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10.                        Закрашивания рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать , если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

 

                       ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КРАСКАМИ.

1.     Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2.     При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.     При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4.     Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5.     При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).

6.     Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7.     Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

 

 

 

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировачно – исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания, проведение упражнений в целях отработки движений руки, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил, и регуляции с их помощью движений руки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему «Обучение детей графическим навыкам и умениям.

Создать изображение ребёнок может при условии, что он представляет себе предмет, который он хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти проводятся под контролем зрительного восприятия. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем, чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное восприятие детьми предмета называется обследованием. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения. В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. Поэтому, организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру выделяет форму предмера, но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Перед тем как дети начнут рисовать, педагог просит всех жестом в воздухе показать, какое нужно сделать движение, чтобы изобразить этот предмет. Итак, в процессе обследования ребёнок видит сначала движение по контуру в воспроизведении педагога, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Младшему дошкольнику для образования первых графических навыков путём подражания требуется большое количество повторений. Объясняется это тем, что хотя дети 3 – 4 лет внимательно следят за действием педагога, но ограниченность их двигательного опыта, отсутствие зрительно-моторной координации приводят к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают ещё соответствующих движений. Очевидно, надо искать более простой путь. Отечественная психология указывает, что это – путь «механического руководства», к которому относится метод пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребёнка). Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Дети этого возраста уже способны воспроизвести рисовальное движение, внимательно посмотрев показ воспитателя. Сложные двигательные навыки усваиваются путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы рисования. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимым для формирования технических навыков. В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий – вертикальных и горизонтальных, различные способы работы кистью (всем ворсом, примакиванием, тычком, мазком и т. д.), способы создания различных форм и др. В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков (во второй младшей группе – много шариков, разноцветные колечки, разные лесенки и т. д., в старших группах – «Зайчиха с зайчатами», «Дома на улице», «Машины едут по улице», «К нашему окошку прилетела стайка птиц» и т. д. Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом.

                          ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КАРАНДАШОМ.

  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получится неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
  4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, не останавливаясь.
  6. Закрашивать рисунок карандашом нужно непрерывным движением руки туда – обратно.
  7. При закрашивании рисунка штрихи нужно накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
  9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
  10.  Закрашивания рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать , если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

                       ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КРАСКАМИ.

  1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
  2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
  3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
  4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
  5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).
  6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
  7. Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировачно – исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания, проведение упражнений в целях отработки движений руки, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил, и регуляции с их помощью движений руки.