Певцова Нина Евгеньевна

Певцова Нина Евгеньевна

сайт "Юный Художник"

Чтобы расположить здесь слайд-шоу из ваших фотографий, перейдите по ссылке Редактировать слайд-шоу и добавьте свои фотографии.

Профессия: преподаватель ИЗО

Профессиональные интересы: нетрадиционные приёмы рисования, декоративно - прикладное искусство

Увлечения: флористика, плетение с бисера

Регион: Воронежская область

Населенный пункт: город Воронеж

Место работы: МБДОУ ОРВ детский сад 130

Навигация

О себе

В 1976 г. окончила Курское пед. училище. 39 лет работаю педагогом.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. С. Макаренко педагогические поэмы "Флаги на башнях", "Марш 30 - го года".

Мои достижения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №130»

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности по художественно-творческой деятельности в подготовительной группе

Тема: «Хохломские посиделки»

 

 

 

                                                            

                                                         Подготовил: преподаватель

                                                                                                      дополнительного

                                                                                        образования                                                                                                                                                                   

                                                                                                       Певцова Н.Е.

 

 

Воронеж 2015

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными промыслами России, с произведениями декоративно – прикладного искусства.

           Продолжать учить расписывать предметы домашней утвари хохломской росписью.

           Знакомить с историей родного края, его праздниками, обычаями, умением красиво отдыхать.

           Воспитывать любовь к России и её прошлому.

Материал: декорации для праздничного зала : «девушка-хохлома», хохломские заставки на проектор, костюмы, хохломские столы и стульчики, самовары, подносы, балалайки;

материал для рисования – деревянные доски для рисования, тампоны из поролона и ваты, баночки с водой, акриловые краски.

Ход занятия:

Ведущий: Ото всех дверей, ото всех ворот

                  Заходи скорей, торопись народ,

                  Не на пустяки и безделки,

                  А на весёлые хохломские посиделки!

                  Милости просим, гости дорогие,

                  Попеть, поплясать, поиграть,

                  На людей посмотреть и себя показать!

- Приходилось ли вам видеть расписанные затейливыми узорами деревянные ложки, чашки, кружки, ковши? Эту удивительную посуду с давних времён делали на Волге русские мастера. Называлась она хохломской, по названию села Хохлома, где в старину торговали ложками – плошками. Обратите внимание на узоры на этой посуде. Они составлены из трав, листьев, цветов, ягод. И всего три – четыре краски! Но украшенные такой росписью самые простые предметы становятся нарядными и сверкают золотом.

Издавна собрались русские люди на краю села, что околицей называлось, на посиделки. Здесь они водили хороводы, пели песни, занимались рукоделием.

Песня «Золотая хохлома».

В родных краях ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля своя.

В родных краях и солнце ярче светит,

И золотом сверкает хохлома.

Припев: Пусть мне твердят, что есть края иные,

               Что в мире есть иная красота,

                А я люблю свои места родные,

                Где расцвела узором Хохлома.

В родных местах у неба цвет синее,

В родных местах просторнее луга,

Стволы берез белее и стройнее,

И золотом сверкает Хохлома.

 

Ведущий: Песни пели у околицы, хороводы водили, рукоделием занимались, да сказки чудные рассказывали. И рассказывают, что жила в этом селе девица- красавица. Звали ее Марьюшка. Была она такая рукодельница! Ходила Марьюшка  по полям, по зеленым лугам, узоры дивные для рукоделия собирала: там цветок, там завиток, там ягодку красную смородинку. И сплетала все это в узоры чудные, золотом шитые. Золотом горели, огнем полыхали, глаза слепили. Прознал про нее Змей Горыныч. Схватил он Марьюшку, унес в свое проклятое царство. Стал он Марьюшку заставлять узоры ткать невиданной красоты. Не согласилась Марьюшка змеиное царство украшать своими чудными узорами. Ударилась она о землю, превратилась в Жар-птицу и полетела к людям. Пролетала над родным селом, бросила свое волшебное перо. Подняли его люди добрые и в память о Марьюшке, стали узоры ее сплетать, да такие они получались яркие да красивые, как птица-Жар! И в огне не горят, и в воде не тонут! Вывозили мастера свои товары на ярмарку. Заглянем и мы туда.

Дети:   Подходите, подходите! На товары поглядите!

             Привезли  издалека мы не ситцы и шелка,

              И не кольца и не брошки –

              Расписные чудо - ложки!

             

              Что за чудо! Для души расчудесные ковши!

              До того товар хорош, тут уж мимо не пройдешь!

 

              Роспись на ковшах «Жар – птица»,

              Ложки, плошки, ковш «медведь» и ковш «петух».

              Что же это за товар?

              Кто из вас уже узнал?

 

              Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши!

              Там травка вьется и цветы удивительной красы.

              Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.

              Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой.

              Красоту такую люди называют Хохломой.

 

Ведущий: А ну-ка, где там ложкари? Пляску что ли б завели!

 

                       Русская пляска.

Дети :    Как во Хохломе селе

               Ходит Ваня по избе.

               Приходи – ка в гости к нам,

               С нами шутки шутить, хороводы водить!

 

                        Шутки – прибаутки:

Солнце светит горячо, посидим сейчас у прясла

Потолкуем кто про чё.

 

На заборе чепуха варила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.

 

На березе на снегу укусил комар блоху,

Сидит заяц на березе умирает со смеху.

 

Девочки – беляночки, где вы набелилися?

Мы вчера коров доили – молоком умылися.

 

Ведущий:

Старым старушкам – шерсти клок,

А красным девицам – расписной платок!

 

              Хоровод «Золотая хохлома»

              Ярким золотом светятся

              На Руси терема.

              Полыхает жар птицею

              День и ночь Хохлома.

Припев: Руки дивной художницы

               Выводили узор –

               На Россию похожая

               Чернь земли, алость зорь.

              Красно – черным по золоту

              Полыхает пожар.

              Всё нетленно и молодо, всё в ней мир поражать.

Ведущий:

Поиграй, гармошечка, поиграй немножечко.

Посиделки Хохломские

Да частушки удалые!

 

                Частушки:

 

Начинаю я припевку                        

Первую начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

Говорят, что боевую

Уродила меня мать.

А еще и удалую –

Узоры дивны рисовать.

 

Ахи – ахи- ахоньки,

Наши парни махоньки.

Золотая Хохлома –

Все узоры аленьки!

 

На окошке два цветочка

На гармошку положу.

Все золотеньки цветочки

На узоры положу.

 

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Хохломскими мастерами

Пусть гордится наш народ!

 

Можем мы свои частушки

До утра вам распевать,

Хватит петь, мои подружки,

Пойдём узоры рисовать!

 

Дети:

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески,

Солнечно – медовой золотой листвы!

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех она чудесней наша Хохлома!

 

 

Ведущий: Потехе – час, а делу – время! Пойдём в нашу художественную мастерскую, там нас ждут дела – надо расписывать посуду.

 

 

Мастер – класс на тему «Обучение детей графическим навыкам и умениям.

 

Создать изображение ребёнок может при условии, что он представляет себе предмет, который он хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти проводятся под контролем зрительного восприятия. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем, чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное восприятие детьми предмета называется обследованием. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения. В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. Поэтому, организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру выделяет форму предмера, но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Перед тем как дети начнут рисовать, педагог просит всех жестом в воздухе показать, какое нужно сделать движение, чтобы изобразить этот предмет. Итак, в процессе обследования ребёнок видит сначала движение по контуру в воспроизведении педагога, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Младшему дошкольнику для образования первых графических навыков путём подражания требуется большое количество повторений. Объясняется это тем, что хотя дети 3 – 4 лет внимательно следят за действием педагога, но ограниченность их двигательного опыта, отсутствие зрительно-моторной координации приводят к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают ещё соответствующих движений. Очевидно, надо искать более простой путь. Отечественная психология указывает, что это – путь «механического руководства», к которому относится метод пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребёнка). Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Дети этого возраста уже способны воспроизвести рисовальное движение, внимательно посмотрев показ воспитателя. Сложные двигательные навыки усваиваются путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы рисования. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимым для формирования технических навыков. В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий – вертикальных и горизонтальных, различные способы работы кистью (всем ворсом, примакиванием, тычком, мазком и т. д.), способы создания различных форм и др. В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков (во второй младшей группе – много шариков, разноцветные колечки, разные лесенки и т. д., в старших группах – «Зайчиха с зайчатами», «Дома на улице», «Машины едут по улице», «К нашему окошку прилетела стайка птиц» и т. д. Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом.

                          ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КАРАНДАШОМ.

1.     Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2.     Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3.     Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получится неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4.     Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5.     Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, не останавливаясь.

6.     Закрашивать рисунок карандашом нужно непрерывным движением руки туда – обратно.

7.     При закрашивании рисунка штрихи нужно накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8.     При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9.     Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10.                        Закрашивания рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать , если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

 

                       ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КРАСКАМИ.

1.     Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2.     При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.     При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4.     Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5.     При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).

6.     Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7.     Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

 

 

 

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировачно – исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания, проведение упражнений в целях отработки движений руки, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил, и регуляции с их помощью движений руки. 

 

 

Рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук, графических навыков, воображения и фантазии.

 

Рекомендуемые упражнения:

1. Найди на картинке две одинаковые картинки.

2. Нарисуй такую же фигуру, соединяя точки.

3. Раскрась предметы в нужный цвет.

4. Отгадай загадки и раскрась ответы.

5. Бывает такое или нет? Нарисуй ответ.

6. Найди 10 (6, 7, 8) отличий на картинке.

7. Кто в каком домике живёт? Проведи линию от животного к его домику.

8. Что напоминают облака? Дорисуй!

9. Придумай узоры для бабочек.

10. Найди всех животных на картинке, раскрась их.

11. Объедини пары линией и раскрась.

12. Соедини картинки из нескольких частей.

13. Дорисуй недостающие детали.

14. Обведи предметы по точкам и заштрихуй их.

15. Покажи путь Петушку домой – проведи линию между скал.

16. Обведи и раскрась фрукты, овощи, которые любит слон (обезьяна, заяц и. т.д.)

17. Нарисуй иголки на веточках ели и сосны.

18. Нарисуй картинку на песке.

19. Работа с природным материалом: осенние деревья из пшена, чечевицы, гороха.

20. Рисование пластилином.

 

 

Мои публикации:

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы