«Натюрморт с чучелом птицы, с цветной драпировкой и предметами быта».

Фасхиева Люция Муратовна

Выполнение цветового решения натюрморта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fashieva.docx466.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

По предмету Живопись

Тема урока: «Натюрморт с чучелом птицы, с цветной драпировкой и предметами быта».

Урок подготовила преподаватель отделения изобразительного искусства Детской школы искусств г. Муравленко  Фасхиева Люция Муратовна

Тема: «Натюрморт с чучелом птицы, с цветной драпировкой и предметами быта».

Цель: Выполнение цветового решения натюрморта.

Задачи:

Обучающая: закрепить знания о «колорите», обучение поэтапному выполнения натюрморта.

Развивающая: развитие творческого воображения учащихся, развитие мыслительных способностей.

Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись». Воспитывать внимание, усидчивость наблюдательность к натуре, последовательность в выполнении натюрморта.

Тип занятий: Комбинированный.

Оборудование для преподавателя: Натурная постановка с чучелом птицы, методическая таблица последовательности построения натюрморта, таблица последовательности изображения птицы, таблица правильности компоновки натюрморта и выбора масштаба, таблица «Типичное строение птицы», работы учащихся и студентов.

Материалы для учащихся: набор простых карандашей, ластик, видоискатели, формат А2, гуашевые краски, кисти, палитра, баночка с водой.

Зрительный ряд: Репродукции картин голландских художников Франс Снейдерс, Питер Клас, Вилем Клас Геда, Поль Сезан, А.Н. Толстой, Советского художника Ильи Ивановича Машкова, П.П. Кончаловского, Е. Чарушина слайды А. А. Рылова «В голубом просторе», П. Пикассо «Голубь мира».

План урока:

  1. Организационный момент – 5 минут.
  2. Объяснение материала      – 15 минут
  3. Самостоятельная работа   -  20 минут
  4. Итог урока                         -  5 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент. Восстановление дисциплины. Сообщение темы, целей, задачи урока.
  2. Рассмотрите, внимательно репродукции картин. К каким жанрам

изобразительного искусства относятся эти произведения? Правильно, а какие кроме представленных жанров вы еще знаете? Правильно. Здесь представлены различные жанры изобразительного искусства, в том, числе и натюрморт. Так, что же такое натюрморт?

          Правильно. Натюрморт в переводе, «мертвая натура». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, битую дичь и неодушевленные предметы.

           Одна из основных тем жанра  натюрморт – тема любви к природе, тема её познания, освоения, восхищения изобилием её даров, их красотой и бесконечным разнообразием.

           Однако мир вещей, который открывается перед нами в разнообразных натюрмортах, не производит впечатления застывшего, мертвого. Напротив, многие из них привлекают нас чувством живой природы, говорят о человеке, об окружающей его среде.

          Обратите внимание на репродукции известных мастеров, как удивительно отражены в картинах красота луговых цветов, как прекрасны освещенные солнечным светом фрукты.

          Действительно, разглядывая предметы, изображенные на картине, начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, чтобы вырастить                     овощи, испечь хлеб.

           Давайте рассмотрим работы известного художника Петра Петровича Кончаловского. Действительно замечательные произведения. А в каком стиле работал этот художник? Правильно. Рассмотрим следующие произведения, скажите, к какому стилю они принадлежат? Молодцы, спасибо. А в каком стиле выполняются вами ваши постановки? Правильно, академические постановки выполняются в реалистическом стиле. Все выше представленные работы  художников, по своему интересны, по разному закомпонованы, все они прекрасны, потому что выполнены с соблюдением всех законов художественной грамоты. Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции. А кто мне скажет, что такое композиция? Для чего она служит? Правильно. Ведь если не грамотно закомпоновать рисунок на листе работа будет не интересна зрителю. Рассмотрим следующую таблицу. Скажите, под каким номером предметы грамотно закомпонованы? Какие ошибки присутствуют на других рисунка?

     Обратимся к нашей постановке, давайте проанализируем. Ребята, как вы расположите предметы на листе, вертикально, или горизонтально? Почему? Правильно. Что главное в композиции? Что такое геометрический центр? Что такое композиционный центр? Верно. Главное в композиции чучело птицы. Из каких геометрических тел состоит чучело птицы? Какие предметы к нам ближе, какие дальше? Проводится анализ. Чтобы не допускать ошибок в построении, и правильно выбрать  масштаб и разместить предметы на листе, нам поможет видоискатель. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было видно в пределах отверстия (рамки «формата»). Проанализировав натурную постановку, переходим к линейно-конструктивному построению. Давайте рассмотрим поэтапное построение натюрморта по таблице.

- определение границ видимых вертикальных и горизонтальных плоскостей;

- определение центра композиции;

- построение предметов на плоскости бумаги начинаем с углового наброска, с определения их места в пределах границ, отведенных им ранее, от общего к частному. Работа ведется легким касанием карандаша, при этом начинаем общими наметками места расположения предметов с учетом масштаба и пропорций будущих предметов, активно используя, видоискатель, метод визирования, метод сравнения.

- при передачи перспективы выполняются три основных правила:

А) для изображения глубины дальний предмет следует частично закрыть ближним;

Б) ближний предмет изображать крупнее удаленного;

В) основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного

Поэтапность и последовательность выполнения линейно-конструктивного построения помогает грамотно выстраивать всю композицию натюрморта.

3.Итак, ребята, мы с Вами проанализировали нашу натурную постановку, вспомнили, в какой последовательности выполняется линейно-конструктивное построение, теперь я предлагаю Вам выполнить последовательно угловой эскиз-набросок натюрморта. После чего, мы перейдем на основной лист, формат А3.

    Учащиеся  приступают к самостоятельной работе. В ходе работы детей, идет контроль правильности выполнения последовательного построения натюрморта.

Следующий этап – последовательное рисование  с натуры натюрморта с  чучелом птицы, с передачей пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Чтобы полностью раскрыть перед учащимся весь процесс создания рисунка чучела птицы, его необходимо разбить на этапы:

1.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0240.jpg

Композиционно размещаем на листе бумаги, по опорным точкам и узлам конструкции.

2.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0254.jpg

Выполняем построение предметы большой формы и дополняющие предметы.

Переход от общего к частному.

3.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0251.jpg

Уточняем характер формы, симметрию предметов, точность пропорций.

Детализируем и прорисовываем предметы.

4.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0256.jpg

Выполняем подмалевок. Проводим первую прокладку локальных цветов предметов и драпировки.

5.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0257.jpg

Выявляем объем предметов и драпировки посредством светотени.

6.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0258.jpg

Выявляем форму предметов с помощью контрастов, различного спектра цветовых отношений. Четко распределяем предметы в неглубоком пространстве по планам (ближний, средний, дальний) в полной организации цветоформы.

7.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0259.jpg

Выявляем цветовые и тоновые отношения. Прорабатываем и уточняем детали светлым по тёмному и тёмным по светлому. Передаем фактуру перьев через короткие мазки характерных оттенков.

8.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0260.jpg

Детально прорабатываем форму предметов.

Подводим итог – синтез. Проводим проверку общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточняем рисунок в тоне, нет ли разницы между светом и тенью. Завершаем работу.

В завершении урока подводятся итоги, оценивание работ.

Работы учащихся 6 класса.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9785.jpg     C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9783.jpg      C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9784.jpg

Кушкарова Алина            Пименова Виктория              АскяроваАлия

Используемая литература:

  1. Кузин А.С. В лучах солнца, Изд.: Ижевск,1989г.
  2. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции, Изд.: Москва,1994г.,
  3. Браун Д., Учитесь рисовать птиц, Изд.: Минск,2002г.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Изд.: Москва,2003, стр. 89.
  5. Кирцер Ю.М. рисунок и живопись,Изд.:Москва, 2003г.стр.6
  6. Современный словарь-справочник по искусству, Изд.: Москва, 1999 г.
  7. Художественная школа /Журнал №2(59), 2014 г./, Из опыта преподавания рисунка в первом классе ДХШ, Юрий Остапенко, стр.16-20.[1]
  8. Интернет-ресурсы: Википедия свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org