Комплекс уроков по скульптуре на тему: «Сказочный персонаж».

Чечиль Ольга Владимировна

Основная цель урока: Создать скульптуру любимого сказочного персонажа с учетом его анатомических особенностей и последующей тонировкой.

Цели и задачи по содержанию урока:

Образовательная:

•             Научить основам лепки животного или человека с последующей тонировкой скульптуры.

•             Закрепить умение работы с пластичной массой.

•             Развить навыки лепки человека или животного с использованием знаний об основах анатомии.

Развивающая:

•             Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

•             Формировать умение передавать свои наблюдения и знания в скульптуре.

•             Развивать чувство целостности и завершенности в работе.

Воспитательная:

•             Формировать воображение.

•             Формировать художественный вкус.

•             Воспитывать любовь к окружающему миру и миру фантазий.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: беседа о видах скульптуры, значимости сказок, выбор любимого сказочного персонажа и выделение его анатомических особенностей; лепка по представлению и с помощью наглядности – самостоятельная работа учащихся.

Наглядные средства обучения: просмотр работ скульпторов и художников на выбранную тему.

Материалы и инструменты: пластилин, стеки, каркасная основа.

Время выполнения: 8 академических часов.

ТСО:  компьютер.

Структура урока

I.  Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Эмоциональный настрой:

1.            Просмотр работ художников на темы: «Сказочный персонаж», «Фантазийный герой».

2.            Характеристика детьми любимого сказочного персонажа.

III. Восприятие нового материала

1. Сообщение темы и цели занятия.

2. Организация поэтапной работы.

IV. Практическая самостоятельная работа учащихся

1. Создание сюжета в карандаше.

2. Создание каркаса на основе.

3. Нанесение основных пластических масс.

4. Проработка основных форм – добавление недостающего и удаление лишнего слоя пластической массы.

5. Проработка мелких деталей.

6. Тонировка работы (грунтовка).

7. Раскраска работы в соответствующие цвета.

V. Просмотр и анализ работ.

VI. Итог урока

Ход урока

Скульптура как вид искусства свое название получает от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать»,  «высекать». Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называется круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены зданий, например) осуществляется упрощенной скульптурой - рельефом. В зависимости от степени упрощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф - изображение выступающие над фоном более чем на 1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф - изображение выступает над фоном не более чем 1/2 своей толщины, что создаёт уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно - прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, монументальный, историко-революционный, анималистический,  мелкая пластика.

По назначению бывает:

-монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр-мемориальная скульптура (надгробия и пр.);

-декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);

-станковая скульптура (скульптура малых форм - один из ее видов).

Роль сказок в многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они учат отличать добро и зло. Увлекаясь сказкой, мы развиваем свой внутренний мир. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Создавая скульптуру сказочного героя, мы убиваем двух зайцев – развиваемся не только в техническом плане, но и в эмоциональном.

Сначала детьми просматриваются фотографии работ скульпторов и художников на выбранную тему. Они выбирают героя для последующего создания его в массе.

Детьми делается набросок с учетом характерных анатомических особенностей героя. Создавая набросок, тщательно продумывается композиция рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое. Целью является точность в облике  сказочного героя, его одежде, причёске, действии и характере, переживаниях и настроении героя.

 По наброску создается каркас. Большая часть академических часов отдается для наработки пластичной массы на каркас. Доведенная до логического завершения скульптура грунтуется водоэмульсионной краской.

По примеру или по представлению работа раскрашивается в соответствующие цвета акриловой краской.