Древние образы в народном искусстве.

Токарева Марина Александровна

Разработка урока подходит для проведения изобразительного искусства в 5 классе по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dr.ppt2.13 МБ
Файл drevnie_obrazy.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Древние образы в народном искусстве"

Слайд 2

... Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. "Что выше леса, краше света?" - Ясно солнышко. "Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат!" - Вселенная. Звезды. Месяц. Утешно ему, возросшему на прадедовских представлениях о мироздании, о древнем родстве с матушкой-природой, всюду под покровом небес, как в родной избе.

Слайд 3

Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков: Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами. - солнце - земля - вода

Слайд 4

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. Красный – Огонь, (Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). Зелёный – Растительность, Жизнь. Чёрный – Земля. Золотой – Солнце. Синий – Небо, Воды. Фиолетовый, цвет связывающий нас с высшими силами.

Слайд 5

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Слайд 6

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Слайд 7

Вариации древа жизни в крестьянской вышивке

Слайд 8

Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке

Слайд 9

Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке

Слайд 10

Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке: женская фигура (Макошь) с двумя всадниками.

Слайд 11

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.

Слайд 13

Распределить поровну обязанности в паре. Продумать идею, замысел узора. Отложить бумагу нужных цветов. Выполнить аппликацию. Дорисовать в композиции необходимые детали.

Слайд 14

Если желаешь подняться в воздух Стань птицей, Если желаешь подняться выше Стань орлом, Становись ветром, Если угодно познать мир.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания, постановка и решение учебной задачи

Технология построения урока

Изучение нового материала

Тема урока

Древние образы в народном искусстве.

Цель урока

  • познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства
  • открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства
  • развивать видение красоты окружающей природы
  • учить создавать фантазийный графический узор

Основные термины, понятия

Орнамент, солярная орнаментика, изобразительные мотивы, симметричный узор.

Оборудование

Карточки с изображением солярных знаков, альбомы, карандаши.

Зрительный ряд

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

                                                                                                          Планируемый результат

Предметные умения

  • Познакомить учащихся с древними образами в народном искусстве
  • Умение компоновать рисунок
  • Создавать узор на листе
  • Объяснить значение созданного узора

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Определять общие для всех правила поведения;
  • Определять правила работы в парах;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.
  • Применять установленные правила в решении задач;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;
  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
  • Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;
  • Использовать общие приемы в решении задачи;
  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  • Уметь определять уровень усвоения учебного материала.
  • Слушать и понимать речь других;
  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

  • Фронтальная
  • Работа в парах
  • Технические средства обучения:

Компьютер, медиапроектор

  • Экранно-звуковые пособия:

презентация в Power Point

Технология изучения

Этапы урока

Цели этапа

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Объяснение нового материала

Выявить уровень подготовки учащихся к уроку

Пробуждать и всесторонне развивать духовность и творческие способности, любовь к искусству.

Личностные УУД:

  • Определять общие для всех правила поведения;
  • Определять индивидуальные правила работы.

Метапредметные УУД:

  • Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;
  • Желание общаться с искусством.

Регулятивные УУД:

  • Осуществлять самоконтроль;
  • Овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других;
  • Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Предметные УУД:

  • Восприятие и характеристика художественных образов;
  • Понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Предметные УУД:

  • Умение различать в художественной деятельности характер, эмоциональное состояние;
  • Восприятие художественных образов;
  • Понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные:

  • Высказывать свои предположения;

Коммуникативные:

  • Точно и полно выражать свои мысли

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

– Знаете ли вы как жили наши предки?

(демонстрация 1-2 слайда)

-.. Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. "Что выше леса, краше света?" - Ясно солнышко.

"Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат!" - Вселенная. Звезды. Месяц. Утешно ему, возросшему на прадедовских представлениях о мироздании, о древнем родстве с матушкой-природой, всюду под покровом небес, как в родной избе.

(демонстрация 3 слайда)

Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков:


   
Умываюсь медвяною росою,
   
Утираюсь солнцем,
   
Облекаюсь облаками,
   
Опоясываюсь звездами.

С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.  Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей её среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство.

(демонстрация 4 слайда)

Цвет в составлении узоров также был весьма символичен:

  1. Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
  2.  Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
  3.  Зелёный – Растительность, Жизнь.
  4. Чёрный – Земля.
  5.  Золотой – Солнце.
  6.  Синий – Небо, Воды.
  7.  Фиолетовый - цвет, соединяющий нас с высшими силами.

(демонстрация 5 слайда)

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

(демонстрация 6 слайда)

Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.

(демонстрация 7 слайда)

В росписях стен жилищ, украшениях сундуков, праздничной одежды, часто встречаются изображения древа жизни.

Как вы думаете, для чего они изображались?

(демонстрация 8 слайда)

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (
Облако)

Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. (
Ночь)

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. А в Средние века существовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.

В сказках птицы сватались за прекрасных царевен, похищали их. Когда герой являлся за красавицей (красавица символизировала солнце, луну, звезды), его появление сопровождалось вихрями и грозою. Славянские и древнегерманские племена связывали появление небесного пламени с аистом. Красный цвет его ног напоминает огонь. Считалось, что дом, на котором аист совьет гнездо, защищен от громового удара. А того, кто убьет аиста или разорит его гнездо, должна поразить молния. Хозяева специально клали на кровли домов колесо телеги (по форме напоминающее знак грозового пламени) для того, чтобы аист свил в нем гнездо. Этот обычай дошел и до нашего времени. Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку. Древние славяне представляли себе русалок в виде птиц — лебедя или кукушки. Русалка могла обернуться птицей, а ткань ее белых льняных покрывал превращалась в крылья. Отголоски этих представлений нашли свое отражение в строчках поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит».

Люди думали, что русалки жили на речном берегу в гнездах, свитых из соломы и перьев, а пальцы ног у них были соединены перепонкой, как у лебедя и гуся. Такими их изображали и на женских украшениях.

(демонстрация 9 слайда)

Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь- крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни. В народных сказках герои находят чудо-коней внутри гор, в подземельях, за чугунными дверями, на железных цепях. Образ горы является переосмысленным образом тучи, а двери и цепи метафорически изображают зимние оковы. По преданию, конь Перуна в зимнее время находился в горе-туче, а весной разбивал свои оковы и громко ржал, на земле в это время люди слышали раскаты грома. В древности существовало даже гадание по ржанию коня, а перед началом битвы громкое дружное ржание, как символ небесного грома, предвещало победу над врагом. У многих народов утреннюю зарю почитали в виде богини, которая выводит на небо блестящих лошадей солнца, а вечернюю зарю считали богиней, которая уводит лошадей на покой.

(демонстрация 10 слайда)

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Дежурный называет отсутствующих в классе.

Ученики концентрируют внимание на слайдах.

Ученики смотрят, изучают иллюстрации.

Обсуждение значения новых слов. Рассуждения учащихся.

Обучающиеся эмоционально настроены.

Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека.

Развивают внимание, задают наводящие вопросы.

Ученики высказывают свои предположения.

Обучающиеся отгадывают загадки.

Ученики смотрят, изучают иллюстрации.

Развивают внимание,

концентрацию внимания

Физкультминутка

(демонстрация 11 слайда)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Ученики выполняют простые упражнения.

Закрепление полученных знаний

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Регулятивные УУД:

  • Адекватно использовать речь;
  • Планировать дальнейшую организацию деятельности;

Комуникативные УУД:

  • Обсуждать и анализировать вопросы и ответы одноклассников;
  • Умение слушать, вести диалог.

Вот мы с вами отдохнули, а теперь давайте вспомним:

Как появилось декоративно-прикладное искусство?

Какие цвета использовали наши предки и что они символизировали?

Что такое орнамент, солярная орнаментика?

Вспомните что такое симметричный и асимметричный узор?  

Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа учащихся

закрепить полученные знания и умения;

выявить недостающие знания и умения на практике, скорректировать их.

Предметные УУД:

  • Умение использовать предлагаемые материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

Комуникативные УУД:

  • Умение планировать сотрудничество с напарником;
  • Учитывать позицию партнера по деятельности;
  • Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

А сейчас я предлагаю вам стать творцами.

(демонстрация 12 слайда)

(ребятам на парты выдаются карточки с изображением солярных знаков и разноцветные карточки означающие оценку)

В паре с товарищем по парте вам предстоит создать композицию из солярных знаков, включая изображения-символы, после вы должны будете объяснить значение вашего узора. На слайде представлены примеры данной работы, но вы создадите свои варианты. Для этого вам в помощь на столах лежат карточки с изображением и значением некоторых знаков, которые вы можете использовать.

Последовательность работы:

  1. Распределить поровну обязанности в паре.
  2. Продумать идею, замысел узора.
  3. Отложить бумагу нужных цветов.
  4. Выполнить аппликацию.
  5. Дорисовать в композиции необходимые детали.

(демонстрация 13 слайда)

Учащиеся рассматривают карточки.

Дети поровну делят обязанности.

Обсуждают идеи, составляют узоры.

Выполняют аппликацию.

Делятся опытом создания композиции.

Просмотр работ учащихся

Выявить уровень и характер подготовки учащихся.

Метопредметные УУД:

  • Адекватно воспринимать словесную оценку учителя и одноклассников.

(демонстрация 14 слайда)

Если желаешь подняться в воздух -
Стань птицей,
Если желаешь подняться выше-
Стань орлом,                           Становись ветром,
Если угодно познать мир.

Как вы понимаете эти строки?

А теперь я предлагаю вам оценить композиции своих одноклассников, подняв нужную карточку.

Вывешивают свои композиции на доску.

Размышления  учащихся.

Ребята объясняют значение своих узоров.

Оценивают композиции.

Итог урока

Проверить правильность выполнения поставленной задачи, оценить степень достижения цели.

Личностные УУД:

  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы;
  • Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятию.

Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены).

Вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся.

Предлагает критерии самооценки.

Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели.