Древние образы в народном искусстве.
Разработка урока подходит для проведения изобразительного искусства в 5 классе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dr.ppt | 2.13 МБ |
drevnie_obrazy.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
... Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. "Что выше леса, краше света?" - Ясно солнышко. "Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат!" - Вселенная. Звезды. Месяц. Утешно ему, возросшему на прадедовских представлениях о мироздании, о древнем родстве с матушкой-природой, всюду под покровом небес, как в родной избе.
Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков: Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами. - солнце - земля - вода
Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. Красный – Огонь, (Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). Зелёный – Растительность, Жизнь. Чёрный – Земля. Золотой – Солнце. Синий – Небо, Воды. Фиолетовый, цвет связывающий нас с высшими силами.
Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
Вариации древа жизни в крестьянской вышивке
Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке
Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке
Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке: женская фигура (Макошь) с двумя всадниками.
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.
Распределить поровну обязанности в паре. Продумать идею, замысел узора. Отложить бумагу нужных цветов. Выполнить аппликацию. Дорисовать в композиции необходимые детали.
Если желаешь подняться в воздух Стань птицей, Если желаешь подняться выше Стань орлом, Становись ветром, Если угодно познать мир.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок открытия нового знания, постановка и решение учебной задачи |
Технология построения урока | Изучение нового материала |
Тема урока | Древние образы в народном искусстве. |
Цель урока |
|
Основные термины, понятия | Орнамент, солярная орнаментика, изобразительные мотивы, симметричный узор. |
Оборудование | Карточки с изображением солярных знаков, альбомы, карандаши. |
Зрительный ряд | Презентация «Древние образы в народном искусстве» |
Планируемый результат
Предметные умения
| |||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
|
Компьютер, медиапроектор
презентация в Power Point |
Технология изучения
Этапы урока | Цели этапа | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный Объяснение нового материала | Выявить уровень подготовки учащихся к уроку Пробуждать и всесторонне развивать духовность и творческие способности, любовь к искусству. | Личностные УУД:
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
Предметные УУД:
Метапредметные УУД: Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место. – Знаете ли вы как жили наши предки? (демонстрация 1-2 слайда) -.. Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. "Что выше леса, краше света?" - Ясно солнышко. "Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат!" - Вселенная. Звезды. Месяц. Утешно ему, возросшему на прадедовских представлениях о мироздании, о древнем родстве с матушкой-природой, всюду под покровом небес, как в родной избе. (демонстрация 3 слайда) Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков:
С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей её среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство. (демонстрация 4 слайда) Цвет в составлении узоров также был весьма символичен:
(демонстрация 5 слайда) Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества. (демонстрация 6 слайда) Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире. (демонстрация 7 слайда) В росписях стен жилищ, украшениях сундуков, праздничной одежды, часто встречаются изображения древа жизни. Как вы думаете, для чего они изображались? (демонстрация 8 слайда) Летит орлица по синему небу, Махнула птица крылом, Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. А в Средние века существовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь. В сказках птицы сватались за прекрасных царевен, похищали их. Когда герой являлся за красавицей (красавица символизировала солнце, луну, звезды), его появление сопровождалось вихрями и грозою. Славянские и древнегерманские племена связывали появление небесного пламени с аистом. Красный цвет его ног напоминает огонь. Считалось, что дом, на котором аист совьет гнездо, защищен от громового удара. А того, кто убьет аиста или разорит его гнездо, должна поразить молния. Хозяева специально клали на кровли домов колесо телеги (по форме напоминающее знак грозового пламени) для того, чтобы аист свил в нем гнездо. Этот обычай дошел и до нашего времени. Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку. Древние славяне представляли себе русалок в виде птиц — лебедя или кукушки. Русалка могла обернуться птицей, а ткань ее белых льняных покрывал превращалась в крылья. Отголоски этих представлений нашли свое отражение в строчках поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит». Люди думали, что русалки жили на речном берегу в гнездах, свитых из соломы и перьев, а пальцы ног у них были соединены перепонкой, как у лебедя и гуся. Такими их изображали и на женских украшениях. (демонстрация 9 слайда) Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь- крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни. В народных сказках герои находят чудо-коней внутри гор, в подземельях, за чугунными дверями, на железных цепях. Образ горы является переосмысленным образом тучи, а двери и цепи метафорически изображают зимние оковы. По преданию, конь Перуна в зимнее время находился в горе-туче, а весной разбивал свои оковы и громко ржал, на земле в это время люди слышали раскаты грома. В древности существовало даже гадание по ржанию коня, а перед началом битвы громкое дружное ржание, как символ небесного грома, предвещало победу над врагом. У многих народов утреннюю зарю почитали в виде богини, которая выводит на небо блестящих лошадей солнца, а вечернюю зарю считали богиней, которая уводит лошадей на покой. (демонстрация 10 слайда) Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Дежурный называет отсутствующих в классе. Ученики концентрируют внимание на слайдах. Ученики смотрят, изучают иллюстрации. Обсуждение значения новых слов. Рассуждения учащихся. Обучающиеся эмоционально настроены. Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека. Развивают внимание, задают наводящие вопросы. Ученики высказывают свои предположения. Обучающиеся отгадывают загадки. Ученики смотрят, изучают иллюстрации. Развивают внимание, концентрацию внимания |
Физкультминутка | (демонстрация 11 слайда) Вот мы руки развели, | Ученики выполняют простые упражнения. | ||
Закрепление полученных знаний | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Регулятивные УУД:
Комуникативные УУД:
| Вот мы с вами отдохнули, а теперь давайте вспомним: Как появилось декоративно-прикладное искусство? Какие цвета использовали наши предки и что они символизировали? Что такое орнамент, солярная орнаментика? Вспомните что такое симметричный и асимметричный узор? | Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы. |
Самостоятельная работа учащихся | закрепить полученные знания и умения; выявить недостающие знания и умения на практике, скорректировать их. | Предметные УУД:
Комуникативные УУД:
| А сейчас я предлагаю вам стать творцами. (демонстрация 12 слайда) (ребятам на парты выдаются карточки с изображением солярных знаков и разноцветные карточки означающие оценку) В паре с товарищем по парте вам предстоит создать композицию из солярных знаков, включая изображения-символы, после вы должны будете объяснить значение вашего узора. На слайде представлены примеры данной работы, но вы создадите свои варианты. Для этого вам в помощь на столах лежат карточки с изображением и значением некоторых знаков, которые вы можете использовать. Последовательность работы:
(демонстрация 13 слайда) | Учащиеся рассматривают карточки. Дети поровну делят обязанности. Обсуждают идеи, составляют узоры. Выполняют аппликацию. Делятся опытом создания композиции. |
Просмотр работ учащихся | Выявить уровень и характер подготовки учащихся. | Метопредметные УУД:
| (демонстрация 14 слайда) Если желаешь подняться в воздух - Как вы понимаете эти строки? А теперь я предлагаю вам оценить композиции своих одноклассников, подняв нужную карточку. | Вывешивают свои композиции на доску. Размышления учащихся. Ребята объясняют значение своих узоров. Оценивают композиции. |
Итог урока | Проверить правильность выполнения поставленной задачи, оценить степень достижения цели. | Личностные УУД:
| Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены). Вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся. Предлагает критерии самооценки. | Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели. |