Искусство вокруг нас.

Никитина Елена Ивановна

Мой опыт поездок с детьми на эксскурсии в музеи Санкт-Петербурга. Как разбудить в детях познавательный интерес, фантазию при помощи общения с прекрасным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Искусство вокруг нас16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство вокруг нас.

Я живу и работаю в пригороде  прекрасного  города Санкт-Петербурга.  В школе я преподаю уроки изобразительного искусства и веду занятия по внеурочной деятельности. В течение учебного года я езжу на экскурсии с 5-ми, 6-ми классами. Цели и темы экскурсий были разные. Остановлюсь на том, что объединяет эти поездки.

Сначала надо убедить детей в необходимости ездить на экскурсии в музеи. Я говорю о том, что недостаточно прослушать тему на уроке, надо увидеть то, о чем говорил учитель, что обязательно должен быть зрительный контакт с работами выдающихся мастеров. Плюс к этому приходится действовать при помощи « пряника» (теория  «кнута»  сразу отпадает – поездка дело сугубо добровольное). Мне хочется заинтересовать как можно больше учащихся. Признаюсь, всем, кто едет на экскурсию, ставлю «5» - независимо от того, как ребенок учится по моему предмету. Поездка занимает почти 6 часов, и это не развлечение, я считаю, что это учеба в выходной день (да, они учатся слушать, думать, чувствовать). Экскурсионный день надо организовать так, чтобы дети провели его с пользой для себя (обогатились духовно, узнали что-то новое, вспомнили то, что изучали на уроке) и в тоже время поездка для школьников это развлечение. Как совместить учебу и отдых? Непринужденная, веселая обстановка царит в автобусе, но ребята знают, если я встала с места, в автобусе должно быть тихо (о правилах поведения мы договариваемся заранее). И когда мы проезжаем центральную часть города, начинается мини-игра. Увлеченность достигается при помощи живых диалогов с учениками, зрительных образов, необычной ситуацией (по пути следования автобуса мы знакомимся со зданиями, реками, мостами и тд ) В автобусе создается непринужденная, игровая обстановка. Все работает на то, чтобы увлечь, заинтересовать, душевно разбудить ребят. До приезда в музей я учитель (я рассказываю, спрашиваю, выслушиваю ответы) А в музее я сближаюсь с учениками: я вместе с ними слушаю экскурсовода, внимательно рассматриваю экспонаты. Дети в этой ситуации раскрепощаются, больше доверяют мне. Они начинают делиться своими впечатлениями (я вижу совершенно искренние душевные всплески). А экскурсовод, волею судьбы, продолжает начатую мною игру в автобусе « А знаешь ли ты?» Я рада, когда ребята дают правильные ответы (значит, мой урок не прошел впустую). При помощи игры поддерживается внимание детей, сохраняется атмосфера увлеченности.

Более конкретно остановлюсь на экскурсиях с 6-ми классами. У них по программе есть такая тема: « Работа художника над созданием станковых произведений». Специально была организована экскурсия в Русский музей, так как на уроках невозможно так точно объяснить и показать детям, через какой огромный творческий труд проходит рождение картины. Где, как не в музее, всматриваясь, размышляя, сравнивая, ребята делают свои первые шаги на пути осмысления, сказанного учителями на уроках.

А в Эрмитаже мы с ними продолжаем тему « Мифы и легенды Древней Греции». Здесь  ребята смогли не только увидеть, но и почувствовать эмоционально воздействие красоты, в них заключенной.

В каком бы музее мы не были, я везде видела и радостное озарение, и удивление, и задумчивость в детских глазах. «Как здорово! Как красиво!» - говорили они. Глядя на детей в эти мгновения, я радуюсь, радуюсь тому, что красота нашла в их душе отклик. Эти маленькие победы приводят детей к самостоятельному мышлению, в них просыпается познавательный интерес, яркие зримые образы помогают развиваться собственной фантазии ребенка.

Экскурсия завершена. Как будто все необходимое сделано – ребята получили эмоциональный заряд, впитали в себя все увиденное и услышанное, сделали выводы. Пора предоставить им возможность творить. Но это уже будет в школе на уроке.