Граттаж. Натюрморт

Чечиль Ольга Владимировна

Тема урока: Граттаж. Натюрморт.

Цели урока:

- углубить знания о технике граттаж;

- с помощью нетрадиционной техники воспитать положительное отношение к основному академическому заданию - рисованию натюрморта;

- развить творческие способности и навыки в работе с техникой процарапывания.

Задачи:

- создать рисунок натюрморта в технике граттаж;

- развивать графические умения и навыки;

- овладение техникой штриха.

Оборудование урока:

Для учителя: наглядный материал - рисунки и репродукции графических натюрмортов, примеры работ в технике граттаж, примеры возможных узоров.

Для учащихся: подготовленная основа, шило или зубочистки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный.

Приемы преподавания: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приемы учения: наблюдение, слушанье, ответы н вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Вид искусства: графика.

Форма организации совместной деятельности: индивидуальная.

Тип и вид урока: применение знаний, умений и навыков.

 

 

План урока:

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Введение нового материала.

4. Самостоятельная работа.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.              Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.              Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, что у нас стоит на столе? (Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который основывается на изображении неодушевлённых предметов)

Натюрморт – это хорошо известный вам жанр изобразительного искусства. Мы рисуем его с первого класса - сначала простые натюрморты из одного-двух предметов помогли разобраться в особенностях изображения различных предметов, а потом и сложные – из нескольких предметов с драпировкой – открыли путь в мир профессионального мастерства.

Но не смотря на частоту изображения «мертвой природы», натюрморт не может нам надоесть - для этого мы используем различные техники и материалы.

Но сегодня для повышения интереса к обыкновенному натюрморту мы используем совсем уж необыкновенную технику – граттаж.

Вы уже немного познакомились с этой техникой – ведь этап подготовки был достаточно долгим. Как же вы поняли эту технику? Что это такое?

(Процарапывание. Похоже на магазинские гравюры)

3.              Введение нового материала.

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Это техника процарапывания рисунка пером или острым инструментом на бумаге или картоне, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Этот прием живописи и графики, как и фроттаж, был введен в практику немецким художником Максом Эрнстом. Эта техника часто использовалась на территории бывшего СССР и называлась рисованием по восковой прокладке.

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить основу.

Давайте вспомним как мы ее делали. (Этапы называют дети)

- Первый этап – подготовка бумаги.

 Очень важно использовать для основы бумагу с гладкой поверхностью, тогда рисунок выйдет более ровным. Бумагу можно оставить белой или использовать цветную - тогда рисунок будет контрастным. Но мы раскрашивали бумагу разными цветами, чтобы работа была яркой и веселой.

- Второй этап – нанесение основы.

Классическая основа – воск. Его расплавляют и наносят на бумагу, но это не только сложно, но и опасно – жидкий воск очень горячий. Тогда художники стали экспериментировать, чтоб упростить процесс. Так стало популярным нанесение желтка – он легкий в эксплуатации и доступен каждому. Чем больше слоев желтка, тем проще выцарапывать.

- Третий этап – окрашивание основы в контрастный цвет.

И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши, а можно и гуашью. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате.

После подготовки основы можно подходить к созданию шедевра.

Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. На контрастном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

В качестве примера грандиозного граттажа хочу представить вам работы профессионального художника Ивана Жупана, чтобы показать вам все возможности этой техники.

Художник создает в своих работах целые объемные миры, процарапывая не краску, а пространство. Непроходимые чащи с переплетающимися ветвями и корнями, искореженными стволами скрыты от посторонних нелюбопытных глаз. Чисто композиционными приемами создается ощущение, что деревья-гиганты уходят корнями в землю и упираются кронами в небесный свод. Особое внимание уделяется свету: он то зыбкий, ирреальный, то звонкий и яркий просачивается сквозь ветви и корни. Но самый неожиданный эффект - это "обратная перспектива" света.

Как вы видите, даже такая простая техника как Граттаж, может приносить удивительные  плоды.

4.               Самостоятельная работа.

Техника процарапывания хорошо подходит для орнаментальных, линейных и декоративных композиций, но и для имитации академического рисунка она подходит великолепно.

Для начала, на уже подготовленным нами ранее основах, нужно легонько наметить контуры предметов. Точками или маленькими штрихами вы должны композиционно простроить предметы. После, прочертить контур более четко.

 

Далее, нужно решить каждый предмет декоративно или реалистично. (Просмотр примеров)

 

Можно проштриховать светотень на каждом предмете так, как мы создаем объём простым карандашом, а можно заполнить плоскости предметов различными узорами. Даже обычная спираль или линии, двигающиеся по контуру предметов, выглядят очень выгодно.

Всем удачи!

5.              Итог урока.

Демонстрация, анализ и оценивание вместе с детьми работ учащихся.

6.              Домашнее задание.

Подготовить сообщение о видах гравюры.

Использованная литература:

http://festival.1september.ru/articles/533240/

http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/

http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119

http://www.liveinternet.ru

http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_lite...

http://grafica.msk.su/babochka/

http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

http://sc.karelia.ru/catalog/res/f417e82f-3969-a2b...

http://sveta-andreeva.narod.ru/unusual.html

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/0/0f666c3e-aa8f-f180...

http://www.konzav.kueda.ocpi.ru/metrab/urokIZO.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grattazh1.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Граттаж. Натюрморт.

Цели урока:

- углубить знания о технике граттаж;

- с помощью нетрадиционной техники воспитать положительное отношение к основному академическому заданию - рисованию натюрморта;

- развить творческие способности и навыки в работе с техникой процарапывания.

Задачи:

- создать рисунок натюрморта в технике граттаж;

- развивать графические умения и навыки;

- овладение техникой штриха.

Оборудование урока:

Для учителя: наглядный материал - рисунки и репродукции графических натюрмортов, примеры работ в технике граттаж, примеры возможных узоров.

Для учащихся: подготовленная основа, шило или зубочистки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный.

Приемы преподавания: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приемы учения: наблюдение, слушанье, ответы н вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Вид искусства: графика.

Форма организации совместной деятельности: индивидуальная.

Тип и вид урока: применение знаний, умений и навыков.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Введение нового материала.

4. Самостоятельная работа.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, что у нас стоит на столе? (Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который основывается на изображении неодушевлённых предметов)

Натюрморт – это хорошо известный вам жанр изобразительного искусства. Мы рисуем его с первого класса - сначала простые натюрморты из одного-двух предметов помогли разобраться в особенностях изображения различных предметов, а потом и сложные – из нескольких предметов с драпировкой – открыли путь в мир профессионального мастерства.

Но не смотря на частоту изображения «мертвой природы», натюрморт не может нам надоесть - для этого мы используем различные техники и материалы.

Но сегодня для повышения интереса к обыкновенному натюрморту мы используем совсем уж необыкновенную технику – граттаж.

Вы уже немного познакомились с этой техникой – ведь этап подготовки был достаточно долгим. Как же вы поняли эту технику? Что это такое?

(Процарапывание. Похоже на магазинские гравюры)

  1. Введение нового материала.

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Это техника процарапывания рисунка пером или острым инструментом на бумаге или картоне, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Этот прием живописи и графики, как и фроттаж, был введен в практику немецким художником Максом Эрнстом. Эта техника часто использовалась на территории бывшего СССР и называлась рисованием по восковой прокладке.

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить основу.

Давайте вспомним как мы ее делали. (Этапы называют дети)

- Первый этап – подготовка бумаги.

Очень важно использовать для основы бумагу с гладкой поверхностью, тогда рисунок выйдет более ровным. Бумагу можно оставить белой или использовать цветную - тогда рисунок будет контрастным. Но мы раскрашивали бумагу разными цветами, чтобы работа была яркой и веселой.

- Второй этап – нанесение основы.

Классическая основа – воск. Его расплавляют и наносят на бумагу, но это не только сложно, но и опасно – жидкий воск очень горячий. Тогда художники стали экспериментировать, чтоб упростить процесс. Так стало популярным нанесение желтка – он легкий в эксплуатации и доступен каждому. Чем больше слоев желтка, тем проще выцарапывать.

- Третий этап – окрашивание основы в контрастный цвет.

И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши, а можно и гуашью. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате.

После подготовки основы можно подходить к созданию шедевра.

Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. На контрастном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

В качестве примера грандиозного граттажа хочу представить вам работы профессионального художника Ивана Жупана, чтобы показать вам все возможности этой техники.

Художник создает в своих работах целые объемные миры, процарапывая не краску, а пространство. Непроходимые чащи с переплетающимися ветвями и корнями, искореженными стволами скрыты от посторонних нелюбопытных глаз. Чисто композиционными приемами создается ощущение, что деревья-гиганты уходят корнями в землю и упираются кронами в небесный свод. Особое внимание уделяется свету: он то зыбкий, ирреальный, то звонкий и яркий просачивается сквозь ветви и корни. Но самый неожиданный эффект - это "обратная перспектива" света.

Как вы видите, даже такая простая техника как Граттаж, может приносить удивительные  плоды.

  1.  Самостоятельная работа.

Техника процарапывания хорошо подходит для орнаментальных, линейных и декоративных композиций, но и для имитации академического рисунка она подходит великолепно.

Для начала, на уже подготовленным нами ранее основах, нужно легонько наметить контуры предметов. Точками или маленькими штрихами вы должны композиционно простроить предметы. После, прочертить контур более четко.

Далее, нужно решить каждый предмет декоративно или реалистично. (Просмотр примеров)

Можно проштриховать светотень на каждом предмете так, как мы создаем объём простым карандашом, а можно заполнить плоскости предметов различными узорами. Даже обычная спираль или линии, двигающиеся по контуру предметов, выглядят очень выгодно.

Всем удачи!

  1. Итог урока.

Демонстрация, анализ и оценивание вместе с детьми работ учащихся.

  1. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о видах гравюры.

Использованная литература:

http://festival.1september.ru/articles/533240/

http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/

http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119

http://www.liveinternet.ru

http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm

http://www.openclass.ru/node/184846

http://grafica.msk.su/babochka/

http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

http://sc.karelia.ru/catalog/res/f417e82f-3969-a2b8-5050-0043c1b3d60e/view/

http://sveta-andreeva.narod.ru/unusual.html

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/0/0f666c3e-aa8f-f180-3179-

http://www.konzav.kueda.ocpi.ru/metrab/urokIZO.html

http://www.teenart.ru/docs/files/chudo.html

ГУ ЛНР «Краснолучская детская школа искусств»

Открытый урок

«Граттаж. Натюрморт»

Чечиль Ольга Владимировна

Преподаватель художественного отделения

2016