Ян ван Эйк
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ян ван Эйк Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург . Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту .
Ян ван Эйк К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау , двор которого располагался в Гааге. После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Франции. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.
Ян ван Эйк 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка . Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.
Ян ван Эйк «Мадонна в церкви» 1425-1426 г. дерево, масло 32 x 14 см Столичный музей, Берлин, Германия
Ян ван Эйк Открытие художника, давшее Толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так. Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались:они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк , где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения.
Ян ван Эйк Ян ван Эйк (ок.1390-1441) и Губерт ван Эйк Bид закрытого алтаря -детали 1432г, 350x223 см, деревo , масло
Детали алтаря
Детали алтаря
Описание деталей алтаря художники изобразили коленопреклонённую Деву Марию и архангела Гавриила, который принёс ей божественную весть. По краям(в полукруглых нишах) изображены пророки Захария и Михей, предсказавшие Благовещение пророчествами. Они записаны текстом на лентах, парящих в воздухе. В центральной нише, разделенной рамой, Эритрейская и Кумская сивиллы(предсказательницы), также предсказвшие Благовещение. Нижний ряд внешних створок алтаря занимают донаторы - портреты его заказчиков( Йодс Вайд и, его супруга, Изабелла). Они предстают преклоненными перед статуями двух святых: Иоанна Крестителя — патрона церкви Святого Иоанна и Иоанна Богослова — ему посвящена капелла этой церкви.
Гентский алтарь . Ян ван Эйк (ок.1390-1441) и Губерт ван Эйк (умер 1426) вид открытого алтаря май 1432, дерево, масло, 350 x 461 см.
Описание деталей гентского алтаря В картине верхнего ряда чуть ниже Бога-Отца расположились Дева Мария и Cв . Иоанн Креститель, еще ниже — ангелы поющие(левая створка) и ангелы музицирующие(правая створка). Самые крайние створки изображают первых людей — Адама и Еву, над ними сцена ссоры их детей — Каина и Авеля. Второй нижний ряд посвящён сцене "Поклонение агнцу" и является главным. Другие створки слева- праведные судьи, солдаты, створки справа- отшельники, пилигримы(паломники).
Гентский алтарь Гентский алтарь уникален. Это - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии. Он явился плодом вдохновенного мастерства двух братьев - художников, Губерта и Яна ван Эйков (а может быть, и кого-то ещё из подмастерьев) и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков. В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека. В Гентском алтаре присутствует всё, что и в окружающем мире, все здесь смешалось: подробный и неторопливый рассказ с пленительными деталями, таинственная недосказанность характеров, грозная сила скрытых страстей и непосредственное восхищение радостями бытия.....
Гентский алтарь Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд( Jodocus Vijd ),- один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют . Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона ). В 1432 г. работа над алтарем была закончена.
Ян ван Эйк Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый «Тимофей» (1432 г.), «Человек в тюрбане» (1433 г.), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433 г.) и др. Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности .
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Портрет Маргарет ван Эйк 1439г, масло на дереве, 32,6 x 25,8 cм Музей Гроениндж ( Groeninge ), Брюгге,Бельгия На портрете - Маргарет ван Эйк , жена художника.
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Дева Мария с Младенцем с книгой 1433, дерево, масло, 26,5 x 19,5 cм Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Человек в тюрбане 1433г, дерево, масло, 25,5 x 19cм Национальная галерея, Лондон, Англия
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Портрет Джованни Арнольфини 1435г, дерево, масло, 29 x 20 cм Cтличный музей, Берлин, Германия Портрет богатого итальянского купца, друга ван Эйка , был выполнен в то же время, когда известный "Портрет четы Арнольфини "
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Портрет ювелира (Человек с кольцом) 1430г, дерево, масло, 16,6 x 13,2 см Румынский Национальный музей, Бухарест
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Портрет четы Арнольфини 1434г, дерево, масло, 82 x 60 см Национальная Галерея, Лондон, Англия .
Портрет четы Арнольфини . Итальянский купец изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале — символе всевидящего Божьего ока. Обряд совершается в спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага.
Мадонна канцлера Ролена Ян ван Эйк (ок.1390-1441 ) ~ 1435г, дерево, масло, 66 x 62 cм Лувр, Париж, Франция
Мадонна канцлера Ролена В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена » (ок.1436г.) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам(редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.
Мадоннa каноника ван дер Пале Ян ван Эйк (ок.1390-1441 ) 1436г, деревo , масло, 122 x 157 cм Городской музей, Гронинге ( Groeninge ), Брюгге,Бельгия
Мадоннa каноника ван дер Пале В «Мадонне каноника ван дер Пале» ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости.
К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Благовещение 1440, дерево, темпера,масло , Метрополитен музей, Нью-Йорк, Сша
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Cв.Варвара 1437 , дерево, масло, 31 x 18 ссм Королевский музей изящных искусств 1437, Антверпен
Художник скончался 9 июля 1441 г. в Брюгге, городе, ставшем для него родным. Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.