Культура и искусство

Симонова Татьяна Владимировна

презентации и фото документы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектурно – градостроительная колористика Выполнила: Симонова Анжелика,ЛП13-1

Слайд 2

Содержание •Цвет в русском изобразительном искусстве и в архитектуре. •Фрески и стенописи древнерусских храмов. •Символика цвета в русской иконописи. •Полихромия русского барокко. •Цвет в архитектуре классицизма в начале и середине XIX века. •Полихромия архитектуры эклектического направления, псевдостили. •Особенности цветовой палитры стиля модерн и зарождение новых идей архитектурной полихромии.

Слайд 3

Цвет в русском изобразительном искусстве и в архитектуре. Цвет в изобразительном искусстве Чтобы раскрыть роль цвета в изобразительном искусстве, нам необходимо обратиться к смыслу и назначению самого изобразительного искусства, а начать с искусства в целом. Произведение искусства имеет множество функций. Так, оно позволяет человеку определить, что хорошо, а что плохо, к чему следует стремиться, а чего нужно избегать – то есть помогает осуществлять ценностно-ориентационную деятельность. В произведении искусства можно видеть средство общения, способ передачи зрителю некоторой важной информации – иными словами, оно служит для коммуникативной деятельности. Кроме того, произведение искусства преобразует действительность, формирует зрительную экологическую среду, изменяет мир, окружающий человека – то есть является результатом преобразовательной деятельности. Наконец, искусство позволяет нам узнать много нового, того, что мы раньше не знали – следовательно, роль искусства в познавательной деятельности также весьма велика. Таким образом, получается, что изобразительное искусство участвует во всех важнейших родах деятельности человека, но при этом всецело не подчиняется ни одному из них. И к тому же каждый из этих родов деятельности возможен и без искусства.

Слайд 4

Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть. У цвета много секретов. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения.

Слайд 5

Цветоведение - наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. «Белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой , синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.

Слайд 6

«Обычный свет состоит из лучей разных цветов.»

Слайд 7

Основные цвета Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Слайд 8

Составные цвета Составные цвета – цвета , получаемые путём попарного смешивания основных цветов. ? ? ? Зелёный Оранжевый Фиолетовый

Слайд 9

Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет , который связывает крайние спектральные цвета. Цветовые круги (а их несколько и их появление связано с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков мистические теории и физические теории) мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, и отображать схематично различные цветовые модели. Как правило цвета представленные в круге это условные цвета максимальной цветовой насыщенности, выбранные из поля цветового охвата цветовой модели. Цветовой круг по Иоханнесу Иттену (1961)

Слайд 10

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль

Слайд 11

Цвет в архитектуре Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений. Выбор цвета определяется: назначением здания, сооружения или помещения выполняемой в помещении зрительной работой, габаритами здания (помещения), световым климатом района строительства, природным окружением, значением сооружения (либо его части) в общей композиции комплекса сооружений или помещений, характером архитектурных форм, тектонической структурой здания и др. В ряде случаев цвет обусловливается особенностями архитектурных стилей: для фасадов русской архитектуры 12—15 вв. типичен белый цвет, для сооружений 17 в.— сочетание красных кирпичных стен с белокаменными деталями и разноцветными керамическими (майоликовыми) фризами, вставками и др. Для русского барокко сер. 18 в. характерны сочетания кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) Ц. с белыми деталями, позолотой, темной бронзой; для классицизма 19 в.— сочетания желтого с белым и серого с белым.

Слайд 12

С помощью цвета можно выделить отдельные сооружения среди других сооружений архитектурного комплекса. Так, интенсивная окраска (насыщенный темно-красный цвет) здания Московского Совета депутатов трудящихся выделяет его среди других зданий, образующих улицу и примыкающую к зданию площадь. При этом здание Моссовета приобретает главенствующую роль в композиции улицы и площади, несмотря на то, что его размеры меньше, чем у соседних зданий.

Слайд 13

В массовом строительстве по типовым проектам роль цвета еще более повышается. Средствами цвета можно разнообразить совершенно одинаковые дома, а также детали зданий, не удорожая их стоимости, придавать нарядность и привлекательность самым простым по форме сооружениям. С этой целью в новых районах городов (например, Хорошево-Мневники в Москве и др.) крупные стеновые панели различного цвета группируются в зданиях по разнообразным схемам взаимного расположения; широко применяется выделение цветом балконов, лоджий, лестничных клеток, входов и т. п. Улица Мневники, панорама "Москва-Сити".

Слайд 14

Новостройки компании "Дон-Строй" - "Северная Звезда" и "Триумф-Палас".

Слайд 15

Вывод: Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Улицы, образованные серыми фасадами зданий, при недостаточно высоком уровне освещенности выглядят мрачными, тусклыми, а образованные желто-белыми фасадами — «солнечными» даже в пасмурные дни. В советском градостроительстве цвет используется для придания городам и поселкам привлекательности, жизнерадостного характера, преодоления однообразности в строительстве и в других целях. Тверская улица в Санкт-Петербурге улица Валиханова в Омске

Слайд 16

Фрески и стенописи древнерусских храмов. Древнерусская живопись играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Поэтому эта живопись, как и архитектура Руси считалась «книгой для неграмотных». В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма.

Слайд 17

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Слайд 18

Мозаики Софийского собора в Киеве Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.

Слайд 19

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора , галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве , в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

Слайд 20

Схема размещения фресок

Слайд 21

фреска "Сошествие Христа в ад"

Слайд 22

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого

Слайд 23

Фреска "Апостол Павел"

Слайд 24

Фреска "Воин"

Слайд 25

Фреска "Император Константин"

Слайд 26

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом"

Слайд 27

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора . Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевской особенно красочным и богатым.

Слайд 28

Мозаики Софии Киевской Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора . (Мозаика - изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы - смальты) Все сохраненные мозаики Софии Киевской - это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками. Схема размещения мозаик

Слайд 29

Мозаика "Христос Вседержитель" ( Христос-Пантократор ). Главный купол Софийского собора

Слайд 30

"Благовещение"

Слайд 31

Мозаика " Оранта ". Главный алтарь Софии Киевской

Слайд 32

Символика цвета в русской иконописи. Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный , синий и зеленый.

Слайд 33

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Слайд 34

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Слайд 35

Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Слайд 36

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый . Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Слайд 37

Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого . Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.

Слайд 38

Полихромия русского барокко. Происхождение термина Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco , от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII веков.

Слайд 39

Полихромия — (греч., от polys многий, и chroma цвет). Многоцветность, разрисовывание частей архитектурных или скульптурных произведений различными красками. Зимний дворец. Северный фасад. Вид с северо-запада. Санкт-Петербург.

Слайд 40

Игра света и красочные гаммы голубых, лимонно-белых, розово-красных зданий в сочетании с позолотой придают однообразным плоским берегам мажорный, праздничный вид. Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) превратил Петербург из города-крепости в город-порт, в город-дворцов . Ансамбли, созданные им, - Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе – относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе – растреллиевскому (монументальному) барокко.

Слайд 41

Цвет в архитектуре классицизма в начале и середине XIX века. Классицизм — это художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII—XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля. Дом Лопухиных-Станицкой , Москва

Слайд 42

Дом Лопухиных-Станицкой , Москва

Слайд 43

Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы. Преобладающие цвета: белый, голубой , а также насыщенные оттенки зеленого, розового , пурпурного. Главное Адмиралтейство , Санкт-Петербург

Слайд 44

Полихромия архитектуры эклектического направления, псевдостили . Эклектика -(с греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный», «выбираю, отбираю, избираю») направление в архитектуре, доминирующее в России и Европе 1830-е — 1890-е годы, характеризующееся смешением, соединением разнородных стилей, идей, взглядов. Балтийский вокзал в СПб

Слайд 45

Черты эклектики: Свобода и индивидуализм Функциональность и практичность в использовании Насыщенность декоративного убранства Традиции резьбы по дереву, народной вышивки; использовались башенки, резные наличники, бочкообразные столбики.

Слайд 46

Нижегородская ярмарка (архитекторы К.В. Трайман , А.Т. Тромбицкий , А.И. фон Гоген).

Слайд 47

Исторический музей. Москва. В.О.Шервуд, 1872

Слайд 48

Пассаж, СПб, Невский проспект

Слайд 49

• Псевдостили Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка искусства другой, более поздней эпохи и составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм.

Слайд 50

Например, храм Христа Спасителя - это псевдовизантийский стиль. При этом, на деле, сходство может быть достаточно эфимерным (как в то же самом храме Христа Спасителя), главное, что здание отражает представления строителей о том, как это было (то есть Тон и Николай I искренне считали, что храм получился "совсем как в Византии"

Слайд 51

Особенности цветовой палитры стиля модерн и зарождение новых идей архитектурной полихромии. Цвет присутствует на фасадах модерна повсеместно: на плоскости стен, в декоративных вкраплениях, в наличниках окон, порталах дверей, деревянных рамах и кровле, а также в многочисленных оконных стеклах. Это еще одно достижение модерна -стекло стало полнокровным выразителем эстетической концепции нового стиля и активно участвует в формировании художественного образа произведения. Особняк Сергея Павловича Рябушинского в Москве. Архитектор Ф.О. Шехтель

Слайд 52

Палитра модерна неяркая, пастельная. Серо-синие, жемчужные, голубые , бледно-лиловые, светло-зеленые, розоватые тона блеклы и туманны, буд-то не цвета, а символы, загадочные намеки. На этом бледном фоне яркие краски витража или экзотического сувенира кажутся еще ярче и выразительней. Особняк А. И. Дерожинской в Москве. Архитектор Ф.О. Шехтель

Слайд 53

Ярославский вокзал, Москва. Архитектор Ф.О. Шехтель

Слайд 54

Подлинное произведение архитектуры организует пространство города одновременно скульптурностью своей пластики и полихромией. Полихромия в архитектуре XX века неизменно является одним из основных формообразующих средств, выдвигая свои требования к цвету. В различных исторических периодах это привело к развитию в архитектуре различных принципов его использования. С изменением социальных потребностей и эстетических взглядов менялись представления и проявления формообразующего действия в архитектурной полихромии города. •Зарождение новых идей архитектурной полихромии

Слайд 55

Список используемой литературы http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Stroitelstvo/42730.doc.htm http://stilys.com/styles/eclectica https://ru.wikipedia.org http://www.rio-3d.ru/psevdostili-novye-stili.html http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Stroitelstvo/42730.doc.htm

Слайд 56

Спасибо за внимание!