Рабочая программа по искусству ФГОС 2 класс
Данная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского. /- Москва, Просвещение, 2012 г. в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_novyy.docx | 67.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю
на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:
эстетического цикла и Протокол № 1 от _____2016г. ____________Л.И.Махкамова
физической культуры Председатель педсовета Приказ по школе № ______
Протокол № 1 от _________2016г ____________Т.Д.Деркачева от _________2016г
Руководитель Е.Н.Долженкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Изобразительное искусство»
2 класс (34ч.)
на 2016 – 2017 учебный год
Составлена учителем
1квалификационной категории
Долженковой Е.Н.
2016 год
Пояснительная записка.
На изучение курса «Искусство (изобразительное искусство)» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Данная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского. /- Москва, Просвещение, 2012 г. в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Как и чем работает художник (8 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение).Ёлочные игрушки.
Раздел 3. О чем говорит искусство (11 часов)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Изобразительное искусство»
2 класс
Название темы. Основное содержание по темам | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
Раздел 1. Чем и как работает художник (8 часов) | ||
| 1 | Личностные: анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| 1 | Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
| 1 | Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. |
| 1 | Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Познавательные: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
| 1 | Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи) |
6.Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные работы. Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
7.Выразительные возможности бумаги. | 1 | Личностные: обсуждать и анализировать работы с позиций творческих задач темы. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
8.Любой материал может стать выразительным. | 1 | Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов) | ||
9. Изображение и реальность. | 1 | Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
10.Изображение и фантазия. | 1 | Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения. Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
11.Украшение и реальность. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы. Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
12.Украшение и фантазия. | 1 | Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
13.Постройка и реальность. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы. Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
14. Постройка и фантазия. | 1 | Личностные: владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы. Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) |
15.Братья-Мастера всегда работают вместе | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Раздел 3. О чем говорит искусство (11 часов) | ||
16. Выражение характера изображаемых животных. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
17.Выражение характера человека в изображении; мужской образ. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
18. Выражение характера человека в изображении, женский образ. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
19. Образ человека и его характер, выражение в объеме. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
20-21. Изображение природы в разных состояниях | 2 | Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
22-23. Выражение характера через украшение. | 2 | Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
24. Выражение намерений через украшение. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
25-26. Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке . | 2 | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов) | ||
27. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. | 1 | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
28. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. | 1 | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
29. Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
30. Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
31. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
32. Пропорции выражают характер. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
34. Обобщающий урок года. | 1 | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Вид изобразительной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Информационно-методическое обеспечение | Дата | |
план. | факт. | |||||
Раздел 1. Чем и как работает художник (8 часов) | ||||||
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению | Уметь: - различать основные и составные цвета; - применять первичные живописные навыки; - использовать художественные | Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном» | ||
2 | Пять красок -все богатство цвета и тона | Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - использовать удожественные материалы (гуашь) и применять - узнавать отдельные произведения | Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра» | ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности | Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий (ЛС, СП, К) | Игра-упражнение «Живая клякса» | ||
4 | Выразительные возможности аппликации | Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению | Уметь: - сравнивать различные виды - использовать художественные материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Ф. И. Тютчев «Листья» | ||
5 | Выразительные возможности графических материалов | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз | Знать вид изобразитель-ного искусства - графика. Уметь: - сравнивать различные виды изобра-зительного искусства; - применять средство художественной выразительности (линия) Продуктивный (СП) | М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег», В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67 | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению | Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К) | В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка» | ||
7 | Выразительные возможности бумаги | Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р) | Различные пособия по бумагопластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» | ||
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы) | Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги | Уметь: - применять основные средства - выполнять живописные упражнения. | С. Баруздин «Салют» | ||
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов) | ||||||
9 | Изображение и реальность | Индивидуальная, изображение животных или зверей | Уметь: - использовать художественные - применять основные средства | В. Бианки. Рассказы о животных; загадки | ||
10 | Изображение и фантазия | Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных | Уметь: - использовать художественные - применять основные средства | Мифы, сказки, былины | ||
11 | Украшение и реальность | Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев | Уметь: - применять средство художественной выразительности (линия) - понимать «язык» украшений. | |||
12 | Украшение и фантазия | Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы | Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный (СП, К) | Игра-упражнение «Крестики-нолики» | ||
13 | Постройка и реальность | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, | Различные пособия по бумагопластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» | ||
14 | Постройка и фантазия | Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города | Уметь: - применять основные средства - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, | Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116 | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек | Уметь: - использовать художественные - применять основные средства | Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» | ||
Раздел 3. О чем говорит искусство (11 уроков) | ||||||
16 | Выражение характера изображаемых животных | Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению). | Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения» | ||
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | Индивидуальная, изображение доброго и злого воина | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин | ||
18 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | ||
19 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме | Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | ||
20-21 | Изображение природы в разных состояниях | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы | Знать жанр произведе-ний изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать и применять теплые - использовать художественные | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы | ||
22-23 | Выражение характера человека через украшения | Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы | Уметь: - использовать художественные - применять основные средства | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин | ||
24 | Выражение намерений через украшение. | Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов | Уметь - различать и применять теплые - использовать художественные | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации | ||
25-26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, | |||
Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов) | ||||||
27 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета | Индивидуальная, изображение угасающего костра | Уметь: - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; - использовать художест-венные материалы (гуашь). | Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии | ||
28 | Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета | Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы | Уметь: - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; - использовать художест-венные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности | Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева» | ||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий | Индивидуальная, изображение весенних ручьев | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП) | М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Арен-ский «Лесной ручей», «Прелюдия» | ||
30 | Линия как средство выражения: характер линий | Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением | Уметь: - использовать художественные -применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. | Японские трехстишия (хокку) | ||
31 | Ритм пятен как средство выражения | Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости | Уметь: - использовать художественные -применять основные средства художественной выразительности (пятно) в творческой работе | Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией | ||
32 | Пропорции выражают характер | Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций | Уметь: - использовать художественные - применять основные средства | Пособия по бумагопла- стике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» | ||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности | Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц» | Уметь: - использовать художественные - применять основные средства | |||
34 | Обобщающий урок года | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО) |