Рабочая программа по искусству ФГОС 2 класс

Долженкова Елена Николаевна

Данная программа составлена  на основе программы авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского. /- Москва,  Просвещение, 2012 г.  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2_novyy.docx67.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Рассмотрено                                                             Принято на заседании                                                               Утверждаю

на методическом объединении                              педагогического совета школы                                               Директор школы:

эстетического цикла и                                                   Протокол № 1 от _____2016г.                                            ____________Л.И.Махкамова

физической культуры                                                     Председатель педсовета                                                       Приказ по школе № ______            

Протокол № 1 от _________2016г                          ____________Т.Д.Деркачева                                                         от _________2016г

Руководитель              Е.Н.Долженкова                            

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                             

                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу

«Изобразительное искусство»

2 класс (34ч.)

на 2016 – 2017 учебный год

                                                                                                                                                                                                   

                                                                                   Составлена  учителем

                                                                                1квалификационной категории    

                                                                                 Долженковой Е.Н.

2016 год

 Пояснительная   записка.

На изучение курса «Искусство (изобразительное искусство)» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Данная программа составлена  на основе программы авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского. /- Москва,  Просвещение, 2012 г.  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  

 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1. Как и чем работает художник (8 часов)

Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий.  Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти.  Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса.  Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки.  Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.

Любой материал может стать выразительным (обобщение).

Раздел 2. Реальность и фантазия (7  часов)

Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение).Ёлочные игрушки.

Раздел 3. О чем говорит искусство (11 часов)

Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация).  Выражение чувств, мыслей, настроений в  изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц

Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»

Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Изобразительное искусство»

2 класс

Название темы.

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Планируемые  результаты  обучения  

 (личностные, метапредметные, предметные)

Раздел 1. Чем и как работает художник (8 часов)

  1. Три основные краски. 

1

Личностные: анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством.

Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Пять красок – всё богатство цвета и тона.

1

Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  1.  Пастель, цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

1

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

  1. Выразительные возможности аппликации.

 

1

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Познавательные: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

  1. Выразительные возможности графических материалов.  

1

Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы.

Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи)

6.Выразительность материалов для работы в объёме. 

1

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый

контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 7.Выразительные возможности бумаги.

1

Личностные: обсуждать и анализировать работы с позиций творческих задач темы.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

8.Любой материал может стать выразительным.

1

Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урокавыявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов)

9. Изображение и реальность.

1

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10.Изображение и фантазия.

1

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

11.Украшение и реальность.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства.

 Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

12.Украшение и фантазия.

1

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

13.Постройка и реальность. 

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы.

Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

14. Постройка и фантазия.

1

Личностные: владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы.

Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

15.Братья-Мастера всегда работают вместе

1

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Раздел 3. О чем говорит искусство (11 часов)

16. Выражение характера изображаемых животных.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

17.Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

18. Выражение характера человека в изображении, женский образ.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

19. Образ человека и его характер, выражение в объеме.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

20-21. Изображение природы в разных состояниях 

2

Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

22-23. Выражение характера через украшение.

2

Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

24. Выражение намерений через украшение. 

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

25-26. Выражение чувств, мыслей, настроений в  изображении, украшении, постройке .

2

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)

27. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

1

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

28. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

1

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 29. Линия как средство выражения: ритм линий.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

30. Линия как средство выражения: характер линий.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

31. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

32. Пропорции выражают характер.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

34. Обобщающий урок года.

1

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Вид изобразительной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационно-методическое обеспечение

Дата

план.

факт.

Раздел 1. Чем и как работает художник (8 часов)

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

Уметь:

-        различать основные и составные цвета;

-        применять первичные живописные навыки;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять

Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном»

2

Пять красок -все богатство цвета и тона

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской;

-        использовать  удожественные материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведения

Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»

3

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.

Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий (ЛС, СП, К)

Игра-упражнение «Живая клякса»

4

Выразительные возможности аппликации

Парная, создание    аппликации  «Осенний листопад»    по памяти и впечатлению

Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусст-ва (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);

-        использовать художественные материалы (бумага);

-        применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
Творческий (К, СП)

Ф. И. Тютчев «Листья»

5

Выразительные возможности графических материалов

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

Знать вид изобразитель-ного искусства - графика. Уметь: -        сравнивать различные виды изобра-зительного искусства;

-        применять средство художественной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечатлению).

Продуктивный (СП)

М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег», В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67

6

Выразительность материалов для работы в объеме

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению

Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К)

В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»

7

Выразительные возможности бумаги

Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р)

Различные пособия по бумагопластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

8

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными»
материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности;

-        выполнять живописные упражнения.
Творческий (К, Р)

С. Баруздин «Салют»

Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов)

9

Изображение и  реальность

Индивидуальная, изображение животных или зверей

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности в живописи (по памяти).
Продуктивный (СП)

В. Бианки. Рассказы о животных; загадки

10

Изображение и фантазия

Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности в рисунке (по воображению).
Продуктивный (СП)

Мифы, сказки, былины

11

Украшение и реальность

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

Уметь:

-        применять средство художественной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

-        понимать «язык» украшений.
Творческий (ЛС)

12

Украшение и фантазия

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный (СП, К)

Игра-упражнение «Крестики-нолики»

13

Постройка и реальность

Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

Уметь:

-        применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

-        использовать навыки конструктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и наблюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Различные пособия по бумагопластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

14

Постройка и фантазия

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительности в конструктивных работах;

-        использовать навыки конструктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и наблюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага) и технику бумагопластики;

-        применять основные средства
художественной выразительности в декоративных и конструк-
тивных работах.
Продуктивный (СП)

Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета

П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Раздел 3. О чем говорит искусство (11 уроков)

16

Выражение характера изображаемых животных

Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих

Уметь:

-        использовать художественные материалы (гуашь);

-        применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению).
Продуктивный (К, СП)

Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения»

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

Индивидуальная, изображение доброго и злого воина

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства художественной выразительности в живописи;

-        узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин

18

Выражение характера человека в изображении; женский образ

Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, мелки);

-        применять основные средства художественной выразительности в живописи;

-        узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

19

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

20-21

Изображение природы в разных состояниях

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

Знать жанр произведе-ний изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать и применять теплые
и холодные цвета,

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы

22-23

Выражение характера человека через украшения

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин

24

Выражение намерений через украшение.

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Уметь

-        различать и применять теплые
и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации

25-26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи,

Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)

27

Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

Индивидуальная, изображение угасающего костра

Уметь:

-        различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художест-венные материалы (гуашь).
Репродуктивный (ЛС)

Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии

28

Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета

Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы

Уметь:

-        различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художест-венные материалы (гуашь);

-        применять основные средства художественной выразительности
в живописи (по воображению).
Творческий (СП, Р)

Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева»

29

Линия как средство выражения: ритм линий

Индивидуальная, изображение весенних ручьев

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП)

М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Арен-ский «Лесной ручей», «Прелюдия»

30

Линия как средство выражения: характер линий

Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи.
Продуктивный (К, СП)

Японские трехстишия

(хокку)

31

Ритм пятен как средство выражения

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-применять основные средства художественной выразительности (пятно) в творческой работе
Продуктивный (К, СП)

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

32

Пропорции выражают характер

Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительности в конструктивных работах.
Продуктивный (К, СП)

Пособия по бумагопла-

стике.

Н. Докучаева «Мастерим

бумажный мир»

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности

Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

-        применять основные средства
художественной выразительности в творческой работе.
Творческий (К, СП)

34

Обобщающий урок года

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО)