Крепостная интеллигенция 18 века

Презентация для уроков истории, МХК о художниках и скульпторах в школе и в ВУЗе о величайших талантах России,которые творили свои шедевры будучи крепостными. Крепостная интеллигенция 18 века. Презентация о художнике Аргунове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon argunov.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 18 ВЕКА Выполнили: Ковтун Елена, Ковтун А.М.

Слайд 2

КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 18 ВЕКА Крепостная интеллигенция появилась в России среди крепостного крестьянства, главным образом дворовых. Использовалась для удовлетворения хозяйственных, административных и культурных потребностей помещичьих хозяйств. Крепостная интеллигенция вместе с тем внесла большой вклад в развитие русской национальной культуры. Отдельные выходцы из кабальных крестьян, холопов и крепостных известны в русской культуре 17 и первой половины 18 вв. Со второй половины 18 в. крепостные широко использовались как управляющие имений, канцеляристы, врачи, учителя, а также художники различных специальностей: архитекторы, живописцы, мастера прикладного искусства, деятели театра и музыки. Несмотря на то, что получение образования для крепостных было крайне затруднено, некоторые из них достигали высокого уровня профессиональной подготовки в результате частного ученичества или в качестве сверхштатных учеников Академии художеств или университетов ( в последнем случае крепостной, оканчивающий курс, забирался помещиком из учебного заведения накануне выпускных экзаменов, т. к. диплом давал право на освобождение от крепостной зависимости ). Не редко крепостных обучали лучшие учителя Останкино. Дворец Шереметьевых 90-е годы 18 века Архитекторы: Аргунов и др. Дворец Останкино по праву признается одним из лучших памятников архитектуры конца XVIII в. В архитектуре здания и в его внутреннем убранстве сказался талант, проявилась самобытность и большой художественный вкус его создателей — людей из народа. Это известные крепостные архитекторы П. И. Аргунов, Г. Е. Дикушин, А. Ф. Миронов. архитектору из крепостных Н. Б. Юсупова В. Я. Стрижакову

Слайд 3

своеобразные культурные центры крепостных, которые складывались в XVIII в. в усадьбах крупных феодалов Шереметевых, Воронцовых, Юсуповых, Куракиных и др. В первой четверти XIX в. К Крупные центры технической интеллигенции возникли в Пермском крае, в вотчинах Голицыных, Лазаревых, Демидовых. Театральный зал в Останкине У графа П. Б. Шереметева, устроившего крепостной театр в последней трети XVIII в., было три театра — один в Москве, два в подмосковных имениях — Кускове и Останкине. Кусковский театр по величине равнялся московскому Малому театру, а по внешней отделке даже превосходил его. В дни представлений, по четвергам и воскресеньям, «вся Москва» стекалась в Кусковский театр (вход был бесплатным).

Слайд 4

Выдающийся архитектор А. Н. Воронихин, до 1785 г. крепостной графа А. С. Строганова, возглавил строительство Казанского собора, Горного института в Петербурге и других зданий. Большие заслуги принадлежат (1780—1819), фактически руководившему строительством в Архангельском. Он был настолько компетентным мастером, что не раз оспаривал проекты и предложения известных московских зодчих.

Слайд 5

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Среди известных крепостных Шереметьевых художник, архитектор Аргунов Иван Петрович. Автопортрет

Слайд 6

Иван Аргунов родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны. Воспитывался в семье дяди, С. М. Аргунова. Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович) (академик). Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев И.Аргунов Граф П.Шереметев

Слайд 7

Творчество Аргунова было связано с Шереметевыми,их окружениеми их крепостными Графиня Варвара Алексеевна - статс-дама, единственная дочь князя Алексея Михайловича Черкасского, канцлера, обладателя огромного состояния. Была камер-фрейлиной императрицы Елизаветы. Вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева.

Слайд 8

Граф Николай Петрович Шереметев -сын

Слайд 9

Как сверкающий метеор промелькнула в русской истории судьба Прасковьи Жемчуговой, крепостной графов Шереметевых и замечательной певицы. Юная Паша Жемчугова обладала необычайно колоритным, теплым и мягким голосом, яркой, запоминающейся внешностью. Она была дочерью крепостного кузнеца Ковалева, но поскольку Шереметевы интересовались культурой, у них был свой театр, то на способности Паши рано обратили внимание. В 7 лет ее начали учить пению. а в 11 она стала почти профессиональной актрисой. Когда Паша повзрослела, в нее самозабвенно влюбился молодой граф Николай Шереметев. Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой.

Слайд 10

Любовь скрывали от всех, т.к. она была запретной: хотя Паша была уже очень известной певицей, она продолжала оставаться крепостной. Только на 30-м году ей дали «вольную». И только через 3 года наконец Паша Жемчугова и Николай Шереметев тайно обвенчались. И снова это не принесло им счастья, т.к. ни красота, ни талант не повлияли на взгляды общества, которое не приняло в свой круг молодую графиню Шереметеву. Все это подорвало силы и здоровье Паши. И на 34-м году жизни после рождения сына она скончалась от чахотки. Художник много писал актрису Жемчугову, но особенно хорош портрет, написанный в 1789 году, когда Паша была в самом расцвете своей красоты. Аргунов изобразил молодую женщину в роскошном платье с портретом Шереметева на груди. Взгляд больших черных глаз умный и проницательный. Красивые, подвижные брови. Слегка поджатые уголки губ подчеркивают упорный характер. Вся ее фигура выражает сдержанное достоинство, она как бы бросает вызов окружающему ее враждебному миру Портрет молодой графини Шереметевой (1789)

Слайд 11

Балерина Татьяна Вавсильевна Шлыкова родилась в семье крепостных графов Шереметевых. В 7 лет ее взяли на воспитание в господский дом, учили этикету, декламации, французскому и итальянскому языкам, музыке, пению и танцам. С детства она выступала на сцене домашних театров в Кусково и Останкино. Татьяна Шлыкова считалась первой танцовщицей труппы крепостного театра Шереметевых. Тогда же она получила псевдоним Гранатова. Татьяна Гранатова-Шлыкова выступала перед монаршими гостями Шереметевых. Во время посещения Кускова императрицы Екатерины II выступление Татьяны так понравилось императрице, что та вызвала ее к себе в ложу, дала ей поцеловать свою руку, похвалила за танец и подарила несколько червонцев. В 1803 году Гранатова получила вольную, но продолжала жить в имении графов Шереметевых. Татьяна была близкой подругой жены графа Николая Шереметева - Прасковьи (Ковалевой-Жемчуговой). Когда Прасковья вскоре после родов сына умерла, а затем умер и сам Николай Петрович, Татьяна Гранатова-Шлыкова вырастила их сына Дмитрия, а потом помогала растить и внука, Сергея. Портрет балерины Т.В.Шлыковой-Гранатовой (1789)

Слайд 12

Портрет Екатерины II (1762) Екатерина изображена на фоне драпировки, в роскошном белом платье из переливающегося атласа. Накидка, подбитая горностаем, живописными складками легла у ног императрицы.Рука указывает на атрибуты царской власти, лежащие на столике в стиле барокко. Картина написана в светлых голубых и бежевых тонах.

Слайд 13

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Императрица Елизавета Петровна отличалась красотой, что и передал художник в этом портрете, может быть, чуть приукрашенном, так как Елизавета отличалась еще и полнотой. Лицо привлекает свежестью красок, выразительные глаза, темные дугообразные брови, светлые пудреные волосы - все в сочетании создает яркий привлекательный образ. Одета императрица в роскошные одежды с синей лентой через грудь и с орденом - все указывает на принадлежность изображенной женщины к высшей государственной власти.

Слайд 14

Чета Хрипуновых

Слайд 15

Интерес к внутреннему миру человека был характерен для И. П. Аргунова, художника конца XVIII в., создавшего портретную галерею своих современников. Его портреты, по словам Т. А. Селиновой, являются воплощением «складывающегося нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества». Это направление в искусстве оказало влияние на последующее развитие русского реалистического портрета. Привлекает внимание колоритный, выразительный «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» И. П. Аргунова. Портрет написан в 1785 году, в нем художник хотел показать, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины. Чувствуется, что художник хотел ее приукрасить: нарядил в лучшее платье, высокий кокошник выглядит короной. И все же, несмотря на условности, Аргунов вводит зрителя в неведомый тогда для многих мир простых людей.

Слайд 16

В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Это связано опять с его подневольным, рабским положением. В 1788 году его назначают управителем "Московского дома" Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле хозяина, которым теперь стал, после смерти отца, Николай Петрович Шереметев. Из многочисленных сохранившихся документов известно, как неинтересна и, порой унизительна стала жизнь художника, превратившегося в "управителя Аргунова". Кисть, выпавшую из отцовской руки, поднял сын художника, Николай, однако, создав красивые портреты интересных личностей, он не превзошёл своего отца. Умер Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, крепостным человеком графов Шереметевых И.Аргунов

Слайд 17

Источник: http :// statehistory.ru / books / Maya-Kurmacheva_Krepostnaya-intelligentsiya-Rossii---vtoraya-polovina-XVIII-nachalo-XIX-veka -/7 http://biblioiskusstwo.blogspot.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Аргунов,_Иван_Петрович