Портрет в декоративной композиции

Асманкина Ангелина Ивановна

Портрет в декоративной композиции. Этапы выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры и туризма

Республики Мордовия

Управление культуры

Городского округа Саранск

Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа № 3»

Городского округа Саранск

Методическая разработка

На тему: «Портрет в декоративной композиции»

Преподавателя живописного отделения: Кривовой Ангелины Ивановны

Саранск 2017 г.

Тема урока: «Портрет в декоративной композиции»

Цель урока: формирование представлений о портрете в декоративном искусстве.

Задачи урока: 1. Обучающие

-Продолжить знакомство с жанром портрета.

-Вспомнить построение лица в фас.

-Изучить художественные приёмы декоративной композиции портрета.

-Создать декоративный портрет.

2. Развивающие

- развитие художественного вкуса

3. Воспитательные

- воспитание у учащихся аккуратности при работе.

- воспитание самостоятельности, сосредоточенности, собранности в работе.

Материал: бумага, кнопки, гуашь, кисти, палитра, карандаш.

Материалы и оборудование для преподавателя: методические пособия, схемы.

Задание: Выполнение построения портрета в фас. Деление лица на плоскости. Цветовое решение.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вспоминание прошлых занятий
  3. Объяснение нового материала
  4. Самостоятельная работа учащихся
  5. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

2. Повторение пройденного. Определение темы урока.

-Скажите, пожалуйста, какие жанры изобразительного искусства вам известны?
(Пейзаж, натюрморт, батальный, исторический, бытовой, портрет).
- Что вы понимаете под портретом?
(Изображение человека).
Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного. Рисование лица человека в портрете это самое сложное направление в изобразительном искусстве. 

 -Что должен знать художник-портретист?
Художник должен обнаружить главные черты личности человека, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный нрав портретируемого.
-Какие виды портретов вы знаете?
(Погрудный, парадный, автопортрет, групповой портрет и мн.др.).
В зависимости от размеров картины портрет может быть разных видов: погрудный, поясной, поколенный и во весь рост. Поза портрета: с лица, поворот в три четверти в любую сторону и в профиль. Творческий портрет это креативная картина, особый жанр живописи, относящийся к созданию чего -либо нового в изображении человеческой личности. 
Молодцы!

3. Изучение нового.

 1 Этап.

Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Сегодня мы с вами будем рисовать потрет в анфас. Для этого давайте рассмотрим с вами схемы и проанализируем строение лица и отдельных его частей (демонстрация схем). Рисуя лицо человека, обязательно нужно изучить и постоянно легко наносить осевые линии. С опытом, можно будет обходиться одной-двумя направляющими, или вовсе без них. Не нужно думать, что оси это скучно и неинтересно, они помогут вам быстро и правильно построить лицо с правильными пропорциями, одинаковыми глазами, симметричными частями. В дальнейшем, визуально представляя себе эти оси, вы сможете работать с мимикой и эмоциями человека. Ведь чтобы показать грусть, нужно опустить брови и уголки рта, прикрыть глаза, а для этого необходимо представлять на каком уровне находятся все эти части лица в состоянии спокойствия.

Первые и основные оси, которые обязательно нужно запомнить это: Линия глаз у всех взрослых людей находится посередине головы.  Делим овал головы на две равных части горизонтально — здесь будут располагаться глаза. Также намечаем вертикальную линию симметрии. Вначале сделать это на глаз сложно, поэтому проверяйте себя, отмеряя одинаковые отрезки с помощью карандаша.

Дальше нужно поделить овал головы горизонтальными линиями на три с половиной части. Верхняя ось — роста волос, посередине — уровень бровей, ниже — ось основания носа. Расстояние от волос до бровей равно высоте лба. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит из трех равных частей, которые равны высоте лба.

 Затем обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа и до кончика подбородка) нужно поделить пополам — так мы найдем линию края нижней губы. Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет линия рта. Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне, а вот размеры верхней и нижней губы бывают совершенно разными.

Как бы ни было странно, но очень часто при более-менее удачном построении лица, уши крепятся совсем не в том месте, где они должны располагаться. Поэтому мы уделим отдельное внимание ушным раковинам. Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.

Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого линию глаз нужно поделить на 8 равных частей. Между глазами должен помещаться еще один глаз (2/8).

Каждый глаза шириной в 2/8.

От внешних уголков глаз до контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза).

Это приблизительные ориентиры. У разных людей эти пропорции немножечко отличаются. Необязательно каждый раз делить ось на 8 частей, просто проверяйте себя.

Внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Глаза прикрыты веками, имеют миндалевидную форму. По сути, глаз — это овал, внешний уголок которого заострен, внутренний округлый. Этот овал, как и миндаль не симметричен, в этом их главное сходство. Вот посмотрите (демонстрация схемы), если глаз разделить горизонтальной линией, и найти самое широкое место в верхней и нижней части, то мы увидим, что эти точки находятся в разных частях овала. В верхней части, самая высокая точка будет ближе к слезной железе, а в нижней — к внешнему уголку. Веки неплоские, они имеют вполне ощутимую толщину, окутывая округлую форму глазного яблока. Если смотреть на лицо в профиль, то хорошо видна толщина век. (демонстрация гипсовой головы) Нижнее веко глубже посажено, чем верхнее. Над верхним веком всегда есть складка кожи, которая прикрывает его часть. У разных людей эта складка образовывается по-разному, иногда нависает над внутренней или внешней частью глаза, а у азиатов и вовсе прикрывает слезник и полностью все верхнее веко. Во внутреннем уголке глаза находится слезное мясцо — вытянутый выпуклый полуовал. Особенного внимания или каких-то нюансов в изображении этой части глаза нет, но без слезника ваш рисунок будет выглядеть неправдоподобно. Вы можете обозначить его легким намеком, а можете прорисовать до деталей и прожилок, в зависимости от поставленной задачи, но ни в коем случае не забывайте об этой важной части глаз. Направление взгляда можно определить по положению зрачка, а вместе с ним и радужной оболочки. Зрачок — идеальный темный круг, он всегда находится в центре круга радужной оболочки. В спокойном положении, веки прикрывают около 30 процентов радужки, иногда и часть зрачка.

  • Чтобы показать широко раскрытые глаза, откройте большую часть радужной оболочки (больше 30 %) или нарисуйте ее полностью.
  • Прикрытые прищуренные веки открывают лишь маленькую часть радужки и зрачка.

Если присмотреться, посмотреть на глаз в профиль, мы увидим, что:

Радужная оболочка имеет выпуклую форму, похожую на чашу. Зрачок совершенно плоское черное пятно внутри, он не имеет объема. Красивый выразительный глаз можно изобразить и без ресниц, хотя это будет немного неестественно. Ресницы это деталь, которую нужно добавлять в самом конце работы, тогда, когда все уже готово и смотрится вполне прилично и без них. Ресницы имеют толщину, у основания века она более ощутима чем на кончиках. Ресницы имеют разную длину, и рядом с длинной ресницей располагаются короткие. Естественно, у разных людей они бывают различной длины и густоты, закрученные вверх или направлены прямо. Если вы хотите выделить ресницы, не рисуйте их одинаковой длины и толщины.

Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или зрачком, если человек смотрит прямо. 

Наметив лицо приступаем к шее и плечам. У женщин зрительно голова умещается в плечах полтора раза.

Когда мы наметили черты лица, приступаем к детализации. Прорисовываем глаза, нос, губы, волосы, шею и т.д. Придаем лицу конкретную форму.

2 Этап.

Этап стилизации. Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности. Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.

 Существует множество вариаций стилизации в портрете. Сегодня с вами мы будем выполнять портрет с помощью геометрического деления форм лица. Нарисовав портрет в карандаше, мы начинаем делить лицо на плоскости  (демонстрация гипсовой головы. Обрубовка). Опираясь на наглядность, мы изучаем основные плоскости лица. Анализируем строение лба, скул, надбровных дуг, подбородка и т.д. Затем на своем портрете делим лицо на подобные плоскости. Линии отмечаем карандашом.

3 Этап.

Проанализировав строение лица, наметив плоскости, мы приступаем к работе в цвете. Декоративное стилизованное изображение с использованием натуры часто подсказывают или задают цветовую гамму. Но в то же время любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Поэтому декоративной стилизации особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета.

Подбор цветов для человеческого тела - одна из сложнейших творческих задач. Различные участки человеческого лица весьма различаются между собой по цвету, и выкрасить их одной краской никак нельзя. Для получения необходимых оттенков на человеческом лице вам, скорее всего, понадобится вся палитра. Одними оттенками охры, хоть они и очень нужны, не обойдёшься. А вот для того, чтобы увидеть цвета, нужно внимательно наблюдать, и изучать натуру. Наибольшее богатство цвета, безусловно, наблюдается в полутонах. Полутона переходят, с одной стороны, в свет, где насыщенность цвета значительно ослаблена. С другой, соответственно, переходят в тени, где цвет приглушен. Если свет теплый, значит, в тенях добавляются холодные оттенки. Для наглядности я покажу вам репродукции художников. Также по ходу работы можно посмотреть на вашего соседа по парте.

И так, подобрав оттенок кожи начинаем прокладывать цветами наши плоскости. Продумываем и прорабатываем фон. Определяемся с цветовой гаммой. Детализацию- прорисовывание линии ресниц, радужной оболочки, элементов декора на одежде и т.д., делаем в последний момент.

Анализ работы: Состоится просмотр выполненных работ. Разбираются ошибки и положительные результаты.