Доклад "Интеграция литературы, изобразительного искусства, музыки в процессе обучения в детской школе искусств"

Фисенко Эльвира Николаевна

Доклад "Интеграция литературы, изобразительного искусства, музыки в процессе обучения в детской школе искусств" для участия в литературном форуме "Территория чтения. Книга в местном сообществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад «Интеграция литературы, изобразительного искусства, музыки в процессе обучения в Детской школе искусств»

                     Фисенко Эльвира Николаевна

      «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.»

                                                                                                                     Роллан Ромен

Введение

Литература помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Цель литературы - находить любовь, красоту, нравственную ценность. Литература - сфера прекрасного она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как литература, изобразительное искусство, музыка тесно взаимосвязаны. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности обучающихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать. Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы уроки в Детской школе искусств были интересными, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после уроков. Для этого педагоги создают творческую атмосферу на занятиях, когда каждый обучающийся может проявить свою активность, способности, интересы.

Произведения литературы позволяют каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Ведь каждый вид искусства отражает реальность по-своему.

  1. Литература и изобразительное искусство

Всю полноту зрительной многокрасочности мира может передать только изобразительное искусство. Литературу и изобразительное искусство объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволяет разнообразить анализ произведения, приобщить обучающихся к тайнам творческого процесса, активизировать их познавательную деятельность. Использование литературного ряда на уроках изобразительного цикла делает знания значимыми, влияет на усвоение компонентов содержания образования (знания, умения, навыка, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации).

Литература и изобразительное искусство - эти два вида искусства имеют свойство взаимопроникновения и часто сочетаются в одной творческой личности. Приведем несколько примеров. Рисовальщиками были Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, серьезно увлекался живописью Велимир Хлебников. И наоборот, писали стихи художники Михаил Юрьевич Ларионов и Павел Николаевич Филонов, Казимир Малевич и Василий Кандинский, Юрий Васильевич Анненков и Марк Шагал. По словам Евгения Евтушенко, «они не стали художниками слова, но они были поэтами в живописи». И, может быть, их поэтический дар способствовал тому, что они стали замечательными художниками.

Еще один яркий пример. Известный всему миру, Сальвадор Дали, создавший 1200 картин, тысячи рисунков, скульптур, гравюр, является еще и автором свыше двадцати литературных произведений (романов, стихов, киносценариев), а также балетного либретто.

Теперь обратимся непосредственно к использованию произведений литературы на уроках изобразительного цикла в Детской школе искусств:

На уроках живописи, при изображении героев литературных произведений, комментарий к произведению искусства становится ключом к пониманию идеи труда литературного. Например, педагог раскрывает на примере литературного произведения - поэмы Михаила Юрьевич Лермонтова “Демон”  картину Михаила Александровича Врубеля “Демон сидящий”. Тиран-бог за бунт не только изгнал Демона из рая, он своим проклятием испепелил его душу. Изгнанник – одинокий мятежник – бессилен в своем негодовании против бога. На картине Врубель изобразил своего героя сильным, красивым юношей с длинными мускулистыми руками, удивительно беспомощно сложенными. Воспаленные, запекшиеся губы. В чертах лица, в глазах – бесконечная тоска и одиночество. Рядом с Демоном камень. Он прожжен слезой. Одной-единственной. Какова же глубина страдания юноши, если слеза прожгла камень?!

Вполне очевидное различие литературы и изобразительного искусства состоит в том, что писатель, воссоздающий действительность, пользуется словом — условным знаком, не обладающим чертами визуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобию чувственных предметов.

Очень часто для создания художественного образа педагог на занятиях изобразительного цикла использует литературный ряд – произведения поэтов. В классе наступает творческая атмосфера, способствующая раскрыться каждому ребенку как творческой личности – используя литературные образы природы,  ребенок демонстрирует  в своей работе  тот зрительный образ, который создается у него в процессе творческой деятельности.

Также особенно интересным является изучение литературных произведений на уроках истории изобразительного искусства. В рамках литературного материала учащиеся получают знания о различных стилях в живописи: барокко, рококо, символизме акмеизм, футуризм и других. Также это относится и к жанрам живописи. Они легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Пейзажную лирику или описание пейзажа в эпических произведениях педагог на занятии сопоставляет с пейзажем как жанром живописи. Описание портрета героя в литературном произведении соотносит с живописным портретом. Словесное описание вещей привлекает внимание обучающихся к натюрморту. Описание обстановки в литературном произведении конкретизирует представления обучающихся об интерьере. Описание животных в художественных произведениях предоставляют возможность педагогу сопоставить с их полотнами, относящимися к анималистическому жанру. Элементы анализа литературного произведения, такие как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описания» (обстановка, наружность героя, вещи, пейзаж, художественная деталь), «композиция» способствуют наиболее полному восприятию учащимися  исторического жанра, раскрывают сюжеты бытовых картин: это частная жизнь человека, насыщенная обыденными событиями, это сцены домашнего досуга, повседневные домашние дела, праздники, увеселения, застолья, игры, сватовство, свадьбы, крестины, поминки, любовь, танцы, музыка, труд и другие житейские ситуации.

Изучение литературных произведений на уроках изобразительного цикла делают более доступным для учащихся постижение мысли писателя, его эстетического идеала, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства, конкретизирует историко-литературные и теоретико-литературные знания обучающихся и ведет их к глубокому знанию изучаемого материала.

  1. Литература и музыка

Музыка - вид искусства, обращенный к нашему внутреннему зрению, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.

Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроках музыкального цикла все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием литературы и музыки.

Слово и музыка - два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры - песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.

Музыка и слово неразрывны. Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как   и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. Александра Сергеевича Грибоедова мы знаем не только  как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал  вдохновенные, изящные миниатюры.

Михаил Юрьевич Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и  стал его победителем.

Лев Николаевич Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты,   сочинял музыку.

Борис Леонидович  Пастернак был пианистом…

Интеграция литературы и музыки на уроках музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средств.

Например, при изучении жанра оперы, в качестве образца педагогом было предложено рассмотреть оперу «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. В ходе работы ученики провели сравнение либретто оперы с подлинным текстом поэмы Александра Сергеевича Пушкина.

Жанр балета был представлен произведением Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Учениками была проделана предварительная работа - чтение сказки Шарля Перро, а уже на уроке, с помощью педагога, они сравнили образы главных героев, обсудили их музыкальные характеристики.

На уроках музыкальной литературы изучаются наиболее яркие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Например, «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро» Анатолия Константиновича Лядова. На протяжении всего творчества композитор обращается к жанру симфонической миниатюры, используя разную тематику. А сказочные образы показаны с наибольшей выразительностью. Кроме этого к некоторым сочинениям А. К. Лядов пишет небольшую программу, при знакомстве с которой перед учениками предстает конкретный образ или картина. Свои впечатления о прослушанном ученики выразили в своих сочинениях.

На занятиях, посвященных осенней тематике, учениками была проведена связь музыки с литературой. Этому способствовали сочинения Александра Сергеевича Пушкина, Сергея Александровича Есенина, Михаила Михайловича Пришвина, Федора Ивановича Тютчева и др. Под впечатлением урока обучающиеся выполнили творческое задание, а именно написали небольшие сочинения.

Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое.

Уроки музыкальной литературы дают возможность довольно серьезно и глубоко познакомиться с жанром оперы. В музыкальном театре литература, музыка и изобразительное искусство находятся в тесном единстве (театрально - декорационная живопись, искусство костюма и искусство грима).

В постановке музыкальных спектаклей с детьми немаловажную роль играет изучение обучающимися сценария, созданного на основе литературного произведения, обсуждения типажей всех героев спектакля, проживание ими основных событий постановки. Это можно проследить на примере музыкальных постановок: «Брысь» или «Приключения кота Филофея», «Муха-Цокотуха», «Огниво».

Изобразительное искусство, музыка и литература – искусства, которые связаны множеством нитей, искусства, которые взаимопроникают и дополняют друг друга. «Такая связь существует между всеми искусствами. Это естественно, ведь искусства возникают не на пустом месте, все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и художника, и музыканта. Поэтому мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас».

Литературные произведения всегда являлись источником вдохновения для композиторов и художников. Во взаимодействии искусств рождено сотни уникальных произведений, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Интеграция литературы, изобразительного искусства, музыки в процессе обучения в Детской школе искусств формирует духовный мир ребенка, создает у обучающихся  целостное представление об окружающем мире, дает те знания, которые окружают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

«...Знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. Последняя наполняется светом и красками живописи, емкостью и свежестью слов, свойственными поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. Все это добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета.»

         Роллан Ромен