Формирование творческой личности средствами изобразительного искусства.

Новичкова Татьяна Алексеевна

Материал адресован педагогам изостудий, интересующимся родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности средствами изобразительного искусства.

Начиная разговор об эмоциональном воздействии на творческий процесс, хотелось бы привести замечательные по тонкому наблюдению слова Л.Н. Толстого: «Вызвать в себе раз испытанное чувство, - в этом состоит деятельность искусства».

Человек, познавая окружающий мир, переживает определенные чувства, вызывающие те или иные эмоциональные реакции разного характера и окраски. У каждого человека выход его эмоций имеет свою оригинальную форму. Мы знаем, что любое эмоциональное чувство вызывается в результате работы мозга человека, сигнализирующего об определенной потребности и возможности её удовлетворения.

Известный нейрофизиолог, академик Симонов П.В., отмечал, что потребность в новой,  ранее не известной информации, может быть удовлетворена путём:

  1. Извлечения информации из окружающей среды;
  2. С помощью творческого воображения.

Чаще используются оба канала совместно, например, при выполнении тематических композиций. Для удовлетворения потребности  познания предмет, который мы оцениваем ка красивый, должен содержать в себе элементы умеренной новизны, неожиданности, необычности и выделяться на фоне среднего уровня. Это может быть  и природное явление: радуга, северное сияние или произведение искусства. Практика показывает, что в результате зрительного и слухового восприятия происходит активизация потребности познания. А это свидетельствует о широких возможностях эмоционального воздействия искусства.

Фактор новизны порождает иные установки на восприятие и создает иные ориентиры для воображения и цепочки зрительных и слуховых ассоциаций. Необходимо обратить внимание на то, что воздействие искусства на человека связано не только с содержанием, но и с адекватной  содержанию художественной формой, с физиологическим воздействием определённых ритмов. Звуков, форм, цветов, которые оказывают спонтанное влияние на подсознательные, неконтролируемые сознанием стороны психической системы. Эта связь определяется тем. Что в каждом виде искусства присутствует организованная ритмика- движения, форм, цветов, звуков. Аспект такого воздействия характерен для модернистских абстрактных направлений в искусстве. В педагогической деятельности педагога изостудии это применимо для заданий с учащимися младшего дошкольного и школьного возраста и в определённых заданиях с более старшими учащимися, достаточно продвинутыми в творческих заданиях.

Вообще, важнейшей задачей дополнительного образования является развитие эмоционального, чувственного отношения к творческому процессу, а также авторского видения в отображении действительности. Это важно не только для юных художников, но и для музыкантов, хореографов, театралов. Это может выражаться в создании импровизаций, авторских композиций.

Проблема перехода от реалистического восприятия мира к абстрактному особенно остра в художественном образовании в наше время, когда появилось много дизайнерских направлений и  специальностей. Зачастую ассоциативное мышление  запоздало развивается при подготовке к поступлению в учебные заведения, хотя оно очень легко могло пробудиться в более младшем возрасте на занятиях в изостудии, дизайн-центре или любом другом кружке.  При этом важно, чтобы  педагог не ограничивался работой по шаблонам и давал детям возможность проявить себя, почувствовать восторг от творческого процесса и результата. Здесь речь идёт об эмоциях другого вида, переданных и полученных с помощью не предметных. А формальных символов, созданных воображением. Это может быть гармония другого вида- беспредметная, и с ней могут  ассоциироваться иные чувства, счем в реалистическом искусстве. Как отмечал Козьма Прутков, многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что они не входят в круг наших понятий. И с этим трудно не согласиться.

Так каким же путём пойти педагогу, чтобы расширить круг понятий наших учеников? Возможно через эмоциональное воздействие? При этом нам необходимо, чтобы возникли положительные, а не отрицательные эмоции в учебном творческом процессе. Правда, иногда детей, особенно подростков, могут переполнять и негативные, зачастую агрессивно-депрессивные чувства. В этом случае элементы арт-терапии помогут снять напряжение и перенаправить силу эмоций в другую сторону. Для возникновения положительных эмоций необходимо, чтобы поступившая информация явилась своего рода сюрпризом, приятной неожиданностью или открытием.

В раннем детстве у человека формируются две психофизиологические системы:

-одна обеспечивает безопасность организма-это эмоция страха,

-другая, творческая, обеспечивает активную познавательную деятельность.

Эти системы антагонисты. Избыточная активность одной подавляет другую со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможно из этого следует, что обучение «из под палки», по принуждению не даёт положительных результатов, сковывает потребности к творческой деятельности. Талант, дарование в любой сфере раскрывается лишь тогда, когда человек окажется способен к самостоятельному труду. Поэтому нет смысла тащить кого-либо на аркане к вершинам творчества. Для этого благотворны положительные эмоции, как мы уже отмечали. Это подтверждается и результатами исследований, проведённых в Институте биологической физики. Так , например, при возникновении положительных эмоций, общий уровень возбуждения центральной нервной системы человека крайне низок, она становится гибкой и открытой для новых впечатлений. Поэтому важно создать для творческого процесса комфортную среду, которая складывается из различных факторов: достаточной освещённости, спокойного цветового окружения, музыкального наполнения, обонятельных и сенсорных ощущений.

Эмоции тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. В энциклопедическом словаре слово «ассоциация» разъясняется как психологическая связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психологическими явлениями (ощущениями, движениями, идеями). Различают эмоции по смежности (в пространстве или во времени), сходству и контрасту. Таким образом, ассоциации составляют два компонента: психический и физиологический. Нас педагогов, больше интересует первый аспект. С позиций психологии, ассоциации-это представления, связанные в сознании человека с предыдущим жизненным опытом. Одно представление может вызвать другое по противоположности: тёплая и холодная вода; по сходству: силуэт горы похож на голову человека или по смежности: совмещение форм и направлений.

Ассоциации являются тем стимулом, который активизирует наши чувства, воздействующие на мышление. Наше воображение позволяет обнаруживать различные сюжеты. Подобные тем образам, которые мы видим в облаках на небе. Мы распознаём неизвестное (форму,  фигуру, конфигурацию) путём сравнения с известным по частям или целостно. Мы стараемся узнать нечто знакомое в незнакомом. Для развития ассоциативного мышления ученикам необходимо освоение определённых средств выражения.