Изображение предметного мира - натюрморт

Белёва Наталья Геннадьевна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort.docx52.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Ростовская область слобода Родионово - Несветайская

Конспект открытого занятия

в системе дополнительного образования

Тема занятия: Изображение предметного мира - натюрморт

Разработал педагог дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна

2016 год.

Цель занятия: расширить знания учащихся о натюрморте как самостоятельном жанре искусства.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: научить различать жанры художественного произведения;дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;научить выполнять изображение с натуры.

Развивающие:развивать творческую и познавательную активность, расширить знания об особенностях композиционного решения натюрморта;учить составлять натюрморты; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.

Воспитательные:воспитывать интерес к произведениям  живописного жанра – натюрморт,самостоятельность в работе,эстетический вкус, аккуратность в работе

Тип занятия: ознакомление  с новым материалом

Возрастная направленность занятия:группа 1 года обучения, возраст детей от 6 до 10 лет

Формы работы: проектная деятельность, фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Технология: личностно – ориентированная

Содержание учебного материала:  подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся);
  • частично – поисковый (перенос теоретических знаний на практику);
  • словесный (беседа, загадки, объяснение);
  • наглядный (иллюстрации художников, слайды);
  • практический (выполнение практического задания).

Оборудование:

а) для учителя: компьютер, наглядные пособия, классная доска;натурная постановка;рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, рисунки педагога;

б) для ученика: карандаш, ластик, кисти, краски, баночка с водой, салфетки.

Изобразительный ряд:презентации « Натюрморт» и «Компановка предмета», образец педагогического рисунка "ваза с цветами", схема последовательности рисования натюрморта, репродукции картин: фламандские и голландские натюрморты, П. Кончаловский «Сирень», М. Сарьян «Ереванские цветы», А Матисс «Красные рыбы».

Основные понятия:

  • Натюрморт
  • Композиция (композиция-это расположение предметов на листе, объединенных одной темой)
  • Набросок
  • Пейзаж
  • Портрет
  • Живопись
  • Графика
  • Симметрия

План занятия.

1.        Организационный момент.

2.        Подготовка к изучению нового материала

3.        Изучение нового учебного материала.

4.        Закрепление нового материала.

5.        Задание на дом.

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

  1.  

Организационный момент.

Цельдля педагога– воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога.

Цель для обучающихся: на данном этапе обучающиеся должны сконцентрировать своё внимание для психологического настроя работы на занятии

С целью активизации умственной деятельности детей и развития интереса проверяем готовность к уроку, используя загадки.

Цель  для педагога - ввести детей в предлагаемый образовательный материал, формировать позитивную мотивацию на предстоящую учебную деятельность, развивать мыслительную активность.

 

 I. Приветствие

Педагог:   Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Вы  пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят надо встать,

Четко, громко отвечать.

Педагог:Вы готовы к занятию?Сейчас мы это проверим!  Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к занятию.

***Белое поле,

Черное семя,

Кто поле сеет,

Тот и разумеет. (Бумага)

***Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

***Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход! (Карандаш)

***Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны …(Палитры)

***Если ей работу дашь-

Зря трудился карандаш. (Ластик)

***Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Педагог:   Молодцы ребята! К занятию вы готовы. А о чём же пойдет речь на нашем занятии? Послушайте и закончите стихотворение:

Если видишь на занятии
на столе большой сосуд,  Рядом с ним стакан гранёный,  Кружку, хлеб и плод зелёный,Или яблок целый пуд,
Иногда бывает сразу:
Ставим мы  конфеты, вазу,
К ним добавим свечи, торт –
Знай, что тема на занятии -
натюрморт!

Сегодня вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом. Вы узнаете, как  составляется натюрморт, особенности его композициии сами попробуете нарисовать натюрморт с натуры в живописи и графике.

Эпиграфом к занятию я взяла слова русского художника М.. Врубеля, который сказал: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать её красоту».  Как вы понимаете его слова? Мы тоже сегодня попробуем вместе с вами «поймать красоту» простых вещей, которые окружают нас.

В конце занятия ваша работа будет оценена – активное участие в обсуждении, ответы на вопросы и, конечно же, ваши интересные и творческие рисунки.

2.

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний:

Цель для обучающихся -  закрепление  и систематизирование знаний о видах и жанрах искусства, выразительных средствах искусства.

Цель для педагога: выявить глубину понимания изученного материала

На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы.

Цель данного приёма -научить различать жанры художественного произведения, активизация связной речи обучающихся, формирование коммуникативных навыков.

Если у кого – то из детей возникнут трудности в процессе чтения стихотворений, я буду ободрять, поддерживать ребёнка укреплять у него уверенность в себе.

Критериями достижения целей и задач данного этапа  для меня являются активное участие  детей вповторении, эмоциональное прочтение стихотворений, самостоятельность мышления, заинтересованность в теме занятия.

 В качестве методов мотивирования, я буду предоставлять обучающимся возможность высказаться, обратить на себя внимание. После ответов и  прочтения каждого  стихотворения я использую похвалу, одобрение, буду отмечать индивидуальные успехи детей.

Для оценивания на данном этапе занятия является словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница»1, «Хорошо!», «Подумайте!», «Не торопись!»

Повторение изученого.

Перед тем как перейти к нашей новой теме, давайте повторим термины и понятия, которые будут звучать на занятии. Игра «Чистая доска». На доске написаны термины

  • Набросок
  • Живопись
  • Графика
  • Симметрия
  • Тёплые  и холодные цвета
  • Композиция

(Дети называют термин, педагог его стирает, и так до тех пор, пока доска не станет чистой).

Хорошо! Ещё давайте повторим жанры искусства. Работа по  дидактическим карточкам и пособию: педагог показывает жанр живописи, дети его называют и показывают репродукцию картины с этим жанромна дидактических карточках.

А кто знает стихотворения о жанрах искусства?(Некоторые дети читают стихотворения о жанрах живописи.)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт

Обобщение данного этапа занятия:«Существуют 3 основных жанра искусства - портрет, пейзаж и натюрморт.Есть ещё анималистический жанр  – с ним вы уже знакомились, бытовой,  исторический и батальный- с ними вы познакомитесь в следующем году. Оказывается, натюрморт не всегда был одним из основных, долгое время он считался низшим жанром. Скоро вы узнаете -   как и когда он стал популярным и завоевал уважение.  

3. 

Изучение нового учебного материала.

Цель для педагога -развивать творческую и познавательную активность, расширить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта; учить составлять натюрморты; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры,воспитывать интерес к произведениям  живописного жанра - натюрморт.

Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания информации по теме занятия, заинтересованность в практической работе.

Для активизации познавательной активности детей при изучении нового материала детям будут задаваться  вопросы и дополняться их  ответы.

Изложение основных положений нового материала происходит с помощью объяснительно  - иллюстративного, наглядного, частично – поискового методов.

Цель данного приема – активизация умственной деятельности детей. А также с помощью вербального метода – беседы происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме.

Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью наглядного, объяснительно - иллюстративного, частично - поискового методов.

Критериями определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому учебному материалу: активное участие в обсуждении картин, непосредственный эмоциональный отклик.

Методы мотивирования: возбуждение познавательного интереса,  создание эффекта любопытства.

Для мотивирования учебной активности обучающихся предлагается детям предположить, где они смогут использовать полученные навыки изображения натюрморта.

Воспитательный момент: в чём ценность произведений искусства и как к ним надо относится.  

Цель данного этапа для детей: творчески включаться в практическую работу по данной теме, соблюдать последовательность и аккуратность в работе.

В группе трое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа».

Метод организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей группы - разделение на группы живописцев и графиков для выполнения практической работы.

Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе являются осознанность выполняемых действий, самостоятельность изображения, творческое отношение к работе, аккуратность и художественный вкус

Критерии к оценке рисунков:

  • композиция рисунка.
  • оправданное заполнение места
  • владение материалами
  • аккуратность
  • завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка

Введение в  новый материал.

Педагог: « А кто   из вас раньше слышал это слово  - «натюрморт»? Опираясь на прочитанное стихотворение, как вы думаете,что обозначает этот жанр? Правильно, это изображение предметовбыта, овощей, фруктов в группе. Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи есть своя история и судьба, так же как и у людей. (Педагог показывает разные вещи)  Скажите, это все живые предметы?( Нет.) Как раз все эти вещи мы можем видеть в натюрморте.

- А теперь посмотрите нарепродукции натюрмортов (на доске галерея картин) и ответьте, что обычно изображается на натюрмортах? (предполагаемые ответы детей: сосуду,вазы; фрукты, овощи;напитки, хлеб – снедь;цветы;предметы интерьера – мебель, зеркала,лампы;посуда;личные вещи- часы, украшения, одежда) ; печатная продукция- книги, карты, бумага, газеты, альбомы)

- Как можно все это назвать одним словом? (предполаг. ответы детей: вещи, предметы)».  Хорошо! Мы с вами теперь знаем, что такое натюрморт.

А какова же история натюрморта, как он появился в искусстве и как его рисовать?

Изучение нового материала начинается с использования метода «Создание проблемной ситуации». Постановка проблемы:  ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым создают натюрморты.

-А сейчас немного истории… Для объяснения материала используется ИКТ (презентация PowerPoint «Натюрморт»).Рассказ педагога: «Натюрморт, как жанр, появился в Голландии в начале 17 века.   Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта, который явился отражением голландского быта  и демонстрировал роскошь…...  Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу.Отличительная особенность этих натюрмортов - удивительная материальность предметов, тщательность передачи деталей.В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.Главные герои натюрморта – пространство и время.

Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения?  Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем. Тогда же появилась мода на «ботанический натюрморт».

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета. В русском искусстве этот жанр получил своё развитие лишь в начале 20 века. Изображение мира вещей увлекало очень многих  русских художников: Пётр Кончаловский, Илья Машков, Константин Петров – Водкин

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем разобраться:

  • Что помогает передать настроение в натюрморте?
  • Верно, цвет. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
  • Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
  • Будут преобладать теплые,  яркие цвета.
  • А если мы хотим передать сдержанную грусть?
  • Конечно, мы выберем холодные краски.

Работа по репродукциям картин художников.

Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.). Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте. Творческие рассказы детей по картинам.

 1 учащийся : «В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости».

Педагог: «Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?Ответы детей: «Нет. Художник передал свое впечатление».

Педагог: «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

2 учащийся:На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.

3 учащийся:На картине Мартироса Сергеевича Сарьяна «Ереванские цветы» на фоне голубого, чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых, розовых и белых астр; оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки.

Педагог: « Молодцы! Вы красочно и интересно описали натюрморты художников.

Как вы думаете, где мы можем применить навыки рисования натюрморта, зачем надо уметь рисовать натюрморт? А как вы думаете - картины – натюрморты надо беречь и хранить? Почему, в чём ценность натюрмортов? (Они представляют свидетельство прошедших времён)

- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Натюрморт может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых.Натюрморт может раскрыть не только красоту вещей,но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства.

Педагог: «Ребята, а теперь давайте подумаем, с чего же мы начнем свою работу?» Дети: «С выбора нужных деталей для натюрморта и составления натюрморта». Да,работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов и эти предметы расположены неслучайно.Какой натюрморт простой, а какой сложный? Простой состоит из 1,2 предметов, сложный состоит из множества предметов. Наш натюрморт будет из 3 вещей. Каких - отгадайте из загадок:

 - Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша)

 - Само с кулачок, красный бочок

Потрогаешь гладко,  откусишь – сладко. (Яблоко)

- Красивый и праздничный этот сосуд

И если в квартиру цветы принесут

То тут же обрежут и сразу

Поставят заботливо в… (вазу)

- Он почти как апельсин

С толстой кожей, сочный

Недостаток лишь один –

Кислый очень - очень. (Лимон)

С оранжевой кожей на мячик похожий

 Но в центре не пусто, а сочно и вкусно. (Апельсин)

Как  нам их теперь расставить? Давайте посмотрим.(Просмотр презентации  «Компановка натюрморта».)Комментарии к презентации: если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не должен совпадать с центром геометрическим. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.Большую роль в натюрморте играет фон. Помещенный вплотную за натюрмортом он не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

Практическая  работа.

После того как натюрморт составлен, выбираем формат и определяем на листе композицию натюрморта.

        Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали

        Каждый предмет  может быть вписан в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.

Педагог напоминает правила правильного рисования. Памятка 1.

- Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

- Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

- Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

- Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

Выполняем набросок карандашом.Начинают с наброска всей группы – ее нужно легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить вазу? (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Овал). Проверяют соотношение размеров предметов (какой предмет выше, какой ниже) После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного, намечаем блики – самые светлые места на предмете. Обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.

После завершения наброска проводимфизкультминутку.

Вверх руки подняли и покачали,

Руки сомкнули назад,

Встали, встряхнулись,

Всем улыбнулись

И сели работать опять.

На первом этапе  работы цветом начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим негустую краску, которую прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.  Если натюрморт выполняем в графике, то цвет предмета наносим с помощью линий по форме предмета.

На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Не забываем про падающие тени.В графике так же передаём теневые части предмета.

ПАМЯТКА 2.

- Работая цветом, будь аккуратен.

- Сначала раскрась предмет основным цветом. Затем добавляй дополнительные оттенки.

- Для получения нужного цвета смешивай краски между собой.

- В теневых местах цвет сделай темнее.

- Перед тем как брать новую краску, кисть промой в воде.

- Не оставляй кисть в баночке с водой.

4.

Закрепление материала провожу с целью: стимулировать мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки и умения анализировать свою работу и работу других детей; получить информацию о том, насколько успешно поняли обучающиеся объяснения.

Цель для обучающихся - закрепить и обобщить полученные знания, учиться делать самоанализ своей работы.

На данном этапе используются методы: словесный.наглядный

Подводим итог занятия, что сделали за отведенное время, оцениваем по следующим критериям:

а) целостность композиции;

б) выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

в) умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

г) аккуратность исполнения.

Показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при проведении итога урока и обсуждении работ, рост художественного мастерства обучающихся.

Если часть обучающихся не освоила новый материал, я приглашу их на индивидуальные занятия, где мы ещё раз выполним задание по данной теме. Возможно выполнение задания в другой технике.

Повторение теории нового материала.

Педагог: «Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением  в группе предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

- Вспомните, какие учитываются правила  при составлении натюрморта?

 - Что такое композиционный центр натюрморта?

-  Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше работы, созданные сегодня, «действуют на душу»? Радуют или печалят использованные в них цвета?

Подводя итог занятия,дам вербальную оценку работе учащихся на уроке: «Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет».

Потом  предложу детям  дать самооценку своей деятельности. Примерные вопросы:

  1. Понравилось ли вам занятие?
  2. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
  3. Научились вы сами составлять натюрморт?
  4. Научились ли вы выполнять композицию натюрморта?
  5. Понравилось ли вам работать в группах?
  6. Понравился ли тебе твой рисунок?
  7. Что у тебя получилось, что нет?
  8. Что бы ты изменил в уроке?
  9. Как я работал на уроке? (самооценка)
  10. Какую оценку поставлю учителю?

Педагог: Итак, сейчас вы сами оцените работы своих друзей, выберете лучшие. Каждый ребенок  выбирает  (приклеивает звездочки) лучший  из вывешенных проектов на доске, тем самым индивидуально анализирует правильное выполнение работы (индивидуальная рефлексия).

5. 

В ходе выполнения  домашнего задания обучающиеся должны закрепить умения и навыки самостоятельной работы при рисовании натюрморта.

Перед педагогом стоит цель: систематизировать и определить уровень усвоения изученного материала, воспитание ответственности. Критерии успешного выполнения домашнего задания: творческий подход, выразительность рисунка.

Задание на дом – нарисовать натюрморт из своих личных вещей.

Закончить занятие я хотела бы словами:  «Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, а музыка, стихи и картинынеизменно волнуют сердца, потому что у искусстванет возраста, а есть Душа».

Педагог: «Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, ваши работы получились яркие и жизнерадостные. Всех благодарю за старание и увлечённость искусством.  До свидания!»