Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ. Формирование художественного вкуса.

Ступников Василий Владимирович

Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - развитие мотивации к обучению средствами декоративно-прикладного искусства, передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов

средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ.

Формирование художественного вкуса»

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка

               Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда – Любовь, и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию «человека будущего». Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей, эстетическое воспитание детей. Одним из таких средств является декоративно-прикладное искусство.

Важнейшим отличием дополнительного образования – от общего школьного – заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью работы ДШИ, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

За годы работы в Фёдоровской детской школе искусств убедился, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство-составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.

             Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - развитие мотивации к обучению средствами декоративно-прикладного искусства, передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.

     Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве у учащихся младших классов. Процесс развития творческих способностей на занятиях декоративно-прикладным искусством в школе искусств.

     Предмет: особенности ознакомления учащихся младших классов с декоративно-прикладным искусством.

     Условия реализации проекта:

­        интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности учащихся;

­        активное включение учащихся в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;

­        использование разнообразных методов и приемов работы с учащимися;

­         учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов учащихся;

­        использование разнообразных методов и приемов работы с учащимися младших классов;

­        бережное, уважительное отношение к детскому творчеству;

- создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;

­        создание эстетически-развивающей среды.

            Выбранная нами тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии учащихся младших классов: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

            Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию и развитию творческой активности детей.

             Гипотеза. Предполагаем, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством влияет на формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве и развития творческой активности детей.

Поэтому мы перед собой поставили цель:

  • Выявить влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческой активности детей.
  • Создать благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся младших классов посредством проведения непосредственно организованной деятельности по декоративно-прикладному искусству
  • Обобщать знания учащихся о декоративно - прикладном искусстве.
  • Обобщить результаты коллективной творческой деятельности учащихся, родителей, педагогов в ходе реализации проекта по развитию мотивации к обучению средствами декоративно-прикладного искусства.      

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

     Образовательные:

• Познакомить учащихся с народными промыслами.

• Познакомить учащихся с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью, матрешкой.

• Вызвать интерес у учащихся к народному творчеству.

• Учить оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Научить учащихся ориентироваться в различных видах росписи.

     Развивающие:

         • Развитие мотивации к обучению

• Развитие познавательной активности учащихся.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Активизировать словарь учащихся.

     Воспитательные:

• Воспитывать у учащихся любовь к декоративно - прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

     

Предполагаемый результат:

У учащихся младших классов появится:

•        мотивация к обучению;

•        интерес к истории и культуре нашего народа; умение ориентироваться в различных видах росписи;

•        умение составлять узоры по мотивам народных росписей;

•        научатся различать изделия разных народных промыслов;

•        они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;

•        приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

   

 Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, но мы должны дать первоначальное представление о декоративно-прикладном искусстве, развивая при этом интерес к истории и культуре искусства, и поэтому мы выбрали следующие направления в работе:

  • расширенное знакомство детей с изделиями

       народных   художественных промыслов;

  • знакомство с элементами росписи;
  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

             

Знакомство учащихся с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

             Для выявления уровня развития представлений о декоративно - прикладном искусстве у учащихся младших классов была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Задание предлагалось в виде дидактической игры. Учащихся оценивали по 3-х бальной системе. Нами было выявлено, что учащиеся обладают по всем показателям примерно одинаковым уровнем развитий представлений о декоративно-прикладном искусстве, что дало нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.

             Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, был разработан перспективный план по реализации проекта «Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ. Формирование художественного вкуса»

              Знакомили учащихся с декоративно-прикладным искусством мы через разные виды деятельности: художественно-речевая, игровая, изобразительная, театрализованная. При этом использовали различные приемы, которые обеспечивают осознание необходимости усвоения нового материала и выполнения определенного задания.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературных источников, анализ программ по изобразительной деятельности, народному и декоративно-прикладному искусству;

- прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся младших классов;

- изучение и анализ готовых работ учащихся.

1. Теоретическая основа проекта

  1. Особенности проявления художественно-творческих способностей

у учащихся младших классов

      Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение учащихся младших классов к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Этот возраст считается особенно эмоционально насыщенным. Эмоции ребенка, развиваясь, изменяются качественно, становятся более сложными и глубокими. Ребенок постепенно учится подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным перед ним задачам.

Разрешая этически сложные ситуации, ребенок накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Огромный эмоциональный опыт ребенок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях.

Исследователями установлено, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся к художественному типу. Это доказывает, что занятия декоративно-прикладным искусством следует отнести к наиболее благоприятным средствам развития художественно - творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Особое значение в деятельности детей этого возраста имеет воображение. Оно тесно связано с мышлением, потому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Особенностью воображения детей младшего школьного возраста является его опора на восприятие. Воображение позволяет прочувствовать произведения искусства, эмоционально «достроить» его, по отдельному фрагменту или штриху. Степень эмоциональности ребенка определяет интенсивность его воображения.

Поэтому важно, чтобы уроки по декоративно-прикладному искусству эмоционально заряжали, вызывали у ребенка удивление, восхищение, несли радость. Постоянные упражнения, тренирующие воображение, рождают веру в свои силы, создают ситуацию успеха на уроке, психологическую комфортность, желание творить.

По словам Ж. Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все. Важнейшей задачей для педагога – сохранять и поддерживать в ребенке интерес к занятиям, к учению, к постижению нового, к искусству и художественному творчеству. Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно - творческих результатов деятельности личности. Компоненты художественно - творческих способностей в этом возрасте сформированы в разной степени и их проявление весьма индивидуально. Педагогу необходимо считаться с индивидуальным своеобразием деятельности учащихся, которые выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей.

Путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей учащихся младших классов:

1. Введение в программу воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На занятиях по декоративно-прикладному искусству давать учащимся задания творческого характера.

3. Работа с родителями.

  1. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в ДШИ

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Процесс приобщения учащихся младших классов к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

            В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам.    Урок должен стать средством общения с искусством, средством взращивания культурного человека.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче освоить другие виды пластических искусств.      

 Приобщение учащихся младших классов к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах: это уроки, факультативные, кружковые занятия, посещение музеев, выставочных залов, поисковая деятельность школьников.

  Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.

    Педагог помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.

    Уроки декоративно-прикладного искусства -  это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

 Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.

В процессе приобщения детей младшего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия - слова, музыки, зрительных образов. На занятиях, посвященных народному искусству необходимо комплексное использование разных видов фольклора - устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного, что помогает осознать учащимся целостность народной культуры.     Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

      - декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

      - содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

      - оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение в художественном и эстетическом развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между учащимися и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.

Занятия декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности они создают благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности.

Цель деятельности: исследование методов для развития творчества, мотивации к обучению учащихся младших классов.

Задачи деятельности:

- Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству и народной культуре.

- Формирование и развитие творческих начал личности

- Выявить способных детей и создать условия для их самореализации.

- Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.

- Комплексное изучение детского художественного творчества (педагогика искусства, психология).

             Разная организация занятий, использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволяет учащимся младших классов попасть в необычный мир искусства, приобщить их к художественной культуре. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.  В процессе работы по данной теме мы пришли к выводу, что нельзя вести работу одними и теми же материалами, необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники исполнения изображения (украшали дымковского коня пальцами, рисовали элементы жостовской росписи крышками, палочками выводили полоски на филимоновских коровах).      

Применение компьютерных технологий позволило организовать обучение более интенсивно, качественно. Использование мультимедийных презентаций способствовало активно вовлекать детей в познавательный процесс, вызывало интерес и повышало активность детей.          

             При реализации проекта использовались разные формы проведения НОД. Например, на занятии «Жостовский букет» при знакомстве с новым народным промыслом, останавливались в деревне Жостово, Московской области, где находится жостовская фабрика декоративной росписи. На занятии «Украсим теремок для зверей» - знакомство с хохломской росписью», Сказка «Семь Катерин» - знакомство детей с вологодским кружевом, дети отправлялись в сказку. На занятии «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» мы с детьми превращались в мастеров – художников и открывали «Фабрику матрёшек».

             Но достичь хороших результатов возможно только совместными усилиями Детской школы искусств и семьи. Поэтому большое внимание мы уделяем работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях. Родители принимали участие в пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в классе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.).

2. Экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ.

Формирование художественного вкуса»

            Экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению, развитию художественного вкуса у учащихся младших классов проводилось на базе Федоровской школы искусств, среди учащихся 1-2 классов отделения изобразительного искусства. В эксперименте участвовало 20 человек.

После завершения опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с декоративно-прикладным искусством была проведена итоговая диагностика. Сравнение результатов диагностики представлено в таблице. Вывод: целенаправленная и систематическая работа дает хорошие результаты и творческие художественные способности детей развиваются.

Таблица № 1 «Уровни развития художественных вкусов учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ»:

Высокий

Средний

Низкий

Сильно развит

познавательный

интерес к восприятию

художественного

образа

Иногда проявляет

интерес к

восприятию

художественного

образа

Отсутствует

интерес к

восприятию

художественного

образа

- точное

содержательное

высказывание ребенком

об воспринимаемых

художественных образах;

- стремление

воспринимать мир

художественных образов

через взаимосвязь со

своим миром;

- умение анализировать,

сравнивать

художественные образы,

устанавливать

причинно-следственные

связи между средствами

художественной

выразительности и

эмоциональным

содержанием;

- умение оценивать сам

процесс и результат

восприятия

художественных образов,

способность

воображать,

отождествлять себя с

художественным образом.

- осознанно

воспринимают простые,

статичные, однозначные

художественные образы;

- стремление и

готовность

воспринимать мир

художественных образов и свой эмоциональный

мир;

- анализ художественного

образа происходит по

образцу, отсутствует

самостоятельность;

- умение устанавливать

причинно-следственные

связи между

художественным образом и средствами

выразительности;

- при интерпретации

эмоционального

содержания

художественного образа

речь не развернута,

ориентирована на

стандарт.

- восприятие и понимание

художественных образов

неадекватное, целостное,

нерасчлененное;

- способ анализа

содержания

художественного

образа и средств

выразительности

характеризуется

неустойчивостью;

- в познании

художественных

образов речевые

коммуникации

носят личностный

характер, но

неадекватны

содержанию

произведений и

имеют слабую

эмоциональную

окрашенность.

  1. Дети с высоким уровнем художественного вкуса характеризуются

целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием работ декоративно-прикладного искусства, единством эмоционального и интеллектуального. Учащиеся воспринимают, осознают выразительные средства декоративно-прикладного творчества, понимают, при помощи чего художник достигает эстетический эффект воздействия художественного образа на зрителя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием художественного образа и средствами выразительности.

  1. Дети со средним уровнем развитости художественного вкуса характеризуются не постоянным проявлением интереса к декоративно-прикладной деятельности. Большинство учащихся не всегда воспринимают, осознают выразительные средства.
  2. Дети с низким уровнем развитости художественного вкуса характеризуются как учащиеся с полным отсутствием познавательного интереса к занятиям. Учащиеся не умеют воспринимать художественные произведения, находить в них те чувства, переживания, которые заложил мастер. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения. Чаще всего, ученикам попросту неинтересно.

Таблица №2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

30 %

60%

10 %

4 учащихся

14 учащихся

2 учащихся

Большинство учащихся воспринимают декоративно-прикладное творчество как нечто нужное, обязательное для их художественного образования, но не как источник собственного духовного опыта.

Мы пришли к выводу: большая часть испытуемых находятся на среднем уровне развития художественного вкуса, в основном показывая только знания, навыки исполнения работ декоративно-прикладного искусства, но не желание взаимодействовать с работами на уровне чувств.

Формирующий эксперимент предусматривал знакомство с высокохудожественными работами по декоративно-прикладному искусству.

В задачи данного этапа эксперимента входило:

1. формирование и развитие способности воспринимать и оценить художественное произведение;

2. оснащение учащихся знаниями о декоративном искусстве, о средствах выразительности, о стилях и направлениях;

3. формирование навыков анализа художественных работ.

На контрольном этапе были поставлены следующие задачи:

1. выявление качественных изменений уровня художественной культуры учащихся;

2. проверка степени проявления художественного вкуса младших школьников во время работы, просмотра и восприятия художественных произведений.

Для того, чтобы решить поставленные задачи исследования, необходимо было:

а) составить тексты проверочно-контрольных заданий;

б) предусмотреть формы предъявления этих заданий;

в) создать надежный критерий оценок их выполнения;

г) разработать рабочую документацию.

На контрольном этапе мы провели анкетирование по тем же вопросам, что и на формирующем этапе. Ответы учащихся были гораздо более развёрнутые, продуманные.

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие художественного вкуса. Это видно уже из того, что учащиеся стали активнее высказываться о работах по декоративно-прикладному творчеству, их заинтересовало развитие декоративного искусства, формирование различных стилей и направлений, а главное – народное творчество.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента:

Таблица № 3

Высокий

Средний

Низкий

Костатирующий

Контрольный

Костатирующий

Контрольный

Костатирующий

Контрольный

30 %

60%

60%

40%

10 %

0%

4 учащихся

14 учащихся

14 учащихся

6 человек

2 учащихся

0 человек

Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность выделенных педагогических условий.

Нами были выявлены интегративные качества личности, формируемые в процессе творческо-продуктивной деятельности:

     - во-первых, наши учащиеся стали любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от результата деятельности;

     - во-вторых, учащиеся усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой продуктивной деятельности, к развитию такого интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

     - в-третьих, у учащихся развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

     - в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

         

Гистограмма сравнительных данных уровня стремления учащихся

к творческой активности.

Начальный этап         Заключительный этап

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития её творческих возможностей.

Результаты и социальный эффект.

Результатом работы по проблеме развития мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ, формированию художественного вкуса можно считать позитивную динамику учебных достижений учащихся:

  • изменение уровня художественного вкуса испытуемых, которые фиксировались нами степенью способности понимания и пристрастия к декоративно-прикладной деятельности в разных видах её проявления.
  • положительную динамику развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
  • формирование у учащихся адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний;
  • повышение уровня мотивации к обучению.

Результаты исследования сформированности мотивации достижения успеха

Благодаря проведённой работе учащиеся младших классов пропитались духом творчества, у них появилось стремление к созидательной деятельности. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается мышление и воображение.

Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

            Таким образом, в результате целенаправленного педагогического воздействия, систематического использования в работе с учащимися элементов национальных орнаментов, различных техник исполнения изображения, народных подвижных и пальчиковых игр, художественного слова, были достигнуты положительные результаты.

  Учащиеся научились ориентироваться в различных видах росписи, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Сформировался интерес к народному искусству, понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности. Стремясь овладеть традиционным мастерством, приобрели элементарные трудовые навыки и умения, у детей младшего школьного возраста воспиталось положительное отношение к культурному окружению, уважение и взаимопонимание к другим народам. У учащихся сформировались разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.

Результаты диагностики сравнительного анализа психологического состояния комфортности детей младшего школьного возраста по развитию художественного вкуса средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ

        

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Перспективы дальнейшего развития проекта 

Работа по развитию мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ формирования художественного вкуса будет продолжена. Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме будет продолжено не только в младших классах, но и в старшем звене.

Работа может быть использована в практической деятельности преподавателей ДШИ, педагогов дополнительного образования, учителей ИЗО. Проведенные исследования показали значимость внедрения результатов исследования, что позволяет сделать следующие выводы: декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности учащихся младших, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе в ДШИ.  Я убежден, что та любовь к искусству, которую мы стараемся привить своим ученикам в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими, позитивными эмоциями.

Список литературы

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

2. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М., 1966

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред.

   Т.Я.Шпикаловой и Г.А.Поровской. – М.: Гум.-изд.центр «ВЛАДОС»., 2000

4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., 1990

6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество, Издательство:

    Просвещение, 2006

7. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов

    деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003

8. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000

10. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 новый 273-ФЗ. Рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

     ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

11. Киселева М.В. «Арт-терепия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008

12. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб.  пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010

13. Развитие творческого потенциала личности школьника /Вопросы психологии. 1996. № 3.