Примерная программа внеурочной деятельности по ИЗО 1 год обучения

Цимбалова Вероника Альбертовна

Удобная и адаптированная программа по модулю изобразительной деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_izo_1_god_obucheniya.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Хочу все знать» модуль (ИЗО)

для 1 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель: Цимбалова Вероника Альбертовна

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка

Образовательная программа «Хочу все знать» имеет художественную направленность и представляет собой модуль по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов гимназии.

Педагогическая целесообразность модуля внеурочной деятельности «Хочу все знать»  обусловлена важностью создания условий для развития творческого потенциала учащихся и формирования их коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного воспитания и развития личности ребенка, его самосознания как члена ученического коллектива, будущего гражданина России.

Программа обеспечивает возможность ребёнку дополнительно заниматься музыкой и искусством, что позволит ему проявить себя в коллективе или индивидуально, продемонстрировать свой творческий потенциал, участвуя в социально значимых мероприятиях, конкурсах, концертах и фестивалях различного уровня.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена реализацией ФГОС второго поколения, что предусматривает соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся, значение художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов филологического цикла и предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, толерантность и патриотизм.

Цель программы:

создание условий для эстетического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его творческой самореализации на основе свободного выбора.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся гимназии:

  • воспитание и социализация духовно-нравственной личности
  • постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
  • формирование коммуникативных и социальных навыков обучающихся через внеурочную деятельность
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений                   об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Занимаясь по данной программе учащиеся обогащают свой художественно-эстетический кругозор, знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Учащиеся расширяют свои знания о жанрах изобразительного искусства, видах, стилях. Учащиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства России, разных эпох, декоративно-прикладного искусства.

Принципами организации внеурочной деятельности являются:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы гимназии;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Учебный план 1 года обучения

Название темы

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие

1.1

Беседа о значении изобразительного искусства. Правила работы с красками (гуашь, акварель).

2

1

1

2

Цветоведение

2.1

С чего все началось. История красок.

1

1

2.2

Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.

1

1

2.3

Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст.

1

1

2.4

Цветовая гамма: теплая. Рассматривание картин Васнецова, Репина, Левитана.

1

1

2.5

Цветовая гамма: холодная. Рассматривание картин Васнецова, Репина, Левитана.

1

1

2.6

Обобщающее занятие.

2

1

1

3

Декоративно прикладное искусство.

3.1

Народное прикладное творчество. Орнамент, узор. Работа по лекалам.

2

1

1

3.2

Элементы народной росписи. Хохлома.

2

1

1

3.3

Элементы народной росписи. Городец.

2

1

1

3.4

Элементы народной росписи. Гжель.

2

1

1

3.5

Обобщающее занятие.

1

1

4

Композиция.

4.1

Центр композиции.

1

1

4.2

Определение центра композиции. Я- художник иллюстратор. Работа по русской народной сказке «Маша и медведь».

2

1

1

4.3

Определение центра композиции. Я- художник иллюстратор.  Работа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

1

1

5

Архитектура

5.1

Дерево в русской архитектуре. (Изба)

1

1

5.2

Особенности русского быта. (Печь, самовар, красный угол и т. д.)

2

1

1

5.3

Особенности русской природы. Пейзаж.

2

1

1

5.4

Особенности русской природы. Натюрморт.

2

1

1

5.5

Особенности русского костюма. Портрет.

2

1

1

5.6

Обобщающее занятие.

1

1

ИТОГ

33

16

17

Условия реализации программы– 33 часа.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы занятий

Форма организации деятельности учащихся групповая.

Занятия ведутся по следующим направлениям:

  • художественно-образовательная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • формирование и закрепление художественных навыков;
  • анализ произведений изобразительного искусства;
  • коллективные работы;
  • выставочная деятельность.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Промежуточный контроль осуществляется путем участия детей в гимназическом фестивале «Серебряный ключ», выставок для родителей, тематических мероприятиях.

Итоговый контроль осуществляется путем проведения итоговых занятий.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

-  воспитание уважения к культурному наследию;

- воспитание личностных качеств: усидчивость, организованность, волю,   целеустремленность;

- воспитание желания реализовывать полученные исполнительские навыки    через публичные выступления (конкурсы, фестивали, концерты);

- воспитание потребности общения с искусством – посещение театров, художественных выставок;

- развитие мотивации учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию успеха\ неуспеха собственной учебной деятельности;

- воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире;

- воспитание детей в творческой атмосфере;

- стимулирование эмоционального восприятия действительности;

- формирование умения работать в коллективе.

Предметные:

- освоение цветоведения;

- приобретение необходимых технических навыков;

-владение навыком штриха;

- знание художественной терминологии;

- осознанно использование средств художественной выразительности при    выполнении работы;

-  умение выполнять разнохарактерные произведения;

-  умение анализировать художественные произведения;

-  знание особенностей художественных направлений;

- умение выполнять эскиз;

- самостоятельно определять задачи в работе над картиной.

Метапредметные:

- овладение навыками работы художественно-изобразительными средствами и композиционных решений в рамках рабочего листа;

- освоение способов решения творческих самостоятельных задач;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе художественной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- получение позитивной самооценки своих творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового анализа картины;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка художественных произведений, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.


                                                                            Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Содержание  занятия

Количество

    часов

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

план

факт

1

7.09

7.09

Вводное занятие

Беседа о значении изобразительного искусства. Правила работы с красками (гуашь, акварель).

1

Личностные – правила поведения на занятиях, соблюдение техники безопасности в процессе игровой деятельности.

2

14.09

14.09

1

3

21.09

21.09

Цветоведение

С чего все началось. История красок.

1

Личностные– чувствовать настроение и характер цвета.

Предметные - знать цветовые гаммы.

Метапредметные - умение устанавливать аналогии с окружающим миром, с разными видами искусств;

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

4

28.09

28.09

Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.

1

5

5.10

5.10

Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст.

1

6

12.10

12.10

Цветовая гамма: теплая. Рассматривание картин Васнецова, Репина. Левитана.

1

7

19.10

19.10

Цветовая гамма: холодная. Рассматривание картин Васнецова, Репина. Левитана.

1

8

26.10

26.10

Обобщающее занятие.

1

9

9.11

9.11

1

10

16.11

16.11

Графика

С чего начинается графика? Точка, штрих, пятно.

1

11

23.11

23.11

Знакомство с различными графическими материалами.

1

12

30.11

30.11

Графическое задание на отработку штриха.

1

13

7.12

7.12

Декоративно прикладное искусство.

Народное прикладное творчество. Орнамент, узор. Работа по лекалам.

1

Личностные – формировать познавательный интерес к новому учебному материалу

Предметные - знать основные промыслы; работать с орнаментом.

Метапредметные - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью орнамента и солярных знаков.

14

14.12

14.12

1

15

21.12

21.12

Элементы народной росписи. Хохлома.

1

16

27.12

27.12

Элементы народной росписи. Городец.

1

17

11.01

11.01

Элементы народной росписи. Гжель.

1

18

18.01

18.01

Обобщающее занятие.

1

19

25.01

25.01

Композиция.

Центр композиции.

1

Личностные- формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Предметные  - выявлять особенности композиции.

Метапредметные  - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью композиционного посторения. Формирование мыслительных операций анализ и синтез.

20

31.01

31.01

Определение центра композиции. Я- художник-иллюстратор. Работа по русской народной сказке «Маша и медведь».

1

21

1.02

1.02

1

22

8.02

8.02

Определение центра композиции. Я- художник-иллюстратор. Работа по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке  и рыбке».

1

23

15.02

15.02

1

24

22.02

22.02

Архитектура.

Дерево в русской архитектуре. (Изба).

1

Личностные- формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; совершенствовать изобразительные навыки.

Предметные- уметь различать деревянную архитектуру; особенности бытовых предметов.

Метапредметные  - изучение истории России.

25

27.03

Особенности русского быта. (Печь, самовар, красный угол и т.д.)

1

26

3.04

1

27

10.04

Особенности русской природы. Пейзаж.

1

28

17.04

1

29

24.04

Особенности русской природы. Натюрморт.

1

30

1.05

1

31

8.05

Особенности русского костюма. Портрет.

1

32

15.05

1

33

22.05

Обобщающее занятие.

1


Литература для учащихся

  1. Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
  2. Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи».  - Белый город, 2007.
  3. Гордеева М., «Великие художники». -  М.: «Директ-медиа», 2010.
  4. Литвиненко В. «Учимся рисовать».  - М.: Кристалл, 2001 г.
  5. Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.

Литература для учителя

  1. Журнал «Юный художник». № 7.  М.,  1990.
  2. Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
  3. Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
  4. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
  5. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
  6. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  7. Забелин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-М.2010
  8. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки.-М.,2014 год
  9. Виноградов Г.С. Детский народный календарь.- Иркутск,2013.Вып.№2.
  10. Капица О.И. Детский фольклор: Песни,потешки,сказки,-М.,2010.
  11. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагогическая школа.-М.,2010
  12. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла.2 ч.-М.,2011
  13. Белов В.И. Очерки о народной эстетике.-М.,2012
  14. Жегалова С.К. Русская народная живопись.-М.,2011
  15. Иванов И.П. Русский народный лубок.-М.,2013
  16. Дайн Г.Л. Русская игрушка.-М.,201