Конспект занятия «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов чашки»

На занятии дети 5-6 лет изучают элементы хохломской росписи и знакомятся с понятием  "орнамент".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zolotaya_hohloma.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Золотая хохлома.

Декоративная роспись шаблонов чашки»

Для детей 5-6 лет.

        Цель: изучение элементов хохломской росписи, составление простейшего орнамента.

        Задачи: продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.

        Оборудование:  хохломская посуда, таблицы, образец чашки с хохломским узором, нарисованная мелом на доске  чашка с изогнутой веткой, шаблоны чашки, гуашь, кисти.

Ход занятия.

        Перед занятием педагог выставляет на столе предметы с хохломской росписью

        Педагог: Сегодня мы с вами  познакомимся с золотой хохломой -  ярким, самобытным явлением русского народного декоративно-прикладного искусства.         

        Хохлома, Хохлома!

        Весь народ свела с ума!

        Яркая, лучистая,

        Узоры золотистые!

        Резные ложки и ковши

        Ты разгляди – ка, не спеши.

        Там травка вьётся и цветы

        Небывалой красоты

        Блестят они, как золотые,

        Как будто солнцем залитые.

        Все листочки как листочки,

        Здесь же - каждый золотой.

        Красоту такую люди –

        Называют Хохломой!

        

        Вот уже много-много лет народные умельцы  делают деревянные ковши -  «братины». Какую еще посуду вы здесь видите? Правильно, ложки и чашки, сахарницы и бокалы, вазы, подносы и широкие блюда. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженого, варенья, салатов, а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

        Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, нарядные, праздничные, красочные.

        Мастера выбирают для узоров цвета, которые хорошо сочетаются с золотым фоном. Как вы думаете, какие? Правильно, ребята. Красный, черный, зеленый, коричневый и желтый.

        А делают такую красивую посуду в селе Хохлома Нижегородской области, где с давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек.  Село называется Хохлома, и посуда, которая здесь изготавливается, тоже называется «хохломой».

        Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком, и сейчас они пользуются большим спросом.

        Чтобы сделать  такую красивую посуду мастерам приходится  потрудиться. Все эти предметы токарь выточил из деревьев таких пород, как  липа, берёза, осина. На эти пахнущие деревом изделия так и просится яркий узор.

        Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины.  Высохшее изделие олифят, просушивают и покрывают алюминиевым серебристым порошком. Оно становится гладким, блестящим. В таком виде оно и поступает на роспись в художественный цех.

         Здесь  расписывают масляными красками, вновь олифят и сушат в печах. После такой обработки хохломские изделия получают золотой оттенок, а красные узоры пламенеют на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной». Золотая хохлома,  потому что все предметы блестят как золото.

        Дети рассматривают хохломские изделия, выставленные на столе.

        Педагог: Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

        Дети знакомятся с элементами растительного орнамента.

        Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

        Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи.

        «осочки» - рисуются кончиком кисти сверху вниз;

        «травинки» - выполняются мазком с плавным расширением в середине;

        «капельки» -  кисть прикладывают к бумаге;

        «усики» - тонкие, закрученные линии выполняются кончиком кисти;

        «завитки» - закрученные мазки выполняются с небольшим расширением в середине элемента;

        «кустик» - это сложный элемент росписи, он состоит из простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «завитков», «травинок», «усиков», «капелек»;

        «ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются тычком (ватной палочкой); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

        «листики» - рисуются кистью по трое из одной точки.

        Педагог:  А какой главный элемент в хохломской росписи?
        Дети:  Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.

         Педагог: Узор всегда соответствует форме предмета. Посмотрите, ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

        Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад. )

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

        

Педагог: Ребята, сегодня мы будем украшать хохломским узором шаблон чашки. Посмотрите на узор на образце, внизу и вверху чашки нарисованы прямые полоски. Это кайма. Ребята, из чего состоит узор на чашке? Правильно, из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.

        Педагог вызывает ребенка к доске, предлагает провести пальцем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как расположены на ветке листики и ягоды (по три рядом), где расположены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета, которыми нарисованы элементы узора на желтой чашке (красный, черный, зеленый).

        Педагог: Узор на чашке нарисован всего тремя красками, но сочетание желтого фона с яркими красками сделало изделие нарядным.

        Ребята, посмотрите, в каком порядке следует рисовать элементы узора: сначала вверху и внизу чашки рисуем кайму, затем вдоль чашки слегка изогнутую центральную ветку, на ней изображаем ягоды и листья (по три), затем на свободных местах на ветке рисуем завитки и тоненькую травку. Узор должен получиться густым и занять много места на изделии.

        С помощью вопросов закрепить представление последовательности  изображения узора и предложить детям приступить к работе.

        Педагог: Не забывайте, кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.

        Самостоятельная работа детей.

         Роспись шаблонов чашек растительным орнаментом.

        В ходе занятия, когда дети нарисуют ягоды и листья, можно им посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали (точки и «усики»), а на листья нанести прожилки (желтые). Завитки и травку рисовать кончиком кисти.

        

        Подведение итогов занятия.

         Педагог: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить выставку ваших работ.

        Все работы вешают на стенде, дети рассматривают их. Вместе с детьми выбираем чашки наиболее удачные.

        Педагог: Ребята, чем эти чашки похожи на хохломские (узор, расположение, цветосочетание), на каких чашках узор получился густым, где особенно тонкая травка и завитки?  (Ответы детей)

        Дети, посмотрите на выставку, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная.