Главные вкладки
Методическая разработка по теме: «В мире народного зодчества.Традиционный русский дом. Деревня»
Тема «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня» реализуется по дисциплине «Основы изобразительной грамоты» в течение трех занятий в группе 3-его года обучения.
Целью занятий является формирование у детей представления об образе традиционного русского дома; русской деревни; воспитание уважения к русскому народному зодчеству; развитие навыков работы в сотрудничестве.
На данном занятии (2-ом занятии) учащиеся продолжат знакомство с традиционным русским домом:
- Узнают больше об отличительных особенностях изб Русского Севера и Средней полосы России;
- Вспомнят, почему «изба» называется «избой», из чего и как строили русскую избу;
- Закрепят понятия: «деревянное зодчество», «изба», «деревня», «улица», «фасад», «сруб», «врубка с остатком», «венец», «фронтон», «наличники и ставни окон», «подклет», «охлупень», «причелина», «полотенце», «лобовая доска», «конструкция», «декор», «домовая прорезная и глухая, долбленая корабельная резьба», «конструкция», «декор», «мотив», «солярные знаки»;
- Систематизируют знания о единстве конструкции и декора традиционного русского дома; о конструктивных элементах его декоративного убранства;
- Закрепят знания о народных представлениях, связанных с избой и об условно-символическом характере мотивов декора избы;
- Продолжат свою практическую работу, начатую на предыдущем занятии;
- Сформируют практические умения и навыки изображения конструктивных элементов декоративного убранства русской избы; символических знаков и традиционных мотивов; навыки передавать красоту теплых тонов дерева русской избы в гармонии с окружающей природой;
- Разовьют умение анализировать и аргументировать достоинства и недостатки коллективного творчества и своего вклада в общий результат работы;
- Разовьют навыки работы в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня» | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по теме:
«В мире народного зодчества.
Традиционный русский дом. Деревня»
Автор: Ольхина Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
2018 г.
Тема занятия: «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня»
(Реализация темы в течение трех занятий).
Цель занятия: формирование представления об образе традиционного русского дома; русской деревни; воспитание уважения к русскому народному зодчеству; развитие навыков работы в сотрудничестве.
Задачи занятия:
Обучающие:
- закрепить понятия: «деревянное зодчество», «изба», «деревня», «улица», «фасад», «сруб», «врубка с остатком», «венец», «фронтон», «наличники и ставни окон», «подклет», «охлупень», «причелина», «полотенце», «лобовая доска», «конструкция», «декор», «домовая прорезная и глухая, долбленая корабельная резьба», «конструкция», «декор», «мотив», «солярные знаки»;
- расширить знания об основных типах крестьянских домов;
- систематизировать знания об единстве конструкции и декора традиционного русского дома; о конструктивных элементах его декоративного убранства;
- закрепить знания о народных представлениях, связанных с избой и об условно-символическом характере мотивов декора избы.
Развивающие:
- формировать эмоционально – чувственную сферу личности ребенка через приобщение к русским истокам;
- формировать практические умения и навыки изображения конструктивных элементов декоративного убранства русской избы; символических знаков и традиционных мотивов; передавать красоту теплых тонов дерева русской избы в гармонии с окружающей природой;
- развивать умение анализировать и аргументировать достоинства и недостатки коллективного творчества и своего вклада в общий результат работы;
- развивать навыки работы в сотрудничестве.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к уникальным памятникам русского народного зодчества; культуру общения.
Тип занятия: занятие, ориентированное на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия: комбинированная, образовательное путешествие, практикум.
Вид занятия: рисование по образцу и по представлению.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, практический, творческий; сотрудничество.
Оборудование:
Для учителя: 4 плаката, показывающие последовательность выполнения работы (Эскиз коллективного фриза, три этапа индивидуальной работы); плакаты: «Приемы работы живописными материалами»; «Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб»; «Красные окна русских изб»; «Лобовые доски русских изб»; фотографии русских изб (Русский Север – деревянные дома о. Кижи, Средняя полоса России – деревянные дома Нижегородской, Владимирской, Ивановской области); репродукции картин художников.
Для учащихся: Бумага Ф – А3, простые карандаши, гуашь/акварель, кисти (белка № 2 – 5), ножницы, клей ПВА.
Содержание занятия.
Тема занятия: «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня»
На предыдущем занятии вы совершили виртуальное путешествие в удивительный мир народного деревянного зодчества, и выполнили совместный эскиз и индивидуальные эскизы для фризовой композиции «Традиционный русский дом. Деревня». Сегодня мы продолжим знакомство с традиционным русским домом.
На занятии вы:
- Узнаете больше об отличительных особенностях изб Русского Севера и Средней полосы России;
- Вспомните, почему «изба» называется «избой», из чего и как строили русскую избу;
- Систематизируете знания о конструктивных элементах и элементах декора русской избы;
- Закрепите знания о народных представлениях, связанных с избой и об условно-символическом характере мотивов декора избы;
- Продолжите свою практическую работу, начатую на предыдущем занятии.
(Презентация, слайды 1 - 2)
Педагог: Избы Русского Севера (Кижи - остров в Онежском озере. Там расположен знаменитый Музей – заповедник народного деревянного зодчества и этнографии) - величавые хоромы в два - три этажа. Это часто не один сруб, а несколько, соединенных под одной крышей. При рассмотрении северных русских изб возникает образ избы – богатыря.
Русский Север – край уникальных деревянных домов – комплексов: «брус», «глаголь», «кошель». Компоновка «брусом» - компоновка жилой и хозяйственной частей дома «в одну связь» (жилая часть, сени, хозяйственный двор следуют друг за другом). При компоновке «глаголем» - жилая и хозяйственная части расположены под прямым углом друг к другу. При компоновке «кошелем» жилые и хозяйственные помещения объединены в единый квадратный сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей. Вершина ската проходит по оси жилой части дома. Дом похож на кошель. Основными частями русской избы являются: крыльцо, изба, сени, хозяйственная часть избы, окно, скотный двор, крыша.
В сравнении с северными избами избы Средней полосы России (Нижегородская, Владимирская, Московская, Ивановская области и др.) - более приземистые, но в них своя красота и особая стать. Их фасад богато украшены глухой, долбленой, корабельной резьбой.
(Презентация, слайд 3 - 5)
Педагог: Посмотрите внимательно на фотографии изб и ответьте: Какая из них является постройкой Русского Севера, а какая – Средней полосы России?
Учащиеся: На фотографиях №1;4 изображены избы Русского Севера; а на фотографиях № 2;3 - Средней полосы России.
(Презентация, слайд 6)
Педагог: Вспомните, почему «изба» имеет такое название?
Учащиеся: Слово «изба» в древности звучало, как «истьба» («истопка»), то есть жилище, которое отапливалось изнутри (внутри избы располагается печь).
(Презентация, слайд 7)
Педагог: Избой называется сруб, состоящий из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен. Каждый ряд из четырех бревен составляет венец. Соединение бревен в углах срубов называют врубкой. Применяется, как правило, врубка «в обло» (с выпусками). Вспомните, что являлось основным инструментом строительства русской избы? Откуда произошло слово «деревня»?
Учащиеся: Основной инструмент строительства - топор. Избы рубили из дерева, отсюда слово - «деревня».
(Презентация, слайд 8)
Педагог: На прошлом занятии я вам рассказывала о том, что в художественном образе русской избы наблюдается единство конструкции и декора, показывала конструктивные элементы и элементы декора русской избы. Назовите их.
Учащиеся: Фронтон – верхняя часть здания в виде треугольника, образованного двумя скатами крыши. Двускатную крышу русской избы венчает конь-охлупень. Конь был олицетворением силы, добра и красоты. Он символизировал солнце, движущееся по небу. Конь – знак-оберег, защищал жилище от злых духов. Фронтон избы украшают: доски-полотенца и доски-причелины. Доски-полотенца закрывают стык причелин сверху и места врубок бревен. Доски-причелины спускающиеся по краю крыши. Лобовая доска закрывала стык бревен сруба с досками треугольника фронтона. Наличники и ставни окон выглядели как их драгоценная оправа. Окна связывали домашний мир с миром внешним.
(Презентация, слайд 9)
Педагог: Образ русского дома, по представлению народа - образ Вселенной. Вспомните, какие народные представления связанны с русской избой.
Учащиеся: Двускатная крыша избы в представлении наших предков - Небо, сама изба – Земля, подклет (подсобные помещения) – Подземный мир. Традиционный русский дом несет образное начало – «очеловеченность» облика. Крыша – шапка избы, окна – очи избы, лобовая доска – чело избы.
(Презентация, слайд 10)
Педагог: Назовите основные мотивы декора русской избы? Что они означают и как создаются?
Учащиеся: Основными мотивами декора русской избы являются - цветы, плоды, растения, птицы, фантастические существа (львы – собаки, русалки - берегини и т. п.). Это изображения –знаки, обереги. Украшают дом и оберегают его домочадцев Солярные (солнечные) знаки - знаки Солнца и Земли. Резные круглые розетки и полурозетки – это символическое изображение Солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, ряд небольших отверстий - символы Земли. Горизонтальная волнистая линия символизирует Небо с запасами воды. Мотивы создаются при помощи домовой прорезной и глухой, долбленой, корабельной резьбы.
(Презентация, слайды 11- 12)
Педагог: В старину деревенские избы ставили не по порядку. О чем свидетельствует репродукция картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге – получилась «у – лица» - картина Ефремова «Северная деревня». Русский поэт Сергей Есенин вкладывал свою любовь к родине во все, что изображал в своих стихотворениях: и в пустырь, и в березу, и в русскую избу.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех – то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой – ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил…
С.А.Есенин
(Презентация, слайд13)
Задание для коллективной работы:
Создать фризовую композицию «Традиционный русский дом. Деревня», соблюдая единство конструкции и декора, условно – символический характер образного языка декора. Дополнить фризовую композицию элементами сада за домом или палисадника перед домом.
Последовательность выполнения задания.
(Реализация темы в течение трех занятий).
- Создать совместно эскиз фризовой композиции «Традиционный русский дом. Деревня» и проработать эскиз своей части общей композиции (1 -е занятие);
- Выполнить индивидуально каждому свою часть общей фризовой композиции «Традиционный русский дом. Деревня» в определенном формате (2-е; 3 –е занятие);
- Создать единое панно «Традиционный русский дом. Деревня» (вырезать силуэты изб и других деталей для общей композиции; монтаж работ на заготовленные листы ватмана) (3 – е занятие).
Этапы индивидуальной работы:
Работа в карандаше:
- построить основные части композиции на листе бумаги –клеть, ворота;
- выполнить построение конструктивных элементов декоративного убранства русской избы (фронтон с причелинами и полотенцами; окна, обрамленные наличниками и ставнями; лобовая доска);
- проработать декор конструктивных элементов декоративного убранства русской избы и ворот;
- дополнить композиции элементами сада за домом или палисадником перед домом.
Работа в цвете (краски подбираются на палитре путем смешивания цветов):
прокладка основных цветов, прописка деталей, обобщение и завершение работы.
(Презентация, слайд 14)
Самостоятельная работа.
Для педагога: Если у большинства учащихся возникает одна и та же ошибка, педагог обращает на нее внимание всех учащихся, а, при необходимости, помогает ребенку индивидуально.
Для учащихся: Дети выполняют работу.
Итог занятия. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу и пришло время подвести его итоги.
Закончи, пожалуйста, предложения:
Я узнал о…
Я научился…
Работать в сотрудничестве мне…
Я оценил свою работу…(Аргументация)
(Презентация, слайд 15)
Мини – выставка и экспресс просмотр выполненных работ: анализ работ, выявление ошибок, определение лучших работ.
Глоссарий.
«Гармония» – это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. Достижение ее – основная композиционная задача художника. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.
«Декор» (от лат. –украшать) – совокупность украшающих предмет изобразительных элементов.
«Деревянное зодчество» - искусство строительства из дерева. В деревянных постройках с наибольшей силой проявились национальные черты. Основу русского деревянного строения составлял сруб из горизонтально уложенных венцов, связанных в углах врубками. Русское деревянное зодчество легло в основу каменного зодчества и развивалось параллельно с ним.
«Изба» «истьба» («истопка»), то есть жилище, которое отапливалось изнутри. Изба – русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции.
«Колорит» – общая эстетическая оценка цветовых качеств того или иного произведения искусства. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Колорит бывает теплым и холодным. Цветовое пятно может стать акцентом всей работы. Цвета, которые невозможно получить при помощи смешивания каких – либо красок, называют – основными. Это – желтый, красный и синий цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это – фиолетовый, зеленый и оранжевый. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну вошли красные, оранжевые, желтые, желто – зеленый цвета, получившие название «теплых», а другую – голубовато – зеленые, голубые, синие, фиолетовые, называемые «холодными».
«Композиция» - это соединение частей в единое целое, расположение в пространстве или на плоскости в соответствии с какой – либо идеей. Композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространств между ними. В композиции важно определить доминирующую часть (сделать акцент).
«Конструкция» – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы в единое целое.
«Лобовая доска» - доска, закрывающая стык бревен сруба с досками треугольника фронтона.
«Мотив» - повторяющийся декоративный элемент композиции.
«Образ – символ» - условный знак.
«Основные типы крестьянских жилищ» – компоновка «брусом», «глаголем», «кошелем».
«Перспектива» (от лат. Percpectio - ясно вижу) - учение о том, как правильно, сохраняя ощущение глубины, изображать на плоскости предметы в пространстве, т. е. так как мы видим их в натуре. Существует закон линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива означает кажущееся уменьшение равных по величине предметов по мере их удаления, на линии горизонта они превращаются в точку. Воздушная перспектива – означает изменение (ослабление) резкости, очертания предметов по мере их удаления. Линия горизонта находится всегда на уровне наших глаз.
«Полотенце» - вертикальная резная доска, прикрывает стык между причелинами.
«Причелина» - доски на фронтоне (при че, на лице) деревянной постройки, обычно украшенные резьбой.
«Пропорции» в переводе с лат. означает – «соотношение», «соразмерность» - размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Соразмерность частей образует красоту.
«Ритм» – чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность.
«Симметрия» - такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой – либо другой оси.
«Солярные» (солнечные) знаки Сонлца и Земли - резные круглые розетки и полурозетки –символическое изображение Солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, ряд небольших отверстий - символы Земли. Горизонтальная волнистая линия символизирует Небо с запасами воды. Знаки Солнца и Земли украшают дом и оберегают его домочадцев.
«Сруб» - стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в обло» (с остатком), «в лапу» (без остатка), «в реж» (в неотапливаемых частях построек – врубка с просветом). Щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом.
«Фасад» - наружная, лицевая сторона здания.
«Фронтон» – верхняя часть здания в виде треугольника, образованного двумя скатами крыши. Двускатную крышу русской избы венчает конь-охлупень. Фронтон избы украшают: доски-полотенца и доски-причелины.
Литература.
- Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. - СПб.: Стройиздат. 1999. – 256 с.
- История русской архитектуры. / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. - СПб.: Стройиздат. 1994. – 600 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука. 1988. – 783 с.
Образовательные ресурсы:
- ЭОР, созданные педагогом: презентация по теме: «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня».
- ЭОР Лицензионные: Музыкальный диск. Русская балалайка. Фирма производитель: «midem – records», лицензия МПТР РФ ВАФ № 77 – 213.
Интернет – источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_традиционное_жилище - материалы о русской избе.
- Яндекс.Картинки›о традиционном русском доме