Методическая разработка по теме: «В мире народного зодчества.Традиционный русский дом. Деревня»

Ольхина Светлана Сергеевна

Тема «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня» реализуется по дисциплине «Основы изобразительной грамоты» в течение трех занятий в группе 3-его года обучения.

Целью занятий является формирование  у детей представления об образе традиционного русского дома; русской деревни; воспитание  уважения к русскому народному зодчеству; развитие навыков работы в сотрудничестве.

На данном занятии (2-ом занятии) учащиеся продолжат знакомство с традиционным русским домом:

  • Узнают больше об отличительных особенностях изб Русского Севера и Средней полосы России;
  • Вспомнят, почему «изба» называется «избой», из чего и как строили русскую избу;
  • Закрепят понятия: «деревянное зодчество», «изба»,  «деревня», «улица», «фасад», «сруб», «врубка с остатком», «венец», «фронтон», «наличники и ставни окон», «подклет», «охлупень», «причелина», «полотенце», «лобовая доска»,  «конструкция»,  «декор», «домовая прорезная и глухая, долбленая корабельная резьба», «конструкция», «декор», «мотив»,  «солярные знаки»;
  • Систематизируют знания о единстве конструкции и декора традиционного русского дома; о конструктивных элементах его декоративного убранства;
  • Закрепят знания о народных представлениях, связанных с избой и об условно-символическом характере мотивов декора избы;
  • Продолжат свою практическую работу, начатую на предыдущем занятии;
  • Сформируют практические умения и навыки изображения конструктивных элементов декоративного убранства русской избы; символических знаков и традиционных  мотивов; навыки передавать красоту теплых тонов дерева русской избы в гармонии с окружающей природой;
  • Разовьют умение анализировать и аргументировать достоинства и недостатки коллективного творчества и своего вклада в общий результат работы;
  • Разовьют навыки работы в сотрудничестве.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по теме:

«В мире народного зодчества.

Традиционный русский дом. Деревня»

Автор: Ольхина Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

                                             

2018 г.

Тема занятия:   «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня»

(Реализация темы  в течение трех занятий).

Цель занятия: формирование представления об образе традиционного русского дома; русской деревни; воспитание  уважения к русскому народному зодчеству; развитие навыков работы в сотрудничестве.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • закрепить понятия: «деревянное зодчество», «изба»,  «деревня», «улица», «фасад», «сруб», «врубка с остатком», «венец», «фронтон», «наличники и ставни окон», «подклет», «охлупень», «причелина», «полотенце», «лобовая доска»,  «конструкция»,  «декор», «домовая прорезная и глухая, долбленая корабельная резьба», «конструкция», «декор», «мотив»,  «солярные знаки»;
  • расширить знания об основных типах крестьянских домов;  
  • систематизировать знания об единстве конструкции и декора традиционного русского дома; о конструктивных элементах его декоративного убранства;
  • закрепить знания о народных представлениях, связанных с избой и об условно-символическом характере мотивов декора избы.

Развивающие:

  • формировать эмоционально – чувственную сферу личности ребенка через приобщение к русским истокам; 
  • формировать практические умения и навыки изображения конструктивных элементов декоративного убранства русской избы; символических знаков и традиционных  мотивов; передавать красоту теплых тонов дерева русской избы в гармонии с окружающей природой;
  • развивать умение анализировать и аргументировать достоинства и недостатки коллективного творчества и своего вклада в общий результат работы;
  • развивать навыки работы в сотрудничестве.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к уникальным памятникам русского народного зодчества; культуру общения.

Тип занятия: занятие, ориентированное на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма занятия: комбинированная, образовательное путешествие, практикум.

Вид занятия: рисование по образцу и по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, практический, творческий; сотрудничество.

Оборудование:

Для учителя: 4 плаката, показывающие  последовательность выполнения работы  (Эскиз коллективного фриза,  три этапа индивидуальной работы); плакаты: «Приемы работы живописными материалами»; «Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб»; «Красные окна русских изб»;  «Лобовые доски русских изб»; фотографии русских изб (Русский Север – деревянные дома о. Кижи, Средняя полоса России – деревянные дома Нижегородской, Владимирской, Ивановской области); репродукции картин художников.

Для учащихся: Бумага Ф – А3, простые карандаши, гуашь/акварель, кисти (белка № 2 – 5), ножницы, клей ПВА.

Содержание занятия.

Тема занятия: «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня»

На предыдущем занятии вы совершили  виртуальное путешествие в удивительный мир народного деревянного зодчества, и выполнили совместный эскиз и индивидуальные эскизы для фризовой композиции «Традиционный русский дом. Деревня». Сегодня мы продолжим знакомство с традиционным русским домом.

На занятии вы:

  • Узнаете больше об отличительных особенностях изб Русского Севера и Средней полосы России;
  • Вспомните, почему «изба» называется «избой», из чего и как строили русскую избу;
  • Систематизируете знания о конструктивных элементах и элементах декора  русской избы;
  • Закрепите знания о народных представлениях, связанных с избой и об условно-символическом характере мотивов декора избы;
  • Продолжите свою практическую работу, начатую на предыдущем занятии.

 (Презентация, слайды 1 - 2)

Педагог: Избы Русского Севера (Кижи - остров в Онежском озере. Там расположен знаменитый Музей – заповедник народного деревянного зодчества и этнографии)  - величавые хоромы в два - три этажа. Это часто не один сруб, а несколько, соединенных под одной крышей. При рассмотрении северных русских изб возникает образ избы – богатыря.

Русский Север – край уникальных деревянных домов – комплексов: «брус», «глаголь», «кошель». Компоновка «брусом» - компоновка жилой и хозяйственной частей дома «в одну связь» (жилая часть, сени, хозяйственный двор следуют друг за другом). При компоновке «глаголем»  - жилая  и хозяйственная части расположены под прямым углом друг к другу. При компоновке «кошелем» жилые и хозяйственные помещения объединены в единый квадратный сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей. Вершина ската проходит по оси жилой части дома. Дом похож на кошель. Основными частями русской избы являются: крыльцо, изба, сени, хозяйственная часть избы, окно, скотный двор, крыша.

В сравнении с северными избами избы Средней полосы России (Нижегородская, Владимирская, Московская, Ивановская области и др.) -  более приземистые, но в них своя красота и особая стать. Их фасад богато украшены глухой, долбленой, корабельной  резьбой.

(Презентация, слайд 3 - 5)

Педагог: Посмотрите внимательно на фотографии изб и ответьте: Какая из них является постройкой Русского Севера, а какая – Средней полосы России?

Учащиеся: На фотографиях №1;4 изображены избы Русского Севера; а на фотографиях № 2;3 - Средней полосы России.

(Презентация, слайд 6)

Педагог: Вспомните, почему «изба» имеет такое название?

Учащиеся: Слово «изба» в древности звучало, как «истьба» («истопка»), то есть жилище, которое отапливалось изнутри (внутри избы располагается  печь).

(Презентация, слайд 7)

Педагог: Избой называется сруб, состоящий из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен. Каждый ряд из четырех бревен составляет венец. Соединение бревен в углах срубов называют врубкой. Применяется, как правило, врубка «в обло» (с выпусками). Вспомните, что являлось основным инструментом строительства русской избы? Откуда произошло слово «деревня»?

Учащиеся: Основной инструмент строительства - топор. Избы рубили из дерева, отсюда слово - «деревня».

(Презентация, слайд 8)

Педагог: На прошлом занятии я вам рассказывала о том, что в художественном образе русской избы наблюдается единство конструкции и декора, показывала конструктивные элементы и элементы декора русской избы. Назовите их.

Учащиеся: Фронтон – верхняя часть здания в виде треугольника, образованного двумя скатами крыши. Двускатную крышу русской избы венчает  конь-охлупень. Конь был олицетворением силы, добра и красоты. Он символизировал солнце, движущееся по небу. Конь – знак-оберег, защищал жилище от злых духов.  Фронтон избы украшают: доски-полотенца и доски-причелины.  Доски-полотенца закрывают стык причелин сверху и места врубок бревен.  Доски-причелины  спускающиеся по краю крыши. Лобовая доска закрывала стык бревен сруба с досками треугольника фронтона. Наличники и ставни окон выглядели как их драгоценная оправа. Окна связывали домашний мир с миром внешним.

(Презентация, слайд 9)

Педагог: Образ русского дома, по представлению народа - образ Вселенной. Вспомните, какие народные представления связанны с русской избой.

Учащиеся: Двускатная крыша избы в представлении наших предков - Небо, сама изба –  Земля, подклет (подсобные помещения) –  Подземный мир. Традиционный русский дом несет образное начало – «очеловеченность» облика. Крыша – шапка избы, окна – очи избы, лобовая доска – чело избы.

(Презентация, слайд 10)

Педагог: Назовите основные мотивы декора русской избы? Что они означают и как создаются?

Учащиеся: Основными мотивами декора русской избы являются - цветы, плоды, растения, птицы, фантастические существа (львы – собаки, русалки - берегини и т. п.).  Это изображения –знаки, обереги. Украшают дом и оберегают его домочадцев Солярные (солнечные) знаки  - знаки Солнца и Земли. Резные круглые розетки и полурозетки – это символическое изображение Солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, ряд небольших отверстий  - символы Земли. Горизонтальная волнистая линия символизирует Небо с запасами воды. Мотивы создаются  при помощи  домовой прорезной и глухой, долбленой, корабельной резьбы.

 (Презентация, слайды 11- 12)

Педагог: В старину деревенские избы ставили не по порядку. О чем свидетельствует репродукция картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка».  Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге – получилась «у – лица» - картина Ефремова «Северная деревня». Русский поэт Сергей Есенин вкладывал свою любовь к родине во все, что изображал в своих стихотворениях: и в пустырь, и в березу, и в русскую избу.

                                                           Край ты мой заброшенный,

                                                            Край ты мой, пустырь,

                                                            Сенокос некошеный,

                                                            Лес да монастырь.

                                                            Избы забоченились,

                                                            А и всех – то пять.

                                                            Крыши их запенились

                                                            В заревую гать.

                                                            Под соломой – ризою

                                                            Выструги стропил,

                                                            Ветер плесень сизую

                                                            Солнцем окропил…

                                      С.А.Есенин

(Презентация, слайд13)

Задание для  коллективной работы:

Создать фризовую композицию «Традиционный русский дом. Деревня», соблюдая  единство конструкции и декора, условно – символический характер образного языка декора.  Дополнить фризовую композицию элементами сада за домом или  палисадника перед домом.

Последовательность выполнения задания.

 (Реализация темы  в течение трех занятий).

  1. Создать совместно эскиз фризовой композиции «Традиционный русский дом. Деревня» и проработать эскиз своей части общей композиции (1 -е занятие);  
  2. Выполнить индивидуально каждому свою часть общей фризовой композиции «Традиционный русский дом. Деревня» в определенном формате (2-е; 3 –е занятие);
  3. Создать единое панно «Традиционный русский дом. Деревня» (вырезать силуэты изб и других деталей для общей композиции; монтаж работ на заготовленные листы ватмана) (3 – е занятие).

Этапы индивидуальной работы:

Работа в карандаше:

- построить основные части композиции на листе бумаги –клеть, ворота;

- выполнить построение конструктивных элементов декоративного убранства русской избы (фронтон с причелинами и полотенцами;  окна, обрамленные наличниками и ставнями; лобовая доска);

- проработать декор конструктивных элементов декоративного убранства русской избы и ворот;

- дополнить композиции элементами сада за домом или палисадником перед домом.

Работа в цвете (краски подбираются на палитре путем смешивания цветов):

прокладка основных цветов, прописка деталей, обобщение и завершение работы.

(Презентация, слайд 14)

Самостоятельная работа.

Для педагога: Если у большинства учащихся возникает одна и та же ошибка, педагог обращает на нее внимание всех учащихся, а, при необходимости, помогает ребенку индивидуально.

Для учащихся:  Дети выполняют работу.

Итог занятия. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу и пришло время подвести его итоги.

Закончи, пожалуйста, предложения:

Я узнал о…

Я научился…

Работать в сотрудничестве мне…

Я оценил свою работу…(Аргументация)

(Презентация, слайд 15)

Мини – выставка и экспресс просмотр выполненных работ: анализ работ, выявление ошибок, определение лучших работ.

Глоссарий.

«Гармония»  это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. Достижение ее – основная композиционная задача художника. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.

 «Декор» (от лат. –украшать) – совокупность украшающих предмет изобразительных элементов.

 «Деревянное зодчество» - искусство строительства из дерева. В деревянных постройках с наибольшей силой проявились национальные  черты. Основу русского деревянного строения составлял сруб из горизонтально уложенных венцов, связанных в углах врубками. Русское деревянное зодчество легло в основу каменного зодчества и развивалось параллельно с ним.

«Изба» «истьба» («истопка»), то есть жилище, которое отапливалось изнутри. Изба – русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции.

 «Колорит» – общая эстетическая оценка цветовых качеств того или иного произведения искусства. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Колорит бывает теплым и холодным. Цветовое пятно может стать акцентом всей работы. Цвета, которые невозможно получить при помощи смешивания каких – либо красок, называют – основными. Это – желтый, красный и синий цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это – фиолетовый, зеленый и оранжевый. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну вошли красные,  оранжевые, желтые, желто – зеленый цвета, получившие название «теплых», а другую – голубовато – зеленые, голубые, синие, фиолетовые, называемые «холодными».  

«Композиция»  - это соединение частей в единое целое, расположение в пространстве или на плоскости в соответствии с какой – либо идеей.  Композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространств между ними. В композиции важно определить доминирующую часть (сделать акцент).

«Конструкция» – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы в единое целое.

«Лобовая доска»  - доска, закрывающая стык бревен сруба с досками треугольника фронтона.

 «Мотив» - повторяющийся декоративный элемент композиции.

«Образ – символ» - условный знак. 

«Основные типы крестьянских жилищ» – компоновка «брусом», «глаголем», «кошелем».

«Перспектива»  (от лат. Percpectio - ясно вижу)  - учение о том, как правильно, сохраняя ощущение глубины, изображать на плоскости предметы в пространстве, т. е.  так как мы  видим их в натуре. Существует закон линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива означает кажущееся уменьшение равных по величине предметов по мере их удаления, на линии горизонта они превращаются в точку. Воздушная перспектива – означает изменение (ослабление) резкости, очертания предметов по мере их удаления. Линия горизонта находится всегда на уровне наших глаз.

«Полотенце»  - вертикальная резная доска, прикрывает стык между причелинами.

«Причелина»   - доски на фронтоне (при че, на лице) деревянной постройки, обычно украшенные резьбой.

«Пропорции» в переводе с лат. означает – «соотношение», «соразмерность» - размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Соразмерность частей образует красоту.

«Ритм» – чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность.

 «Симметрия» - такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой – либо другой оси.

«Солярные» (солнечные) знаки Сонлца и Земли - резные круглые розетки и полурозетки –символическое изображение Солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, ряд небольших отверстий  - символы Земли. Горизонтальная волнистая линия символизирует Небо с запасами воды. Знаки Солнца и Земли украшают дом и оберегают его домочадцев.

«Сруб» - стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в обло» (с остатком), «в лапу» (без остатка), «в реж» (в неотапливаемых частях построек – врубка с просветом). Щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом.

«Фасад» - наружная, лицевая сторона здания.

«Фронтон» – верхняя часть здания в виде треугольника, образованного двумя скатами крыши. Двускатную крышу русской избы венчает  конь-охлупень. Фронтон избы украшают: доски-полотенца и доски-причелины.  

Литература.

  1. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. - СПб.: Стройиздат. 1999. – 256 с.
  2. История русской архитектуры. / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. - СПб.: Стройиздат. 1994. – 600 с.
  3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.  - М.: Наука. 1988. – 783 с.

Образовательные ресурсы:

- ЭОР, созданные педагогом: презентация по теме: «В мире народного зодчества. Традиционный русский дом. Деревня».

- ЭОР Лицензионные: Музыкальный диск. Русская балалайка. Фирма производитель: «midem – records», лицензия МПТР РФ ВАФ № 77 – 213.

Интернет – источники: